Этой весной в Петербурге расцвела аренда электросамокатов. Тысячи транспортных средств доступны в десятке сервисов кикшеринга.
Вместе с резким ростом популярности этого вида транспорта стали очевидны и многочисленные проблемы. Электросамокаты не упоминаются в ПДД, инфраструктура для них тоже отсутствует. Сейчас пользователи сами выбирают, ехать по проезжей части или по тротуару, порой они разгоняются до высокой скорости. Всё это провоцирует конфликты — с пешеходами и водителями.
В СМИ всё чаще пишут об авариях с участием электросамокатов. В итоге на кикшеринг обратили внимание в Смольном и создали рабочую группу, которая начала вводить ограничения. Возбуждены уголовные дела, СК проводит обыски. Утром 9 июня в Петербурге исчезли электросамокаты.
«Бумага» подробно рассказывает, как самый популярный транспорт этой весны попал под давление общественности, властей и силовиков, почему для безопасного использования самокатов нужно переделывать ПДД и всю городскую инфраструктуру и есть ли у кикшеринга будущее.
Обновление. 10 июня сервисы кикшеринга возобновили работу в Петербурге.
В этом тексте читайте
- Как аренда электросамокатов стала популярной и при чем здесь пандемия.
- За что пешеходы ненавидят электросамокаты и как СК возбуждает уголовные дела из-за аварий с ними.
- Как Смольный ограничил кикшеринг и почему это закончилось почти мгновенным исчезновением электросамокатов.
- Почему проблемы с электросамокатами — следствие старых проблем с инфраструктурой для велосипедов.
- Как кикшеринг обогнал по популярности велошеринг.
- Что будет с прокатом электросамокатов дальше.
«Электросамокат — это личное карманное такси». Как Петербург стал столицей европейского кикшеринга
Электросамокаты стали заметной частью городской жизни Петербурга еще в 2018-м — но сперва в качестве личного транспорта. В 2019-м в городе работало только два сервиса аренды электросамокатов.
За время пандемии ситуация изменилась, и к летнему сезону 2021 года в Петербурге работало уже не менее девяти сервисов, среди которых Zevs, Scoobee, Eleven, Busy–Fly, Bolt, Red Wheels. «Большую тройку» сформировали Whoosh, Urent (сервис «Ситимобила») и Molnia — у них самый большой парк. Представители трех этих сервисов также вошли в рабочую группу правительства по регулированию электросамокатов, которая ввела ограничения скорости в центре.
Как говорят в сервисе Urent, в середине мая на их самокатах петербуржцы совершали по 12 тысяч поездок в день. Задача компании — сделать из Петербурга «европейскую столицу кикшеринга». Сооснователь Urent Андрей Азаров считает, что устройство города этому способствует.
— Большое количество туристов, большое количество улиц и набережных, где сложно или почти невозможно передвигаться на автомобиле (в том числе из-за пробок), а на самокате удобно и приятно. Самокаты снижают загруженность дорог, улучшают экологию в городе и повышают его туристическую привлекательность.
Петербург можно назвать столицей европейского кикшеринга не по количеству доступных самокатов, а по отношению к сервису, считает журналистка издания «Трушеринг» Алена Сизова, подробно освещающая развитие сервисов аренды в России. «Самокаты пользуются популярностью у местных жителей, для запуска нового оператора не нужно разрешение от города», — отмечает Сизова. По ее мнению, на рост популярности сервисов влияют и трудности с общественным транспортом, и то, что Петербург быстрее прочих городов перенимает европейский опыт.
— В центре Петербурга в будни наземный общественный транспорт — это не самый удобный способ перемещения из-за пробок. На самокате же такой проблемы нет. К тому же Петербург — город видовой. Чем не повод лишний раз прокатиться.
Популярность электросамокатов не только в Петербурге, но и в целом в Европе нередко связывают с пандемией. Из-за рисков заражения коронавирусом горожане избегают общественного транспорта, а у других так называемых средств индивидуальной мобильности электросамокат выигрывает за счет скорости и малых габаритов.
— По сути, самокат напрокат — это как личное «карманное» такси, — поясняет Александр Рендаков, представитель движения городских самокатов Let’s Kick. — Для перемещения по городу в пределах 10–40 километров — на работу, для прогулок, срочного перемещения — электросамокат подходит идеально.
Андрей Азаров из Urent считает, что пандемия просто ускорила уже запущенный процесс. Журналистка Алена Сизова же говорит, что прямой связи между пандемией и ростом рынка аренды электросамокатов нет:
— Так сложилось, что пандемия пришлась именно на тот сезон, в который были готовы запуститься сразу несколько операторов. И выбирая между отложенным стартом и запуском в ограниченных условиях, операторы выбрали второй вариант.
Еще один фактор успеха сервисов аренды электросамокатов — способность привлечь инвестиции, считает директор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес:
— Это вопрос финансовых вливаний. Аренда электросамокатов растет за счет того, что в этот бизнес вливаются большие деньги.
«У нас в порядке вещей ругать всё новое». За что в городе критикуют электросамокаты и почему СК возбуждает уголовные дела
Аварии с участием арендованных электросамокатов стали важной темой сезона в СМИ. Одним из самых громких стало майское происшествие на Невском проспекте: два пьяных петербуржца врезались в пешеходов, а затем подрались с ними. Было возбуждено уголовное дело, на необходимость расследования лично обратил внимание глава СК Александр Бастрыкин. Сообщалось, что дело возбудили и в отношении сервиса Whoosh, самокаты которого использовали подозреваемые, но там сказали, что не получали уведомление от СК.
В другом громком происшествии пострадал артист Мариинского театра: он упал с электросамоката на высокой скорости и был госпитализирован в тяжелом состоянии. В начале июня Следственный комитет также сообщил о трех авариях, в которых пострадали дети.
На момент публикации материала СК сообщил о восьми авариях с электросамокатами, в которых пострадали пешеходы: по шести возбудили уголовные дела, еще по двум ведется доследственная проверка. Есть и дело о предоставлении небезопасных услуг — оно возбуждено в отношении юридических лиц, оказывающих услуги кикшеринга (но кого именно, не уточняется). По нему следователи весь июнь проводят обыски у компаний, предоставляющих самокаты в аренду, в том числе у «большой тройки». Такой интерес к кикшерингу в СК объясняют тем, что электросамокаты стали «источником повышенной опасности».
Подобная ситуация возникла и в 2019 году с приходом в город каршерингов. Несмотря на отсутствие статистических данных о том, что ДТП с арендованными автомобилями составляют большой процент от общего количества аварий, в медиа сложился образ их высокой аварийности, а у пользователей каршеринга — репутация безответственных водителей.
СМИ и сейчас оказывают повышенное внимание авариям с каршеринговыми автомобилями. В ГИБДД в мае рассказали, что за первые четыре месяца 2021 года в Петербурге произошло более 1,1 тысячи аварий с их участием. Но ведомство подчеркивает, что рост ДТП сопряжен с ростом популярности сервисов, а большинство водителей каршерингов пользуются им ответственно и соблюдают ПДД.
Последний раз статистика по ДТП с участием электросамокатов публиковалась в декабре и охватывала первые девять месяцев 2020 года. В ней также учитывались аварии на сигвеях, моноколесах и других электрических средствах передвижения малой мощности. По данным МВД, с января по сентябрь прошлого года по всей стране зарегистрировали 266 таких аварий — это 0,25 % от всех зафиксированных ДТП в стране за этот период. В таких авариях получили ранения 279 человек, четверо погибли.
По мнению журналистки «Трушеринга» Алены Сизовой, данных, подтверждающих высокую аварийность электросамокатов, нет.
— Тут ситуация, как с каршерингом, — яркая окраска привлекает внимание и желание выразить свое отношение. У нас это в порядке вещей — ругать всё новое. Нет какого-то общего знаменателя, чтобы с чем-то сравнивать. Например, нет статистики происшествий с частными самокатами, а их, я уверена, тоже наберется порядочно. Происшествия появились, потому что появилась новая ниша. Раньше не было электросамокатов в массовом потреблении, и инцидентов не было.
«Самокаты потеряют свое преимущество». Как Смольный пытается контролировать аренду электросамокатов
У использования электросамокатов в городе можно выделить шесть основных проблем — их чаще всего обсуждают в рабочей группе и горожане в соцсетях. Вот они:
- Отсутствие электросамокатов в ПДД. Сейчас в ПДД не зафиксировано, с какой скоростью, при каких условиях и где можно ездить на электросамокатах — по тротуару, проезжей части или велополосе. До недавних пор городские власти не принимали участия в регулировании сервисов кикшеринга: рабочая группа под руководством комитета по транспорту появилась только в мае.
- Отсутствие инфраструктуры. Количество пользователей так называемых средств индивидуальной мобильности резко выросло — и власти Петербурга и Москвы не успевают создать для них среду.
- Высокая скорость. Самые мощные модели разгоняются почти до 100 км/ч. Большинство кикшерингов — до 25 км/ч. Вкупе с неактуальными ПДД это создает опасность как на дорогах, так и на тротуарах.
- Безответственность некоторых пользователей. ПДД не запрещает пользоваться электросамокатами в нетрезвом виде, до недавнего времени не было и скоростных ограничений. На один самокат встают по два человека, что, вообще-то, запрещено правилами сервисов. Опасность создает и незнание пользователями ПДД — при том, что по факту они участвуют в дорожном движении.
- Беспорядочная парковка. Пользователи бросают электросамокаты на тротуарах, препятствуя движению пешеходов.
Комитет по транспорту вместе с «большой тройкой» решил заняться парковкой и ограничением скорости. И в середине мая принял решение: ограничить скорость движения до 15 км/ч. Представители «большой тройки» остались недовольны этим решением. По мнению Андрея Азарова из Urent, оптимальная скорость в Петербурге — 20 км/ч.
— Ограничивать скорость до 15 км/час по всему городу считаем неэффективным. Самокаты потеряют свое преимущество по скорости и удобству перед автотранспортом. Люди пересядут обратно на машины и автобусы и возможность для развития кикшеринга как общественного транспорта будет упущена.
Такого же мнения об ограничении скорости до 15 км/ч придерживаются и в Whoosh.
— Такое ограничение отсекает всех пользователей, которые предпочитают самокат автомобилю. Либо они приобретут собственный самокат, контролировать скорость которого вообще не получится.
Тем не менее в отдельных людных зонах сервисы кикшеринга ввели ограничения скорости. Urent установил лимит в 15 км/ч на Невском проспекте, Whoosh — на Невском, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. При этом по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии движение закрыли полностью.
Однако 8 июня Смольный настоял на более жестком ограничении: на очередном рабочем совещании власти договорились с сервисами о лимите скорости в 10 км/ч на 20 наиболее оживленных улицах Центрального и Петроградского районов, в том числе на Невском проспекте. Это произошло на фоне усилившихся обысков и возбуждения нескольких уголовных дел из-за аварий с электросамокатами.
Вечером того же дня Molnia сообщила своим пользователям, что полностью закрывает центр Петербурга для катания. Спустя несколько часов, в ночь на 9 июня, во всех сервисах пропала функция аренды электросамокатов, к утру транспорт исчез из Петербурга.
В Whoosh «Бумаге» рассказали, что приостановили работу, чтобы сначала проработать все вопросы со Смольным. Источник «Бумаги» в одном из сервисов рассказал, что приостановить работу их попросили в СК. «Предупредили в СК, что в рамках уголовного дела будут производить следственные действия, поэтому лучше пока не работать», — сказал он. В комитете по транспорту, однако, говорят, что приостановка работы — инициатива самих сервисов.
«Неясно, где вообще должны ездить на таком микротранспорте». Как бум самокатов усугубил проблемы велоинфраструктуры Петербурга
Читатели «Бумаги» в комментариях к новостям об электросамокатах регулярно спорят о новом виде транспорта. «Проблема в отсутствии инфраструктуры для самокатов, велосипедов и прочих, где бы весь этот транспорт мог безопасно для себя и всех остальных ездить», — пишет читатель Андрей Шуршев.
Урбанисты, с которыми поговорила «Бумага», с этим тезисом согласны. По мнению Стива Каддинса, проблема соответствующей инфраструктуры уже была, но усугубилась из-за резкого роста популярности. Поэтому пользователи электросамокатов выбирают ту часть дороги, которая им кажется более приемлемой в конкретной ситуации.
— Для кого-то важно скоростное передвижение — они выбирают проезжую часть, а кому-то проезжая часть кажется опасной. При этом на тротуаре люди не делают поправку на то, что передвижение на самокате — это не движение пешком, это сильное транспортное средство, которое движется самостоятельно и с довольно высокой скоростью. Отсюда все конфликты и проблемы безопасности.
Каддинс считает, что все промедления с регламентацией будут провоцировать рост числа ДТП. Но на пути быстрых решений может встать бюрократия, считает Каддинс: «С учетом долгих бюрократических процессов согласования, в нынешних условиях невозможно взять и сказать: всё, срочно до осени строим тысячи километров велодорожек».
В Европе во время пандемии велотрафик резко вырос, пишет The Guardian — и местным властям пришлось быстро создавать дополнительную инфраструктуру. Например, в Барселоне, Лондоне, Милане и Париже ввели временные разметки велополос и даже закрыли некоторые дороги для автотранспорта. Опросы показали, что большинство жителей этих городов осталось довольно переменами, власти же намерены и дальше развивать велоинфраструктуру.
Теоретически сделать что-то подобное можно и в России. Осенью 2020 года подведомственное правительству Агентство стратегических инициатив вместе с проектами Let’s Bike It и OTSLab создало руководство по созданию быстровозводимой велосипедной инфраструктуры. Оно содержит пошаговую инструкцию по планированию сети маршрутов и выбору направлений с учетом региональных особенностей трассирования. По задумке авторов руководства, если следовать инструкции, переходить к реализации инфраструктурных решений можно уже через два месяца после начала разработки. Однако сведений о применении этого руководства на практике нет.
Директор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес считает, что Петербургу нужно уходить от уклона в сторону удобства автомобилистов. По его словам, водители — единственные, для кого в городе создана необходимая инфраструктура, а зачастую и избыточная.
— Нам нужно переломить сознание общественности. Чтобы люди поняли, что если сузить полосу автомобильного движения и создать инфраструктуру, это приведет не к увеличению пробок, а, наоборот, к уменьшению, потому что интенсивность движения увеличится. Полоса движения должна быть 3,25 метра. Если шире — это приводит к ускорению водителей, опасным маневрам.
В комитете по транспорту «Бумаге» сообщили, что говорить о создании отдельной инфраструктуры для пользователей электросамокатов преждевременно.
— Из-за пробела в законодательстве сейчас не ясно, где вообще должны ездить на таком микротранспорте. Планируется, что пользователи электросамокатов смогут пользоваться существующей велоинфраструктурой. В настоящее время жителям и гостям города доступны 35 велосипедных маршрутов общей протяженностью 126,5 километра. В этом году их протяженность увеличится еще на 11,5 километра.
«Это модно, но не очень рационально». Почему кикшеринг обошел велопрокат
Еще до появления кикшеринга в Петербурге при поддержке властей пытались развивать велошеринг. Единственным оператором был «Велогород». С 2016 года количество станций и велосипедов ежегодно снижалось, а власти постоянно говорили о необходимости сменить оператора и порядок субсидирования.
В 2019-м в городе оставалось 20 станций велопроката. А через год история «Велогорода» закончилась: из-за неудовлетворительных результатов власти отказались выдавать новую субсидию. В КРТИ обещали, что обсудят дальнейшее развитие городского велопроката, но никаких решений до сих пор не озвучили.
Сейчас единственный сервис велошеринга в Петербурге — «Смартбайк». Пилотный старт сервиса был в августе 2019 года, а основной — в мае 2020 года. Сейчас он насчитывает более 2 тысяч велосипедов, работают более 600 парковок: общедоступные муниципальные, коммерческие и установленные самим сервисом. В отличие от «Велогорода», «Смартбайк» запущен исключительно на частные средства.
— Наше отличие [от «Велогорода» и других велошерингов] прежде всего в концепции. У нас собственная технология размещения велосипедов в городе: мы обязываем пользователей парковать и пристегивать наши велосипеды к общедоступным велосипедным парковкам. Это позволяет держать баланс между удобством для пользователей и сохранением порядка размещения техники в городе.
«Смартбайк» намерен наращивать парк и охват, но запланированных цифр Каврюков не называет. По его словам, многое зависит от желания города участвовать в развитии велошеринга. Потенциал велопроката раскроется, если в Петербурге будут развивать велоинфраструктуру, считает Каврюков.
Директор ассоциации «Пошли-поехали» (в совет которой входит и Каврюков) Герман Мойжес считает, что мода на электросамокаты со временем пройдет, а велошеринг в Петербурге еще обретет популярность.
— С точки зрения экономики и экономии нет уверенности, что это [электросамокат] самое выгодное и рациональное средство передвижения. Мы считаем, что велосипед наиболее устойчивый и надежный вид транспорта. Я не исключаю, что электросамокат со временем отойдет. Это модно, но не думаю, что очень рационально.
Что будет с арендой электросамокатов и как скоро решатся окружающие ее проблемы
Несмотря на вводимые ограничения, сервисы кикшеринга намерены расти и дальше. В Urent планируют развитие своей сети в спальных районах города и в Ленинградской области. В Whoosh также намерены продолжать диалог с властями и развивать свой сервис.
И Whoosh, и Urent сообщили «Бумаге», что работают над тем, чтобы самокаты не стояли на узких тротуарах, у станций метро и остановок транспорта. Molnia отредактировала в мобильном приложении парковочные зоны. Со всеми тремя организациями договорились о запрете размещения самокатов на Дворцовой площади.
Для борьбы с нарушителями правил пользования кикшерингом сервисы и Смольный создадут единый «черный список». Если пользователя заблокируют в одном приложении, он уже не сможет арендовать электросамокат в других сервисах. Комитет по транспорту также предложил предоставлять услугу проката самокатов только по паспорту, чтобы ограничить доступ к транспорту несовершеннолетних. Начать тестирование системы планировали уже в первую неделю июня, но информации о результатах этой работы и перспективах реализации нет.
Проблему включения электросамокатов в ПДД российские власти не могут решить уже два года. Минтранс и МВД с 2019 года работают над соответствующими поправками, но не могут определиться с терминологией: какой транспорт считать средствами индивидуальной мобильности. В Минтрансе к таковым предлагают отнести как электротранспорт, так и обычные самокаты, скейтборды и ролики. СК 9 июня попросил Минтранс и МВД ускорить разработку мер по регулированию электросамокатов.
Министерство предлагает запретить разгоняться быстрее 20 км/ч и ездить в пьяном виде, а также определить зоны передвижения в зависимости от возраста. Главное возражение ГИБДД — пользователи транспорта, использующего «мускульную силу человека» (самокаты, ролики, скейтборды), должны подчиняться правилам передвижения пешеходов. Поправки до сих пор не согласованы.
Как говорит Алена Сизова, рынок в Петербурге и Москве еще далек от насыщения, и спрос будет только расти, если электросамокаты будут воспринимать именно как транспорт, а не только как развлечение.
Однако многое зависит от ограничений, которые вводят власти. Если электросамокатам запретят выезжать на тротуар, это поставит крест на их транспортной функции — как и слишком сильное ограничение скорости.
Власти также намерены подписать с сервисами кикшеринга соглашение, которое запретит парковать электросамокаты на узких тротуарах (менее 1,5 метра), ближе 15 метров от вестибюлей метро и остановок транспорта, а также обяжет компании освобождать любую территорию от самокатов по запросу властей.
9 июня в комтрансе «Бумаге» сообщили, что также намерены полностью запретить электросамокаты на Невском проспекте и Дворцовой площади — а во время Евро-2020 еще и рядом со стадионом и фан-зонами.
Выходит, что на быстрое создание условий, при которых езда на электросамокатах будет удобной и безопасной для горожан, рассчитывать пока не приходится. Из-за отсутствия инфраструктуры пользователи будут и дальше ездить по тротуару и по проезжей части. Скорость самокатов снизят до 10 км/ч только в определенных местах — в основном на оживленных центральных улицах.
Вопрос о включении электросамокатов в ПДД всё еще открыт — и неизвестно, когда решится. Безответственных пользователей будут добавлять в единый «черный список», но пока не известно, как эффективно он будет работать. Беспорядочных парковок, вероятно, станет меньше: власти и сервисы кикшеринга договорились о строгих ограничениях в этой области.
Но главный вопрос теперь — когда кикшеринг вообще вернется в Петербург после своего внезапного исчезновения. Ответ на него не могут дать ни в Смольном, ни в компаниях. Источник «Бумаги» в кикшеринговой компании говорит, что СК попросил приостановить работу на неопределенный срок.
«Надеемся, что скоро [электросамокаты] вернутся. <…> Мы считаем, что дополнительные комментарии сейчас излишни, так как разрабатывается документ, который регулирует деятельность кикшеринговых компаний с администрацией города», — сказал «Бумаге» директор Molnia Андрей Синьковский.
Над материалом работали:
Автор текста — Владислав Чирин, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Владислава Петрова, фото — Руслан Шамуков.
В Петербурге некоторые велосипедисты ездят по тротуарам — и это раздражает пешеходов. Читайте, что об этом говорят горожане, урбанисты и главы велоклубов.
Почему в Петербурге такие узкие тротуары и как подобную проблему решают в Европе? Рассказывает урбанист.