Мария Химченко пишет музыку уже почти десять лет, но выпускать релизы начала лишь полтора года назад. Ее альбом Blackwork о расставаниях, в том числе с бывшим мужем, прослушали более 200 тысяч раз. Она поет про проблемы женщин, минусы феминизма и своего ребенка. Четыре года назад Мария переехала в Петербург.
«Бумага» рассказывает историю исполнительницы: от никнейма в честь песни «Арии» и баттла во время беременности до дискриминации в индустрии и признания в СМИ лучшей представительницей жанра.
В последний год в СМИ Марию Химченко стали называть лучшей и самой интересной представительницей рэп-жанра в России. Критики отмечают ее последний альбом Blackwork, который она выпустила в сентябре 2019 года, после ухода от мужа, и в котором рассказывает о своей дочери и тяжелых расставаниях.
— В альбоме очень много личного, я писала о том, как спала в какой-то момент с чуваками просто от чувства ненависти к себе, чтобы добить себя, писала о папе, который в детстве вселил в меня глубинное чувство вины, про то, как хочу обнять труп человека, которого люблю, потому что живым его любить невозможно (речь о песне «Колыбельная», созданной для дочери, — прим. «Бумаги»), — рассказывала Химченко Studio 21.
На момент публикации материала релиз прослушали более 200 тысяч раз.
Химченко родилась в Москве в 1992 году, училась в ПТУ, профессионально музыкой не занималась. По ее словам, в детстве она в основном слушала рок. Ник Hima она взяла в честь песни «Арии» «Химера».
В 2009 году девушка стала бэк-вокалисткой в группе «Солнца нет», а знакомые посоветовали ей записать трек на онлайн-баттл Hip-Hop.ru.
— Я говорила: «Ой, да на фиг мне ваш этот рэп нужен? Я же его не люблю и не читаю, даже тексты писать не умею». Они уговорили меня в итоге и сказали, что текст сами напишут. И получилось, что из всей группы в следующий раунд одна я прошла, — говорит девушка.
Как отмечала «Афиша.Daily», первый интернет-хит Химченко — песня «Витамины в таблетках», выпущенная в 2014 году, — не принес ей известности. Видео собрало на YouTube более 500 тысяч просмотров, но называлось «Девушка читает рэп и поет про любовь».
В 2015-м Химченко переехала в Петербург и начала участвовать в рэп-баттлах. Ее баттл с Юлей Kiwi стал одним из первых женских баттлов в России. За несколько дней до этого выяснилось, что Химченко беременна.
— Это два совершенно разных состояния — что-то очень женское и бойцовская готовность к тому, что ты сейчас перед кучей людей будешь разносить другую девочку и говорить ей гадости, — говорила Маша Hima после баттла. — В то время было тяжело учить текст и выступать. Я курю и употребляю алкоголь, когда волнуюсь, но из-за ребенка я не смогла сделать ни того, ни другого. Поэтому вышла на баттл трезвой. И всё вылетело нафиг из головы, половину текста я даже не прочитала.
Чтобы записать альбом, Химченко собрала группу, но до 2018 года релиза не было.
— Мне было 20 лет, я не умела командовать, не была лидером. Мне было тяжело управлять коллективом и настаивать на своем видении. С менеджером тоже не знала, как общаться. Он как‑то меня гнобил, говорил, что ничего не делаю и фальшивлю на репетициях. Я после этого очень долго пыталась вернуть сама к себе нормальное отношение, — рассказывала девушка.
В итоге группа распалась, а готовящиеся песни так никуда и не вошли.
В 2018-м Химченко выпустила альбом «Сборник любовных диссов», где читала о бывших, а также четыре мини-релиза. The Flow писал, что они «показывали максимально нелинейный подход к жанру [рэпа]: где в ход идет и соул, и гитарная музыка, и электроника».
В своих текстах Химченко часто говорит о недостатках феминизма, а в интервью говорит, что боится называть себя феминисткой. Тем не менее в треках девушка читает про самостоятельность женщин, а в интервью советует девушкам в абьюзивных отношениях обращаться к специалистам.
Химченко неоднозначно отзывается о рэпе, который читают другие женщины. Она называет женский рэп отстоем. Например, об украинской рэперше Alyona Alyona Мария говорит, что ее рэп «как мужской». При этом в шапке ее профиля висела фраза: «Женский рэп для тех, кто ненавидит женский рэп», — по словам Химченко, чтобы привлечь внимание тех, кому не нравится рэп от девушек.
При этом некоторые работы Химченко ошибочно воспринимают как профеминистские. Например, темой клипа «Клофелин», как писала «Афиша.Daily», называли насилие над женщинами. А Маша Hima утверждала, что он про девушек, которые напаивают парней, дают им клофелин, идут с ними в туалет и забирают у них деньги.
Популярность стала приходить к Химченко в 2018 году, когда она начала релизить свои треки, в том числе совместно с рэпершей Эмелевской, рэпером Alphavite и Loqiemean. Состоит ли она в каких-либо объединениях, неизвестно. В конце года «Афиша.Видео» включила ее в список 20 новых музыкантов года. Позже про нее написал The Flow, а «Медуза» включила ее песню «Никем для тебя» в топ-10 лучших треков недели.
Ближайшие запланированные концерты Маши Hima — в октябре в Петербурге и Москве. Они пройдут совместно с рэпершей Эмелевской. Ее песни можно также слушать в Apple Music, на «Яндекс.Музыке» или купить в Google Play и iTunes.
«Нас слушают те, кому грустно»
paperpaper.ru
Как в Петербурге зародилась новая волна акустического рока — с женской лирикой