14 июня 2023

«Не такой это и важный объект». Как в Петербурге реализуют (или нет) инвестиционные проекты, заявленные на ПМЭФ

В «Экспофоруме» стартовал XXVI Петербургский международный экономический форум. В ближайшие несколько дней участники ПМЭФ подпишут множество инвестиционных соглашений, часть которых будет касаться Петербурга и Ленобласти.

Как сегодня обстоят дела с проектами, заявленными на предыдущих форумах? «Бумага» рассказывает, как в Петербурге строят новую скоростную магистраль, чем закончился иск к Смольному от компании Евгения Пригожина из-за благоустройства Лисьего Носа, и что известно о торговом центре Филиппа Киркорова в Новосаратовке, о котором много говорили в 2022 году.

Обновлено. Добавлена актуальная информация о торговом центре Филиппа Киркорова.

Краткое содержание

«Бумажные» инвестиции в Петербург и Ленобласть выросли с 2018 года почти в два раза. Но многие проекты не реализовали — чиновники считают, что это нормально

Общая сумма инвестиционных соглашений, заключаемых в ходе Петербургского международного экономического форума, растет год от года: как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте — в 2019 году этот показатель составлял 3,2 триллиона рублей, а в 2022-м достиг 5,6 триллиона.

Планируемые инвестиции в петербургскую экономику при этом растут не так уверенно, но все-таки по сравнению с 2018-м и объем увеличился больше почти в два раза: с 267 до 500 миллиардов рублей.

Но это на бумаге. Не все анонсированные на ПМЭФ проекты в итоге реализуют. Большинство достигнутых договоренностей имеют статус декларации намерений. Со временем такие проекты могут вырасти во что-то большее — если Смольный выделит инвесторам землю под застройку или присвоит статус стратегического инвестора.

С другой стороны, и эти шаги не являются гарантией реализации — например, концерн «Питер» с 2018 года считается властями стратегическим инвестором по реновации Апраксина двора. Тем не менее, этот проект пока не стартовал.

Доктор политических наук Александр Конфисахор ответил «Бумаге», что это нормально: «[Анонсирование проектов на форуме] это только вершина айсберга, а подписанию договоров предшествует огромная, многомесячная работа больших коллективов».

О том же говорил и вице-губернатор Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов. «На ПМЭФ подписываются соглашения о намерениях, это не юридически обязывающие документы. И какой-то отсев всегда происходит, как правило, по рыночным соображениям, либо по финансированию», — отметил чиновник в разговоре с 47news.

Проекты ПМЭФ-2018: строительство арены на месте СКК должны завершить осенью, от терминала для лоукостеров в Пулкове отказались

Во время экономического форума 2018 года губернатором Петербурга был Георгий Полтавченко. Тогда городская администрация подписала 70 инвестиционных соглашений на общую сумму в 267 миллиардов рублей. В числе прочего чиновники анонсировали строительство нескольких трамвайных линий, аэроэкспресс от Витебского вокзала до Пулкова, реконструкцию СКК «Петербургский» и другие масштабные проекты.

К лету 2023-го движение есть лишь по нескольким инициативам пятилетней давности. Ближе всего к реализации скандальная «реконструкция» СКК: в начале мая застройщик ООО «СКА-Арена» сообщил, что готовность нового хоккейного стадиона составляет 90 %, а открытие арены на месте СКК запланировано на сентябрь 2023 года. Вице-губернатор Борис Пиотровский также заявил, что уже осенью «СКА Арена» примет первые хоккейные матчи.

Новости есть и по трамвайной линии от Купчина до Славянки, которую могли назвать «Бегунок» или «Шушарик». Сроки сдачи этого объекта несколько раз переносили: ранее городские власти говорили о 20232024 годах, теперь строительство планируют завершить в 2025-м. Несмотря на это, проект продвигается: этой весной инициатор строительства — компания «БалтНедвижСервис» — выбрал поставщика подвижного состава, а Александр Беглов распорядился предоставить компенсационные выплаты владельцам гаражей, которые будут снесены в ходе работ. По словам губернатора Петербурга, первый символический кирпич трамвайного депо линии «Славянка» будет заложен во время ПМЭФ-2023.

Не закончена и история с автовокзалом «Южный» в Купчине: осенью 2021 года Смольный выделил ООО «Вернисаж» земельный участок на Витебском проспекте для строительства объекта. Договор будет действовать в течение шести лет, но работы еще не начались. Некоторые СМИ сообщали, что текущий инвестор намерен «перепродать участок вместе со статусом стратегического партнера».

Другие масштабные проекты, заявленные на ПМЭФ-2018, вряд ли дойдут до реализации. На территории Пулкова не будут строить терминал для лоукостеров, а проект легкорельсовой линии от станции метро «Кировский завод» до Красного Села остановлен. Не реализуют и трамвайную линию до Петергофа — итало-турецкий консорциум ICA вышел из проекта, а других инвесторов Смольный не нашел. Идею с поездом от Витебского вокзала до аэропорта Пулково власти также заморозили.

Проекты ПМЭФ-2019: в Кронштадте уже работает парк «Остров фортов», планы по развитию железнодорожного транспорта пока не реализованы

Летом 2019 года Смольный заключил 27 инвестиционных соглашений на общую сумму в 182 миллиарда рублей. Самым крупным проектом стало развитие железнодорожного транспорта в регионе в партнерстве с РЖД — только в него должны были вложить 88 миллиардов рублей.

«Фонтанка» пишет, что частью этого инвестиционного проекта должны были стать железнодорожные полукольца между Петербургом и пригородами, а также высокоскоростная железнодорожная магистраль до Москвы (ВСМ). По данным издания, на сегодня реализация этих проектов находится под вопросом: например, с российского рынка ушла компания Siemens, которая должна была поставить поезда для ВСМ. Несмотря на это, в 2023 году РЖД собирается инвестировать в Октябрьскую железную дорогу 110-120 миллиардов рублей.

Также на ПМЭФ-2019 обсуждали туристический комплекс в Кронштадте и Витебскую развязку — первый этап широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) между ЗСД и КАД. Кронштадтский парк «Остров фортов» открыли для посетителей уже летом 2020 года, строительство развязки началось весной 2021-го.

Парк «Остров фортов». Фото: m.v.a.75 / Instagram

Другие заявленные проекты пока не реализовали. Например, компания «Швабе» заморозила строительство центра паллиативной помощи и расширение онкодиспансера в Колпине за 15 миллиардов рублей, а группа компаний «ЕКС» пока не приступила к строительству перинатального центра в Калининском районе (хотя власти уже согласовали этот проект). Во время ПМЭФ-2019 стоимость объекта оценивали в 10,6 миллиарда рублей, к 2022 году он подорожал до 15 миллиардов.

Другие представленные в 2019 году инициативы были менее масштабными, хотя и их реализация продвигается не слишком быстро. Например, разрешение на строительство оптово-распределительного центра сельхозпродукции в Шушарах городские власти выдали только в начале 2023 года.

Проекты ПМЭФ-2021: первый этап новой скоростной магистрали планируют построить в 2024 году, развитие бывшей промзоны в Лисьем Носу передали другому инвестору

В 2020-м ПМЭФ не проводили из-за пандемии, а на экономическом форуме 2021 года петербургской администрации удалось заключить с инвесторами соглашения на рекордную сумму — 600 миллиардов рублей. Например, Смольный продолжил обсуждение строительства ШМСД со структурами ВТБ: Витебскую развязку магистрали должны сдать в 2024 году, следующие этапы находятся в стадии проектирования, объяснял губернатор Беглов.

Cтроительство Витебской развязки — первого этапа будущей Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Фото: Администрация Санкт‑Петербурга

Другие представленные на ПМЭФ проекты далеки от завершения. Наиболее громкая история произошла вокруг промзоны «Горская» в Лисьем Носу — на ПМЭФ-2021 был представлен проект развития этой территории от компании «Мегалайн», связанной с миллиардером Евгением Пригожиным.

Инвестор предлагал создать там музей Дамбы, бла­гоустроенную набережную, велодорожки, экотропу и другую инфраструктуру, однако уже через год — на ПМЭФ-2022 — Смольный подписал соглашение о развитии Горской с другими компаниями, корпорацией «Туризм.РФ» и Яхт–клубом Санкт–Петербурга. «Мегалайн» требовал у городских властей компенсацию, однако суд отказал инвесторам в этом иске. Сам Пригожин вспоминал этот спор в ходе своего конфликта с Бегловым. «[Беглов отдал площадку] якобы под яхт-клуб, но, как говорят, под некий загородный клуб, где должна находиться его дача и дача его дружков с криминальной репутацией», — отмечал владелец ЧВК «Вагнер».

Пригожин дважды пожаловался на Беглова в прокуратуру 🚨 

Что известно о конфликте создателя ЧВК «Вагнер» и губернатора Петербурга

Другие заявленные проекты также далеки от завершения, что объяснимо в том числе участием иностранного бизнеса: в числе инвесторов на ПМЭФ-2021 были компании из Японии, Великобритании, Катара и даже США, говорили в Смольном. Кроме того, на форуме представлялись инициативы, связанные с развитием Пулкова: например, вторая очередь аэропорта, логистический комплекс «Почты России» и центр технического обслуживания самолетов от S7.

Вместе с тем, на фоне войны в Украине и пандемии коронавируса число зарубежных рейсов из Петербурга сильно сократилось, и пассажиропоток упал: за 2022 год петербургский аэропорт обслужил около 18,2 миллиона человек. В 2019 году — последнем до пандемии — этот показатель составлял почти 19,6 миллиона пассажиров. Несмотря на это, конкурс на проектирование второй очереди аэропорта был объявлен: в июне 2023 года его отменили по предписанию Федеральной антимонопольной службы.

Впрочем, окончательные выводы о проектах 2021 года сделать еще нельзя — обычно инвестиционные инициативы ПМЭФ рассчитаны на долгую реализацию. Например, пространство «Гавань 2.0» на Васильевском острове с отелем и пешеходной набережной должны создать только к 2025–2026 годам.

Хотя некоторые инициативы уже точно не будут воплощены в жизнь: например, компания «Технониколь» решила перенести завод по производству минеральных изоляционных материалов из Петербурга в Новгородскую область, писал «Деловой Петербург».

Проекты ПМЭФ-2022: площадку по переработке отходов должны построить в Ленобласти в следующем году, а торгового центра Киркорова, скорее всего, не будет

Прошлым летом Петербург подписал с инвесторами соглашения на общую сумму около 500 миллиардов рублей. Оценивать ход их реализации пока рано, однако «Бумага» собрала последние новости о наиболее заметных инициативах.

Какие важные соглашения подписали на ПМЭФ-2022 📰

Филиал СПбГУ в Ленобласти, ТЦ от Киркорова и новые мусорные комплексы

  • Проекты СПбГУ в Ленобласти. Земля под строительство инновационного научно-технологического центра «Невская дельта» уже оформлена, заявили 47news в пресс-службе областного правительства. Других новостей пока нет: представители вуза не исключили, что они могут появиться в ходе ПМЭФ-2023.
  • Реконструкция Апраксина двора за 50 миллиардов рублей. Девелопер Glorax в партнерстве с концерном «Питер» должен был начать работы в 2023-2024 годы, однако уже прошлой осенью Фонд имущества возобновил сдачу в аренду площадей Апраксина двора. А в феврале 2023-го Glorax заявил, что утратил интерес к реконструкции рынка.
  • Скоростной трамвай от Петербурга до Всеволожска и Новосаратовки. Новостей пока нет. В правительстве Ленобласти говорили, что «быстрого решения этот проект не получит».
  • Строительство четырех комплексов по переработке отходов. На территории Петербурга и Ленобласти должны построить четыре таких объекта, общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 24 миллиарда рублей. Весной стало известно, что НЭО — региональный оператор по обращению с отходами — готовится к строительству мусороперерабатывающего завода «Островский» в Ленобласти. Запустить комплекс должны до конца 2024 года, но экологи считают, что сроки могут затянуться. «Бумага» подробно объясняла, почему заводы могут так и не построить.
  • Площадка по производству электротранспорта в Колпине. Производство должен запустить «Трансмашхолдинг», на площадке будут выпускать электротранспорт и поезда для метро. Осенью 2022 года глава петербургского комитета по промышленной политике Кирилл Соловейчик заявил, что производство откроют на базе колпинских Ижорских заводов.
  • Туристический кластер в Горской. После отказа от проекта «Мегалайна» Смольный поручил развитие территории новым инвесторам. В кластере планируют построить яхтенный порт и туристические объекты. Других подробностей нет, а на сайте корпорации «Туризм.РФ» проект в принципе не упоминается.

Визуализация проекта развития территории Горская. Фото: Строительная компания «Мегалайн»

  • Торговый комплекс Филиппа Киркорова в Новосаратовке Всеволожского района. Певец обещал вложить в строительство 1,7 миллиарда рублей и завершить его к августу 2023 года. В конце мая разрешение на строительство еще не было выдано, а работы на участке не начинались. «Не такой это и важный объект для Новосаратовки», — рассказал глава администрации Свердловского поселения Вадим Тулаев. 17 июня губернатор Ленобласти Александр Дрозденко рассказал, что компания Киркорова получила разрешение на строительство ТЦ.

Новой информации по остальным масштабным проектам пока нет.

Фото на обложке: Александр Беглов во время ознакомиления с инвестиционными проектами, представленными в экспозиционно-деловой зоне Санкт‑Петербурга на ПМЭФ-2022. Источник: Администрация Санкт‑Петербурга

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.