Партнерский материал
28 декабря 2020

Прямо под куполом Мариинского театра уже 150 лет создают декорации для опер и балетов. Вот как это происходит

Над декорациями спектаклей Мариинского театра работают десятки швей, маляров, художников и технологов. Они оформляют новые постановки, ремонтируют старые изделия и дублируют элементы для филиалов театра.

Работы проходят на нескольких площадках, самая старая из которых — Головинский зал под куполом исторического здания. Художники трудятся там уже 150 лет.

«Бумага» побывала в Головинском зале и поговорила с декораторами. В партнерском материале с банком ВТБ читайте и смотрите, как в конце года художники оформляют премьеру — «Летучую мышь» Иоганна Штрауса-сына.

Партнер материала

В 2002 году банк ВТБ стал партнером Мариинского театра, а в 2006-м — генеральным партнером. Когда более 15 лет назад в пожаре были уничтожены декорации в мастерских Мариинского театра, ВТБ принял участие в благотворительной акции по их восстановлению.

За годы сотрудничества ВТБ поддержал более 50 различных проектов театра, среди которых фестиваль «Звезды белых ночей». При поддержке ВТБ на сцене Мариинского театра состоялись премьеры многих спектаклей, среди которых «Травиата», «Снегурочка», «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Где рисуют декорации для опер и балетов Мариинского театра

На последнем этаже Мариинского театра находится просторный круглый зал площадью 600 квадратных метров. На полу растянуты живописные декорации, у стен стоят краски и швейные машинки, под потолком — удерживающие купол металлические конструкции. Необычная форма зала, возможно, досталась ему от цирка, ранее стоявшего на месте театра. И хотя здание неоднократно перестраивали, облик каменного театра-цирка во многом сохранился.

Декораторы появились здесь в 1864 году — тогда пространство решили перестроить в живописный зал. Проект разработал архитектор Николай Бенуа. С тех пор — уже больше 150 лет — художники трудятся над декорациями и занавесами под самой крышей театра.

Живописные залы нередко размещали на верхних этажах, эта практика существовала и в XVIII веке. Такой вариант, например, предлагал Джакомо Кваренги для перестройки Каменного театра: конкурс он не выиграл, но проект итальянского зодчего сохранился.

Зал в Мариинском назван в честь театрального художника Александра Головина. Здесь он создал свои самые известные работы, в частности декорации к опере Жоржа Бизе «Кармен». С тех пор пространство почти не изменилось — это видно, к примеру, по картине Александра Яковлева: художник изобразил Головина в театральной мастерской под куполом.

Как устроены художественные мастерские в Головинском зале

За сезон Мариинский театр и его филиалы выпускают 10–12 новых постановок. Работа над декорациями для одного спектакля в среднем занимает около месяца (для несложных и камерных постановок — меньше). За это время художники полностью создают занавесы и другие элементы.

Теперь эскизы ко многим спектаклям делают на компьютере — это значительно экономит время. Кроме того, Художественно-производственный комбинат (ХПК) работает только с Мариинским театром — в отличие, например, от мастерских Большого театра в Москве, которые выполняют заказы и для других площадок.

Оформление спектаклей делят на жесткие и мягкие элементы. Специализация Головинского зала — мягкие декорации. Над завесами, падугами и другими элементами здесь работают швеи, маляры и художники. Они же дорабатывают готовые декорации, ремонтируют использующиеся и создают копии. Всего в штате ХПК больше 100 костюмеров и декораторов.

Как художники работают над новым спектаклем «Летучая мышь»

Одно из важнейших событий для театра в конце 2020-го — премьера оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь». Новую версию спектакля для Мариинского подготовили режиссер-постановщик Алексей Степанюк и художник-постановщик Вячеслав Окунев. Для нее декораторам нужно было создать 14 мягких изделий: одну завесу, три падуги и десять кулис.

Оформление «Летучей мыши» монохромное и фотореалистичное. В спектакле используют темную ажурную завесу 22 на 12 метров. Хлопчатобумажную ткань (аналогичную той, что используют для холстов) раскрасили акриловыми и анилиновыми красками, а верхнюю решетку пришили на сетку — теперь она выглядит как черный силуэт.

Художник Вячеслав Окунев рассказал «Бумаге», что в постановке попытался воссоздать атмосферу Вены начала XX века: «Отсюда это визуальное решение, когда мы погружаемся в стиль старых фотографий, старых полов, старых интерьеров». В сценографии «Летучей мыши» используют и видеоарт.

Первые этапы работы над декорациями обычно проходят без участия ХПК, рассказывает начальник аппликационно-живописного цеха Николай Шумный. Сначала спектакль одобряет худсовет, а художник-постановщик разрабатывает эскизы. Потом их передают технологу, который продумывает реализацию художественного замысла. Он передает свои наработки в мастерские — и только тогда вступают декораторы.

Людмила Мехоношина
художник-технолог аппликационно-живописного цеха

— Над «Летучей мышью» мы работаем недели три-четыре: это, я считаю, много. У нас не только завеса, мы еще готовим фотопечать на кулисы, падуги. Кулис десять штук: объем работ достаточно большой.

Как в Головинском зале вручную расписывают занавес для нового спектакля

В штате мастерских не так много молодежи. 29-летний художник-декоратор Николай Лаухин — исключение, хотя он и работает в театре уже шесть лет.

Вместе с напарником Николай расписывал для «Летучей мыши» занавес с арками и решетками. Чтобы создать эффект текстуры камня, декораторы делали отпечатки на ткани и отмачивали ее.

Справились художники быстро: производство черно-белых декораций проще. Правда, цвета художники всё же использовали: для получения живописного эффекта добавили красные и зеленые оттенки — чтобы зрителям не казалось, что перед ними черно-белая фотография.

Николай Лаухин
художник-декоратор в Головинском зале

— Работа заняла у нас около трех недель — это быстрее и легче, чем обычно. Когда мы копируем старую декорацию 50-х годов, нам нужно абсолютно точно придерживаться каждого мазка. И это, естественно, замедляет процесс. А когда ты свободен, когда тебе поручают творческую задачу, это довольно быстрый процесс.

Как декораторы работают с несколькими изделиями сразу

Параллельно с «Летучей мышью» в Головинском зале работают и над другими задачами. Мягкие декорации вроде кулис и занавесов служат до 50 лет, но, разумеется, со временем нуждаются в ремонте и реставрации. Есть и текущие задачи — например, уже после премьеры «Сельской чести» авторы спектакля попросили расширить одну из декораций.

В декабре половину зала занимала завеса оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. Премьера состоялась в 2002 году, и декорациям нужен ремонт. Так как завеса многослойная — она сделана из тюля, сетки, поролона, парчи, — реставрация требует времени.

Одновременно с ремонтом в Головинском зале делали и копию завесы для «Турандот». Театр регулярно передает спектакли в филиалы во Владивостоке и Владикавказе, и вот очередь дошла до оперы Пуччини — постановка появится в репертуаре Приморской сцены. У филиала есть собственный живописный зал, но сотрудников там меньше: в дальневосточных мастерских работают восемь художников и швей, в петербургских — 24.

Людмила Мехоношина
художник-технолог аппликационно-живописного цеха

— Мы делаем капитальный ремонт «Турандот». Из Владивостока вызвали мастеров: они пока не знают, как всё делать, и самую сложную позицию спектакля мы решили им показать — там достаточно сложная технология изготовления кулис.

Как работает еще один художественный зал на Большой Подьяческой

У Мариинского театра есть и другие мастерские. В 1900 году архитектор Виктор Шретер построил на Алексеевской улице (ныне Писарева) декорационный магазин — он уже не работает. Еще одна историческая производственная площадка расположена на Большой Подьяческой улице, 20. При перестройке этого здания в 1885-м Шретер предусмотрел надстройку с декорационной мастерской, живописный зал под крышей работает и сегодня.

Пространство на Подьяческой чуть меньше Головинского зала, но в целом помещения похожи. На потолке предусмотрены балки для художников, у стен расставлены сотни банок с краской, гвозди и другие необходимые инструменты.

Единственное отличие — дневной свет. В Головинский зал он практически не проникал, на Большой Подьяческой же убраны гардины. Начальник цеха мягких декораций Николай Шумный поясняет: окна занавешивают, что избавиться от бликов и посмотреть на декорации в вечернем свете — так, как их увидят зрители. В пасмурные дни занавешивать окна не нужно.

Как технологии помогают копировать декорации

В живописном зале на Большой Подьяческой в конце декабря работают и над декорациями к балету Людвига Минкуса «Баядерка»: этот спектакль хотят поставить и во Владивостоке. В постановке используется больше 40 элементов: арки, кулисы, завесы, падуги.

У декораторов есть два способа копирования. До недавнего времени Мариинский театр использовал только классический. При нем контуры и очертания оригинального рисунка «отбивают» на новом полотне с помощью черной сетки, как через копировальную бумагу. После этого декорацию отдают художникам, и они расписывают ее в цвете.

Новый способ предполагает копирование с помощью черно-белой печати — результат практически идентичен, но времени этот процесс занимает меньше. Тестирование современного подхода декораторы Мариинки начали именно с «Баядерки». Печатать сразу в цвете было бы еще быстрее, но сегодня нужных материалов для качественного переноса просто не существует, так что отказ от ручного труда художников пока невозможен.

Как специалисты печатают декорации к «Летучей мыши»

Есть в здании на Подьяческой и другие помещения, например мастерская, в которой делают пуанты и другую обувь (у мастеров есть обмеры ног каждого члена труппы).

В этом же здании находится отделение фотопечати на ткани: в декабре там готовили полотна для кулис «Летучей мыши». Сначала специалисты делают серые изображения с контурами рисунка, потом при высокой температуре краска внедряется в волокна. Резкость рисунка и его яркость определяют художники: мастера по печати могут работать с любыми параметрами.

Как готовые декорации перенесли и смонтировали на Новой сцене

В 20-х числах готовые декорации «Летучей мыши» доставляли в Мариинский-2. Сначала завесы и другие элементы с помощью подъемного механизма спустили из Головинского зала на историческую сцену. Затем их доставили к транспортному въезду, погрузили на машины и перевезли через Крюков канал в соседнее здание. Монтаж декораций на второй сцене занял еще день.

Уже 29 декабря — сразу после «Летучей мыши» — Мариинский представит в Концертном зале еще одну премьеру, балет Владимира Варнавы «Бык на крыше» на музыку Дариюса Мийо, а в феврале в репертуар вернут «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха в постановке Василия Бархатова. «Сказки Гофмана» тоже нуждаются в декорациях — Головинский зал и другие мастерские продолжают свою работу, некоторые декораторы даже решили выйти в новогодние праздники.


Ранее корейский премьер Мариинского театра Кимин Ким рассказал «Бумаге» о балетной карьере, отношениях с петербургскими зрителями и своем любимом десерте.

Над материалом работали:

Автор текста — Сергей Феофанов, фотографы — Егор Цветков, Ирина Юльева, Наталья Разина, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Влада Петрова, фоторедактор — Егор Цветков, менеджер — Ася Сеничева.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит главу издательского отдела Анну Петрову и пресс-службу Мариинского театра.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Гиды
Зачем смотреть очень плохие фильмы и какие они бывают? Отвечают создатели петербургского фестиваля самобытного кино «Антипоказ»
В мае акцизы на вино вырастут в три раза. Виноделы предупредили, что это приведет к повышению цен
Аркадий Ипполитов знаменит яркими искусствоведческими текстами. Вот его эссе о фотографии Бориса Смелова из мемориального сборника
В июле в Главном штабе откроют выставку Ильи и Эмилии Кабаковых. Посетителям покажут инсталляцию «Памятник исчезнувшей цивилизации»
В Петербурге за последние 20 лет стало меньше воробьев. Как экология влияет на птиц и правда ли их нельзя кормить хлебом? Интервью с орнитологом
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.