26 марта 2021

В «Манеже» — ретроспектива русской скульптуры трех веков. Там выставили больше 150 экспонатов, в залах звучат оперные арии, а декорации напоминают театр 🎭

В «Манеже» начала работу выставка «(Не)подвижность». Это больше 150 работ русских скульпторов разных лет — со второй половины XVIII века до начала XX столетия.

Сотрудники десятков российских музеев больше двух лет вели масштабное искусствоведческое исследование. Они отобрали редкие и особо значимые скульптурные работы XVIII–XX веков. Затем началась работа над выставкой: залы «Манежа» оформили как театральное закулисье, экспонаты сопроводили отрывками из опер. «Постановкой» проекта занимался театральный режиссер Василий Бархатов.

«Бумага» осмотрела ретроспективу русской скульптуры и узнала, как она создавалась. Читайте, как устроена «(Не)подвижность», что там можно увидеть и что объединяет оперу и скульптуры.

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время проведения: до 16 мая

Ссылка: manege.spb.ru

Вход: 300 рублей

Что можно увидеть на выставке?

Кураторы Елена Карпова (Русский музей), Эвелина Тарасова (Эрмитаж), а также Владимир Евсеев и Елизавета Павлычева из «Манежа» отобрали для экспозиции больше 150 работ 65 скульпторов, работавших в период с XVIII по XX век. 1700-е годы представляет, например, один из первых русских скульпторов Федот Шубин, XIX век — мастер ампира Василий Демут-Малиновский и анималист Евгений Лансере. Есть на выставке и произведения авторов, работавших в начале XX века, — например, одного из крупнейших скульпторов поздней Российской империи Владимира Беклемишева.

Работы этих авторов в «Манеж» привезли из 32 российских музеев, в числе которых есть как крупные площадки (например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей), так и менее известные музеи разных регионов страны. Цель проекта — не только показать развитие отечественного пластического искусства, но и «оживить» скульптуру, отмечает куратор Елизавета Павлычева.

Елизавета Павлычева
сокуратор выставки

— [Это] смелая попытка обратить взгляд на скульптуру как на самостоятельный и самоценный вид изобразительного искусства: без привычного соседства с живописью и без активного включения в архитектуру. Идея выставки — дать скульптуре право самостоятельного голоса и заложить эмоциональный импульс к свободному высказыванию.

Организаторы не стали представлять зрителям только признанные шедевры: увидеть в выставочном зале можно и малоизвестные скульптуры, которые ранее практически не экспонировались. Так, в одной из галерей на первом этаже представлен ряд скульптурных украшений для кораблей российского флота. К примеру, фигура медведя, выполненная Петром Клодтом для кормы винтового корвета. Рядом с этим экспонатом можно найти украшения для кораблей, названных в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Немало в залах и портретов других деятелей российской истории: писателей, полководцев, императоров и императриц.

Чем интересна экспозиция?

Автором общей концепции стал директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. Уже после академического отбора экспонатов создатели решили объединить скульптуру с другим видом искусства — оперой. В залах звучит разная музыка: произведения как бы «привязываются» к тем или иным работам.

Авторы уверены, что придание классической скульптуре дополнительного — музыкального — измерения позволит не только привлечь больше зрителей, но и лучше реализовать выразительный потенциал представленных работ, рассказал «Бумаге» Пригара.

Павел Пригара
директор ЦВЗ «Манеж»

— Когда мы стали развивать эту концепцию, поняли, насколько она верная. В музеях скульптура, к сожалению, часто воспринимается как часть оформления зала. Но ее художественный потенциал огромен. Мы использовали довольно консервативный материал, но именно в таком неожиданном соединении оперы и скульптуры он создает пространство эксперимента. И этот эксперимент дает нашему зрителю больше свободы для восприятия и изучения классической скульптуры.

С реализацией дуалистической идеи создателям выставки помог оперный режиссер Василий Бархатов. По его словам, и у скульптуры, и у оперы сегодня сложилась репутация «некой чрезмерной утонченности и элитарной академической скуки». Сочетание двух искусств должно исправить это, но скульптуры не должны стать декорациями к опере, а опера — лишь музыкальным сопровождением для выставки. По задумке оба жанра работают вместе, дополняя и усиливая друг друга.

Отрывки из опер выбраны не случайно: каждая «пара» скульптур и музыки продиктована той или иной идеей. Авторы выставки старались следовать культурно-историческому контексту произведений и искать соответствия — на эмоциональном или фактическом уровне. Например, премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» состоялась в 1879 году — это произведение можно услышать в зале «Ларинский бал», где выставлены скульптуры того же времени. Фигуры из этой комнаты символизируют разных героев оперы: в «Портрете молодой женщины» Александра Беляева организаторы экспозиции видят Татьяну, в «Портрете С. С. Полякова» Марка Антокольского — Евгения.

Считать можно и другие параллели. К примеру, финальная сцена молитвы Маргариты из оперы Шарля Гуно «Фауст» сопровождает две скульптуры: «Христианку первых веков» Беклемишева и «Христа» Антокольского.

Почему это нужно увидеть?

Театральные параллели прослеживаются и в архитектурной концепции «(Не)подвижности». Оформлением пространства для выставки занимался архитектор Александр Кривенцов из мастерской «Циркуль», автор проекта по реконструкции «Манежа». Он превратил выставочное пространство в прообраз театра.

Эта идея считывается сразу же — аванзал на входе в комплекс превратили в подобие театрального фойе. С потолка свисают светлые веревки, издалека слышатся звуки настройки оркестра, а Екатерина II и Александр I (их бюсты создал Федот Шубин) кажутся театралами, ждущими третьего звонка. Дальше посетители выставки увидят перекрытия с надписями «Выход на сцену» и «Тихо! Идет спектакль». Сбоку — две галереи, прямо — несколько залов, каждый из которых стал аллегорией исторических мировых сцен.

Пожалуй, самое впечатляющее пространство ждет зрителей в дальнем конце первого этажа: одну из комнат выполнили в духе амфитеатра и расставили там скульптурные портреты. Бюст Александра Пушкина соседствует с фигурой балерины Юлии Седовой, сверху на них смотрят Герцен, Достоевский и Горький, а слева — бюст Карла Маркса.

Второй этаж олицетворяет театральное закулисье: он оформлен в светлых цветах, а тематических блоков там больше. В каждом из них выставили одну или несколько скульптур, их сопровождает своя опера.

Три факта о выставке

  • Создатели выставки использовали фрагменты из 15 опер российских и иностранных композиторов: Александра Даргомыжского, Рихарда Вагнера, Джакомо Пуччини и других авторов.
  • Рядом с экспонатами есть их краткие, но информативные описания — посетители могут узнать, например, из чего сделан горельеф Ивана Витали «Перенесение мощей Александра Невского» или почему после образа Дон Кихота Илья Гинцбург перешел к социальной проблематике. Представлены и описания опер — их можно найти на пюпитрах рядом со скульптурами.
  • Новый выставочный проект «Манежа» — сочетание академического подхода с внешними эффектами. Чтобы как-то уравновесить броскость экспозиции, организаторы издадут фундаментальный научный каталог о русской скульптуре. На данный момент издание еще не готово, его планируют выпустить во второй половине апреля.

Что еще почитать и послушать по теме?

Пока выставочный каталог «Манежа» не готов, посетители экспозиции могут ознакомиться со статьями в интернете, дающими базовое представление об истории отечественной скульптуры. Такие материалы можно найти, например, на сайте «Дилетант» или в русскоязычной «Википедии». Кроме того, можно почитать обзор выставки в издании The Art Newspaper, а также интервью организаторов проекта. Изданию GQ об экспозиции рассказали Василий Бархатов и Павел Пригара, а сайту The Village — куратор Елизавета Павлычева. Кроме того, школа Masters выпустила подкаст с участием Василия Бархатова: режиссер рассказал в том числе и о выставке в «Манеже».


Ранее «Бумага» рассказывала о самых любопытных петербургских выставках марта. Также читайте наш обзор выставки художников-миллениалов от Русского музея.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Гиды
Где прогуляться в Петербурге в теплый солнечный день? Десять идей — от набережных с видом на залив до уютных садиков и дворов
Разводка мостов в Петербурге. График «Бумаги» на 2021 год
Какие места в Петербурге напоминают Германию? Барахолка на Удельной, бар с произведениями искусства и экспозиция в Главном штабе
Это Tagliatella Caffe — новое место от команды El Copitas. Там работают только девушки, в центре зала стоит фонтанчик с негрони и гостям подают итальянские коктейли
В Выборге в апреле устроят фестиваль тематических экскурсий — с прогулкой по маршруту выборгского трамвая и тайнами старинного бастиона 🏰
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге цикл вакцинации от коронавируса закончило 4,5 % реального населения
«ЭпиВакКорона» доступна в 41 пункте вакцинации в Петербурге. Смольный опубликовал список
В Петербург поступила вторая российская вакцина от COVID-19. Где можно будет привиться «ЭпиВакКороной», в чем ее отличие от «Спутника V» и почему эффективность препарата вызывает вопросы
В Петербург пришла первая партия вакцины от коронавируса «ЭпиВакКорона». До этого в городе прививали только «Спутником V»
Портал госуслуг привяжет к сертификатам о вакцинации от коронавируса данные загранпаспорта. Так с ними можно будет уехать за рубеж
Коллеги «Бумаги»
В Петербурге начинается посмертный суд над погибшим в СИЗО бизнесменом Валерием Пшеничным
Как «Спутник V» помогает российской власти выигрывать у Запада мировоззренческий спор
Чьи агенты? Документальный фильм «7х7»
Протесты в Петербурге 2021
Глава СК Бастрыкин потребовал пересмотреть приговор петербургскому протестующему, который получил условный срок за стычку с силовиками
В Петербурге трем участникам январских протестов дали условные сроки, один получил год колонии. Что известно об этих делах и сколько человек остаются в СИЗО
В Петербурге вынесли приговор еще одному участнику январских протестов. Мужчина получил 18 месяцев условно
В Петербурге участнику январских протестов впервые дали реальный срок. Он ударил силовика. Обновлено
С бывшего главы штаба Навального в Петербурге взыскали 500 тысяч — за неуплату штрафа в 7 млн рублей, назначенного после митинга
Подкасты «Бумаги»
«Я не просто хочу жить в стране, уважающей права человека. Я могу что-то для этого сделать». Молодые политики — о выборах, карьере и давлении властей
«Люди важны сами по себе, а красота — по ситуации». Бодипозитивные активистки, модель с ожогами и художник — о внешности и принятии своего тела
«Партнерство — это свобода выбора». Чайлдфри, синглы и многодетные родители рассуждают о семье, отношениях и стереотипах о браке
«Разучиться летать в космос — это реально». Говорим про будущее лунных миссий, ракеты и космический мусор
«Моя семья пережила одну из самых страшных катастроф XX века». Сотрудники «Бумаги» рассказывают истории родственников, прошедших блокаду
Утрата памятников архитектуры
Заброшенную усадьбу Елисеевых под Гатчиной выставили на продажу. Ранее здание хотели изъять у собственника из-за ненадлежащего содержания
Житель дома на Петроградской — о том, как изменить проект капремонта фасада и отговорить чиновников заменять исторические окна с витражами
В доме-памятнике на канале Грибоедова поменяли деревянные окна на пластиковые. Активисты обратились в КГИОП
В Токсове прошла акция в защиту местного вокзала. Жители опасаются, что уникальный объект снесут
Фонд «Внимание» провел первую волонтерскую акцию в Петербурге. Добровольцы начали очищать печь в доходном доме Шведерского

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.