13 февраля 2020
текст:

Пять исчезнувших памятников ленинградского конструктивизма — от ДК при заводе в Саблине до парковых эстрад

Театр «Балтийский дом» в Александровском парке — единственный уцелевший проект ленинградского архитектора Николая Митурича. Он автор множества зданий первой половины XX века — от парковых киосков и спортивных павильонов до Домов культуры и театров. В издательстве Европейского Университета выходит книга, посвященная архитектору.

В материале «Бумаги» автор книги, историк архитектуры Ксения Малич, рассказывает о пяти конструктивистских проектах Николая Митурича, которые не дошли до наших дней.

Парковые эстрады

— С середины 1920-х годов в рамках пропаганды социалистического образа жизни партийное руководство Ленинграда сделало ставку на физкультурное движение. В городе открывали парки культуры и отдыха, сады приспосабливали для проведения соревнований, концертов, игр. Там строили типовые спортивные павильоны, тиры, летние кинотеатры и музыкальные эстрады, которые закреплялись за профессиональными объединениями и заводами.

Под руководством Митурича спроектировали десятки сооружений. Как правило, это были здания небольшого размера, и именно архитектура малых форм стала для него первой площадкой для апробации приемов конструктивизма. Строительство обходилось дешево и завершалось в короткие сроки.

Для спортивных и зрелищных объектов были актуальны смелые цветовые сочетания и непривычные формы. Реализовать на практике эти приемы, вдохновленные опытом абстрактного искусства, удавалось далеко не многим — опыт Митурича можно назвать редким исключением. К сожалению, большинство подобных деревянных построек были уничтожены в годы войны.

Летний кинотеатр клуба имени Дзержинского, 1928 год. Фото: ЦГАЛИ СПб

Клуб металлистов имени Орлова при заводе «Светлана»

— Проблема разработки нового в социальном отношении типа здания — клуба для рабочих — уже во второй половине 1920-х годов была предметом оживленной дискуссии в профессиональных кругах. В Ленинграде под нужды клубной работы сначала в основном переоборудовали старые помещения.

Свой первый полноценный клуб — Клуб металлистов имени Орлова при заводе «Светлана» — Митурич построил совместно с Василием Макашовым для Союза рабочих слаботочной электропромышленности. Здание 1927–1928 годов постройки было разрушено во время Второй мировой войны.

По сути это была пристройка к дому XIX века по адресу Нежинская улица, 8. К центральному входу вел невысокий пандус, над дверьми расположились плоские навесы. Разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные) были продиктованы особенностями планировки и назначением помещений. Всё согласно установке, сформулированной в середине 1920-х годов: при разработке «архитектурных масс» стремиться «к простоте, логическому распределению, соответственно с идеей клуба и характером внутренних помещений».

К зданию клуба примыкал отдельный корпус, в котором размещался спортивный зал с раздевалками, душами, «антропометрическим кабинетом» и служебными помещениями.

Клуб имени Орлова при заводе «Светлана», 1938 год. Фото: ЦГАКФФД СПб
Клуб имени Орлова при заводе «Светлана», 1938 год. Фото: ЦГАКФФД СПб

Дом культуры Ульяновского порохового завода в Саблине

— Ульяновский Дом культуры входил в план клубного и физкультурного строительства, предложенный в 1929–1930 годах Ленинградским областным комитетом профсоюзов работников основной химической промышленности. Переписка между областкомом и культсектором сопровождалась постоянными жалобами на увеличение смет, срывы сроков и нехватку материалов. Но зданию в Саблине повезло — его все-таки возвели в срок.

Дом культуры был готов в 1931 году, все строительные недоделки требовалось закончить к 1 мая 1932 года. Здание не сохранилось, но архивные материалы дают возможность достаточно подробно его изучить. Клуб был рассчитан на 350 человек. Основной объем занимал театральный зал и сцена. На первом этаже располагались фойе, гардероб, зрительный зал, курительные, а также библиотека и спортивный холл. На втором — комнаты для работы кружков.

Со стороны главного фасада легко прочитывается распределение функциональной нагрузки помещений. Театральную часть от клубной и рекреационной зон отделяет полукруглый выступ лестничной башни с высоким ленточным окном. Корпус фойе максимально открыт: стеклянный фасад разделен тонкими выступающими простенками. Спортивному залу отвечает почти глухая стена: лишь на втором этаже есть балкон и три окна.

Дом Культуры Ульяновского порохового завода в Саблине, 1929 год. Фото: ЦГАЛИ СПб

Дом культуры Союза совторгслужащих (ДК Первой Пятилетки)

— С конца 1920-х годов Митурич разрабатывал тип клубного здания с акцентом не на зрительном зале (что в некоторой степени повторяло идею дореволюционных народных домов), а на клубной части. Это соответствовало рекомендациям для строительства типовых клубов для металлистов, и план здания иногда получался слишком сложным. Поэтому первый вариант клуба для Союза совторгслужащих (1929 год) в композиционном отношении оказался не совсем удачным: он игнорировал существовавшее архитектурное окружение, был рассчитан на открытый квадратный участок, периферическую или парковую зону, но не на узкую улицу.

В осуществленном варианте Митурич исправил ошибку: сделал объем компактнее, цилиндр фойе сместил на угол с Крюковым каналом (отчасти повторяя прием скругленного угла старого Литовского рынка Кваренги, стоявшего на месте ДК Совторгслужащих до середины 1920-х годов).

Дом культуры имени Первой пятилетки — один из первых примеров применения теплобетона в Ленинграде, где из-за слабости строительной инфраструктуры многие новаторские архитектурные решения, вдохновленные техническим прогрессом, часто приходилось имитировать с помощью традиционных материалов и конструкций. После войны этот конструктивистский объект было решено перестроить в формах, более подходящих для исторических кварталов. Реконструкцией занимался сам Митурич. В 2005 году Дом культуры Первой пятилетки снесли в связи со строительством Второй сцены Мариинского театра.

Дом культуры им. Первой пятилетки. Фото: pastvu.com

Дом культуры имени С. М. Кирова в Мурманске

— В творчестве Николая Митурича отразились и критика конструктивизма, и возвращение после 1932 года к наследию исторических стилей. Изменения произошли быстро, но нельзя сказать, что они оказались внезапными. Тяга к монументальности и поиску величественного образа заметна уже в его работах начала 1930-х годов, например, в проекте Мурманского Дома культуры имени С. М. Кирова.

Симметричная уравновешенная композиция главного фасада акцентирована большим полукруглым эркером над входом. Ритм бетонных консольных ребер, поддерживающих выступающий объем, напоминает о колоннаде, которая могла в этом месте оформлять классический полукруглый портик. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и в первоначальных формах не восстанавливалось.

Дом культуры имени Кирова в Мурманске, 1930 год. Фото: ЦГАЛИ СПб.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Дореволюционный Петербург
Петербуржец разобрал и выставил на «Авито» изразцовую печь из дореволюционной дачи в Зеленогорске. Он говорит, что сделал это для ее сохранения
«В каждую квартиру прихожу как на экскурсию». Петербурженка рассказывает, как ищет на Васильевском острове коммуналку под расселение
При вскрытии полов в Александровском дворце обнаружили голову атланта времен Растрелли
Как жили дачники Комарова и Репина до революции и что осталось от их домов? Рассказывает исследовательница старых дач
Как в Петербурге до революции работала немецкая школа Карла Мая. Там не было экзаменов, а директор по утрам приветствовал каждого ученика
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Утрата памятников архитектуры
Как в Петербурге исследуют дореволюционные витражи. Волонтеры обошли весь Васильевский остров и создали карту «витражных адресов»
Пять заброшенных домов Петербурга: от дворца на Литейном до недостроя на Смоленке
Историческое мощение на Римского-Корсакова демонтируют: ему не дали охранный статус. Активисты сами расчистили брусчатку и пытались остановить работы
На Петроградской стороне заметили людей, уносящих ажурную кованую решетку. Петербуржцы спасли ограду — она похожа на элемент особняка Игеля
КГИОП одобрил демонтаж исторического мощения во дворе дома на Римского-Корсакова. Активисты требовали присвоить ему охранный статус
Закладки
Трамп приехал в Ленинград и сфотографировался на Дворцовой площади и в Петергофе. Да, это было возможно в 1987 году!
«Велел крестьянам готовить смузи»: петербургский историк опубликовала ироничный тред о политике Петра Первого
Где в Петербурге купить подержанную брендовую одежду? Гид по комиссионным бутикам от канала «Ничего нового»
Петербурженка создала фотопроект в духе Humans of New York. Это портреты случайных прохожих и диалоги с ними
Блогер из Петербурга выкладывает в TikTok видео, в которых вставляет себя в фильмы. Там он спорит с Брюсом Уиллисом об Oriflame и заставляет Волан-де-Морта писать отчет
Конфликт на Петровской косе
«Мы все связаны братством». Четыре петербуржца рассказывают, как влюбились в парусный спорт и почему город не должен лишиться яхт-клуба на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
Беглов поручил усилить контроль за соблюдением масочного режима в Петербурге
Вход в парк аттракционов «Диво Остров» стал платным после снятия ограничений
В Петербурге 8 августа возобновляется работа парков аттракционов, на улице можно будет проводить культурные и спортивные мероприятия
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Онежское озеро, ботанический сад на склонах вулкана и мраморные скалы. Всё это — в Республике Карелия
Как устроено летнее пространство К-30 на Васильевском острове. Там есть выход к воде, уличное кафе и магазин растений, а по выходным проводят вечеринки
В Петербурге похолодало до +14 градусов — возможны небольшие дожди. Такую погоду ожидают до выходных
В ночь на 12 августа петербуржцы смогут увидеть метеорный поток Персеиды. Это один из самых ярких звездопадов года
«Тепло уходит»: синоптики рассказали о погоде в Петербурге в ближайшие дни
Озеленение Петербурга
Власти Петербурга подали апелляцию на решение городского суда об отмене перевода части Муринского парка под застройку
Как жители Петроградской стороны второй день поднимают виноград, сорванный со стены ветром. С альпинистами и краном
На Аптекарской набережной заметили деревья с просверленными стволами. Все — у рекламных баннеров
В Приморском парке Победы открыли общественный огород. Первый урожай хотят собрать в сентябре
Петербургские активисты озеленят сквер на улице Марата. Принять участие в высадке растений сможет любой желающий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.