9 июня 2021

В Петербурге идет война с электросамокатами — и пока они проигрывают. Как за пару месяцев «столица европейского кикшеринга» превратилась в город без электросамокатов

Этой весной в Петербурге расцвела аренда электросамокатов. Тысячи транспортных средств доступны в десятке сервисов кикшеринга.

Вместе с резким ростом популярности этого вида транспорта стали очевидны и многочисленные проблемы. Электросамокаты не упоминаются в ПДД, инфраструктура для них тоже отсутствует. Сейчас пользователи сами выбирают, ехать по проезжей части или по тротуару, порой они разгоняются до высокой скорости. Всё это провоцирует конфликты — с пешеходами и водителями.

В СМИ всё чаще пишут об авариях с участием электросамокатов. В итоге на кикшеринг обратили внимание в Смольном и создали рабочую группу, которая начала вводить ограничения. Возбуждены уголовные дела, СК проводит обыски. Утром 9 июня в Петербурге исчезли электросамокаты.

«Бумага» подробно рассказывает, как самый популярный транспорт этой весны попал под давление общественности, властей и силовиков, почему для безопасного использования самокатов нужно переделывать ПДД и всю городскую инфраструктуру и есть ли у кикшеринга будущее.

Обновление. 10 июня сервисы кикшеринга возобновили работу в Петербурге.


«Электросамокат — это личное карманное такси». Как Петербург стал столицей европейского кикшеринга

Электросамокаты стали заметной частью городской жизни Петербурга еще в 2018-м — но сперва в качестве личного транспорта. В 2019-м в городе работало только два сервиса аренды электросамокатов.

За время пандемии ситуация изменилась, и к летнему сезону 2021 года в Петербурге работало уже не менее девяти сервисов, среди которых Zevs, Scoobee, Eleven, Busy–Fly, Bolt, Red Wheels. «Большую тройку» сформировали Whoosh, Urent (сервис «Ситимобила») и Molnia — у них самый большой парк. Представители трех этих сервисов также вошли в рабочую группу правительства по регулированию электросамокатов, которая ввела ограничения скорости в центре.

Как говорят в сервисе Urent, в середине мая на их самокатах петербуржцы совершали по 12 тысяч поездок в день. Задача компании — сделать из Петербурга «европейскую столицу кикшеринга». Сооснователь Urent Андрей Азаров считает, что устройство города этому способствует.

Андрей Азаров
сооснователь сервиса Urent

— Большое количество туристов, большое количество улиц и набережных, где сложно или почти невозможно передвигаться на автомобиле (в том числе из-за пробок), а на самокате удобно и приятно. Самокаты снижают загруженность дорог, улучшают экологию в городе и повышают его туристическую привлекательность.

Фото: Руслан Шамуков

Петербург можно назвать столицей европейского кикшеринга не по количеству доступных самокатов, а по отношению к сервису, считает журналистка издания «Трушеринг» Алена Сизова, подробно освещающая развитие сервисов аренды в России. «Самокаты пользуются популярностью у местных жителей, для запуска нового оператора не нужно разрешение от города», — отмечает Сизова. По ее мнению, на рост популярности сервисов влияют и трудности с общественным транспортом, и то, что Петербург быстрее прочих городов перенимает европейский опыт.

Алена Сизова
журналистка издания «Трушеринг»

— В центре Петербурга в будни наземный общественный транспорт — это не самый удобный способ перемещения из-за пробок. На самокате же такой проблемы нет. К тому же Петербург — город видовой. Чем не повод лишний раз прокатиться.

Популярность электросамокатов не только в Петербурге, но и в целом в Европе нередко связывают с пандемией. Из-за рисков заражения коронавирусом горожане избегают общественного транспорта, а у других так называемых средств индивидуальной мобильности электросамокат выигрывает за счет скорости и малых габаритов.

— По сути, самокат напрокат — это как личное «карманное» такси, — поясняет Александр Рендаков, представитель движения городских самокатов Let’s Kick. — Для перемещения по городу в пределах 10–40 километров — на работу, для прогулок, срочного перемещения — электросамокат подходит идеально.

Андрей Азаров из Urent считает, что пандемия просто ускорила уже запущенный процесс. Журналистка Алена Сизова же говорит, что прямой связи между пандемией и ростом рынка аренды электросамокатов нет:

— Так сложилось, что пандемия пришлась именно на тот сезон, в который были готовы запуститься сразу несколько операторов. И выбирая между отложенным стартом и запуском в ограниченных условиях, операторы выбрали второй вариант.

Еще один фактор успеха сервисов аренды электросамокатов — способность привлечь инвестиции, считает директор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес:

— Это вопрос финансовых вливаний. Аренда электросамокатов растет за счет того, что в этот бизнес вливаются большие деньги.

«У нас в порядке вещей ругать всё новое». За что в городе критикуют электросамокаты и почему СК возбуждает уголовные дела

Аварии с участием арендованных электросамокатов стали важной темой сезона в СМИ. Одним из самых громких стало майское происшествие на Невском проспекте: два пьяных петербуржца врезались в пешеходов, а затем подрались с ними. Было возбуждено уголовное дело, на необходимость расследования лично обратил внимание глава СК Александр Бастрыкин. Сообщалось, что дело возбудили и в отношении сервиса Whoosh, самокаты которого использовали подозреваемые, но там сказали, что не получали уведомление от СК.

В другом громком происшествии пострадал артист Мариинского театра: он упал с электросамоката на высокой скорости и был госпитализирован в тяжелом состоянии. В начале июня Следственный комитет также сообщил о трех авариях, в которых пострадали дети.

На момент публикации материала СК сообщил о восьми авариях с электросамокатами, в которых пострадали пешеходы: по шести возбудили уголовные дела, еще по двум ведется доследственная проверка. Есть и дело о предоставлении небезопасных услуг — оно возбуждено в отношении юридических лиц, оказывающих услуги кикшеринга (но кого именно, не уточняется). По нему следователи весь июнь проводят обыски у компаний, предоставляющих самокаты в аренду, в том числе у «большой тройки». Такой интерес к кикшерингу в СК объясняют тем, что электросамокаты стали «источником повышенной опасности».

Подобная ситуация возникла и в 2019 году с приходом в город каршерингов. Несмотря на отсутствие статистических данных о том, что ДТП с арендованными автомобилями составляют большой процент от общего количества аварий, в медиа сложился образ их высокой аварийности, а у пользователей каршеринга — репутация безответственных водителей.

СМИ и сейчас оказывают повышенное внимание авариям с каршеринговыми автомобилями. В ГИБДД в мае рассказали, что за первые четыре месяца 2021 года в Петербурге произошло более 1,1 тысячи аварий с их участием. Но ведомство подчеркивает, что рост ДТП сопряжен с ростом популярности сервисов, а большинство водителей каршерингов пользуются им ответственно и соблюдают ПДД.

Последний раз статистика по ДТП с участием электросамокатов публиковалась в декабре и охватывала первые девять месяцев 2020 года. В ней также учитывались аварии на сигвеях, моноколесах и других электрических средствах передвижения малой мощности. По данным МВД, с января по сентябрь прошлого года по всей стране зарегистрировали 266 таких аварий — это 0,25 % от всех зафиксированных ДТП в стране за этот период. В таких авариях получили ранения 279 человек, четверо погибли.

По мнению журналистки «Трушеринга» Алены Сизовой, данных, подтверждающих высокую аварийность электросамокатов, нет.

Алена Сизова
журналистка издания «Трушеринг»

— Тут ситуация, как с каршерингом, — яркая окраска привлекает внимание и желание выразить свое отношение. У нас это в порядке вещей — ругать всё новое. Нет какого-то общего знаменателя, чтобы с чем-то сравнивать. Например, нет статистики происшествий с частными самокатами, а их, я уверена, тоже наберется порядочно. Происшествия появились, потому что появилась новая ниша. Раньше не было электросамокатов в массовом потреблении, и инцидентов не было.

«Самокаты потеряют свое преимущество». Как Смольный пытается контролировать аренду электросамокатов

У использования электросамокатов в городе можно выделить шесть основных проблем — их чаще всего обсуждают в рабочей группе и горожане в соцсетях. Вот они:

  1. Отсутствие электросамокатов в ПДД. Сейчас в ПДД не зафиксировано, с какой скоростью, при каких условиях и где можно ездить на электросамокатах — по тротуару, проезжей части или велополосе. До недавних пор городские власти не принимали участия в регулировании сервисов кикшеринга: рабочая группа под руководством комитета по транспорту появилась только в мае.
  2. Отсутствие инфраструктуры. Количество пользователей так называемых средств индивидуальной мобильности резко выросло — и власти Петербурга и Москвы не успевают создать для них среду.
  3. Высокая скорость. Самые мощные модели разгоняются почти до 100 км/ч. Большинство кикшерингов — до 25 км/ч. Вкупе с неактуальными ПДД это создает опасность как на дорогах, так и на тротуарах.
  4. Безответственность некоторых пользователей. ПДД не запрещает пользоваться электросамокатами в нетрезвом виде, до недавнего времени не было и скоростных ограничений. На один самокат встают по два человека, что, вообще-то, запрещено правилами сервисов. Опасность создает и незнание пользователями ПДД — при том, что по факту они участвуют в дорожном движении.
  5. Беспорядочная парковка. Пользователи бросают электросамокаты на тротуарах, препятствуя движению пешеходов.

Комитет по транспорту вместе с «большой тройкой» решил заняться парковкой и ограничением скорости. И в середине мая принял решение: ограничить скорость движения до 15 км/ч. Представители «большой тройки» остались недовольны этим решением. По мнению Андрея Азарова из Urent, оптимальная скорость в Петербурге — 20 км/ч.

Андрей Азаров
сооснователь сервиса Urent

— Ограничивать скорость до 15 км/час по всему городу считаем неэффективным. Самокаты потеряют свое преимущество по скорости и удобству перед автотранспортом. Люди пересядут обратно на машины и автобусы и возможность для развития кикшеринга как общественного транспорта будет упущена.

Такого же мнения об ограничении скорости до 15 км/ч придерживаются и в Whoosh.

Юлия Камойлик
пресс-секретарь Whoosh

— Такое ограничение отсекает всех пользователей, которые предпочитают самокат автомобилю. Либо они приобретут собственный самокат, контролировать скорость которого вообще не получится.

Тем не менее в отдельных людных зонах сервисы кикшеринга ввели ограничения скорости. Urent установил лимит в 15 км/ч на Невском проспекте, Whoosh — на Невском, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. При этом по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии движение закрыли полностью.

Однако 8 июня Смольный настоял на более жестком ограничении: на очередном рабочем совещании власти договорились с сервисами о лимите скорости в 10 км/ч на 20 наиболее оживленных улицах Центрального и Петроградского районов, в том числе на Невском проспекте. Это произошло на фоне усилившихся обысков и возбуждения нескольких уголовных дел из-за аварий с электросамокатами.

Вечером того же дня Molnia сообщила своим пользователям, что полностью закрывает центр Петербурга для катания. Спустя несколько часов, в ночь на 9 июня, во всех сервисах пропала функция аренды электросамокатов, к утру транспорт исчез из Петербурга.

В Whoosh «Бумаге» рассказали, что приостановили работу, чтобы сначала проработать все вопросы со Смольным. Источник «Бумаги» в одном из сервисов рассказал, что приостановить работу их попросили в СК. «Предупредили в СК, что в рамках уголовного дела будут производить следственные действия, поэтому лучше пока не работать», — сказал он. В комитете по транспорту, однако, говорят, что приостановка работы — инициатива самих сервисов.

«Неясно, где вообще должны ездить на таком микротранспорте». Как бум самокатов усугубил проблемы велоинфраструктуры Петербурга

Читатели «Бумаги» в комментариях к новостям об электросамокатах регулярно спорят о новом виде транспорта. «Проблема в отсутствии инфраструктуры для самокатов, велосипедов и прочих, где бы весь этот транспорт мог безопасно для себя и всех остальных ездить», — пишет читатель Андрей Шуршев.

Урбанисты, с которыми поговорила «Бумага», с этим тезисом согласны. По мнению Стива Каддинса, проблема соответствующей инфраструктуры уже была, но усугубилась из-за резкого роста популярности. Поэтому пользователи электросамокатов выбирают ту часть дороги, которая им кажется более приемлемой в конкретной ситуации.

Стив Каддинс
эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

— Для кого-то важно скоростное передвижение — они выбирают проезжую часть, а кому-то проезжая часть кажется опасной. При этом на тротуаре люди не делают поправку на то, что передвижение на самокате — это не движение пешком, это сильное транспортное средство, которое движется самостоятельно и с довольно высокой скоростью. Отсюда все конфликты и проблемы безопасности.

Каддинс считает, что все промедления с регламентацией будут провоцировать рост числа ДТП. Но на пути быстрых решений может встать бюрократия, считает Каддинс: «С учетом долгих бюрократических процессов согласования, в нынешних условиях невозможно взять и сказать: всё, срочно до осени строим тысячи километров велодорожек».

В Европе во время пандемии велотрафик резко вырос, пишет The Guardian — и местным властям пришлось быстро создавать дополнительную инфраструктуру. Например, в Барселоне, Лондоне, Милане и Париже ввели временные разметки велополос и даже закрыли некоторые дороги для автотранспорта. Опросы показали, что большинство жителей этих городов осталось довольно переменами, власти же намерены и дальше развивать велоинфраструктуру.

Теоретически сделать что-то подобное можно и в России. Осенью 2020 года подведомственное правительству Агентство стратегических инициатив вместе с проектами Let’s Bike It и OTSLab создало руководство по созданию быстровозводимой велосипедной инфраструктуры. Оно содержит пошаговую инструкцию по планированию сети маршрутов и выбору направлений с учетом региональных особенностей трассирования. По задумке авторов руководства, если следовать инструкции, переходить к реализации инфраструктурных решений можно уже через два месяца после начала разработки. Однако сведений о применении этого руководства на практике нет.

Директор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес считает, что Петербургу нужно уходить от уклона в сторону удобства автомобилистов. По его словам, водители — единственные, для кого в городе создана необходимая инфраструктура, а зачастую и избыточная.

Герман Мойжес
директор ассоциации «Пошли-поехали»

— Нам нужно переломить сознание общественности. Чтобы люди поняли, что если сузить полосу автомобильного движения и создать инфраструктуру, это приведет не к увеличению пробок, а, наоборот, к уменьшению, потому что интенсивность движения увеличится. Полоса движения должна быть 3,25 метра. Если шире — это приводит к ускорению водителей, опасным маневрам.

В комитете по транспорту «Бумаге» сообщили, что говорить о создании отдельной инфраструктуры для пользователей электросамокатов преждевременно.

Пресс-служба комитета по транспорту

— Из-за пробела в законодательстве сейчас не ясно, где вообще должны ездить на таком микротранспорте. Планируется, что пользователи электросамокатов смогут пользоваться существующей велоинфраструктурой. В настоящее время жителям и гостям города доступны 35 велосипедных маршрутов общей протяженностью 126,5 километра. В этом году их протяженность увеличится еще на 11,5 километра.

«Это модно, но не очень рационально». Почему кикшеринг обошел велопрокат

Еще до появления кикшеринга в Петербурге при поддержке властей пытались развивать велошеринг. Единственным оператором был «Велогород». С 2016 года количество станций и велосипедов ежегодно снижалось, а власти постоянно говорили о необходимости сменить оператора и порядок субсидирования.

В 2019-м в городе оставалось 20 станций велопроката. А через год история «Велогорода» закончилась: из-за неудовлетворительных результатов власти отказались выдавать новую субсидию. В КРТИ обещали, что обсудят дальнейшее развитие городского велопроката, но никаких решений до сих пор не озвучили.

Сейчас единственный сервис велошеринга в Петербурге — «Смартбайк». Пилотный старт сервиса был в августе 2019 года, а основной — в мае 2020 года. Сейчас он насчитывает более 2 тысяч велосипедов, работают более 600 парковок: общедоступные муниципальные, коммерческие и установленные самим сервисом. В отличие от «Велогорода», «Смартбайк» запущен исключительно на частные средства.

Руслан Каврюков
сооснователь «Смартбайка»

— Наше отличие [от «Велогорода» и других велошерингов] прежде всего в концепции. У нас собственная технология размещения велосипедов в городе: мы обязываем пользователей парковать и пристегивать наши велосипеды к общедоступным велосипедным парковкам. Это позволяет держать баланс между удобством для пользователей и сохранением порядка размещения техники в городе.

«Смартбайк» намерен наращивать парк и охват, но запланированных цифр Каврюков не называет. По его словам, многое зависит от желания города участвовать в развитии велошеринга. Потенциал велопроката раскроется, если в Петербурге будут развивать велоинфраструктуру, считает Каврюков.

Директор ассоциации «Пошли-поехали» (в совет которой входит и Каврюков) Герман Мойжес считает, что мода на электросамокаты со временем пройдет, а велошеринг в Петербурге еще обретет популярность.

Герман Мойжес
директор ассоциации «Пошли-поехали»

— С точки зрения экономики и экономии нет уверенности, что это [электросамокат] самое выгодное и рациональное средство передвижения. Мы считаем, что велосипед наиболее устойчивый и надежный вид транспорта. Я не исключаю, что электросамокат со временем отойдет. Это модно, но не думаю, что очень рационально.

Что будет с арендой электросамокатов и как скоро решатся окружающие ее проблемы

Несмотря на вводимые ограничения, сервисы кикшеринга намерены расти и дальше. В Urent планируют развитие своей сети в спальных районах города и в Ленинградской области. В Whoosh также намерены продолжать диалог с властями и развивать свой сервис.

И Whoosh, и Urent сообщили «Бумаге», что работают над тем, чтобы самокаты не стояли на узких тротуарах, у станций метро и остановок транспорта. Molnia отредактировала в мобильном приложении парковочные зоны. Со всеми тремя организациями договорились о запрете размещения самокатов на Дворцовой площади.

Для борьбы с нарушителями правил пользования кикшерингом сервисы и Смольный создадут единый «черный список». Если пользователя заблокируют в одном приложении, он уже не сможет арендовать электросамокат в других сервисах. Комитет по транспорту также предложил предоставлять услугу проката самокатов только по паспорту, чтобы ограничить доступ к транспорту несовершеннолетних. Начать тестирование системы планировали уже в первую неделю июня, но информации о результатах этой работы и перспективах реализации нет.

Проблему включения электросамокатов в ПДД российские власти не могут решить уже два года. Минтранс и МВД с 2019 года работают над соответствующими поправками, но не могут определиться с терминологией: какой транспорт считать средствами индивидуальной мобильности. В Минтрансе к таковым предлагают отнести как электротранспорт, так и обычные самокаты, скейтборды и ролики. СК 9 июня попросил Минтранс и МВД ускорить разработку мер по регулированию электросамокатов.

Министерство предлагает запретить разгоняться быстрее 20 км/ч и ездить в пьяном виде, а также определить зоны передвижения в зависимости от возраста. Главное возражение ГИБДД — пользователи транспорта, использующего «мускульную силу человека» (самокаты, ролики, скейтборды), должны подчиняться правилам передвижения пешеходов. Поправки до сих пор не согласованы.

Как говорит Алена Сизова, рынок в Петербурге и Москве еще далек от насыщения, и спрос будет только расти, если электросамокаты будут воспринимать именно как транспорт, а не только как развлечение.

Однако многое зависит от ограничений, которые вводят власти. Если электросамокатам запретят выезжать на тротуар, это поставит крест на их транспортной функции — как и слишком сильное ограничение скорости.

Власти также намерены подписать с сервисами кикшеринга соглашение, которое запретит парковать электросамокаты на узких тротуарах (менее 1,5 метра), ближе 15 метров от вестибюлей метро и остановок транспорта, а также обяжет компании освобождать любую территорию от самокатов по запросу властей.

9 июня в комтрансе «Бумаге» сообщили, что также намерены полностью запретить электросамокаты на Невском проспекте и Дворцовой площади — а во время Евро-2020 еще и рядом со стадионом и фан-зонами.

Выходит, что на быстрое создание условий, при которых езда на электросамокатах будет удобной и безопасной для горожан, рассчитывать пока не приходится. Из-за отсутствия инфраструктуры пользователи будут и дальше ездить по тротуару и по проезжей части. Скорость самокатов снизят до 10 км/ч только в определенных местах — в основном на оживленных центральных улицах.

Вопрос о включении электросамокатов в ПДД всё еще открыт — и неизвестно, когда решится. Безответственных пользователей будут добавлять в единый «черный список», но пока не известно, как эффективно он будет работать. Беспорядочных парковок, вероятно, станет меньше: власти и сервисы кикшеринга договорились о строгих ограничениях в этой области.

Но главный вопрос теперь — когда кикшеринг вообще вернется в Петербург после своего внезапного исчезновения. Ответ на него не могут дать ни в Смольном, ни в компаниях. Источник «Бумаги» в кикшеринговой компании говорит, что СК попросил приостановить работу на неопределенный срок.

«Надеемся, что скоро [электросамокаты] вернутся. <…> Мы считаем, что дополнительные комментарии сейчас излишни, так как разрабатывается документ, который регулирует деятельность кикшеринговых компаний с администрацией города», — сказал «Бумаге» директор Molnia Андрей Синьковский.


Над материалом работали:

Автор текста — Владислав Чирин, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Владислава Петрова, фото — Руслан Шамуков.


В Петербурге некоторые велосипедисты ездят по тротуарам — и это раздражает пешеходов. Читайте, что об этом говорят горожане, урбанисты и главы велоклубов.

Почему в Петербурге такие узкие тротуары и как подобную проблему решают в Европе? Рассказывает урбанист.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Электросамокаты
Депутат Заксобрания Алексей Цивилев предложил досрочно завершить кикшериноговый сезон
Петербургские суды зарегистрировали 335 жалоб на шесть тысяч припаркованных электросамокатов
Парковку электросамокатов запретят в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Петербурга
Кикшеринги заблокировали 33 тысячи аккаунтов за нарушение правил езды в Петербурге
Сотрудники кикшеринговых компаний начали патрулировать улицы и штрафовать пользователей за нарушение правил езды в Петербурге
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.