15 ноября 2021

Чем интересна выставка русского искусства в Манеже? Идиллическая живопись более 100 художников, качели и саундтрек Антона Батагова 🖼 🎹

В Манеже открылась новая выставка — масштабная экспозиция идиллического русского искусства «Покой и Радость». Посетителям представили работы более чем 100 художников из почти 40 музеев.

Пространство разделили на шесть тематических залов, на входе вывесили розовые облака и качели, а саундтрек для выставки написал известный пианист и композитор Антон Батагов. Куратором проекта выступил ректор Академии художеств Семен Михайловский.

«Бумага» осмотрела выставку и послушала ее создателей. Читайте, каких художников можно увидеть в Манеже, как выглядит видео на основе картины Михаила Нестерова и можно ли качаться на качелях во входной зоне.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих. Также напоминаем, что в «Манеже» действуют новые правила посещения — вход внутрь возможен только при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

Фото: Ирина Колпачникова. ЦВЗ «Манеж»

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время работы: до 30 января

Билет: 400 рублей

Ссылка: manege.spb.ru

Что можно увидеть на выставке?

В «Манеже» выставили работы более 100 русских художников из собраний 39 музеев. Большую часть картин предоставили российские музеи: Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей А. С. Пушкина, петербургские музеи-заповедники, Саратовский музей имени А. Н. Радищева и другие площадки. Некоторые работы прибыли в Петербург из Национального художественного музея Республики Беларусь: оттуда приехала, к примеру, картина Иллариона Прянишникова «На речку».

Главный акцент в экспозиции сделали на живописи XIX века, когда искусство еще не вступило в эпоху тотальной трансформации. На выставке представлены портреты, бытовые сцены, а также пейзажи с видами России и Италии.

«Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный», — отметил куратор проекта, ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. По его словам, при выборе картин создатели выставки руководствовались не столько искусствоведческими, сколько эмоциональными мотивами — были выбраны работы, «излучающие те самые покой и радость».

Увидеть можно и полотна, созданные в другое время: в конце XVIII или в начале XX века. Но и эти картины повторяют общую концепцию проекта. Например, восемнадцатое столетие представлено видами усадьбы «Надеждино» князя Куракина в исполнении Василия Причетникова, а двадцатое — холстом «Деревенские друзья» передвижника Николая Богданова-Бельского.

Хватает и других громких имен. В Манеже можно осмотреть виды Неаполитанского залива от мариниста Ивана Айвазовского, несколько картин Ивана Шишкина, настроенческие пейзажи Исаака Левитана, «Новодевичий монастырь» Алексея Саврасова, «Майские цветы» Виктора Борисова-Мусатова и этюд «Облако» Архипа Куинджи.

🎭 Стоит ли идти на выставку, о которой все говорят?

Подписывайтесь на культурную рассылку «Бумаги»!

Семен Михайловский
куратор выставки

— Мы думали об идиллической и приятной выставке. Не претенциозной, не раздражающей. Спокойной и настроенческой. Перебирали каталоги и книги, выбирали из тысячи работ: что-то уходило, что-то оставалось. [В итоге] получилась широкая география. И разных художников удалось показать.

Чем интересна экспозиция?

Как и в других экспозиционных проектах Манежа, большое внимание на выставке «Покой и Радость» уделили архитектуре. Дизайн экспозиции разработали совместно с Агнией Стерлиговой из архитектурного бюро Planet 9. Оформление получилось светлым, спокойным и минималистичным. «Мы создали макет идеального мира, идеального музея, в котором ничто не отвлекает нас от созерцания», — пояснила Стерлигова.

На входе гостей встречает открытое пространство с подвесными качелями и фанерными розовыми облаками: посетители могут покататься, послушать красивую музыку от Антона Батагова и настроиться на нужный лад.

Саундтрек московский пианист и композитор написал специально для выставки. В своем сочинении Батагов попытался передать «гармонию покоя, просвечивающую сквозь современную суету и психоз» — его композиции с выставки уже издал в виде альбома рекорд-лейбл Fancymusic.

Антон Батагов
композитор

— Писать музыку к фильму или спектаклю — вроде бы как всем известное дело. А вот писать музыку к выставке, причем не к новым аудиовизуальным проектам, — это примерно то же самое, что делают музыканты, когда играют классическую музыку: она написана давно, но мы ее играем сейчас.

Основное пространство оформили довольно строго: два этажа Манежа разделили на шесть залов, стены окрасили в светло-серый цвет, а внутри выставили небольшие складные стулья для тех, кто хочет задержаться и осмотреть картины внимательнее.

Каждый из залов посвящен определенной теме: например, Bel paese показывает Италию глазами русских живописцев, а La nature — природу. Другие пространства — Russe и La vie privée — посвящены народному характеру и частной жизни. А завершает экспозицию зал-эпилог, в котором можно посмотреть видео, смонтированное по мотивам произведения Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Ролик собрали из двух вариантов этого полотна: сначала эскиз превращается в картину, а затем начинается обратный процесс.

Почему это нужно увидеть?

Содержание новой выставки Манежа идеально совпадает с ее названием: после мрачной и технологичной экспозиции Recycle Group выставочный зал возвращается к классическому русскому искусству. Но, в отличие от концептуальной «(Не)подвижности», в новом проекте ставку сделали не на концептуальность и переосмысление, а на созерцание и релаксацию.

Есть у экспозиции и важная образовательная функция — с работами знаменитых авторов вступают в диалог произведения менее известных художников. Так, монахинь монастыря Святое Сердце от Карла Брюллова дополняют миниатюрные виды Рима от Никанора Чернецова, а рядом с женским портретом Ивана Крамского можно увидеть серию работ Николая Касаткина, одного из основателей социалистического реализма.

После осмотра экспозиции каждый зритель с высокой степенью вероятности откроет для себя новые имена. Одного впечатлят пейзажи Михаила Клодта, второго — загадочная «Девушка с папиросой» Петра Заболоцкого, а третий откроет для себя Руфина Судковского — очаковского мариниста, иронически упомянутого в одном из рассказов Аркадия Аверченко.

Три факта о выставке

  • Видео на основе картины Михаила Нестерова для последнего зала создал сотрудник Манежа Денис Калядин. Ролик длится одну минуту.
  • Послушать саундтрек Антона Батагова к выставке можно по ссылке.
  • Создатели экспозиции хотели сделать одним из главных героев художника Алексея Венецианова, но Третьяковская галерея решила провести персональную выставку этого художника, и первоначальные планы пришлось пересмотреть.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Скачивайте, читайте советы «Бумаги» и пользователей, а также делитесь своими рекомендациями. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Для более полного погружения в атмосферу русского искусства XIX века команда Манежа рекомендует к прочтению книги «Пленницы судьбы» Евгения Анисимова, «Мир поместного дворянства в николаевской России» Кэтрин Пикеринг Антоновой, «История живописи всех времен и народов» Александра Бенуа, «Пейзажи» Джона Берджера, воспоминания Петра Боборыкина, «Шедевры русской живописи» Петра Гнедича, «Незапный мрак» Алексея Курбановского, «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства» Юрия Лотмана, «Русские живописцы XVIII века. Биографии» Елены Петиновой, «Иван Айвазовский. Рыбаки во Франции. Вечер» Сергея Строганова и «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением» Андрея Шабанова.

Кроме того, выставочный зал запустит параллельную образовательную программу с онлайн-лекциями историка Льва Лурье, оперного критика Вадима Журавлева и других экспертов. Трансляции будут вести на ютьюб-канале Манежа.

Что еще почитать:

  • О других интересных выставках ноября читайте в этом материале.
  • Достоевскому — 200 лет. Выпейте коктейль «Братья Карамазовы», купите носки с цитатой писателя и осмотрите мозаику в метро 🍸 🧦 🚇
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
В «Манеже» пройдет арт-ярмарка в рамках ПМЭФ. О событии известно мало, но его уже критикуют в сообществе
Куда сходить бесплатно в Петербурге в Международный день музеев? Список
Вся коллекция братьев Морозовых вернулась с парижской выставки в РФ. В том числе — в Эрмитаж и Русский музей 🖼
3 петербургские выставки о тревожности. Где их смотреть и что говорят авторы
В рамках проекта «Гостеприимный Петербург» Смольный выдает бесплатные билеты в музеи и на водные прогулки. Как их получить?
Свободу Саше Скочиленко
Сашу Скочиленко оставили в СИЗО, несмотря на заболевания и петицию с 135 тысячами подписей. Главное про апелляцию
«Наши солдаты не допустили бы бомбардировки мирных гражданских объектов». Допрос пенсионерки, которая написала донос на Сашу Скочиленко
Сашу Скочиленко, арестованную по делу о «фейках» про ВС РФ, перевели в новую камеру и обеспечили безглютеновым питанием
Что известно о травле Саши Скочиленко в СИЗО. Ее девушка узнала о запрете открывать холодильник и требованиях ежедневно стирать одежду
«У меня уже отняли семью. Что мне теперь терять?». Девушка Саши Скочиленко — о жизни после ее задержания и проблемах с передачами
Военные действия России в Украине
Власти Ленобласти заявили об еще одном погибшем в Украине военнослужащем — Илье Филатове
Россия ответит «сюрпризом» на заявку Финляндии на вступление в НАТО, Минобороны РФ заявляет о тысяче военных, сдавшихся в плен на «Азовстали». Главное к 18 мая
Вывоз военных из «Азовстали», пауза в переговорах и отказ Финляндии платить за газ в рублях. Главное к 17 мая
«Мне слишком дорого далась эта работа». Сотрудники российских независимых СМИ о военной цензуре и блокировках
В соцсетях пишут о переброске военной техники к границе с Финляндией. Что об этом говорят в ЗВО?
Экономический кризис — 2022
Bloomberg: ВВП России снизится на 12% в 2022 году. Это будет самый большой спад с 1994 года
Минпромторг утвердил список товаров для параллельного импорта в Россию. Что это значит?
«А остальным что?». В комздраве заявили о завозе в аптеки дефицитного лекарства «Эутирокс» — но не для всех. Обновлено
Власти подготовили список товаров для ввоза в Россию без согласия правообладателей. Что об этом известно?
Российским авиакомпаниям рекомендовали подготовиться к полетам без GPS. Рогозин предложил заменить эту систему на ГЛОНАСС
Давление на свободу слова
«Мне слишком дорого далась эта работа». Сотрудники российских независимых СМИ о военной цензуре и блокировках
«При молчании происходит всё самое страшное». Петербургская художница Елена Осипова — о нападениях во время антивоенных акций и реакции окружающих
Как писать письма в СИЗО? Рассказывает адвокат задержанной по делу о фейках об армии России Ольги Смирновой
Как силовики изобрели и опробовали новый метод давления на активистов — подозрение в лжеминировании. Истории 7 петербуржцев
Ходят слухи, что «Алые паруса» проведут без Ивана Урганта впервые за десятилетие. Это правда?
Хорошие новости
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
В Петербурге в 2022 году обустроят более девяти километров велодорожек
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.