Почему в Петербурге такие узкие тротуары и как подобную проблему решают в Европе? Рассказывает урбанист

В мае «Бумага» попросила читателей назвать самые проблемные тротуары в центре города и измерила их. Оказалось, что ширина некоторых дорожек — меньше метра. К тому же по некоторым тротуарам не пройти из-за летних террас, лестниц и фонарей.

Почему в Петербурге такие узкие тротуары, какие пешеходные дорожки в городе считаются самыми проблемными и что с такими тротуарами делают в Европе? «Бумага» поговорила с урбанистом Стивом Каддинсом, который занимается проблемами городской инфраструктуры, а в КРТИ рассказали, что о проблеме думают в Смольном.

Ширина тротуаров может быть нормативной, свободной и полезной. Нормативную определяют ГОСТ и СНиПы: согласно им, минимальная ширина пешеходной дорожки в Петербурге — 1 метр. Свободная — показывает ту ширину, при которой по тротуарам комфортно ходить. По словам урбанистов, это 4,5 метра на магистральных улицах общегородского значения и 2,25 метра на жилых улицах. Также существует полезная ширина — при которой по тротуару могут свободно проехать, например, два человека с колясками.

Стив Каддинс

Эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, координатор «Красивого Петербурга»

Почему в Петербурге узкие тротуары и в чем их главная проблема

— Петербург — не единообразный город в плане застройки. В историческом центре есть много мест, где ширина тротуаров значительно ниже нормативной, а также свободной и полезной.

При этом в спальных районах Петербурга ширина тротуаров достаточна, чтобы вместить всех желающих пешеходов и даже позволить велосипедисту проехать и никому не помешать.

Такое различие тротуаров связано с эпохами, когда появлялись улицы. Если говорить про исторический центр, в каких-то местах изначально таким образом создавались тротуары. Во многих случаях ширина тротуаров там снизилась — в основном из-за желания городских властей в конце XIX–XX веках удовлетворить спрос на поездки на личном и общественном транспорте.

Самая очевидная проблема узких тротуаров — невозможность передвижения по ним некоторых групп населения. Если мы говорим про сверхузкие тротуары, по ним не могут проехать люди на инвалидных колясках и родители с детскими колясками. Даже если тротуар имеет минимальную нормативную ширину, развернуться двум людям с колясками на нем невозможно. А если на улице есть активное пешеходное движение, узкие тротуары приводят к столпотворениям, дискомфорту и вынуждают людей выходить на проезжую часть.

Щербаков переулок, 1. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Узкие тротуары можно найти на каждой второй улице в историческом центре: на Петроградской стороне, в Центральном и Адмиралтейском районах. Улицы там были спроектированы для определенного вида использования, но из-за появления транспорта количество полос на них [со временем] расширялось. Как мы можем заметить, проблема пробок при этом не решилась, а комфортность передвижения пешеходов значительно снизилась.

Одна из наиболее проблемных зон в плане ширины тротуаров в Петербурге — Каменноостровский проспект: из-за лестниц в сочетании с фонарными столбами.

Ширина тротуаров всегда должна зависеть от пассажиропотока. Например, судя по нашим замерам, по определенным точкам Невского проспекта проходит до 130 тысяч человек в сутки. Поэтому ширина Невского должна быть 7–9 метров и больше. В действительности же ширина тротуаров там варьируется: у Гостиного двора — около 13 метров, а у зданий — примерно 5 метров.

Как в Петербурге борются с узкими тротуарами и что делают с террасами и ступенями в пешеходных зонах

— Сейчас мы видим тротуары такими, как они сложились до 2010-х годов. Уже никто не проводит капитальных реконструкций с сужением тротуаров и расширением проезжей части. То есть нормативная ширина не уменьшается. Но эффективная ширина — по которой может передвигаться пешеход — может меняться из-за размещения там различных объектов: от ограждений до летних террас и ступеней для входа в подвальные или цокольные этажи. К тому же эффективная ширина тротуаров может сужаться из-за не всегда грамотно размещенных фонарей, которые в центре часто имеют крупные основания.

По моим наблюдениям, городские власти на данный момент не предпринимают ничего, чтобы решить проблему узких тротуаров. Опоры освещения и ступени на тротуарах на данный момент соответствуют законодательству. К тому же за последнее время не было ни одного случая, когда бы расширялся тротуар и сужалась проезжая часть в центре города. Был единичный случай, когда маленький кусочек Большой Морской улицы сделали пешеходным [в конце 2017 года].

Однако с летними террасами, стоит отметить, борются. Например, ужесточились требования к кафе. Поэтому в сложившейся ситуации построить в центре города полукапитальный «аквариум» уже невозможно легальным способом. Но в то же время столики, стулья и ограждения с узеленениями полностью законны. С моей точки зрения, не всегда места для их размещения, которые согласованы, выбраны рационально. Например, на Невском проспекте есть зона рядом с остановкой общественного транспорта — из-за этого эффективная ширина тротуара сильно снизилась.

Улица Рубинштейна

Все остальные программы по благоустройству улиц — в основном это программы [правительства Петербурга и] «Газпрома» — подразумевают зачастую лишь замену материала тротуаров.

Единственная попытка со стороны администрации города что-то сделать была представлена на Международном велоконгрессе [в 2019 году]. Тогда глава комитета по градостроительству и архитектуре [Владимир Григорьев] представил концепцию по перераспределению пространства проезжей части на примере Василеостровского района. Избыточную ширину проезжей части предлагалось где-то направить на расширение велоинфраструктуры, а где-то — на расширение тротуаров. Но это всё на словах (проект хотели реализовать к лету 2019 года, но у него нет инвестора — прим. «Бумаги»).

Как можно решить проблему узких тротуаров и что с ними делают в Европе

— Универсального рецепта для всего города нет. Если ширину снижают установленные на тротуаре временные объекты (например, террасы), то нужно не согласовывать их в следующем году. Если это капитальные объекты вроде фонарей или лестниц, необходимо переместить их ближе к проезжей части (в случае фонарей), переориентировать или развернуть (в случае лестниц). Если это невозможно, необходимо полностью реконструировать всю улицу и сужать проезжую часть: как правило, это происходит без уменьшения количества полос.

Однако с решением проблемы узких тротуаров [которые созданы такими] всё сложнее. В этом случае нужно индивидуально подходить к каждой локации.

В Европе по-разному относятся к проблеме ширины тротуаров. Где-то ее вообще не решают. Например, в Италии по-прежнему можно встретить тротуары уже, чем у нас, но это, кажется, никого не беспокоит. Где-то занимаются перераспределением пространства, ориентируясь на высокие пассажиропотоки вместо автомобильных потоков. Где-то при высоком пассажиропотоке улицу делают пешеходной. А где-то делают улицы совместного использования — там допустимо и движение автомобилей со скоростью примерно до 20 км/ч и свободное движение пешеходов по всему пространству улицы.

В Европе нет крупного города, где проблема с шириной тротуаров полностью решена. Но, конечно, можно подсматривать типовые решения у наших соседей из Финляндии, Швеции, Норвегии, которые занимаются приоритизацией пешеходного движения. У нас похожий климат, поэтому некоторые их решения подходят и нам.

Мгновенно решить проблему ширины тротуаров в Петербурге невозможно, так как у нас огромная площадь. Если у нас начнут заниматься этим — например, улучшать по несколько улиц в год вместе с заменой покрытия, — будет здорово.

Пресс-служба КРТИ

Почему Смольный не ведет работ по расширению тротуаров в центре города

— На данный момент КРТИ не проводит работу по расширению тротуаров в исторической части города. Да, мы согласны, что в центре действительно узкие тротуары, что обусловлено его исторической застройкой. Мы понимаем, что ширина некоторых тротуаров составляет менее метра, и это доставляет неудобства пешеходам. Но, к сожалению, в настоящее время технической возможности увеличить ширину тротуаров в центре Санкт-Петербурга нет.

Улицы, а соответственно, и тротуары в центре города строились в то время, когда не было автомобилей (основным средством передвижения были повозки, кареты и лошади). Если взять другие районы города, то зачастую улично-дорожная сеть там строилась в XX веке в соответствии с существующими на тот момент градостроительными нормами.

Пересечение Малой Конюшенной улицы и Шведского переулка

Город обязательно вернется к рассмотрению вопроса [об увеличении ширины тротуаров] после расширения зоны платной парковки на улично-дорожной сети в центре. В ряде случаев это позволит за счет обустройства парковочных мест на дороге увеличить ширину существующих тротуаров.

Что касается тротуаров не в центральной части города, а, например, в спальных районах Санкт-Петербурга, то работа по их новому строительству (например, в рамках дороги, где они изначально не были предусмотрены) или обновлению (расширению) ведется на постоянной основе при проведении капитального ремонта или реконструкции конкретной дороги.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.