27 февраля 2020

У Versus уже три года падают просмотры, а Ресторатор назвал себя банкротом. Почему офлайн-баттлы теряют популярность — отвечают музыкальные обозреватели

В 2020 году петербургская баттл-площадка Versus, где раньше выступали самые известные рэперы России, не выпустила ни одного ролика. За три года просмотры на ютьюб-канале шоу в среднем снизились с более чем 3 миллионов до 800 тысяч, а от организаторов ушло большинство крупных рекламодателей. Просмотры на других площадках также падают.

В феврале создатель Versus Александр «Ресторатор» Тимарцев объявил о своем банкротстве и миллионных долгах. На канале шоу запустили сбор средств на новые баттлы. Тимарцев говорит, что с будущим площадки «всё грустно». «Бумага» поговорила с музыкальными обозревателями о том, что произошло с Versus и почему офлайн-баттлы больше не так популярны.

Николай Кубрак

Автор телеграм-канала «Бадибэг», изданий «Палач» и The Flow

— Проблемы Versus вполне реальны. Еще полгода назад площадка могла, по словам Ресторатора, дать Гнойному 2 миллиона рублей за выступление, а теперь открывает краудфандинг.

Я писал много текстов о Versus, и проблемы в течение последних полутора лет — одни и те же. После «баттла века» [между Оксимироном и Гнойным] был пик интереса к этой культуре (выпуск посмотрели 45 миллионов раз — прим. «Бумаги»). Интерес был аномальным, так что позднее просмотры вернулись к цифрам, которые были на заре баттл-рэпа. Баттловая культура — всё же субкультура. Интерес к баттлам можно сравнить с интересом к инди-группам: лет десять назад многие фанатели по Arctic Monkeys, но тренд довольно быстро прошел.

У Versus есть ряд проблем и неудачных решений. После «баттла века» организаторы не поддержали ажиотаж вокруг проекта. Сразу после, например, вышел баттл Энди Картрайта и Эмио Афишл, чьи имена мало кому что говорят. На четвертом FreshBlood [в котором соревновались команды под руководством Смоки Мо и Оксимирона] одно из самых популярных видео — баттл двух рэперов с отбора, которые даже не прошли дальше. На PlayOff организаторы набрали сомнительный состав участников, странно составляли пары и показывали не лучшее отношение к некоторым участникам, что привело к проблемам. В полуфинале МЦ Похоронил задиссил площадку, а финалист турнира Райтраун ушел после первого же раунда соперника.

Многие связывают кризис Versus и других баттловых проектов с экономикой, и это правда: от них ушли букмекеры и другие рекламодатели. Но также есть и стилистический кризис: участники начали готовиться к баттлам «по методичке», как журналисты (искать факты, ресерчить соцсети, докапываться до мелочей), писать текст по определенной формуле. Это сыграло злую шутку: с одной стороны, появилось больше сильных, по мнению тусовки, баттлов, а с другой — почти все новички стали делать так же и превратились в одинаковую серую массу. В итоге за последние годы не было почти ни одного нового яркого имени в баттл-рэпе, хотя раньше каждый год появлялись перспективные участники и новые звезды.

В сфере российского баттл-рэпа много экспериментов, но просмотры остаются такими же, ничего кардинально не меняется. Ходят слухи, что второй основатель Versus Ян Янов, который не дает комментариев СМИ, готовит новый проект на площадке. Предположительно, это будет экспериментальный акапельный сезон, где команды из двух участников из разных проектов будут баттлить друг с другом.

Versus и баттл-рэп не мертвы, а просто застыли в кризисе. У баттлов остаются очень преданные фанаты, которые будут следить за любым развитием Versus и других площадок. Пока сложно сказать, как именно можно вернуть широкий интерес к баттл-рэпу. Есть простой способ — новый баттл Оксимирона. Но это приведет лишь к небольшому всплеску хайпа, а не к реальному положительному сдвигу. Тем более вряд ли Окси сейчас интересно батлить в офлайне — он сосредоточен на более важных социальных проблемах и участвует в 17-м независимом онлайн-баттле hip-hop.ru.

Versus, как лицо мейнстрима в баттл-рэпе, показывает среднюю температуру по больнице. Пока ситуация неутешительная. Но любые свежие и удачные идеи как организаторов Versus, так и других проектов, рано или поздно смогут изменить ситуацию.

Николай Овчинников

Редактор отдела «Музыка» «Афиша.Daily»

— В 2018–2019 годах у Versus резко упали доходы. Канал заблокировали за рекламу букмекерских контор, и Versus перестали с ними сотрудничать. После этого от шоу отвернулись и другие рекламодатели. Тимарцев говорил, что ему приходилось платить за организацию из своего кармана.

Еще одна составляющая проблемы — в том, что Versus FreshBlood 4 сделали в формате реалити-шоу. По всей видимости, это было ошибочным решением: под конец устали и участники, и зрители (у последних выпусков четвертого сезона — в среднем менее 1 миллиона просмотров, у роликов трехлетней давности — более 3 миллионов — прим. «Бумаги»). Рэперы перемалывали одни и те же темы, цеплялись к ничего не значащим словам.

К тому же на Versus в последнее время не появлялось сильных игроков. А сильные игроки прошлого либо ушли в музыку, либо перестали активно светиться, либо, как Оксимирон, ушли в онлайн-баттлы, которые сейчас интереснее из-за большого количества звезд.

Конечно, на Versus оставались рэперы, но они делали не очень интересный контент. На мой взгляд, возникла комплексная проблема. Во-первых, после чрезмерного хайпа вокруг баттла Оксимирона и Гнойного многие почувствовали легкие деньги. Во-вторых, многие просто исчерпали идеи, так как в формате баттла вообще очень сложно что-то интересное придумать. Были небольшие ответвления вроде трешовой лиги Гнойного, но за ними не было больших идей.

После FreshBlood был знаменитый Versus PlayOff, который они проводили в пространстве KOD. Но там был странный подбор артистов, не очень интересные баттлы, а финал и вовсе завершился тем, что один из участников не стал баттлить, кинул бутылкой в соперника и ушел. По факту это было такое красивое завершение истории офлайновых баттлов в России.

2019 год вообще был худшим по просмотрам у всех баттл-лиг за последние пять лет. Ничего сверхинтересного, что могло бы заинтересовать широкого зрителя в этом году, тоже не предвидится. Это повторение пройденного. И, в отличие от предыдущих годов, рэперы сейчас будто занимаются внутряком, не говорят на темы для широкого слушателя. По моим ощущениям, если к концу 2020-го офлайновые лиги не придумают ничего интересного, то мы сможем с ними окончательно попрощаться.

Владимир Смирнов

Бывший музыкальный обозреватель Fuzz и «Коммерсанта»

— В отличие от остальных баттл-площадок, у Versus была большая база подписчиков и много просмотров, что позволяло им быть в плюсе. Видимо, на фоне этого у Ресторатора была позиция, что они — закрытый клуб и могут не пускать [на баттлы] людей с улицы.

Проблемы начались, когда на четвертый Versus FreshBlood набрали очень много участников, каждый из которых должен был баттлить с каждым. Как мне кажется, они доверились Оксимирону (чтобы он заодно реабилитировался после проигрыша Гнойному), но по ходу сезона выяснилось, что особого видения у него нет. И это всё превратилось в никому не интересное реалити-шоу.

После этого Versus стал противоречить себе — устраивать открытые ивенты и продавать на них билеты. На это, вероятно, также повлиял уход букмекеров: некоторые выпуски были вовсе без рекламы.

Нынешняя ситуация, конечно, выглядит как некое кокетство и создание интриги. Недавно была информация, что на Versus придет [основатель баттл-лиги RBL] Антон Забэ и что [организаторы площадки] готовят что-то новое. К тому же у них всё еще остается большая база медийности в виде подписчиков.

При этом нынешние проблемы до сих пор не решены. Всё еще можно исправить, но им нужно будет разобраться прежде всего с редакционной политикой и управлением. Если организаторы устроят несколько хороших ивентов, пригласят известных баттлеров, придумают новую концепцию, то Versus еще вернется. Даже без Оксимирона.

Александр «Ресторатор» Тимарцев отказался от комментариев о нынешнем состоянии Versus. Его представитель сказал, что из заявлений Тимарцева о банкротстве «и так всё понятно». Второй основатель Versus Ян Янов не ответил на запрос «Бумаги».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музыканты
Лев Лещенко станет хедлайнером фестиваля Stereoleto
Где снимали клип Оксимирона «Ойда»? История четырех петербургских локаций
В Петербурге обсуждают новые правила для уличных музыкантов. Что об этом известно?
«Фонтанка» нашла возможный список запрещенных в России артистов. В нем Noize MC, Гребенщиков и еще 35 музыкантов
Что сейчас делать музыканту? Doing Great Agency запустило проект помощи артистам и менеджерам
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.