2 апреля 2021

Студентки СПбГУ за два дня собрали деньги и запустили реставрацию склепа из фильма «Брат». Глава группы рассказывает, как они добились ремонта и зачем ведут TikTok про кладбища

Студентки философского факультета СПбГУ запустили реставрацию полуразрушенного склепа Александра фон Бекмана на Смоленском лютеранском кладбище — он известен по фильму «Брат». За два дня девушки собрали деньги на первый этап работ: на planeta.ru их поддержали более 250 человек, кто-то даже предложил волонтерскую помощь.

У проекта есть TikTok, в нем девушки показывают надгробия и маршруты до могил знаменитых людей и рассказывают, что кладбища — это память общества, и поэтому они нуждаются в сохранении.

Глава проекта «R.I.P. — наследие кладбищ» Валерия Ефремова рассказала «Бумаге», как группа получила одобрение КГИОП на реставрацию и какими будут дальнейшие действия.

Как появился волонтерский проект «R.I.P. — наследие кладбищ»

— Наша группа называется «R.I.P. — наследие кладбищ». Это студенческий волонтерский проект, который направлен на сохранение и популяризацию некрополей — пока только петербургских, но в дальнейшем мы планируем расширить свою деятельность.

Я, любитель и исследователь кладбищ, — руководитель проекта. Также в команду входят мои однокурсницы, которые вместе со мной обучаются на третьем курсе направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в СПбГУ: София Гадышева редактирует тексты и составляет различные информационные материалы, Александра Богатырева параллельно учится на юрфаке и оказывает нам юридическую поддержку. У Ксении Безгиной большой опыт волонтерства, она всегда на подхвате и всё время подбадривает нашу команду приятными шуточками — это важно, ведь мы работаем с мрачной темой смерти. В начале недели к нам присоединилась Мария Никишина — она мониторит информационные сообщения о нас и анализирует посты в соцсетях.

Для меня кладбища — это память общества, определенный пласт культуры. В первую очередь там хранятся воспоминания об ушедших, о том, какой вклад они внесли в историю и развитие общества, искусства, культуры и военного дела.

Кроме того, это богатое художественное наследие. На кладбищах есть уникальные готические склепы, на Смоленском лютеранском, например, — разрушенный склеп 1812 года постройки, напоминающий военное сооружение. Да и кладбищенский ландшафт сам по себе интересен — в Скандинавии сейчас многие такие объекты преображаются в места, где горожане могут отдохнуть, как в парке. При этом надгробия сохраняются.

Я интересуюсь христианской культурой, пишу курсовые работы и статьи на эту тему. А еще я прихожанка лютеранской церкви Анненкирхе, поэтому мне вдвойне небезразлично, в каком состоянии лютеранские памятники. В 2019 году я пришла на стажировку в КГИОП — комитет планирует консервацию Смоленского лютеранского кладбища, мы составляли опись захоронений. Я поняла, что в Петербурге и в России такие объекты находятся в ужасном состоянии.

Как разрушается беседка из фильма «Брат» и почему ее не реставрируют

Склеп сейчас в ужасном состоянии. Одна его стена изначально была разрушена, и люди туда легко попадали, а теперь еще и дверь открыли. Откололся кусок стены, из-за коррозии сильно повреждена крыша. Объект страдает от плохой погоды.

Дело в том, что склеп — это только элемент охраны объекта культурного наследия федерального значения «Смоленское лютеранское кладбище», поэтому он охраняется не так пристально. Мне кажется, для восстановления таких объектов нужна инициатива общественности — в городском бюджете не всегда хватает на это денег.

Разрушенные надгробия — это еще не самое страшное. Самое ужасное — что там сидят маргинальные компании, люди постоянно устраивают там поджоги. Как-то осенью я застала на кладбище двух выпивающих мужчин в два часа дня — они начали ко мне обращаться, мне стало страшно, и я убежала.

На протяжение двух лет, которые я занималась Смоленским лютеранским кладбищем, я замечала, что многие люди туда приходят именно ради этой беседки. Периодически спрашивают, как до нее дойти. Мне кажется, если мы сможем сохранить и восстановить этот памятник, то интерес к самому кладбищу не потухнет, и люди обратят внимание, в каком оно сейчас состоянии.

Как надгробия стали популярными в Tik-Tok

Наш Tik-Tok — довольно странная вещь. До сих пор не понимаю, как получилось, что он стал интересен людям. Я завела его, чтобы привлечь внимание к краудфандинговой кампании, и сняла первое видео о том, как попасть на могилу Михаила Горшенева на Богословском кладбище. Видео набрало 119 тысяч просмотров.

У роликов с надгробиями и деталями, которые интересуют узкую группу специалистов, популярность меньше, но, например, видео, где я просто рассказываю, что такое склеп и для чего он нужен, посмотрели 62 тысячи человек. Правда, ролик о том, что мы открыли сбор средств на реставрацию, Tik-Tok благополучно забанил в течение восьми часов. Сказал, что это нарушение правил сообщества. Видео с маршрутом к могиле режиссера Алексея Балабанова набрало больше всего просмотров — 271 тысячу.

Как согласовывали реставрацию памятника со Смольным

Сначала я пыталась получить задание на проведение работ через «Госуслуги», но мое обращение отклонили — не хватило документов. Тогда я лично пришла в МФЦ и требовала, чтобы мою заявку приняли в специальном порядке.

Я всё время твердила о письме Минкульта от 25 апреля 2017 года, где разъясняется: задание на проведение реставрационных работ на объекте, у которого нет хозяина, могут получать люди, которые хотят этим заняться. В итоге в МФЦ понадобилась только выписка из Росреестра, где отражается информация о собственнике, и, само собой, я предварительно уведомила КГИОП и городскую ритуальную службу.

Через месяц получила положительный ответ, а потом в реставрационной мастерской мне объяснили все этапы. Получить согласование можно и напрямую у КГИОП, но я этот вариант оставляла для себя в качестве запасного. Вообще, мой опыт взаимодействия с КГИОП показал, что они готовы помогать и поддерживать, если от тебя идет инициатива.

Первый этап, на который мы уже собрали деньги, — это смета. Она обойдется примерно в 40 тысяч рублей. Еще нам нужно будет заплатить налоги и выделить средства на производство мерча, поэтому на planeta.ru мы ставили цель собрать 60 тысяч.

Второй этап — составление самого проекта, который потом должен будет пройти государственную историко-культурную экспертизу. После этого КГИОП даст разрешение на реставрацию, и тогда можно будет приступить к работам.

И сметой, и проектом, и самим восстановлением займется реставрационная мастерская «Наследие», которая работает с надгробиями, — склеп охраняется, поэтому любые вмешательства в состояние памятник могут осуществлять только структуры, у которых есть лицензия. Наша задача — искать деньги и распространять информацию.

Как собирали деньги и искали помощников

Краудфандинг — это очень здорово. Так все желающие могут принять участие в реставрации памятника. Поскольку для нас это первый опыт, мы решили начать с маленькой суммы и на старте собрали деньги только на смету.

Для любой кампании нужен мерч, который смогут получить те, кто согласится поддержать проект. Мы сами разработали дизайн для шоперов, открытки рисовала моя подруга — она хочет стать аниматором. Шоперы с надписью «Все дороги ведут на кладбище» и открытки с котиком, который сидит на надгробии, активно раскупают. Еще мы будем проводить экскурсии по Смоленскому лютеранскому кладбищу — собирались заниматься этим сами, но сейчас мне пишут люди, готовые с нами сотрудничать.

Некоторые из тех, кто узнает о проекте, даже готовы стать волонтерами: не один человек мне написал, что, если нужна не только финансовая, но и другая поддержка, они готовы помочь. А, когда я получила задание от КГИОП и поделилась новостью в соцсетях, мои друзья и знакомые отвечали, что я должна распространить такую практику на окружающих — оказывается, никто не знал, что так можно.

Как показала практика, даже у начинающих всё может пройти удачно. Мы собрали деньги за два дня. Но на саму реставрацию уйдут миллионы: во-первых, сам металл стоит дорого; во-вторых, на склепе есть элементы, восстановление которых требует нечеловеческого труда. Но сейчас, когда все увидят, что мы настроены серьезно, думаю, у нас могут появиться спонсоры. А еще в рамках кампании мы готовимся провести фестиваль по культурному наследию.


В этом тексте мы собрали восемь фактов о доме из фильма «Брат» на Васильевском острове. Читайте также материал «Бумаги» про другие городские кладбища и смотрите наш маршрут по немецкому Петербургу — от лютеранской кирхи с катакомбами до первой школы в городе.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Утрата памятников архитектуры
Руководство Мариинского театра готово через суд обжаловать решение строить метро под зданием-памятником
«Критерий несколько устарел». В Заксе обсудили изменения закона об исторической застройке города
КГИОП сократил список «несредовых» исторических зданий, которые могут снести
Металлические цветы, гипсовые атланты и окна разных размеров. История доходного дома Лумберга — образцового примера модерна в Петербурге
Какие старинные дома можно купить в Ленобласти и Карелии? Пять вариантов — от 1,7 до 7,8 миллиона рублей
Как меняется Петербург
Батарею Паукера на форте «Константин» планируют восстановить до 2029 года
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.