Театр «Балтийский дом» в Александровском парке — единственный уцелевший проект ленинградского архитектора Николая Митурича. Он автор множества зданий первой половины XX века — от парковых киосков и спортивных павильонов до Домов культуры и театров. В издательстве Европейского Университета выходит книга, посвященная архитектору.
В материале «Бумаги» автор книги, историк архитектуры Ксения Малич, рассказывает о пяти конструктивистских проектах Николая Митурича, которые не дошли до наших дней.
Парковые эстрады
— С середины 1920-х годов в рамках пропаганды социалистического образа жизни партийное руководство Ленинграда сделало ставку на физкультурное движение. В городе открывали парки культуры и отдыха, сады приспосабливали для проведения соревнований, концертов, игр. Там строили типовые спортивные павильоны, тиры, летние кинотеатры и музыкальные эстрады, которые закреплялись за профессиональными объединениями и заводами.
Под руководством Митурича спроектировали десятки сооружений. Как правило, это были здания небольшого размера, и именно архитектура малых форм стала для него первой площадкой для апробации приемов конструктивизма. Строительство обходилось дешево и завершалось в короткие сроки.
Для спортивных и зрелищных объектов были актуальны смелые цветовые сочетания и непривычные формы. Реализовать на практике эти приемы, вдохновленные опытом абстрактного искусства, удавалось далеко не многим — опыт Митурича можно назвать редким исключением. К сожалению, большинство подобных деревянных построек были уничтожены в годы войны.
Клуб металлистов имени Орлова при заводе «Светлана»
— Проблема разработки нового в социальном отношении типа здания — клуба для рабочих — уже во второй половине 1920-х годов была предметом оживленной дискуссии в профессиональных кругах. В Ленинграде под нужды клубной работы сначала в основном переоборудовали старые помещения.
Свой первый полноценный клуб — Клуб металлистов имени Орлова при заводе «Светлана» — Митурич построил совместно с Василием Макашовым для Союза рабочих слаботочной электропромышленности. Здание 1927–1928 годов постройки было разрушено во время Второй мировой войны.
По сути это была пристройка к дому XIX века по адресу Нежинская улица, 8. К центральному входу вел невысокий пандус, над дверьми расположились плоские навесы. Разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные) были продиктованы особенностями планировки и назначением помещений. Всё согласно установке, сформулированной в середине 1920-х годов: при разработке «архитектурных масс» стремиться «к простоте, логическому распределению, соответственно с идеей клуба и характером внутренних помещений».
К зданию клуба примыкал отдельный корпус, в котором размещался спортивный зал с раздевалками, душами, «антропометрическим кабинетом» и служебными помещениями.
Дом культуры Ульяновского порохового завода в Саблине
— Ульяновский Дом культуры входил в план клубного и физкультурного строительства, предложенный в 1929–1930 годах Ленинградским областным комитетом профсоюзов работников основной химической промышленности. Переписка между областкомом и культсектором сопровождалась постоянными жалобами на увеличение смет, срывы сроков и нехватку материалов. Но зданию в Саблине повезло — его все-таки возвели в срок.
Дом культуры был готов в 1931 году, все строительные недоделки требовалось закончить к 1 мая 1932 года. Здание не сохранилось, но архивные материалы дают возможность достаточно подробно его изучить. Клуб был рассчитан на 350 человек. Основной объем занимал театральный зал и сцена. На первом этаже располагались фойе, гардероб, зрительный зал, курительные, а также библиотека и спортивный холл. На втором — комнаты для работы кружков.
Со стороны главного фасада легко прочитывается распределение функциональной нагрузки помещений. Театральную часть от клубной и рекреационной зон отделяет полукруглый выступ лестничной башни с высоким ленточным окном. Корпус фойе максимально открыт: стеклянный фасад разделен тонкими выступающими простенками. Спортивному залу отвечает почти глухая стена: лишь на втором этаже есть балкон и три окна.
Дом культуры Союза совторгслужащих (ДК Первой Пятилетки)
— С конца 1920-х годов Митурич разрабатывал тип клубного здания с акцентом не на зрительном зале (что в некоторой степени повторяло идею дореволюционных народных домов), а на клубной части. Это соответствовало рекомендациям для строительства типовых клубов для металлистов, и план здания иногда получался слишком сложным. Поэтому первый вариант клуба для Союза совторгслужащих (1929 год) в композиционном отношении оказался не совсем удачным: он игнорировал существовавшее архитектурное окружение, был рассчитан на открытый квадратный участок, периферическую или парковую зону, но не на узкую улицу.
В осуществленном варианте Митурич исправил ошибку: сделал объем компактнее, цилиндр фойе сместил на угол с Крюковым каналом (отчасти повторяя прием скругленного угла старого Литовского рынка Кваренги, стоявшего на месте ДК Совторгслужащих до середины 1920-х годов).
Дом культуры имени Первой пятилетки — один из первых примеров применения теплобетона в Ленинграде, где из-за слабости строительной инфраструктуры многие новаторские архитектурные решения, вдохновленные техническим прогрессом, часто приходилось имитировать с помощью традиционных материалов и конструкций. После войны этот конструктивистский объект было решено перестроить в формах, более подходящих для исторических кварталов. Реконструкцией занимался сам Митурич. В 2005 году Дом культуры Первой пятилетки снесли в связи со строительством Второй сцены Мариинского театра.
Дом культуры имени С. М. Кирова в Мурманске
— В творчестве Николая Митурича отразились и критика конструктивизма, и возвращение после 1932 года к наследию исторических стилей. Изменения произошли быстро, но нельзя сказать, что они оказались внезапными. Тяга к монументальности и поиску величественного образа заметна уже в его работах начала 1930-х годов, например, в проекте Мурманского Дома культуры имени С. М. Кирова.
Симметричная уравновешенная композиция главного фасада акцентирована большим полукруглым эркером над входом. Ритм бетонных консольных ребер, поддерживающих выступающий объем, напоминает о колоннаде, которая могла в этом месте оформлять классический полукруглый портик. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и в первоначальных формах не восстанавливалось.
Как конструктивисты меняли быт Ленинграда и зачем строили дома-коммуны и фабрики-кухни?
paperpaper.ru
Рассказывает архитектурный критик