Почему в Петербурге такие узкие тротуары и как подобную проблему решают в Европе? Рассказывает урбанист

В мае «Бумага» попросила читателей назвать самые проблемные тротуары в центре города и измерила их. Оказалось, что ширина некоторых дорожек — меньше метра. К тому же по некоторым тротуарам не пройти из-за летних террас, лестниц и фонарей.

Почему в Петербурге такие узкие тротуары, какие пешеходные дорожки в городе считаются самыми проблемными и что с такими тротуарами делают в Европе? «Бумага» поговорила с урбанистом Стивом Каддинсом, который занимается проблемами городской инфраструктуры, а в КРТИ рассказали, что о проблеме думают в Смольном.

Ширина тротуаров может быть нормативной, свободной и полезной. Нормативную определяют ГОСТ и СНиПы: согласно им, минимальная ширина пешеходной дорожки в Петербурге — 1 метр. Свободная — показывает ту ширину, при которой по тротуарам комфортно ходить. По словам урбанистов, это 4,5 метра на магистральных улицах общегородского значения и 2,25 метра на жилых улицах. Также существует полезная ширина — при которой по тротуару могут свободно проехать, например, два человека с колясками.

Стив Каддинс

Эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, координатор «Красивого Петербурга»

Почему в Петербурге узкие тротуары и в чем их главная проблема

— Петербург — не единообразный город в плане застройки. В историческом центре есть много мест, где ширина тротуаров значительно ниже нормативной, а также свободной и полезной.

При этом в спальных районах Петербурга ширина тротуаров достаточна, чтобы вместить всех желающих пешеходов и даже позволить велосипедисту проехать и никому не помешать.

Такое различие тротуаров связано с эпохами, когда появлялись улицы. Если говорить про исторический центр, в каких-то местах изначально таким образом создавались тротуары. Во многих случаях ширина тротуаров там снизилась — в основном из-за желания городских властей в конце XIX–XX веках удовлетворить спрос на поездки на личном и общественном транспорте.

Самая очевидная проблема узких тротуаров — невозможность передвижения по ним некоторых групп населения. Если мы говорим про сверхузкие тротуары, по ним не могут проехать люди на инвалидных колясках и родители с детскими колясками. Даже если тротуар имеет минимальную нормативную ширину, развернуться двум людям с колясками на нем невозможно. А если на улице есть активное пешеходное движение, узкие тротуары приводят к столпотворениям, дискомфорту и вынуждают людей выходить на проезжую часть.

Щербаков переулок, 1. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Узкие тротуары можно найти на каждой второй улице в историческом центре: на Петроградской стороне, в Центральном и Адмиралтейском районах. Улицы там были спроектированы для определенного вида использования, но из-за появления транспорта количество полос на них [со временем] расширялось. Как мы можем заметить, проблема пробок при этом не решилась, а комфортность передвижения пешеходов значительно снизилась.

Одна из наиболее проблемных зон в плане ширины тротуаров в Петербурге — Каменноостровский проспект: из-за лестниц в сочетании с фонарными столбами.

Ширина тротуаров всегда должна зависеть от пассажиропотока. Например, судя по нашим замерам, по определенным точкам Невского проспекта проходит до 130 тысяч человек в сутки. Поэтому ширина Невского должна быть 7–9 метров и больше. В действительности же ширина тротуаров там варьируется: у Гостиного двора — около 13 метров, а у зданий — примерно 5 метров.

Как в Петербурге борются с узкими тротуарами и что делают с террасами и ступенями в пешеходных зонах

— Сейчас мы видим тротуары такими, как они сложились до 2010-х годов. Уже никто не проводит капитальных реконструкций с сужением тротуаров и расширением проезжей части. То есть нормативная ширина не уменьшается. Но эффективная ширина — по которой может передвигаться пешеход — может меняться из-за размещения там различных объектов: от ограждений до летних террас и ступеней для входа в подвальные или цокольные этажи. К тому же эффективная ширина тротуаров может сужаться из-за не всегда грамотно размещенных фонарей, которые в центре часто имеют крупные основания.

По моим наблюдениям, городские власти на данный момент не предпринимают ничего, чтобы решить проблему узких тротуаров. Опоры освещения и ступени на тротуарах на данный момент соответствуют законодательству. К тому же за последнее время не было ни одного случая, когда бы расширялся тротуар и сужалась проезжая часть в центре города. Был единичный случай, когда маленький кусочек Большой Морской улицы сделали пешеходным [в конце 2017 года].

Однако с летними террасами, стоит отметить, борются. Например, ужесточились требования к кафе. Поэтому в сложившейся ситуации построить в центре города полукапитальный «аквариум» уже невозможно легальным способом. Но в то же время столики, стулья и ограждения с узеленениями полностью законны. С моей точки зрения, не всегда места для их размещения, которые согласованы, выбраны рационально. Например, на Невском проспекте есть зона рядом с остановкой общественного транспорта — из-за этого эффективная ширина тротуара сильно снизилась.

Улица Рубинштейна

Все остальные программы по благоустройству улиц — в основном это программы [правительства Петербурга и] «Газпрома» — подразумевают зачастую лишь замену материала тротуаров.

Единственная попытка со стороны администрации города что-то сделать была представлена на Международном велоконгрессе [в 2019 году]. Тогда глава комитета по градостроительству и архитектуре [Владимир Григорьев] представил концепцию по перераспределению пространства проезжей части на примере Василеостровского района. Избыточную ширину проезжей части предлагалось где-то направить на расширение велоинфраструктуры, а где-то — на расширение тротуаров. Но это всё на словах (проект хотели реализовать к лету 2019 года, но у него нет инвестора — прим. «Бумаги»).

Как можно решить проблему узких тротуаров и что с ними делают в Европе

— Универсального рецепта для всего города нет. Если ширину снижают установленные на тротуаре временные объекты (например, террасы), то нужно не согласовывать их в следующем году. Если это капитальные объекты вроде фонарей или лестниц, необходимо переместить их ближе к проезжей части (в случае фонарей), переориентировать или развернуть (в случае лестниц). Если это невозможно, необходимо полностью реконструировать всю улицу и сужать проезжую часть: как правило, это происходит без уменьшения количества полос.

Однако с решением проблемы узких тротуаров [которые созданы такими] всё сложнее. В этом случае нужно индивидуально подходить к каждой локации.

В Европе по-разному относятся к проблеме ширины тротуаров. Где-то ее вообще не решают. Например, в Италии по-прежнему можно встретить тротуары уже, чем у нас, но это, кажется, никого не беспокоит. Где-то занимаются перераспределением пространства, ориентируясь на высокие пассажиропотоки вместо автомобильных потоков. Где-то при высоком пассажиропотоке улицу делают пешеходной. А где-то делают улицы совместного использования — там допустимо и движение автомобилей со скоростью примерно до 20 км/ч и свободное движение пешеходов по всему пространству улицы.

В Европе нет крупного города, где проблема с шириной тротуаров полностью решена. Но, конечно, можно подсматривать типовые решения у наших соседей из Финляндии, Швеции, Норвегии, которые занимаются приоритизацией пешеходного движения. У нас похожий климат, поэтому некоторые их решения подходят и нам.

Мгновенно решить проблему ширины тротуаров в Петербурге невозможно, так как у нас огромная площадь. Если у нас начнут заниматься этим — например, улучшать по несколько улиц в год вместе с заменой покрытия, — будет здорово.

Пресс-служба КРТИ

Почему Смольный не ведет работ по расширению тротуаров в центре города

— На данный момент КРТИ не проводит работу по расширению тротуаров в исторической части города. Да, мы согласны, что в центре действительно узкие тротуары, что обусловлено его исторической застройкой. Мы понимаем, что ширина некоторых тротуаров составляет менее метра, и это доставляет неудобства пешеходам. Но, к сожалению, в настоящее время технической возможности увеличить ширину тротуаров в центре Санкт-Петербурга нет.

Улицы, а соответственно, и тротуары в центре города строились в то время, когда не было автомобилей (основным средством передвижения были повозки, кареты и лошади). Если взять другие районы города, то зачастую улично-дорожная сеть там строилась в XX веке в соответствии с существующими на тот момент градостроительными нормами.

Пересечение Малой Конюшенной улицы и Шведского переулка

Город обязательно вернется к рассмотрению вопроса [об увеличении ширины тротуаров] после расширения зоны платной парковки на улично-дорожной сети в центре. В ряде случаев это позволит за счет обустройства парковочных мест на дороге увеличить ширину существующих тротуаров.

Что касается тротуаров не в центральной части города, а, например, в спальных районах Санкт-Петербурга, то работа по их новому строительству (например, в рамках дороги, где они изначально не были предусмотрены) или обновлению (расширению) ведется на постоянной основе при проведении капитального ремонта или реконструкции конкретной дороги.

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.