Летом 2019 года Владимир Путин поручил Минтрансу проработать введение режима «открытого неба» для Пулкова. Это позволит не зарегистрированным в России авиаперевозчикам приземляться в Петербурге. Возможно, появятся новые направления из Пулкова.
«Бумага» рассказывает, зачем это нужно аэропорту, что даст петербуржцам и кто противится введению режима.
Что такое режим «открытого неба»? В Пулково смогут прилетать любые авиакомпании?
Режим «открытого неба» позволит приземляться в Петербурге авиакомпаниям, которые не зарегистрированы в России. Есть разные категории этого режима — в случае Пулкова обсуждают введение пятой степени авиационных свобод и седьмой.
Пятая — более распространенная, эксперты полагают, что именно ее введут в Петербурге. Она позволит садиться в Пулкове рейсам, для которых Петербург не будет начальной или конечной точкой полета. Например, самолет, летящий из Пекина в Стокгольм, сможет приземлиться в Петербурге, чтобы высадить одних пассажиров и принять других.
Пулково больше рассчитывает на седьмую степень. При ней перевозчики смогут летать из Петербурга в страны, где они не зарегистрированы. Например, лоукостер Wizz Air сейчас летает из Пулкова только в Будапешт и Лондон, потому что там у компании есть юридическое лицо. При седьмой степени Wizz Air сможет увеличить количество направлений из Петербурга.
Режим «открытого неба» уже введен во Владивостоке, Сочи, Калининграде и Улан-Удэ. Во всех четырех регионах действует пятая степень авиационных свобод.
Кому и зачем нужен такой режим?
В первую очередь об этом просит Пулково. Пассажиропоток аэропорта растет каждый год, а «открытое небо» привлечет новые авиакомпании.
Представители Пулкова и раньше обращались к властям с просьбой ввести режим «открытого неба», но только летом 2019 года Владимир Путин поручил Минтрансу проработать этот вопрос.
В отличие от предыдущих лет сейчас Пулково говорит об «открытом небе» в контексте введения электронных виз: в аэропорту ожидают, что из-за них пассажиропоток резко увеличится. В качестве примера руководство приводит Владивосток, где после введения электронных виз пассажиропоток вырос в 1,6 раза.
А петербуржцы смогут летать на самолетах, которые работают в режиме «открытого неба»?
Предполагается, что смогут. Первостепенная задача, о которой говорят представителями Пулкова, — создать больше возможностей для туристов, прилетающих в Петербург. Но, как рассказывали представители аэропорта, жители города тоже смогут пользоваться транзитными рейсами. Таким образом, из Пулкова появится множество новых направлений.
И когда этот режим введут?
Путин поручил проработать вопрос до 1 января 2020 года. Но в каком виде будет в итоге принято решение — пока непонятно.
В Пулкове предлагали установить режим «открытого неба» с 33 странами. Представители аэропорта говорят, что часть этого списка Минтранс уже согласовал, а введение минимум пятой степени авиационной свободы — решенный вопрос.
Однако Минтранс может ввести дополнительные ограничения, писали «Ведомости». Дело в том, что «открытое небо» может создать конкуренцию для отечественных авиаперевозчиков, интересы которых защищает Минтранс.
По информации издания, предложения об ограничениях поступили в ведомство как раз от российских авиакомпаний. Они требуют, чтобы европейским лоукостерам в режиме «открытого неба» разрешили летать из Петербурга только в города, расположенные не ближе 200 км к тем, куда уже летают российские авиаперевозчики. В Пулкове считают, что эти ограничения снизят возможности для лоукостеров и, следовательно, для увеличения пассажиропотока аэропорта.
Какие направления появятся из Пулкова, если введут режим «открытого неба»?
В списке, который Пулково предоставил Минтрансу, 33 страны. Среди них Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. Неизвестно, какие из этих направлений в итоге появятся.