В «Манеже» проходит громкая выставка о русском балете. Исторические артефакты в пространстве объединили с мультимедийными инсталляциями. На выставку стоят очереди, а посетители активно публикуют фото с экспозиции в инстаграме.
«Бумага» изучила отзывы гостей и поговорила с соавтором проекта гендиректором бюро Planet9 Агнией Стерлиговой. Читайте, как придумывали выставку с «экспортным потенциалом», оправдала ли она ожидания авторов и когда на нее лучше идти.
Выставку о балете подготовили создатели проекта «Балабанов». Исторические артефакты они дополнили мультимедийными инсталляциями
В конце февраля в «Манеже» на Исаакиевской площади открыли масштабную выставку «Первая позиция. Русский балет». Прошлый выставочный проект «Манежа» — «Зерцало» — был посвящен русскому провинциальному портрету XVIII–XIX веков. Тема новой экспозиции обширнее: «Первая позиция» рассказывает об эволюции русского балета в контексте истории страны.
В работе над «Первой позицией» «Манежу» помогли «РОСИЗО» и бюро Planet9, команда которого осенью 2022-го запустила другую громкую петербургскую выставку — «Балабанов» в «Севкабель Порту». Она закрылась 15 марта.
Создатели нового проекта в «Манеже» собрали почти тысячу экспонатов из более чем 40 музеев, архивов и библиотек. В пространстве выставили картины Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, пуанты Матильды Кшесинской, афиши «Русских сезонов», архивные фотографии и другие предметы.
Исторические артефакты дополнили новыми объектами — например, интерактивной зоной с балетным станком. Как рассказала «Бумаге» Агния Стерлигова, гендиректор Planet9, сочетание архивных экспонатов с мультимедийными инсталляциями и акцент на визуальной стороне выставки были нужны для привлечения широкой публики — тех, кто не слишком интересуется балетом.
— Выставка объединяет в себе обширный материал с довольно лихой сценографией. Мы хотели, чтобы рассказ вышел не только наукообразным, но эмоциональным и вовлекающим. Судя по рекордам посещаемости в «Манеже», всё вполне удалось.
Два этажа выставочного зала разбили на несколько тематических зон, оформленных в стиле театрального закулисья. Например, «Царская ложа» рассказывает о дореволюционном русском балете, а «Школа» — об эволюции балетного образования. Некоторые зоны посвятили более узким аспектам этого искусства: истории костюма и балетной биомеханике.
К выставке приурочили и событийную программу с лекциями, арт-медиациями, лабораториями и показом балетных пьес от солистов Мариинского и Михайловского театров.
«Первая позиция» — самая масштабная петербургская выставка весны. Проект популярен в инстаграме, а посетители рекомендуют осматривать экспозицию в будни
«Первая позиция» — пожалуй, самая громкая выставка этой весны в Петербурге. Другие действующие большие экспозиции — например, «Найти Бэнкси» в «Севкабель Порту» и «Русский авангард. Искусство для нового мира» в Манеже Малого Эрмитажа — открыли еще в конце 2022 года.
Выставки, открытые в других музеях и галереях в феврале — марте (с фотографиями Сергея Борисова, работами Анатолия Зверева или произведениями Турбена), скромнее по размаху.
Неудивительно, что балетный проект в Манеже собирает преимущественно комплиментарные отзывы посетителей, а в инстаграме опубликовали уже сотни постов, посвященных «Первой позиции».
Одним из самых «инстаграмных» экспонатов стал образ кассы советского театра с табличкой «Билетов нет». На саму выставку билеты тоже быстро заканчиваются. Они продаются по сеансам — зрителям предлагают по 18 слотов в день. Билетов на сегодня в продаже уже не осталось.
«Манеж» предупреждает, что на входе в выставочный зал возможны очереди, а посетители рекомендуют осматривать экспозицию в будни: людей в зале меньше, а стоимость билетов ниже. «Манеж» работает до 21:00, а на выставку можно пройти до 19:30.
Выставку задумали пять лет назад. Балет привлек авторов своей многомерностью и «экспортным потенциалом», который уже не оправдался
По словам соавтора выставки гендиректора Planet9 Агнии Стерлиговой, балет как идея экспозиции интересен по нескольким причинам. Прежде всего, балет — это синтез музыки, танца, театра и других искусств, поэтому рассказывать о его истории нужно увлекательно, а язык повествования должен быть многослойным.
«Завораживает сочетание спорта высоких достижений и жесточайшей конкуренции с волшебством, которое мы, зрители, видим на сцене», — говорит Агния.
Еще одним важным обстоятельством был «экспортный потенциал» темы — русский балет стал важнейшим культурным брендом страны, и создатели «Первой позиции» предполагали, что проект может быть интересен и за рубежом.
— Проект задумывался лет пять назад, а активную работу над ним мы начали в 2021 году, когда поняли, что думаем вместе с «Манежем» параллельно об одной и той же выставке. Безусловно, даже на старте, выбирая тему для такого мультижанрового проекта, мы понимали «экспортность» всего, что связано с русским балетом. Думали и про возможность последующих релизов.
В 2022 году ситуация резко изменилась: международное музейное сотрудничество практически остановилось, и одним из первых на себе это почувствовал петербургский «Манеж» — там отменили персональную выставку французского художника Кристиана Болтански, которую должны были открыть 13 марта 2022 года.
К марту 2023 года ситуация с международным культурным сотрудничеством остается сложной, а в петербургских музеях и галереях уже давно наблюдается тенденция к «герметизации» афиш. Из-за невозможности приглашения зарубежных авторов выставочные площадки всё чаще обращаются к отечественному искусству.
«Все так — работаем с локальными темами и локальным контекстом, благо их запас огромен, а русская культура необъятна», — прокомментировала этот тренд Стерлигова.
Новая экспозиция в «Манеже» — не первая заметная выставка Planet9 в Петербурге
Помимо нашумевшей экспозиции «Балабанов» в «Севкабель Порту» команда Planet9 работала над многими другими выставками в Петербурге. Например, в ЦВЗ «Манеж» бюро отвечало за выставку корейской художницы Ли Бул, экспозицию со снимками фотографов Magnum и проект «Покой и радость», презентующий идиллическое русское искусство.
В Planet9 работали и с другими выставочными пространствами города: например, для Эрмитажа бюро готовило выставку к 500-летию Рафаэля Санти и проект «Искусственный интеллект» в Главном штабе, а для Дома радио — «Летнюю выставку» с произведениями Ильи Кабакова, Мэта Коллишоу, Билла Виолы и других современных художников.
Кроме того, команда сотрудничала с Мариинским театром и МИСП.
— Я очень люблю Петербург, это родной город моего супруга и управляющего партнера бюро Александра Кармаева. Мы любим проводить время в нашей квартире на Петроградке, и возможность совместить нашу частную жизнь в Петербурге с работой просто бесценна. Кажется, что в Петербурге есть какой-то простор и воздух, пространство для маневра. Нам повезло работать на очень классных площадках города, с потрясающими темами и кураторами.
Например, удивительное совпадение темы и места было в случае выставки «Балабанов» и пространства «Севкабеля»: 50 % сценографии были решены интерьером цеха и видом из окон на Неву. В «Манеже» профессиональный коллектив и способность работать практически с любой темой. Дом радио со своей атмосферой — идеальная декорация для объектов современного искусства. Уютный МИСП на Фонтанке со своей преданной аудиторией и важнейшей миссией по сохранению локального искусства.
Ну а всё, что связано с Эрмитажем, не требует дополнительных разъяснений. Встраиваться в архитектуру Стасова — огромная ответственность.
Выставку могут показать в других городах России и в странах, «с которыми можно поддерживать связи»
Агния Стерлигова сообщила «Бумаге», что, несмотря на все внешние обстоятельства, выставку «Первая позиция» могут позднее показать и в других городах: «Как минимум — внутри страны, как максимум — в зарубежных странах, с которыми сейчас можно поддерживать культурные и иные связи».
В Петербург же могут перевезти проекты Planet9 с других российских выставочных площадок, хотя конкретной информации об этом еще нет.
— Думаю, что тренд на увеличение посетителей музеев, сложившийся в последние годы, не изменится. Возможно, даже усилится. Мы это видим по посещаемости собственных проектов — людям необходимо отвлекаться от текущей повестки.
Что еще почитать:
- Кажется, в Петербурге подорожали билеты на выставки. Это правда?
- В Kunsthalle nummer sieben провели прощальную выставку. Сооснователи галереи — об уходе из проекта и дальнейших планах.