31 октября 2019

Как родственники жертв теракта над Синаем 4 года борются за компенсации, добиваются поиска виновных и помогают людям, тоже потерявшим близких. Рассказывает сооснователь фонда «Рейс 9268»

Спустя четыре года после крушения самолета компании «Когалымавиа» в небе над Синайским полуостровом многие вопросы остаются нерешенными. Следствие так и не установило исполнителей теракта и держит в неведении родственников погибших. Родственники всё еще добиваются увеличения компенсаций в суде. В то же время основанный ими фонд «Рейс 9268» помогает людям, потерявшим близких, а в 2020 году в Красносельском районе откроется храм с центром психологической помощи.

Один из основателей «Рейса 9268» Александр Войтенко рассказывает, что сейчас происходит с родственниками жертв теракта над Синайским полуостровом.

Как родственники жертв теракта помогают другим людям, потерявшим близких, и чем в этом поможет открытие храма

— Так как мы лично столкнулись с такой бедой, то теперь немало знаем о том, как справляться с чем-то подобным. Я считаю, что мы сможем помочь людям, которые обратятся в социальный центр [при храме]. Мы уже поддерживаем людей, потерявших близких. На мой взгляд, это лучший способ и сохранить память о погибших, и помочь живым.

В прошлом году разбился самолет в Подмосковье. Мы связались с родственниками погибших и помогали им морально и советами. Особенно эта помощь нужна в первые месяцы, когда совсем не понятно, что делать. В этот момент идет экспертиза ДНК, начинаются проблемы с документами — психологически людям тяжело.

Вообще, при любой авиакатастрофе мы стараемся поддерживать связь с близкими погибших. После общения с нами они хотя бы знают что делать.

Третья годовщина теракта. Фото: фонд «Рейс 9268»

У нас было несколько встреч с местными жителями, [которые протестовали против строительства храма] и, насколько я знаю, конфликт с ними уже исчерпан (жители «Балтийской жемчужины» хотели, чтобы вместо церкви построили детский сад и поликлинику — прим. «Бумаги»). Мы долго с ними общались, нашли взаимопонимание. Я уже давно не слышал никаких претензий к строительству храма.

Какие вопросы к расследованию остались у родственников и почему они выступают против авиасообщения с Египтом

— В городском правительстве осталась часть людей, с которыми мы взаимодействовали раньше — например, в комитете по социальной политике. С некоторыми другими структурами коммуникация ухудшилась, но мы всё равно стучимся.

Для нас важно достучаться до федеральных чиновников. Прошло четыре года, людей убили, а никакого продвижения в расследовании нет, мы не получаем никаких новостей от следствия. Нас это очень беспокоит (в ходе расследования еще в 2016 году были установлены факт взрыва и место, в котором оно произошло, однако какие-либо данные о подозреваемых, а также о том, как взрывчатка попала на борт, не публиковались; в феврале в СК рассказали, что следственные действия продолжаются, но подробностей не раскрыли — прим. «Бумаги»).

Кто это сделал? Когда они понесут наказание? Всё это по-прежнему не установлено. Никто не понес наказание, ни одно должностное лицо, ответственное за безопасность перелетов. Видимо, у кого-то нет желания расследовать это дело.

Безопасность в аэропортах Египта по-прежнему не на должном уровне. У наших стран отличные отношения, но ведь именно на территории Египта погибли наши родственники. Пока нет ответов на ключевые вопросы к расследованию, нельзя восстанавливать авиасообщение с Египтом. Если что-то подобное повторится, все, конечно, вспомнят, что мы предупреждали, но будет уже поздно.

Почему родственники погибших добиваются миллионных компенсаций

— Особых новостей по искам нет, мы продолжаем судиться. В первом иске нам, можно считать, отказали. То есть, по факту, частично удовлетворили, но там сущие копейки (потерпевшим предлагали компенсации в размере от 600 тысяч до 2 миллионов рублей — прим. «Бумаги»). Так что мы подали апелляцию и продолжаем судиться. Если в России нам так и не удастся ничего добиться, возможно, пойдем в Европейский суд по правам человека.

Сейчас у нас групповой иск в Египте, еще один в Москве. Если мы чего-то сможем добиться в этих судах, это станет прецедентом. И в следующий раз жизнь пассажиров будет цениться больше. По крайне мере, Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию — это уже большое достижение, мы встали на одну ступень с европейскими странами (Монреальская конвенция направлена на борьбу с угрозами безопасности полетов и предполагает более высокие компенсации для их жертв; Россия присоединилась к конвенции в 2017 году — прим. «Бумаги»).

В октябре 2017-го родственники погибших в теракте над Синаем подали иск в размере 93 миллиардов рублей к страховым компаниям «Ингосстрах» и «Альянс Глобал Корпорейт энд Спешиэлти», туристической компании Brisco и российской авиакомпании «Когалымавиа», а в январе 2018-го — три новых иска на 18 миллиардов рублей. В сентябре 2018-го Замоскворецкий суд Москвы взыскал с авиакомпании «Когалымавиа» более 32 миллионов рублей компенсации.

Родственники жертв также подали в суд в Египте две группы исковых заявлений. В 2016 году иск о преступной халатности против властей Египта был подан от родных каждого погибшего. Вторую группу исков на 90 миллионов долларов заявители подали в феврале 2018-го против перевозчика «Когалымавиа» и компании «Ингосстрах».

Благотворительный концерт в память о жертвах теракта. Фото: фонд «Рейс 9268»

Почему не страшно, что россияне реже вспоминают о теракте над Синаем

— Со временем память об этой трагедии, естественно, затухает. Это абсолютно нормально. В человеческой природе — пытаться забыть всё плохое, концентрироваться на хорошем. И это правильно.

Тем не менее нам постоянно пишут, оставляют сообщения в группах памяти, посвящают стихи. Я постоянно встречаю людей, которые помнят об этой трагедии.

Понятно, что все вопросы вокруг теракта над Синаем поднимаются только в годовщину. Еще о нас вспоминают, когда происходят другие теракты или авиакатастрофы. С каждым годом освещение в СМИ всё меньше, потому что есть другие информационные поводы и важные для людей вещи. Но мы стараемся, чтобы люди не забыли об этой трагедии.

31 октября 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека. Это самая массовая гибель граждан России в авиакатастрофе за историю мировой авиации.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Годовщина теракта над Синаем
В память о жертвах катастрофы над Синаем возложили цветы в аэропорту Пулково и на Серафимовском кладбище
Болельщики «Зенита» во время матча растянули баннер в память о погибших над Синаем. Катастрофа произошла 4 года назад
К 2020 году в Петербурге откроют храм и центр психологической поддержки в память о жертвах авиакатастрофы над Синаем. Вот как он должен выглядеть
В годовщину трагедии над Синаем петербуржцы выстроились в фигуру самолета на Марсовом поле. Три года назад в авиакатастрофе погибло 224 человека
Актуальное
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Конфликт на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Яхт-клуб на Петровской косе — последнее место в Петербурге для бюджетного яхтинга. Что известно о будущем территории, за которую борются застройщики, профсоюзы, спортсмены и город
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Беглов поручил подготовить театры к открытию в сентябре
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты
Сквер Виктора Цоя начали благоустраивать — там стелют газон и красят здания. Работы связывают со скорым приездом Беглова

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.