В апреле здание БДТ на Фонтанке закрывается на полугодовой ремонт. Это нужно, чтобы исправить ошибки масштабной реконструкции 2011–2014 годов. Она обошлась бюджету более чем в 6 миллиардов рублей и обернулась для театра протечками подвала и крыши, проблемами с грунтом, стенами и оборудованием. Всё это до сих пор мешает работе БДТ.
«Бумага» рассказывает полную историю реконструкции театра. Читайте о ходе ремонта, многочисленных дефектах, уголовных делах о мошенничестве на миллионы рублей, заведенных в отношении подрядчиков, и работе БДТ в это время.
БДТ закрыли на реконструкцию в 2011 году. Здание было в «ограниченно работоспособном состоянии»
В январе 2011-го здание на набережной Фонтанки, 65, в котором БДТ размещается с 1920 года, закрылось на масштабную реконструкцию. Необходимость ремонта театра показали исследования технического состояния здания 2009 года.
— Обследование показало, что здание находится в ограниченно работоспособном состоянии. Это значит, что угроза внезапного разрушения строительных конструкций отсутствует, однако дальнейшая эксплуатация здания возможна лишь после усиления несущих конструкций, в том числе фундаментов.
По словам Ермакова, в здании необходимо было:
- укрепить фундамент;
- полностью заменить внутренние инженерные системы;
- отреставрировать предметы декоративно-прикладного искусства, находящиеся под охраной КГИОП;
- провести комплексную реставрацию арок, лестниц, фасада, зрительного зала.
Заказчиком реконструкции выступило министерство культуры РФ через свою организацию — «Северо-Западную дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации». Ремонтом и поставкой оборудования занялись, выиграв открытые конкурсы Минкульта на более чем 2 миллиарда рублей, генподрядчики — «Балтстрой» и «Театрально-декорационные мастерские».
Труппа БДТ, которой тогда руководил Темур Чхеидзе, покинула здание на Фонтанке в самом начале реконструкции, в январе 2011 года. Уже после старта работ, в начале 2012-го, чиновники Минкультуры заявили, что зданию необходим более серьезный ремонт. «Прогнило всё — от фундамента до стен, трещины большие, — говорил в то время министр культуры Александр Авдеев. — И сейчас потребовалось дополнительно, как показала экспертиза, проведенная в конце [2011] года, еще 3 млрд рублей».
Театр открыли в 2014-м, на работы ушло 6 млрд рублей. Через четыре года начались суды из-за дефектов реконструкции
Изначально здание БДТ на Фонтанке должны были открыть осенью 2013 года. Позже Минкульт перенес дату окончания реконструкции на 2014-й, объявив о необходимости устройства систем освещения, отопления, водопровода и канализации. В итоге БДТ открылся в якобы полностью отремонтированном здании лишь в сентябре 2014 года. В общей сложности работы заняли 3,5 года.
— В мой первый рабочий день в БДТ, в мае 2014 года, состоялось большое совещание с министром культуры Владимиром Мединским, посвященное приемке здания театра после реконструкции. Несмотря на все старания подрядчиков убедить участников приемки, что здание готово, всем было очевидно, что дату сдачи объекта надо переносить. Сначала была назначена дата в середине лета, но в конечном итоге всё перенесли на сентябрь 2014 года.
Затраты на реконструкцию в БДТ оценивают в 6,1 миллиарда рублей. Для сравнения: реконструкция Александринского театра в 2006-м потребовала 1,5 миллиарда, а полное строительство второй сцены Мариинского театра в течение пяти лет — 22 миллиардов. При этом важно, что в БДТ по инициативе Могучего с 2013 по 2014 год была построена сцена-трансформер, одна из самых технологичных сцен в стране.
Дирекция Минкультуры приняла реконструкцию. Подрядчики рассказывали СМИ об успешном завершении ремонта — в частности, как там провели колоссальные работы по углублению здания, чтобы устранить конструктивные проблемы, возникшие за время расположения театра на «тяжелой с точки зрения геологии» петербургской земле.
— Сразу после возвращения в здание на Фонтанке в театре были созданы комиссии по направлениям инженерного и сценического оборудования и хозяйственной части, которые должны были проверить наличие и работоспособность систем, а также принять всю необходимую документацию. Комиссии обнаружили значительные недостачи, замену оборудования и отсутствие документации. Практически сразу стало понятно, что имеются большие проблемы с гидроизоляцией подвала, где происходили регулярные затопления, и проблемы с крышей — здание страдало от постоянных протечек. Со всеми этими претензиями БДТ сначала обратился к СЗД для устранения существующих проблем в рамках гарантийных обязательств. К тому моменту наши замечания к подрядчикам, препятствующие приемке, составили несколько томов.
Пресс-служба БДТ предоставила «Бумаге» список арбитражных дел, из которого следует, что театр не принимал работы, а в середине 2017 года заказчик реконструкции «Северо-Западная дирекция» впервые подал иск к БДТ о принуждении к приемке работ. Это дело приостановили из-за встречного иска БДТ к СЗД. «Деловой Петербург» со ссылкой на «осведомленный источник» писал, что внимание правоохранительных органов к проблеме удалось привлечь только после того, как информацию о проблемах театра напрямую передали премьер-министру Дмитрию Медведеву.
Позже сотрудники БДТ рассказывали, что на фасаде здания появились трещины, стали разрушаться стены, подвал с оборудованием регулярно затапливало, из-за чего там образовался грибок и плесень, пол вздулся, а в здании появилась моль.
В 2018 году против подрядчиков реконструкции возбудили уголовные дела. Руководство этих компаний ранее подозревали в хищениях
В апреле 2017 года прокуратура подтвердила, что в ходе реконструкции БДТ были допущены нарушения минимум на 68,7 миллиона рублей. Об этом через год писал «РБК» со ссылкой на предписание. Адвокат театра Алексей Добрынин говорил изданию, что юристы БДТ самостоятельно провели расследование и передали данные в СК и прокуратуру.
В феврале 2018 года СЗД подали иск к «Балтстрою» с требованием выполнить гарантийные обязательства на объекте БДТ, позднее к иску присоединился и театр. Тогда же МВД по Петербургу и Ленобласти возбудило первое уголовное дело из-за реконструкции — об особо крупном мошенничестве — в отношении неустановленных лиц из компании «Театрально-декорационные мастерские». Как следует из документов, «ТДМ» получила госконтракты на 1,9 миллиарда рублей: они предусматривали реконструкцию и реставрацию здания и театрального оборудования. Следователи считали, что исполнители передавали в министерство культуры фальшивые документы и отчитывались о выполнении работ, которые на самом деле не были завершены. На основании этих документов им перечисляли бюджетные деньги.
В мае 2018 года появилось второе дело — тоже о мошенничестве в особо крупном размере, но уже в отношении неустановленных сотрудников строительной компании «Балтстрой». За якобы проведенные работы компания получила 3,43 миллиарда рублей: по версии следствия, она предоставляла заказчику недостоверные сведения о ходе реконструкции и похитила более 6 миллионов рублей.
Расследование обоих дел завершили в 2020 году. Как рассказали «Бумаге» в пресс-службе БДТ, обвинения предъявлены бывшим руководителям «ТДМ» и «Балтстроя» — Александру Шимбергу и Александру Коченову соответственно. По состоянию на март 2021-го дела в отношении них рассматриваются по существу в Красногвардейском районном суде Петербурга. Коченов полностью признал вину и частично возместил ущерб, а Шимберг признался лишь в части предъявленных ему обвинений. Обе компании признаны банкротами.
К моменту возбуждения этих дел компании «ТДМ» и «Балтстрой» уже фигурировали в других уголовных делах. Так, «ТДМ» упоминалась в уголовном деле о хищении 50 миллионов рублей бюджетных средств при работах на стадионе «Крестовский» (сейчас — «Газпром Арена»). По версии следствия, интересы компании лоббировал бывший вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, который признался в хищении. Вместе с Оганесяном по делу проходит один из гендиректоров «ТДМ» — Владимир Халиф, а также двое сотрудников фирмы.
Бывших руководителей «Балтстроя» Дмитрия Сергеева и Александра Коченова в 2017-м осудили по так называемому делу реставраторов о мошенничестве на общую сумму 164 миллиона рублей. По версии следствия, они похищали деньги при восстановлении объектов культурного наследия в разных регионах, в том числе Псковского драматического театра, усадьбы фабрикантов Асеевых в Тамбовской области, крепости Фридриха Великого в Калининграде, Новодевичьего и Иоанно–Предтеченского монастырей в Москве, а также Музея космонавтики в Калуге.
Против заказчика реконструкции тоже возбудили дело
В октябре 2018 года СК возбудил уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями при реконструкции БДТ. Ведомство исследовало факты «противоправных действий» сотрудников «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры, которое было заказчиком реконструкции.
Издание «РБК» со ссылкой на адвоката БДТ Алексея Добрынина отмечало: следствие прорабатывало версию о том, что чиновники подписали акты приемки работ, которые в действительности были либо выполнены некачественно, либо не выполнены совсем.
О результатах расследования не сообщалось, однако в 2019-м Счетная палата обвинила Минкультуры в найме проектировщиков низкой квалификации для реконструкции памятников, после чего министерство уволило 56 из 132 сотрудников петербургской и московской дирекций по строительству, реконструкции и реставрации. Через год обе дирекции сменили названия, руководителей и учредителя (вместо Минкульта — Минстрой).
В 2017–2018 годах БДТ подал несколько исков к «Северо-Западной дирекции» Минкультуры, сообщили «Бумаге» в пресс-службе театра. Они требовали устранить замечания театра, препятствующие приемке реконструкции и сценического оборудования. Дирекция согласилась устранить замечания относительно реконструкции, и театр пошел на мировое соглашение.
Суд обозначил стоимость оборудования, в отношении которого у театра есть замечания, — 487 миллионов рублей. Дирекция Минкультуры обязана допоставить, а также документально обосновать замену оборудования и имущества не позднее 15 апреля 2021 года.
В БДТ говорят, что дефекты не устранили. Новый ремонт начался только в 2019 году
В конце декабря 2018 года БДТ заказал проведение новой экспертизы о качестве проведенной реконструкции. Авторы обследования — сотрудники компании «Геореконструкция» — предположили, что неравномерная осадка здания могла усилиться во время строительства перегона метро «Достоевская» — «Спасская», а также из-за общей интенсивной осадки на набережных. При этом они раскритиковали реализованные во время реконструкции проектные решения, которые, по их мнению, усугубили ситуацию.
В результате ремонта здание БДТ значительно осело — на 185 миллиметров, говорится в выводах обследования, которые приводит «Фонтанка». Сотрудники рассказывали, что эти дефекты мешают жизни театра и, как писал «Деловой Петербург» со ссылкой на БДТ, не раз приводили к срывам спектаклей.
— На работу БДТ это сильно влияло и продолжает влиять до сих пор. Самое главное, что театру была необходима полная замена системы гидроизоляции и ремонт крыши. Протечки грозят самому историческому зданию БДТ, а также электрическому и сценическому оборудованию. На протяжении всех этих лет эксплуатационные службы театра занимались контролем аварийных участков и откачиванием воды, иногда по несколько раз в день.
Работы откладывались сначала из-за обследования, а потом — из-за пандемии коронавируса. Работы по «ликвидации последствий некачественной реконструкции», как говорят в театре, проводятся в здании лишь с 2019 года. При этом прогресс уже есть: в пресс-службе «Бумаге» рассказали, что там завершили 50 % работ по гидроизоляции подвальных помещений.
С апреля БДТ закрывается на полгода: там проведут самый сложный этап работ — демонтируют инженерное и театральное оборудование, отремонтируют протекающие подвалы и кровли, а также полностью разберут высокотехнологичную сцену-трансформер, сообщили «Бумаге» в пресс-службе. После этого всё оборудование смонтируют и начнут пуско-наладочные работы. Завершение ремонта намечено на IV квартал 2021-го.
Как сообщила «Бумаге» директор Татьяна Архипова, министерство культуры заверило театр, что окажет поддержку БДТ на период закрытия исторического здания. Ход работ, по словам Архиповой, контролирует лично министр культуры.
Заказчиком работ выступает министерство культуры. Подрядчиком ремонта подвала стало АО «Ренессанс-Реставрация», которое выиграло тендер на это в 2019-м, а кровлю отремонтирует АО «Группа компаний „ЕКС”». Новый этап ремонта снова потребует многомиллионных вложений: так, только на ремонт подвала Минкультуры выделило 413 миллионов рублей.
В эти полгода некоторые спектакли БДТ будут играть на второй сцене — в Каменноостровском театре, а также на площадках других театров города: Александринского, «Балтийского дома», МДТ и ТЮЗа. Как известно «Бумаге», запланированы и всероссийские, в том числе московские, гастроли БДТ.
Над материалом работали:
Автор текста — Евгений Антонов, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Влада Петрова, фоторедактор — Евгений Курсков.
Читайте, как прямо под куполом Мариинского театра уже 150 лет создают декорации для опер и балетов. «Бумага» также рассказывала историю дачи Громова в Лопухинском саду: там собираются открыть центр искусств, куратором которого станет худрук БДТ Андрей Могучий.