В Петербурге в начале февраля запустили «Яндекс.Лавку» — сервис, доставляющий продукты за 15 минут. Товары хранятся на небольших складах в нескольких районах города, откуда курьеры привозят их жителям ближайших улиц.
С 2019 года сервис работал в Москве, в Петербурге «Лавка» пока охватывает только центральные районы, но намерена распространиться на весь город. Сделать заказ можно через приложение «Яндекс.Такси».
Руководитель проекта Илья Красильщик рассказал «Бумаге», зачем «Яндекс.Лавка» пришла в Петербург, как будет конкурировать с «Самокатом» и «Готово» и чем местный ассортимент будет отличаться от московского.
Илья Красильщик
Руководитель проекта «Яндекса.Лавка»
Как «Яндекс.Лавку» запускали в Петербурге и чем она отличается от московской
— Мы начали готовиться к запуску в Петербурге в ноябре. Я не верил, что мы успеем сделать всё так быстро. Но в итоге [охват] вышел даже больше, чем планировали: покрыли почти весь центр разом.
С одной стороны, сейчас нам гораздо легче, потому что в Москве мы уже наработали основные процессы, которые необходимы для открытия точки «Лавки». С другой, тут очень много нюансов — город другой, другие люди едят другую еду. Нам очень важно, чтобы в нас видели местный сервис, а не московский. Питерская молочка, питерская колбаса, питерский хлеб, питерская готовая еда. Еще в Петербурге есть свои нюансы с исторической застройкой, в Москве помещение найти проще.
Городская среда — это очень важно. Петербург иначе построен, люди тут иначе живут, плотность иная. Мы знаем популярные товары в Москве — нам интересно, насколько они отличаются в Петербурге. Уверен, отличий будет много.
Но услуга будет та же самая. Наша задача доставить продукты или готовую еду за 15 минут, это время, которое не воспринимается как ожидание и не ломает планы, если людям что-то нужно прямо сейчас. Поход в магазин в том же доме может занять даже больше времени.
Как «Лавка» добивается доставки за 15 минут
— Доставка за 15 минут состоит из нескольких этапов. Важно, что это «дарк сторы» — они отличаются от обычных магазинов. «Дарк сторы» устроены так, чтобы сотрудник собирал заказы как можно быстрее. Сбор заказа в итоге занимает малую часть этих 15 минут — по 20–30 секунд на каждый товар.
Важно еще расставить склады так, чтобы радиус доставки был не больше километра-двух. Плотность у нас ниже, чем у ретейла, но мы покрываемую большую площадь за счет транспорта.
В Петербурге это велосипеды. Мы много чего пробовали, и велосипед во всем выигрывает: безопасно, экологично, бесшумно, а значит не беспокоит соседей, экономично в эксплуатации — много причин. В Москве у нас есть еще электровелосипеды. Может, и в Петербурге со временем появятся.
Каким будет ассортимент в петербургской «Лавке» и есть ли у сервиса экологическая программа
— Мы работаем с местными компаниями: «Петмол», «Лосево», «Великолукский мясокомбинат», «Пит-продукт», «Пискаревский», «Петрохолод». Одним из поставщиков готовой еды стали любимые петербужцами «Британские пекарни». И они уже в топ-10 по продажам на новых «Лавках».
У нас есть несколько критериев для включения продуктов в ассортимент. Есть базовые вещи — основа рациона и бренды, без которых пользователь не представляет себе продуктовый магазин. Мы очень любим всё локальное. Всё, что касается здорового питания.
Тема экологии нас очень волнует. Мы еще формулируем свою экологическую программу, но я думаю, уже скоро будут первые результаты. Прямо сейчас мы проводим аудит всей упаковки: во что мы кладем продукты, во что кладут поставщики. Экология — сложная тема. И мы в ней сейчас, мягко скажем, несовершенны. При этом мы избегаем резких непродуманных решений. Мы хотим принять решения, которые позволяет максимально снизить вред для природы.
В Москве мы открыли 50 точек за полгода. Чтобы покрыть весь Петербург, нужно около 70 точек. Но точные сроки я сейчас не скажу.
Как «Лавка» будет конкурировать с «Самокатом» и «Готово»
— В Петербурге есть «Готово», в Москве есть «Кухня на районе». Их формат все-таки немного отличается от нас. У нас есть готовая еда, а они именно готовят. То есть, они — «ресторан», а мы — прежде всего «магазин».
Я считаю, что конкуренция полезна. Мы и, например, «Самокат» — крайне молодые сервисы и работаем на аудиторию друг друга. Наша задача показать людям, которые ходят в магазины, что в них можно и не ходить. Именно за эту аудиторию мы боремся, а не за аудиторию друг друга.