26 марта 2021

В «Манеже» — ретроспектива русской скульптуры трех веков. Там выставили больше 150 экспонатов, в залах звучат оперные арии, а декорации напоминают театр 🎭

В «Манеже» начала работу выставка «(Не)подвижность». Это больше 150 работ русских скульпторов разных лет — со второй половины XVIII века до начала XX столетия.

Сотрудники десятков российских музеев больше двух лет вели масштабное искусствоведческое исследование. Они отобрали редкие и особо значимые скульптурные работы XVIII–XX веков. Затем началась работа над выставкой: залы «Манежа» оформили как театральное закулисье, экспонаты сопроводили отрывками из опер. «Постановкой» проекта занимался театральный режиссер Василий Бархатов.

«Бумага» осмотрела ретроспективу русской скульптуры и узнала, как она создавалась. Читайте, как устроена «(Не)подвижность», что там можно увидеть и что объединяет оперу и скульптуры.

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время проведения: до 16 мая

Ссылка: manege.spb.ru

Вход: 300 рублей

Что можно увидеть на выставке?

Кураторы Елена Карпова (Русский музей), Эвелина Тарасова (Эрмитаж), а также Владимир Евсеев и Елизавета Павлычева из «Манежа» отобрали для экспозиции больше 150 работ 65 скульпторов, работавших в период с XVIII по XX век. 1700-е годы представляет, например, один из первых русских скульпторов Федот Шубин, XIX век — мастер ампира Василий Демут-Малиновский и анималист Евгений Лансере. Есть на выставке и произведения авторов, работавших в начале XX века, — например, одного из крупнейших скульпторов поздней Российской империи Владимира Беклемишева.

Работы этих авторов в «Манеж» привезли из 32 российских музеев, в числе которых есть как крупные площадки (например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей), так и менее известные музеи разных регионов страны. Цель проекта — не только показать развитие отечественного пластического искусства, но и «оживить» скульптуру, отмечает куратор Елизавета Павлычева.

Елизавета Павлычева
сокуратор выставки

— [Это] смелая попытка обратить взгляд на скульптуру как на самостоятельный и самоценный вид изобразительного искусства: без привычного соседства с живописью и без активного включения в архитектуру. Идея выставки — дать скульптуре право самостоятельного голоса и заложить эмоциональный импульс к свободному высказыванию.

Организаторы не стали представлять зрителям только признанные шедевры: увидеть в выставочном зале можно и малоизвестные скульптуры, которые ранее практически не экспонировались. Так, в одной из галерей на первом этаже представлен ряд скульптурных украшений для кораблей российского флота. К примеру, фигура медведя, выполненная Петром Клодтом для кормы винтового корвета. Рядом с этим экспонатом можно найти украшения для кораблей, названных в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Немало в залах и портретов других деятелей российской истории: писателей, полководцев, императоров и императриц.

Чем интересна экспозиция?

Автором общей концепции стал директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. Уже после академического отбора экспонатов создатели решили объединить скульптуру с другим видом искусства — оперой. В залах звучит разная музыка: произведения как бы «привязываются» к тем или иным работам.

Авторы уверены, что придание классической скульптуре дополнительного — музыкального — измерения позволит не только привлечь больше зрителей, но и лучше реализовать выразительный потенциал представленных работ, рассказал «Бумаге» Пригара.

Павел Пригара
директор ЦВЗ «Манеж»

— Когда мы стали развивать эту концепцию, поняли, насколько она верная. В музеях скульптура, к сожалению, часто воспринимается как часть оформления зала. Но ее художественный потенциал огромен. Мы использовали довольно консервативный материал, но именно в таком неожиданном соединении оперы и скульптуры он создает пространство эксперимента. И этот эксперимент дает нашему зрителю больше свободы для восприятия и изучения классической скульптуры.

С реализацией дуалистической идеи создателям выставки помог оперный режиссер Василий Бархатов. По его словам, и у скульптуры, и у оперы сегодня сложилась репутация «некой чрезмерной утонченности и элитарной академической скуки». Сочетание двух искусств должно исправить это, но скульптуры не должны стать декорациями к опере, а опера — лишь музыкальным сопровождением для выставки. По задумке оба жанра работают вместе, дополняя и усиливая друг друга.

Отрывки из опер выбраны не случайно: каждая «пара» скульптур и музыки продиктована той или иной идеей. Авторы выставки старались следовать культурно-историческому контексту произведений и искать соответствия — на эмоциональном или фактическом уровне. Например, премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» состоялась в 1879 году — это произведение можно услышать в зале «Ларинский бал», где выставлены скульптуры того же времени. Фигуры из этой комнаты символизируют разных героев оперы: в «Портрете молодой женщины» Александра Беляева организаторы экспозиции видят Татьяну, в «Портрете С. С. Полякова» Марка Антокольского — Евгения.

Считать можно и другие параллели. К примеру, финальная сцена молитвы Маргариты из оперы Шарля Гуно «Фауст» сопровождает две скульптуры: «Христианку первых веков» Беклемишева и «Христа» Антокольского.

Почему это нужно увидеть?

Театральные параллели прослеживаются и в архитектурной концепции «(Не)подвижности». Оформлением пространства для выставки занимался архитектор Александр Кривенцов из мастерской «Циркуль», автор проекта по реконструкции «Манежа». Он превратил выставочное пространство в прообраз театра.

Эта идея считывается сразу же — аванзал на входе в комплекс превратили в подобие театрального фойе. С потолка свисают светлые веревки, издалека слышатся звуки настройки оркестра, а Екатерина II и Александр I (их бюсты создал Федот Шубин) кажутся театралами, ждущими третьего звонка. Дальше посетители выставки увидят перекрытия с надписями «Выход на сцену» и «Тихо! Идет спектакль». Сбоку — две галереи, прямо — несколько залов, каждый из которых стал аллегорией исторических мировых сцен.

Пожалуй, самое впечатляющее пространство ждет зрителей в дальнем конце первого этажа: одну из комнат выполнили в духе амфитеатра и расставили там скульптурные портреты. Бюст Александра Пушкина соседствует с фигурой балерины Юлии Седовой, сверху на них смотрят Герцен, Достоевский и Горький, а слева — бюст Карла Маркса.

Второй этаж олицетворяет театральное закулисье: он оформлен в светлых цветах, а тематических блоков там больше. В каждом из них выставили одну или несколько скульптур, их сопровождает своя опера.

Три факта о выставке

  • Создатели выставки использовали фрагменты из 15 опер российских и иностранных композиторов: Александра Даргомыжского, Рихарда Вагнера, Джакомо Пуччини и других авторов.
  • Рядом с экспонатами есть их краткие, но информативные описания — посетители могут узнать, например, из чего сделан горельеф Ивана Витали «Перенесение мощей Александра Невского» или почему после образа Дон Кихота Илья Гинцбург перешел к социальной проблематике. Представлены и описания опер — их можно найти на пюпитрах рядом со скульптурами.
  • Новый выставочный проект «Манежа» — сочетание академического подхода с внешними эффектами. Чтобы как-то уравновесить броскость экспозиции, организаторы издадут фундаментальный научный каталог о русской скульптуре. На данный момент издание еще не готово, его планируют выпустить во второй половине апреля.

Что еще почитать и послушать по теме?

Пока выставочный каталог «Манежа» не готов, посетители экспозиции могут ознакомиться со статьями в интернете, дающими базовое представление об истории отечественной скульптуры. Такие материалы можно найти, например, на сайте «Дилетант» или в русскоязычной «Википедии». Кроме того, можно почитать обзор выставки в издании The Art Newspaper, а также интервью организаторов проекта. Изданию GQ об экспозиции рассказали Василий Бархатов и Павел Пригара, а сайту The Village — куратор Елизавета Павлычева. Кроме того, школа Masters выпустила подкаст с участием Василия Бархатова: режиссер рассказал в том числе и о выставке в «Манеже».


Ранее «Бумага» рассказывала о самых любопытных петербургских выставках марта. Также читайте наш обзор выставки художников-миллениалов от Русского музея.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гиды
Если бы Петербург был человеком. Фотограф Мария Павловская борется с городом как штампом с помощью выставки на Невском, 20
Где легально срубить елку в Ленобласти? 19 локаций и короткая инструкция
Аренда чуть дешевеет, продажи не встали, но покупатели требуют ремонт. Что происходит на рынке жилья в Петербурге при ипотеке 30 %
Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга
Где смотреть искусство за пределами центра? Гид «Бумаги» по современным площадкам в промышленных и спальных районах
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.