26 марта 2021

В «Манеже» — ретроспектива русской скульптуры трех веков. Там выставили больше 150 экспонатов, в залах звучат оперные арии, а декорации напоминают театр 🎭

В «Манеже» начала работу выставка «(Не)подвижность». Это больше 150 работ русских скульпторов разных лет — со второй половины XVIII века до начала XX столетия.

Сотрудники десятков российских музеев больше двух лет вели масштабное искусствоведческое исследование. Они отобрали редкие и особо значимые скульптурные работы XVIII–XX веков. Затем началась работа над выставкой: залы «Манежа» оформили как театральное закулисье, экспонаты сопроводили отрывками из опер. «Постановкой» проекта занимался театральный режиссер Василий Бархатов.

«Бумага» осмотрела ретроспективу русской скульптуры и узнала, как она создавалась. Читайте, как устроена «(Не)подвижность», что там можно увидеть и что объединяет оперу и скульптуры.

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время проведения: до 16 мая

Ссылка: manege.spb.ru

Вход: 300 рублей

Что можно увидеть на выставке?

Кураторы Елена Карпова (Русский музей), Эвелина Тарасова (Эрмитаж), а также Владимир Евсеев и Елизавета Павлычева из «Манежа» отобрали для экспозиции больше 150 работ 65 скульпторов, работавших в период с XVIII по XX век. 1700-е годы представляет, например, один из первых русских скульпторов Федот Шубин, XIX век — мастер ампира Василий Демут-Малиновский и анималист Евгений Лансере. Есть на выставке и произведения авторов, работавших в начале XX века, — например, одного из крупнейших скульпторов поздней Российской империи Владимира Беклемишева.

Работы этих авторов в «Манеж» привезли из 32 российских музеев, в числе которых есть как крупные площадки (например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей), так и менее известные музеи разных регионов страны. Цель проекта — не только показать развитие отечественного пластического искусства, но и «оживить» скульптуру, отмечает куратор Елизавета Павлычева.

Елизавета Павлычева
сокуратор выставки

— [Это] смелая попытка обратить взгляд на скульптуру как на самостоятельный и самоценный вид изобразительного искусства: без привычного соседства с живописью и без активного включения в архитектуру. Идея выставки — дать скульптуре право самостоятельного голоса и заложить эмоциональный импульс к свободному высказыванию.

Организаторы не стали представлять зрителям только признанные шедевры: увидеть в выставочном зале можно и малоизвестные скульптуры, которые ранее практически не экспонировались. Так, в одной из галерей на первом этаже представлен ряд скульптурных украшений для кораблей российского флота. К примеру, фигура медведя, выполненная Петром Клодтом для кормы винтового корвета. Рядом с этим экспонатом можно найти украшения для кораблей, названных в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Немало в залах и портретов других деятелей российской истории: писателей, полководцев, императоров и императриц.

Чем интересна экспозиция?

Автором общей концепции стал директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. Уже после академического отбора экспонатов создатели решили объединить скульптуру с другим видом искусства — оперой. В залах звучит разная музыка: произведения как бы «привязываются» к тем или иным работам.

Авторы уверены, что придание классической скульптуре дополнительного — музыкального — измерения позволит не только привлечь больше зрителей, но и лучше реализовать выразительный потенциал представленных работ, рассказал «Бумаге» Пригара.

Павел Пригара
директор ЦВЗ «Манеж»

— Когда мы стали развивать эту концепцию, поняли, насколько она верная. В музеях скульптура, к сожалению, часто воспринимается как часть оформления зала. Но ее художественный потенциал огромен. Мы использовали довольно консервативный материал, но именно в таком неожиданном соединении оперы и скульптуры он создает пространство эксперимента. И этот эксперимент дает нашему зрителю больше свободы для восприятия и изучения классической скульптуры.

С реализацией дуалистической идеи создателям выставки помог оперный режиссер Василий Бархатов. По его словам, и у скульптуры, и у оперы сегодня сложилась репутация «некой чрезмерной утонченности и элитарной академической скуки». Сочетание двух искусств должно исправить это, но скульптуры не должны стать декорациями к опере, а опера — лишь музыкальным сопровождением для выставки. По задумке оба жанра работают вместе, дополняя и усиливая друг друга.

Отрывки из опер выбраны не случайно: каждая «пара» скульптур и музыки продиктована той или иной идеей. Авторы выставки старались следовать культурно-историческому контексту произведений и искать соответствия — на эмоциональном или фактическом уровне. Например, премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» состоялась в 1879 году — это произведение можно услышать в зале «Ларинский бал», где выставлены скульптуры того же времени. Фигуры из этой комнаты символизируют разных героев оперы: в «Портрете молодой женщины» Александра Беляева организаторы экспозиции видят Татьяну, в «Портрете С. С. Полякова» Марка Антокольского — Евгения.

Считать можно и другие параллели. К примеру, финальная сцена молитвы Маргариты из оперы Шарля Гуно «Фауст» сопровождает две скульптуры: «Христианку первых веков» Беклемишева и «Христа» Антокольского.

Почему это нужно увидеть?

Театральные параллели прослеживаются и в архитектурной концепции «(Не)подвижности». Оформлением пространства для выставки занимался архитектор Александр Кривенцов из мастерской «Циркуль», автор проекта по реконструкции «Манежа». Он превратил выставочное пространство в прообраз театра.

Эта идея считывается сразу же — аванзал на входе в комплекс превратили в подобие театрального фойе. С потолка свисают светлые веревки, издалека слышатся звуки настройки оркестра, а Екатерина II и Александр I (их бюсты создал Федот Шубин) кажутся театралами, ждущими третьего звонка. Дальше посетители выставки увидят перекрытия с надписями «Выход на сцену» и «Тихо! Идет спектакль». Сбоку — две галереи, прямо — несколько залов, каждый из которых стал аллегорией исторических мировых сцен.

Пожалуй, самое впечатляющее пространство ждет зрителей в дальнем конце первого этажа: одну из комнат выполнили в духе амфитеатра и расставили там скульптурные портреты. Бюст Александра Пушкина соседствует с фигурой балерины Юлии Седовой, сверху на них смотрят Герцен, Достоевский и Горький, а слева — бюст Карла Маркса.

Второй этаж олицетворяет театральное закулисье: он оформлен в светлых цветах, а тематических блоков там больше. В каждом из них выставили одну или несколько скульптур, их сопровождает своя опера.

Три факта о выставке

  • Создатели выставки использовали фрагменты из 15 опер российских и иностранных композиторов: Александра Даргомыжского, Рихарда Вагнера, Джакомо Пуччини и других авторов.
  • Рядом с экспонатами есть их краткие, но информативные описания — посетители могут узнать, например, из чего сделан горельеф Ивана Витали «Перенесение мощей Александра Невского» или почему после образа Дон Кихота Илья Гинцбург перешел к социальной проблематике. Представлены и описания опер — их можно найти на пюпитрах рядом со скульптурами.
  • Новый выставочный проект «Манежа» — сочетание академического подхода с внешними эффектами. Чтобы как-то уравновесить броскость экспозиции, организаторы издадут фундаментальный научный каталог о русской скульптуре. На данный момент издание еще не готово, его планируют выпустить во второй половине апреля.

Что еще почитать и послушать по теме?

Пока выставочный каталог «Манежа» не готов, посетители экспозиции могут ознакомиться со статьями в интернете, дающими базовое представление об истории отечественной скульптуры. Такие материалы можно найти, например, на сайте «Дилетант» или в русскоязычной «Википедии». Кроме того, можно почитать обзор выставки в издании The Art Newspaper, а также интервью организаторов проекта. Изданию GQ об экспозиции рассказали Василий Бархатов и Павел Пригара, а сайту The Village — куратор Елизавета Павлычева. Кроме того, школа Masters выпустила подкаст с участием Василия Бархатова: режиссер рассказал в том числе и о выставке в «Манеже».


Ранее «Бумага» рассказывала о самых любопытных петербургских выставках марта. Также читайте наш обзор выставки художников-миллениалов от Русского музея.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Гиды
На Петроградской открывают киберпанковский геймерский клуб — с полусотней ПК, лаунж-зоной с PS5 и блюдами азиатской кухни 🤖
В Кронштадте открыли вторую часть парка «Остров фортов» — с набережной и площадками для детей и скейтбордистов. Показываем фотографии и видео
Шашлыки, домашнее вино и рояль в просторном заведении с видом на сад. Это «Каток и скрипка» на Петроградке 🥩🎹
В Мариинском — балет с кокошниками Юлдус Бахтиозиной и опера с Лисой в гробу. Какой вышла «Байка. Мавра. Поцелуй феи» на музыку Стравинского
Нулевой меридиан в Пулковской обсерватории, жилые кварталы астрономов и исторический грот-фонтан. Прогуляйтесь по Пулковским высотам
Третья волна коронавируса
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
На набережных Петербурга — толпы, люди смотрят парад ВМФ. Роспотребнадзор предупреждал об опасности из-за коронавируса
В Петербурге свободна треть коек для пациентов с коронавирусом. Количество госпитализаций продолжает снижаться
За 22 дня июля в Петербурге от коронавируса умерло больше людей, чем за весь июнь. Показатели смертности близки к рекордным за всю пандемию
В Петербурге 547 госпитализаций за сутки — почти в два раза меньше, чем в конце июня. Это говорит о снижении интенсивности распространения COVID-19
Лето в Петербурге
В Петербурге снова жара, но вот-вот похолодает. Какой будет погода в конце июля и начале августа — рассказывает синоптик
«Начинается прогрев»: на следующей неделе в Петербург вернется жара до +32 градусов ☀️ Сегодня — крепкий ветер и метровые волны
На станции «Площадь Ленина» откроют выход на Финляндский вокзал. Он будет работать по выходным
Узнайте, какой будет погода в ближайшие два дня, чтобы спланировать выходные: ☀️ или ☔
«Это уже не дождь, это ДОЖДЬ». Петербуржцы всё еще не привыкли, что аномальная жара прошла, — и радуются непогоде
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге первично привились 1,2 млн человек. В Смольном говорили, что именно столько нужно для формирования коллективного иммунитета
На улицах Петербурга начинается вакцинация бездомных от коронавируса. Первая акция пройдет 26 июля
«Устойчивый тренд на снижение заболеваемости»: глава комздрава прокомментировал ситуацию с COVID-19 в Петербурге
В Петербурге открывают шатры для вакцинации от COVID-19 — у берега Финского залива и «Приморской». Показываем макет и то, как сейчас выглядит первая палатка
«Сколько должно умереть, чтобы ты привился?» Петербуржцы критикуют агрессивную рекламу вакцинации — такие баннеры есть и в других городах, но их заказчик неизвестен
Коллеги «Бумаги»
Как «Независимая ассоциация врачей» отговаривает россиян прививаться
У противников вакцинации появилось два новых аргумента против прививок
Сам себе телевизор
Гид по пригородам Петербурга
В Петяярви — маршрут для долгой бодрой прогулки и идеальные места для пикников. Осмотрите заброшенную финскую ГЭС с водопадом и лесные озера
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
В Приморске — старая финская кирха и пирс, на котором испытывают ледоколы. Прогуляйтесь по берегу залива и заказнику с морскими видами
Подкасты «Бумаги»
Как работают вакцины против COVID-19 и от чего зависит их эффективность? Слушайте в лекции Ирины Якутенко
«Болезнь не делает из тебя другого человека — она вскрывает то, что уже есть». В подкасте «Волосы отрастут» Ульяна Шкатова рассказывает о лечении меланомы и блоге про рак
«Это ответственная работа, где твой начальник онлайн 24/7». Как мужчины берут отпуск по уходу за ребенком и зачем борются со стереотипами о маскулинности
Как одеваться экологично? В этом подкасте говорим про влияние моды на климат и бережное отношение к вещам
Чем грозит таяние ледников и вечной мерзлоты и как ученые воссоздают экосистему эпохи мамонтов? В этом подкасте обсуждаем Арктику и Антарктику

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.