25 февраля 2019

В Петербурге всё больше каршеринговых автомобилей — и больше новостей о ДТП с ними. Почему пользователей сервисов считают плохими водителями и зачем власти хотят развивать каршеринг

В социальных сетях и СМИ постоянно пишут об авариях с участием каршеринговых автомобилей на дорогах Петербурга. 30 декабря после одного из таких ДТП на Невском проспекте погиб 18-летний чемпион России по картингу. В то же время петербургские власти обсуждают способы поддержать компании, занимающиеся поминутной арендой автомобилей.

«Бумага»
рассказывает, почему водители личных автомобилей считают пользователей каршеринга безответственными, как на критику реагируют сами сервисы и почему льготы для каршеринга могут разгрузить петербургские дороги.

Кажется, теперь в медиа чаще пишут об авариях с каршеринговыми автомобилями. Почему?

Только в феврале 2019-го в группе «ДТП и ЧП» во «ВКонтакте» появились десятки сообщений об авариях с участием автомобилей каршеринговых сервисов. На КАДе молодые люди на автомобиле «Яндекс.Драйва» попытались сбежать после того, как столкнулись с BMW, отбросив машину в разделительный отбойник.  У «Международной» водитель разбил автомобиль «Делимобиля», врезавшись в машину «Яндекс.Такси». 

На Тихорецком проспекте машина «Делимобиля» въехала в остановку, водитель бросил автомобиль на месте ДТП, писали очевидцы. Также в феврале разбитый каршеринговый автомобиль сервиса Pool:start заметили на улице Матроса Железняка, а на Васильевском острове арендованная машина стала причиной массовой аварии с участием восьми машин.

В начале 2019-го о ДТП с участием каршеринговых автомобилей в «ДТП и ЧП» и других петербургских пабликах о городских происшествиях сообщают почти ежедневно. При этом неизвестно, растет ли количество таких ДТП. Подобная статистика нигде не публиковалась, а в пресс-службе УГИБДД по Петербургу «Бумаге» не смогли ответить, ведется ли она вообще.

В разговоре с «Бумагой» представители «Яндекс.Драйва» предположили, что количество сообщений о ДТП с участием каршеринговых автомобилей растет из-за развития рынка. Так, летом 2018 года в городе работали пять крупных каршеринговых сервисов, в феврале 2019-го их семь. В декабре 2018-го на петербургский рынок вышел «Яндекс.Драйв» с 750 автомобилями, в сентябре в городе эксклюзивно появился CarSmile с более 200 автомобилей. Уже долгое время в городе также планирует начать работу каршеринг BelkaCar. Тем не менее в Петербурге таких сервисов всё еще заметно меньше, чем в Москве — там их больше 20.

От прочих комментариев по теме аварийности каршеринговых автомобилей «Яндекс.Драйв» отказался.

Схожего мнения придерживается редакция одного из крупнейших российских изданий о каршеринге «Трушеринг» (17,5 тысяч подписчиков во «ВКонтакте»). Автор издания Яна Поддубчак в разговоре с «Бумагой» назвала две причины, по которым к ДТП с каршеринговыми автомобилями приковано особенное внимание: неприятие обществом нового явления и СМИ, которые ищут инфоповоды.

— Удобно винить во всех грехах плохо изученное явление, по которому нет показательной глубокой статистики, — считает журналистка.

В чем причина таких аварий — в безответственности пользователей или самих сервисов?

В большинстве сервисов каршеринга для водителей действуют схожие правила: возраст от 21 года или от 19 лет, стаж вождения не менее двух лет или не менее года. Чтобы зарегистрироваться в приложении, достаточно предоставить сервису фото паспорта и водительского удостоверения. При этом никто не может проверить, как долго водитель не был за рулем перед арендой автомобиля.

На безответственность многих пользователей каршеринга часто указывает вице-председатель «Комитета по защите прав автовладельцев» Александр Холодов:

— Реклама им говорит, что вы можете стать водителем за 7–9 рублей [за минуту]. Человек ощущает, что его ответственность этими деньгами и ограничивается. При покупке машины есть фильтр: не каждый может накопить даже на первый взнос. Когда же дело касается каршеринга, человеку не надо ничего делать. А его [водительские] права могли десять лет валяться без дела.

Летом 2018 года один из крупнейших сервисов «Делимобиль» понизил возрастную планку: пользоваться его машинами смогли водители от 19 лет и со стажем от одного года. Компания заявила, что делает это с расчетом увеличить аудиторию на 15 %.

Решение вызвало волну критики в соцсетях, в том числе со стороны самих пользователей каршеринга. В комментариях к записи во «ВКонтакте», где «Делимобиль» объявил о смягчении правил, пользователи выступают против такого решения: «опасно давать тачки малолеткам», «убьют машины», «вот это жадность», «ждем новых видео на ютьюбе, как чайники крошат каршеринг». В ответ в «Делимобиле» заявили, что многие молодые водители аккуратнее «бывалых» и относятся к машинам бережнее, а также попросили свидетелей нарушений сразу сообщать о них в компанию.

Есть и те, кто вовсе не согласен с возрастным ограничением в каршеринге. Москвич Ильяс Сетдинов в сентябре 2018 года подал иск сразу к нескольким операторам каршеринга — он обвинил их в дискриминации по возрасту и стажу. Истец считает, что договоры операторов каршеринга похожи на договор проката, в котором по закону нельзя вводить подобные ограничения. Кроме того, по мнению Сетдинова, такие рамки противоречат принципу каршеринга — замене личных автомобилей коллективными.

— Стаж не означает, что человек весь год или два сидел за рулем, права могли просто лежать на полке. В результате разницы для оператора каршеринга нет никакой, — пишет Сетдинов. У него самого водительский стаж на момент подачи иска составлял лишь месяц, права он получил в 28 лет.

В декабре 2018 года Лефортовский районный суд Москвы отказал Сетдинову в удовлетворении иска.

Еще одна проблема, на которую обращают внимание пользователи каршеринга и федеральные СМИ, в том числе «Первый канал», — кража аккаунтов в приложениях. Как пишет издание Carsharik.ru, купить украденный аккаунт пользователя каршеринга можно в среднем по цене от 2 до 5 тысяч рублей. Приобретя профиль, покупатель получает логин и пароль другого пользователя и, если не попадется сотрудникам ГИБДД, может безнаказанно нарушать ПДД — штрафы будут приходить владельцу аккаунта.

О таком случае в мае 2018 года рассказал москвич Алексей Каторов. Он стал получать счета и штрафы от сервиса Lifcar, когда находился в Петербурге и каршерингом не пользовался. Снятые 2300 рублей ему удалось вернуть, показав сервису и полиции билеты до Петербурга и обратно.

Пользователю «Пикабу» Mikhrya в схожей ситуации вернуть деньги не удалось. Он сообщил, что у него украли аккаунт «Яндекс.Драйва», однако в службе поддержки сервиса посоветовали обратиться в полицию и потребовали в любом случае выплатить задолженность. Еще один такой случай произошел с пользователем «Яндекс.Драйва» в феврале 2019-го: служба поддержки ему пока не ответила.

В июне 2018 года «Фонтанка» писала о петербургском девятикласснике, которого ГИБДД поймала за рулем машины «Делимобиля». Он якобы приобрел краденные аккаунты в приложении за 250 рублей.

Уже был случай аварии с каршеринговым автомобилем, в которой погиб человек. Почему тогда сервис не понес ответственности?

30 декабря 2018 года «Жигули», за рулем которых был 18-летний чемпион России по картингу Никита Сапежко, остановились на красном сигнале светофора на Невском проспекте. Через несколько секунд сзади в машину влетел каршеринговый автомобиль KIA. На видеозаписи аварии попыток затормозить не видно.

За рулем KIA находился 22-летний звукорежиссер театра «Пятница» Николай Цветков. Как выяснили правоохранительные органы, он тогда был пьян.

Никита Сапежко получил перелом основания черепа и умер в больнице. Цветков, в свою очередь, не получил серьезных травм. Он пытался сбежать с места ДТП, но его оперативно задержали. По уголовному делу о нарушении ПДД в состоянии алкогольного опьянения, повлекшем смерть человека, ему грозит от двух до семи лет лишения свободы.

На время следствия Цветкова отправили под домашний арест на два месяца. С этой мерой пресечения не согласны родные и близкие Сапежко: они запустили петицию с требованием ужесточить наказание.

После этой аварии в соцсетях стали всё чаще обсуждать необходимость ужесточить ограничения для водителей каршеринговых автомобилей. В «Прямом эфире» на канале «Россия 1» близкие Никиты Сапежко заявили, что каршеринговые сервисы должны ввести ограничители скорости и алкотестеры.

На автомобиле, за рулем которого находился Цветков, был логотип Pool:start — это партнерская программа каршеринга YouDrive, которую сервис запустил в Петербурге весной 2018 года. В ней участвуют предприниматели и компании, которые хотят запустить свой каршеринг. Партнеры Pool:start предоставляют автомобили, а YouDrive несет ответственность за прием платежей от пользователей, мониторинг автопарка, контроль штрафов, поддержку при эвакуации автомобиля и круглосуточную поддержку водителей. Родственники Никиты при этом пишут в первую очередь о вине водителя, к сервису с их стороны жалоб в суд не поступало.

Юридически на водителях каршеринговых автомобилей лежит та же ответственность, что и на других участниках движения. По договору с арендодателем, пользователи сами обязаны вызвать ГИБДД на место ДТП, оформить происшествие и, при необходимости, выплатить штраф.

Если водитель виноват в ДТП, ему придется также выплатить штраф каршеринговому сервису — за грубые нарушения он может достигнуть 300 тысяч рублей. При этом скрыть повреждение автомобиля от сервиса каршеринга почти невозможно, считает журналистка Яна Поддубчак: даже если в компании об аварии не узнают сразу, об ее последствиях, скорее всего, сообщат следующие пользователи.

Возложить ответственность на сами каршеринговые сервисы в случае ДТП при этом почти невозможно. Как объяснил «Бумаге» юрист Versus.Legal Сергей Ковальков, даже если к ДТП привела неисправность арендованного автомобиля, по ПДД водитель должен перед выездом проверить машину, так что административная ответственность всё равно ложится на него.

При этом водитель, в теории, может взыскать с каршеринга убытки: нужно доказать, что к аварии привела именно неисправность. Но, по словам Ковалькова, установить в суде причинно-следственную связь сложно: необходимо собрать доказательства и подтвердить хронологию событий. Со случаями, когда каршеринг понес ответственность за ДТП, в Versus.Legal ни разу не встречались. В СМИ подобные случаи тоже не освещались.

Как сервисы могут следить за состоянием водителей — и почему этого не делают?

В Петербурге каршеринговые сервисы пользуются популярностью: YouDrive в мае 2018 года говорил о 200 тысячах пользователей на петербургском рынке. В нынешнем виде этот рынок зародился в 2016 году, когда в городе начал работу сервис Colesa.

Водители, автоэксперты, пользователи соцсетей и даже сами представители сообщества водителей каршеринга говорят о том, что пользователи сервисов каршеринга бывают безответственны.

— У нас действует русское «авось», — считает вице-председатель «Комитета по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. — Если бы все хорошо соображали, то и пьяных водителей за рулем не было бы. Полагающиеся на «авось» водители не думают о последствиях, когда арендуют каршеринговый автомобиль.

В 2018 году, по данным ГИБДД, число ДТП по вине пьяных водителей на российских дорогах увеличилось на 1,2 % (16,5 тысячи). Травмы в таких авариях получили 22,3 тысячи человек (на 1,4 % больше, чем в 2017 году), а погибли 4,6 тысячи человек — примерно столько же, сколько годом ранее.

— Главная проблема каршеринга совпадает с главной проблемой вождения в принципе — это идиоты за рулем, — говорит Яна Поддубчак из издания «Трушеринг».

Один из инструментов, с помощью которого компании могут следить за состоянием своих автомобилей и поведением водителей, — это телеметрическое оборудование. Оно выглядит вот так. Оборудование позволяет отслеживать положение машины на карте, скорость, с которой она движется, уровень топлива, статус аренды.

В YouDrive объяснили, что при помощи телеметрии получают информацию о стиле езды каждого пользователя и награждают бонусами аккуратных водителей: повышают рейтинг, дарят скидки, открывают доступ к новым автомобилям. За нарушения водителей штрафуют.

В Car5, по словам их представителя, придерживаются такого же подхода: «У нас существует внутренняя система оценки вождения, которая учитывает скорость, плавность поворотов и прочее». Кроме того, телеметрическая система помогает компании предотвращать угоны.

Один из самых громких скандалов, связанных с системой штрафов «Делимобиля», произошел в январе 2016 года. Москвич Александр Семенов проехал на красный свет и попал в аварию. После этого «Делимобиль» потребовал с Семенова штраф и возмещение ущерба общей суммой 588 377 рублей. Пост Семенова с критикой сервиса разошелся в соцсетях, после чего «Делимобиль» установил максимальную сумму штрафа в 150 тысяч рублей и взыскал с пользователя только ее. До суда дело не дошло.

Холодов считает, что крупные штрафы не всегда останавливают пользователей каршеринга из-за «разгильдяйского отношения»:

— Я много раз тестировал каршеринг и постоянно вижу следы этого отношения, — говорит Холодов. — Почти ни в одной машине я не находил аптечку и огнетушитель: воруют.

В BelkaCar (работает в Москве и Сочи) рассказали «Российской газете», что за 2018 год из их автомобилей украли 18 тысяч литров омывающей жидкости, 146 аккумуляторов, 14 сидений и семь рулей.

Говоря о проблемах каршеринга, активисты и пользователи соцсетей чаще всего настаивают на необходимости устанавливать в салонах арендуемых автомобилей видеокамеры — чтобы у операторов была возможность следить за поведением водителя.

— Мне хочется верить, что когда сервисы каршеринга начнут нести реальные убытки из-за частых ремонтов автомобилей, тогда они поймут, что надо что-то с этим делать, — считает Холодов. — Никто не мешает поставить камеры внутри салонов, чтобы смотреть, что происходит в автомобиле.

Устанавливать видеокамеры в машинах предлагает не только Холодов: такое же предложение выдвигала рабочая группа Национальной технологической инициативы «Автонет». Но сами операторы рассматривают эту возможность неохотно.

В «Делимобиле» выдвигают три аргумента против инициативы: это дорого, хранить видеофайлы негде и это может не понравиться водителям. С позицией «Делимобиля» согласны и в YouDrive: по их словам, такое оснащение приведет к росту тарифов.

В петербургском сервисе CarSmile идею приветствуют, но тоже указывают на ее дороговизну. Гендиректор компании Дмитрий Иващенко полагает, что для начала камеры можно установить только в машинах премиум-класса.

В московском сервисе «МатрешCar», автопарк которого в феврале 2019 года насчитывает 800 автомобилей, камеры уже устанавливают. По словам его гендиректора Матвея Левдика-Занаревского, компания минимум десять раз встречалась с ситуациями, когда камеры помогали пользователям в экстренных ситуациях или ограждали от нарушений.

Что в итоге ждет каршеринг в Петербурге и почему городские власти его поддерживают?

Специальными законами работа сервисов каршеринга пока не регулируется. Депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Романов в январе заявил, что намерен разработать поправки, которые наложат дополнительную ответственность на арендаторов автомобилей каршеринга. В частности, он предлагает создать «черный список» клиентов таких сервисов, установить государственный надзор за системой каршеринга (в чем он заключается, не уточняется) и создать механизмы, контролирующие состояние здоровья водителей.

В петербургском Заксе тоже следят за ситуацией с сервисами каршеринга, рассказал «Бумаге» глава парламентского комитета по законодательству Денис Четырбок.

— Ситуация неоднозначная. С одной стороны, есть опыт Москвы, где местные власти достаточно успешно поддерживают каршеринг. А у нас в городе уже неоднократно были ДТП с участием этих автомобилей.

Сейчас в Петербурге собираются действовать по примеру Москвы, где для каршеринга правительством предусмотрены субсидии и налоговые льготы, а также льготные цены на платных парковках. Четырбок рассказал «Бумаге», что в ближайший месяц в Петербурге появится рабочая группа по проблемам каршеринга, в которую должны войти депутаты, чиновники Смольного и представители рынка. Ее участники обсудят, как можно поддержать каршеринг в Петербурге.

— Возможная мера поддержки — налоговые льготы для [каршеринговых] организаций. Мы обсуждаем возможность стимулировать организации к покупке новых машин, чтобы старые по улицам не ездили — это может стать условием для получения льгот. Еще мы думаем предоставить [каршеринговым автомобилям] бесплатные парковочные места в центральной части города. Для людей, которые, например, прилетают в командировку из Москвы, эти машины должны стоять у аэропорта, у вокзалов — это нужно продумать, — рассказал Четырбок.

Необходимость поддерживать каршеринг депутат объяснил тем, что эта услуга должна снизить нагрузку на городские дороги. Если рынок каршеринга в Петербурге увеличится и будет удобным для пользования, количество личных автомобилей на дорогах снизится, считает Четырбок.

Проблема аварийности для властей тоже актуальна, однако ее корень депутат видит не в каршеринге, а в безответственных водителях. В будущем стоит усилить контроль за пользователями каршеринга, добавил Четырбок. Как именно — пока неизвестно: предложения находятся на стадии обсуждения.

Фото на обложке: rentcarus.ru

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.