19 июня 2019

В Петербурге некоторые велосипедисты ездят по тротуарам — и это раздражает пешеходов. Что об этом говорят горожане, урбанисты и главы велоклубов

Петербуржцы регулярно жалуются на велосипедистов, которые ездят по тротуарам, разгоняются и сигналят, чтобы обогнать прохожих.

«Бумага» узнала мнение представителей велосообществ, урбанистов и горожан о том, по каким причинам люди выезжают на тротуары и как это можно исправить.

Павел Хусу

Руководитель движения «Петербургское велообщество»

— По правилам дорожного движения человек на самокате является пешеходом и должен двигаться по тротуару. А велосипед — это транспортное средство, которое должно двигаться по велодорожкам или велополосам. Если таковых нет, то по правому краю проезжей части. И только в трех случаях велосипедист может ехать по тротуару — если ему еще нет 14 лет, если он сопровождает ребенка на велосипеде и если проезд по дороге невозможен.

Мы видим, что ПДД допускают езду на велосипеде по тротуару, чем многие велосипедисты и пользуются. Причин несколько. Думаю, большинству велосипедистов просто страшно ездить по дорогам в соседстве с автомобилями, проносящимися мимо на огромных скоростях, подчас практически вплотную, а отдельных велодорожек, где бы велосипедист ехал, никому не мешая, у нас мало.

Кто-то наслушался советов о том, что велосипедисту нечего делать на дороге и это территория исключительно для автомобилей. Другая часть велосипедистов, напротив, хорошо изучившая ПДД и судебную практику, едет по тротуарам, когда правый край проезжей части запаркован автомобилями, ведь в интерпретации сотрудников ГИБДД эта ситуация как раз является той самой невозможностью движения по дороге.

Соседство пешеходов, велосипедистов и самокатчиков на тротуарах создает неудобства для всех и может привести к конфликтам. Пешеходов раздражают или даже пугают проносящиеся мимо на больших скоростях велосипедисты или люди на электросамокатах и моноколесах. Многим не нравится, что велосипедисты используют звонок, чтобы их пропустили. И велосипедистам, и людям на самокатах на тротуаре нужно быть внимательными и осторожными и не устраивать гонок, ведь пешеходы движутся довольно непредсказуемо, особенно маленькие дети.

В общемировой практике пришли к пониманию, что велосипед — это и не пешеход, и не автомобиль. На тротуарах велосипедист представляет опасность для пешеходов, а на проезжей части сам подвергается опасности, поэтому для велосипедистов необходима отдельная дорожная инфраструктура, отделенная как от тротуаров, так и от дорог. И по всему миру для велосипедистов строят отдельные велодорожки.

Что касается самокатов, моноколес и гироскутеров, то единого решения по ним в мировой практике еще не сложилось. Однако в ряде европейских стран людям на таком транспорте также разрешают ездить по велодорожкам.

Таша Конкина

Координатор движения «Велосипедизация»

— По ПДД велосипедист обязан ехать по проезжей части. Многие люди нарушают это правило, потому что просто его не знают. Я не считаю, что велосипедистам нужны права [на управление транспортным средством], как людям на автомобилях, но при этом мне кажется очень важным образование. С каждым велосипедом должна в комплекте идти брошюра, которая будет разъяснять ключевые моменты безопасного передвижения по городу.

Вторая причина, по которой люди ездят по тротуарам, заключается в том, что человеку страшно находиться на проезжей части в условиях нашего движения. Я езжу на велосипеде много лет, но у меня до сих пор бывают моменты, когда на дороге я чувствую себя некомфортно. Плюс автомобилисты тоже часто не знают, что велосипедисты должны ехать по дороге. Например, когда я еду по правилам, ко мне подъезжают водители и начинают объяснять — иногда интеллигентно, иногда с криком, — что мое место на тротуаре. Получается, люди, которые учат ПДД и получают права, всё равно не знают правил.

Всё сводится к тому, что у людей на альтернативном транспорте очень размытое представление, где их место в городе во время движения. В такой атмосфере некомфортно. Это можно решить велодорожками, но их нужно не просто нарисовать, а заранее спланировать, а затем следить, чтобы их не запарковывали.

В прошлом году у нас был печальный опыт с велодорожкой на Фонтанке, которая появилась благодаря проекту «Твой бюджет». Там постоянно стояли автомобили, и мы писали обращения в полицию и администрацию. В этом году ей можно пользоваться спокойно. Еще один пример — дорожка на Арсенальной набережной, которая упирается прямо в стену. Я даже написала там 9 ¾, показывая, что ты должен быть волшебником, чтобы продолжить поездку.

Светлана Романова

Пешеход (цитата по посту во «ВКонтакте»)

— Велосипедисты на тротуарах меня очень беспокоят, даже раздражают. Я не чувствую себя расслабленно там, где должно быть безопасно. Если то спереди, то сзади кто-то выруливает из толпы на велосипеде, то понимаешь, что надо не смотреть на витрины и красоты города, а быть начеку каждую минуту. А с какой стати?

Если не хотят делать дорожки и регулировку, то почему должен страдать именно пешеход на узком тротуаре? Может, по аналогии общества автолюбителей пора создавать общество защиты пешеходов? Я не обсуждаю не менее опасную ситуацию велосипедистов на проезжей части — это вам скажет любой автомобилист с крепкими выражениями.

Велосипед — прекрасное средство транспорта. Кстати, он у меня есть, и я была бы не против использовать его в городе, а не только на прогулках на природе. Но пока велосипедисты в Петербурге — это проблема для всех.

Стив Каддинс

Урбанист

— С точки зрения организации транспортных потоков в городе правильно разделить их в соответствии с габаритами и скоростями транспортных средств. Велосипеды, как механические, так и с электродвигателями, должны передвигаться по обособленным велополосам — это обеспечивает безопасность всех участников движения и повышает комфортность поездок.

Специальной велоинфраструктурой логично пользоваться и обладателям других скоростных средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, быстрых моноколес и гироскутеров. При этом значительно более медленные участники движения на механических самокатах и роликах, скорость которых не превышает скорости бега человека, могут перемещаться на тротуарах, если не мешают пешеходам. Так должно быть в идеальных условиях.

В сегодняшней действительности из всего перечисленного у нас пока законодательно регулируются лишь велосипеды. Они обязаны двигаться по велодорожкам и велополосам, а в их отсутствие — по проезжей части. И только если двигаться по дороге невозможно, ехать по тротуару.

Как мы знаем, в Петербурге пока что ничтожно мало велоинфраструктуры, а дороги смертельно опасны — каждый год на них в нашем городе гибнет около 300 человек (по данным ГИБДД, в 2018 году в Петербурге во время ДТП погибли 232 человека — прим. «Бумаги»). Это всё заставляет многих ехать по тротуару, выбирая более безопасный для себя вариант. Разумеется, это доставляет неудобства и пешеходам, и самим велосипедистам, и это неправильно. Но понять тех, кто не чувствует себя достаточно уверенно на автомобильной дороге, можно.

Решение только одно — активно развивать обособленные велополосы, снижать допустимую скорость автомобилей на улицах, пресекать нарушения ПДД, которые создают угрозу велосипедистам.

При этом те, кто сегодня выбирает для поездки на велосипеде тротуары, должны всегда помнить фундаментальное правило: вы на тротуаре — гость, а пешеход имеет полный приоритет, поэтому по тротуару нужно ехать медленно, чтобы всегда иметь возможность мгновенно остановиться. Использовать звонок ни в коем случае нельзя, а если вам очень хочется кого-то обогнать, но ширины тротуара недостаточно, попросите об этом впереди идущего человека голосом.

Федор Ельцов

Председатель клуба «ВелоПитер»

— Велосипедисты ездят по тротуарам по двум причинам. Во-первых, не знают ПДД, по которым велосипед — это транспортное средство, а значит, велосипедист должен ехать по проезжей части, если нет велодорожки, обозначенной знаком. По тротуару же велосипедисты могут ехать, только если не создают помех пешеходам. Во-вторых, люди боятся. Трафик плотный, вежливости по отношению к велосипедистам со стороны автомобилистов не наблюдается.

Аркадий Гершман

Тревел-блогер (цитата по посту в «Живом журнале»)

— Проблема в том, что в России десятилетиями делали неправильные улицы, которые просто опасны для пешеходов, велосипедистов, пассажиров автобусов и автомобилистов. Ехать по проезжей части банально страшно — это основная причина появления велосипедистов на тротуаре.

Вторая причина культурная. Долгие годы положение людей на велосипедах было непонятным: то ли относить велосипедистов к пешеходам, то ли к [управляющим] транспортным средством.

Сегодня позиция простая и гибкая: велосипеду место на проезжей части, но в случае опасности человек может забраться на тротуар. При этом степень опасности и когда переходить на пешеходную часть человек определяет сам, главное успеть перепрыгнуть через забор.

Кристина Бойко

Организатор велопробегов Beauty Cycle Run и «Городская Велоклассика»

— Дело в том, что велосипедист и пешеход, передвигающийся на самокате, — это две разные категории, которые должны соблюдать правила дорожного движения согласно своим особенностям.

Велосипедист должен передвигаться по велодорожкам или велополосам, в отсутствие их — по правому краю проезжей части, либо, в случае и их отсутствия, по тротуарам. А человек на самокате должен ездить по тротуарам, и только в случае их отсутствия он может ехать либо по велодорожке, либо по правому краю проезжей части по направлению движения.

Ответить на вопрос, почему те или иные категории передвигаются, нарушая установленные правила, я не могу. Я сама передвигаюсь по проезжей части и велодорожкам, а на мероприятиях, организацией которых занимаюсь, мы также двигаемся согласно ПДД.

Главным неудобством и для пешеходов, и для велосипедистов в Петербурге является незнание или несоблюдение установленных правил. Я сама постоянно с этим сталкиваюсь и испытываю гораздо большее неудобство от этого, нежели от нехватки велосипедной инфраструктуры.

Красимир Врански

Основатель движения «Красивый Петербург»

— В России люди ездят на велосипедах по тротуарам из-за того, что отсутствует инфраструктура или же на ней не соблюдаются правила. Например, на велополосе паркуются автомобили, поэтому некоторые объезжают их по проезжей части, а некоторые ради безопасности выходят на тротуар.

Водители не привыкли взаимодействовать с другими участниками движения, поэтому велосипедисты предпочитают вариант езды на тротуаре, хотя это может быть нарушением ПДД.

В остальном мире всё так же: тротуар предназначен только для пешеходов. Но в других странах, где часто пользуются велосипедами, создана шикарная структура для велосипедистов, поэтому им нет смысла ездить по тротуарам, когда есть велополосы и они знают, что ни одна машина не заедет туда.

Елена Дунаева

Блогер (цитата по посту в «Живом журнале»)

— Я пешеход, и меня раздражают велосипедисты на тротуарах. Они неожиданно выезжают из-за спины и мчатся на огромной скорости, опасно лавируя между идущими по тротуару ничего не подозревающими людьми, так и норовя в кого-то врезаться.

Они резко сигналят из-за спины — мол, посторонись! — и ты в первую секунду не знаешь, куда броситься, чтобы не угодить под колеса. <…> Наверное, радоваться надо, что сейчас в моде здоровый образ жизни и молодые люди катаются на велосипеде, а не лежат на диване, не сидят в баре, не уткнулись в планшет и не курят за углом. Но я не радуюсь.

Константин Мазеин

Замруководителя движения «Петербургское велообщество»

— В ПДД прописано, что велосипедисты должны ехать по правой стороне проезжей части, а если они передвигаются по тротуару, банальным ответом кажется то, что они не знают правил. У них же нет прав.

Естественно, это не имеет ничего общего с реальностью, потому что многие велосипедисты сдавали на права и имеют водительские удостоверения. Главной причиной езды по тротуарам, как мне кажется, является субъективное чувство опасности.

Многие осознанно нарушают правила, потому что считают, что для них так безопаснее. Разрешенная скорость у нас 60 километров в час, многие ездят даже быстрее. Нужно самому сесть и проехать по дороге, чтобы понять, что чувствует велосипедист, когда рядом проносится автомобиль. Если молодые люди, которые более склонны к риску, еще могут позволить себе это удовольствие — щекотать нервы, то более зрелые люди с семьями опасаются такого соседства.

Фото на обложке: wikimedia.org

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Ильинская слобода в Красногвардейском районе может стать единым общественным пространством
Метрополитен Петербурга объявил конкурс на реконструкцию «Фрунзенской». Работы на станции проведут в два этапа
Смольный отказался передвигать здание школы Берггольц. Его снесут для строительства Большого Смоленского моста
Госстройнадзор не признавал факт незаконной застройки на Васильевском острове
Как изменится жизнь в Петербурге в январе: новые правила военного призыва, сохранение цены на проезд и открытие Ладожской
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.