Всё больше людей гоняют на электросамокатах и моноколесах. Как устроен электротранспорт и почему он так популярен в Петербурге?
В Петербурге всё чаще можно встретить людей на сегвеях, гироскутерах и электросамокатах. «Бумага» рассказывает, в чем плюсы такого способа передвижения, что об электрическом транспорте думают автомобилисты и специалисты по благоустройству, что в городе мешает его развитию и чем он может быть опасен.

На улицах Петербурга стало больше гироскутеров и электросамокатов. Почему они становятся всё популярнее?

Первый сегвей изобрел канадец Дин Камен в 2001 году, но в России такой вид транспорта стал пользоваться успехом только спустя 15 лет. По данным Yandex, количество поисковых запросов со словом «гироскутер» на август 2015 года составляет 54 тысячи, а на тот же месяц 2016 года — почти 2,2 млн. На сегвее уже катаются Тимати и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Широкое распространение в России электротранспорт пока получает только в крупных городах. Эксперт компании Polaris Елена Крылова приводит статистику, по которой видно, что большее количество продаж электровелосипедов, электросамокатов и гироскутеров происходит в Москве и Петербурге (40 % и 20 %), в Сочи, Екатеринбурге и Казани — 10 %. Остальные 10 % — другие города России.
Дарья Табачникова, основательница проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга», считает, что популярность электровелосипедов обусловлена тем, что на них намного проще проезжать большие расстояния и дорогу с подъемами и склонами. Кроме того, электронный транспорт становится популярнее, по мнению эксперта, потому что не приносит никакого вреда окружающей среде, а большое количество людей сегодня стремится к экологичному образу жизни.

Передвижение на электрическом транспорте — это безопасно?

В инструкции по эксплуатации гироскутеров говорится, что при первом катании на электротранспорте необходимо надеть шлем, налокотники и наколенники, чтобы избежать травм. Кроме того, если вы едете по городу, также лучше использовать эти средства безопасности.
Гироскутер нужно выбирать в зависимости от своей весовой категории. Каждая модель имеет свой уровень нагрузки, превышать который запрещено. Кататься на гироскутере также нельзя, если ваш вес меньше минимального.
Кроме того, гироскопические датчики настроены на определенный диапазон нагрузки, поэтому нельзя и превышать скорость. При большей нагрузке датчики начинают работать хуже, что увеличивает возможность падения и травм.
Дарья Табачникова, основательница «Велосипедизации Санкт-Петербурга»::
— На данный момент случаев ДТП с электротранспортом мало. Велосипеды с электродвигателем очень дорогие; электросамокатов ездит по городу немного больше. Пока у нас нет отдельной статистики ДТП с участием электротранспорта — считать количество таких происшествий сейчас не имеет смысла, так как электротранспорта в городе не так много.
При этом СМИ периодически сообщают о ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и других видов электротранспорта. Так, 22 мая в Выборгском районе Петербурга владелец электросамоката столкнулся с самосвалом, получив тяжелые травмы. За два дня до этого происшествия в другого владельца электросамоката врезалась BMW. Так что, катаясь по городу, реально получить и серьезные повреждения.

Разрешать ли детям кататься на электрическом транспорте?

На рынке представлены детские виды сигвеев, гироскутеров и электросамокатов, которые рассчитаны на вес ребенка и его физические способности. Чтобы обезопасить ребенка, ему необходимо надевать шлем, налокотники и наколенники. При этом поездка обязательно должна происходить в присутствии родителей, которые должны выбрать ровное пустое место для катания.
В мае 2017 года заведующая травматологическим пунктом Детской краевой клинической больницы имени А. К. Пиотровича Оксана Кузьмина в сюжете о росте детских травм из-за гироскутеров указывала на то, что дети не умеют правильно приземляться из-за отсутствия развитой координации и внимания. Законом в России передвижение детей на электротранспорте никак не ограничено.

Есть ли законы, ограничивающие электротранспорт?

В декабре 2016 года член фракции «Единая Россия» Александр Васильев обратился к главе ГИБДД России Виктору Нилову с просьбой рассмотреть вопрос о статусе сегвеев. Депутат отметил, что в России нет строгого регулирования электронного транспорта, поэтому для него нет скоростных ограничений, и напомнил о случае в Пскове, когда ребенка сбили на сегвее.
Георгий Веселовский, руководитель отдела безопасности дорожного движения Всероссийского общества автомобилистов:
— Для автомобилистов электротранспорт не представляет никакой опасности, он им абсолютно не мешает. Другое дело пешеходы: любой электрический транспорт может разогнаться до такой скорости, что легко собьет любого. Вот это действительно проблема.
Александр Васильев просил в своем обращении к Виктору Нилову, чтобы моноколеса, сегвеи, гироскутеры и другие виды электротранспорта отнесли к отдельной категории транспортных средств. Сейчас к транспортным средствам причисляют автомобили, мотоциклы, мопеды, тракторы, а также велосипеды и прицепы. В январе 2017 года ГИБДД отказалась это сделать.
Дарья Табачникова, основательница «Велосипедизации Санкт-Петербурга»:
— С электротранспортом мы уже наблюдаем определенные проблемы. Конечно, у такого вида средств передвижения есть техническое ограничение скорости, но законного ограничения нет. Они ездят намного быстрее, чем обычные велосипеды, но пользуются теми же дорожками или вылезают на тротуар и таким образом создают опасность. Такому виду транспорта нужны отдельные дорожки.
По правилам дорожного движения в России, люди на роликах, самокатах или иных аналогичных средствах относятся к пешеходам.
По эксплуатации и техническим характеристикам электросамокаты, гироскутеры, сегвеи и моноколеса также отнесены к средствам передвижения пешеходов. Это означает, что владельцы малогабаритного электротранспорта не обязаны получать страховку и права, как водители транспортного средства, но и выезжать на дорогу права не имеют.
Георгий Веселовский из Всероссийского общества автомобилистов считает, что велосипедистам и электровелосипедистам нужно ввести водительское удостоверение. Таким образом, по его мнению, сократится количество ДТП с участием велосипедов.
Координатор общественного движения «Красивый Петербург» Валентина Соловьева уверяет, что электротранспорту необходима классификация.
Валентина Соловьева, координатор общественного движения «Красивый Петербург»:
— Хорошая практика — это классифицировать такие транспортные средства в зависимости от скорости и габарита. Отталкиваясь от этого, они должны двигаться либо по тротуарам, либо по велосипедным дорожкам, либо даже по проезжей части. Важно понимать, какую опасность они собой представляют.

Моноколесо, гироскутер, электросамокат — что быстрее и дешевле?

Основное преимущество моноколеса перед другими видами электротранспорта заключается в его легкости — 11–15 кг. Это самый компактный вид транспорта. Его легко возить с собой, он не занимает много места, для него не нужно искать парковку. При этом моноколесо может разгоняться до 50 км/ч. Но научиться кататься на нем сложнее, чем на гироскутере: часто необходимы предварительные тренировки. Средняя цена — 25–30 тысяч рублей.
На электросамокате практически не нужно учиться кататься. Скорость электросамоката зависит от мощности двигателя,самый максимальный показатель — 50 км/ч, но рекомендуемая скорость — 30 км/ч. Такой транспорт очень удобен для передвижения, но его тяжело переносить в метро, подземных переходах (20–40 кг), для него нужно искать место стоянки. В среднем заряда взрослого самоката может хватить на 30–40 км расстояния, но если электросамокат разрядится, его можно использовать как обычный. Средняя цена — 25–40 тысяч рублей.
Гироскутер (он же гироборд, мини-сегвей и хаверборд) разгоняется до 30 км/ч. В гироскутер также могут быть встроены музыкальные колонки. Он не намного тяжелее, чем моноколесо (10–15 кг), но носить его с собой сложнее из-за его размеров. Средняя цена — 15–17 тысяч рублей.
Электровелосипед — самый дорогой и самый быстрый вид электротранспорта. Такой велосипед, как и аналогичный ему электросамокат, можно использовать и без ускорителя, но из-за мотора он тяжелее — 30–40 кг. Он удобен, например, при езде по холмистой местности. Максимальная скорость такого транспорта — 100 км/ч. Средняя цена — 45–70 тысяч рублей.

Какие минусы у электротранспорта?

Один из основных недостатков электротранспорта в том, что на его использование влияет погода. Такой транспорт не защитит владельца от мороза, дождя и ветра, поэтому сигвеи, гироскутеры и электрические самокаты комфортнее всего использовать только в летнюю погоду.
Кроме того, водитель электротранспорта не защищен от травм в случае ДТП.
Дарья Табачникова, основательница «Велосипедизации Санкт-Петербурга»:
— В автомобиле вы в железной коробочке и защищены. Если случится какая-то авария, то у вас есть подушка безопасности. Электровелосипеды полностью открыты, хотя едут с такой же скоростью. Получается, что по городу гоняют абсолютно незащищенные люди — без шлемов, масок и специальных костюмов.
При поездке на электротранспорте нужно также учитывать, что вы можете не заметить, как разряжается ваше устройство. Поэтому не следует сильно разгоняться: в случае отключения моноколесо и гироскутер резко останавливаются, и водителя по инерции может выбросить.

А какие тогда у электротранспорта плюсы?

Валентина Соловьева из «Красивого Петербурга» считает, что в России проблему пробок в больших города можно решить как раз с помощью электрического транспорта.
Валентина Соловьева, координатор общественного движения «Красивый Петербург»:
— Не только электротранспорт, но и обычные самокаты и велосипеды очень популярны и удобны для коротких корреспонденций. Люди не хотят стоять в пробках. Естественно, если есть возможность доехать от дома до метро на велосипеде быстрее, люди воспользуются ею. И с самокатом или сегвеем можно проехать в метро, что тоже уменьшает время на передвижение. Никто не будет ездить на таком транспорте из конца города в другой — например, из Купчино в Приморский район.
Другим преимуществом электротранспорта является его экологичность. По данным американского Совета по охране природных ресурсов, электромобили загрязняют окружающую среду на 54 % меньше, чем машины, работающие на бензине. Люди, которые придерживаются экологичного образа жизни, охотнее будут приобретать электротранспорт в качестве основного.
На сайте ПАО «Ленэнерго» в Петербурге отмечена 31 электрозаправка, по всей территории России их больше 120.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.