5 октября 2022

Петербургская арт-жизнь схлопывается и замыкается на отечественном искусстве. Вот 11 выставок, иллюстрирующих тренд

После начала войны в Украине в прокат возвращают советские фильмы, а хедлайнерами крупнейших музыкальных фестивалей становятся российские артисты. Галереи и музеи также обратились к отечественному искусству и его архивам.

Осенью в Петербурге запланировано больше десяти выставок в этом формате: от фотографий XIX века и акварелей Владимира Стерлигова до ранних лент Алексея Балабанова.

«Бумага» вместе с независимыми кураторами Анной Заведий и Настей Скворцовой изучила выставочные планы городских площадок на осень и рассказывает, как происходит герметизация арт-жизни Петербурга и когда она началась.

Музеи и галереи строят выставочные планы на архивах и отечественном искусстве — но это началось не весной

После начала войны в Украине культурная жизнь Петербурга резко изменилась. Концерты и выставки отменяли или переносили, некоторые площадки прекратили работу, а запланированные международные проекты свернули. Так, в «Манеже» не состоялась выставка известного французского художника Кристиана Болтански, умершего в 2021 году. «Кристиан никогда бы не согласился представить выставку в таком контексте», — заявили родственники автора в письме к «Манежу».

Спустя семь месяцев в городе всё так же почти нет международных проектов. Исключением стала «Эрарта» — музей продолжает показывать иностранных художников. Например, в июле там открыли экспозицию бразильского фотографа Габриэла Викболда, а в конце августа — выставку итальянца Джанмарии Потенцы, переосмысляющую эстетику карт Таро. В выставочном плане пространства тоже есть зарубежные имена — так, в январе 2023-го «Эрарта» должна представить фотографии американца Стивена Уилкса.

Большинство же петербургских музеев и галерей предсказуемо сосредоточились на российском искусстве. Летом в городе провели несколько заметных выставок современного искусства, многие из которых были прямо связаны с новостной повесткой: например, в 3120 Gallery представили «черную» серию картин Родиона Китаева, а в «Третьем месте» — расписанное красной краской зеркало Максима Имы. Осенью многие выставочные пространства обратились к архивам — в Петербурге запланировали более десяти проектов, связанных с историей русского и советского искусства.

Однако разворот музеев и галерей к отечественному искусству — это результат не только санкций, но и предшествующей войне пандемии. Анна Заведий, куратор и руководитель отдела специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ имени Пушкина, рассказала «Бумаге», что тенденцию к герметизации выставочной и образовательной деятельности она наблюдает уже около пяти лет.

Анна Заведий
куратор, руководитель отдела специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ имени Пушкина

— Становилось всё сложнее делать международные проекты — например, музейная институция, в которой я работала, не могла перевести гонорары иностранным экспертам за участие в образовательном проекте. Пандемия остановила резиденциальные международные программы. Мы как будто готовились к этому «импортозамещению». Очень грустно, но именно так.

С Анной согласна и искусствоведка Настя Скворцова. Она отметила, что период пандемии коронавируса серьезно ослабили международные контакты. Вероятно, многие государственные музеи уже тогда решили делать выставки, связанные с архивами и историей национального искусства.

Настя Скворцова
искусствоведка, кураторка

— В 2022 году число «архивных» выставок явно увеличилось, но вообще эту тенденцию можно было наблюдать и в прошлые годы. Например, в «Манеже» проводили выставку «Покой и радость». И в целом, если посмотреть на проекты главных площадок Петербурга и Москвы, можно заметить тенденцию к не критическому воспроизводству прошлого и героизации определенных событий. Например, если мы будем говорить обо всем, что связано с Петром I: эти экспозиции планировались государственными институциями несколько лет. Так совпало, что они подозрительно звонко подчеркивают военные действия и перекликаются с и имперскими амбициями современной России. Учитывая уже давно намечавшийся курс, это конечно не совпадение, и к тому же на фоне отсутствия международных проектов выглядит совсем однобоко и даже агрессивно.

Этой осенью в Петербурге покажут искусство XVII века, дореволюционные фото и советский авангард

Иллюстрации Владимира Стерлигова к африканской сказке

В KGallery на Фонтанке открыли две выставки, одна из которых посвящена Владимиру Стерлигову — советскому живописцу и графику, ученику Малевича и автору собственной «чашно-купольной системы» живописи. Стерлигов формировался также под влиянием Павла Филонова и Михаила Матюшина. «Я не учился у Татлина, но взял у него главное — национальные свойства», — писал сам Стерлигов в своих дневниках.

На экспозиции Стерлигова представили как книжного графика: выставили его иллюстрации к африканской сказке «Упрямый слоненок». Зрители увидят эскизы и варианты акварелей, сохранившийся макет книги и иллюстрации Стерлигова к нереализованным детским изданиям: «Муха-цокотуха» и «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».

Время: до 6 ноября

Место: KGallery

Билет: 350 рублей

Ссылка: kgallery.ru

Что еще посмотреть по теме

20 октября в Музее петербургского авангарда откроют выставку ученика Стерлигова — Геннадия Зубкова. В 1990-е годы этот художник создал школу художественного объединения «Форма + цвет», основанную на педагогической системе «Невидимого института» Стерлигова. Посетителям музея покажут работы Зубкова из собрания Музея истории Санкт-Петербурга и частных коллекций. Зубков умер в 2021 году.

Фотографии времен Российской империи

Масштабный исторический проект в центре «Росфото» основан на материалах Всероссийской этнографической выставки 1867 года — ее провели в московском Манеже под влиянием Всемирной выставки 1862-го в Лондоне. Важнейшей частью той экспозиции стали снимки, сделанные в разных регионах Российской империи: от северо-западных губерний до астраханских степей.

В настоящее время более 900 снимков с выставки 1867 года хранятся в Российском этнографическом музее вместе с коллекцией московского фотографа Митрейтера, который снимал саму экспозицию в Манеже. Многие из этих снимков показывают в «Росфото»: выставка работает на втором этаже Дворового корпуса, ее посещение проходит по сеансам.

Время: до 23 октября

Место: «Росфото»

Билет: 150 рублей

Ссылка: rosphoto.org

Ранний светский портрет в России

История светского портрета в России началась в XVII веке, когда иконопись утратила доминирующее положение, а в отечественном искусстве появился новый жанр — парсуна, парадный портрет знатных персон. В XVIII веке портрет стал одним из основных художественных жанров, а к началу 1800-х художники-портретисты появились практически в каждом городе. Благодаря этому даже провинциальные купцы и дворяне начали вести портретные хроники своих семей.

Истории российского светского портрета посвящена новая выставка «Манежа», организованная совместно с Угличским музеем, Третьяковской галереей и Рыбинским музеем-заповедником. Зрителям покажут именно провинциальные портреты: экспозиция первого этажа познакомит зрителей с жизнью купечества, на втором собрали портреты знати и духовенства.

Время: с 15 октября до 4 декабря

Место: «Манеж»

Билет: 400 рублей

Ссылка: manege.spb.ru

Выставка о творчестве Алексея Балабанова

В 2022 году исполняется 25 лет культовому фильму Алексея Балабанова «Брат». К этой дате кинокомпания «СТВ» подготовила большую всероссийскую программу с кинопоказами и другими активностями, кульминацией которой станет выставка в «Севкабель Порту». Проект задумали как «путешествие» по художественной вселенной режиссера, говорит куратор экспозиции Татьяна Гетман.

Зрителям представят черновики сценариев Балабанова, артефакты со съемок его фильмов, эскизы, фотографии и видео — например, ученические короткометражки режиссера для Свердловской студии документального кино. Некоторые экспонаты посвящены нереализованным проектам режиссера, а последний раздел выставки расскажет о картине «Брат».

Время: с 13 октября до 15 января

Место: «Севкабель Порт»

Билет: от 400 рублей

Ссылка: balabanov.live

Что еще посмотреть по теме

Еще один кинематографический проект уже работает на студии «Ленфильм»: выставку посвятили одному из пионеров советского экспериментального кино Владимиру Кобрину. А вторая сентябрьская экспозиция в KGallery рассказывает о театральном и кинохудожнике Семене Манделе — зрителям продемонстрируют его эскизы к двум фильмам 1930-х годов и киноплакаты. В «Эрарте» 30 ноября откроют выставку с киноплакатами 1970–80-х годов, там можно будет увидеть афиши советских и иностранных фильмов, допущенных к прокату в СССР.

Скульптуры из коллекции Петра I

До конца XVII века в России не была распространена светская «круглая скульптура» — трехмерные объекты, обозримые со всех сторон. Мастера предпочитали рельефы, а большую часть скульптурных объектов создавали в культовых целях — для храмов и церквей.

Ситуация изменилась в царствование Петра I: царь собрал коллекцию скульптурной пластики больше чем из 250 произведений. Значительная часть скульптур сохранилась до наших дней — многие из них хранятся сегодня в Михайловском замке, некоторые оригиналы можно увидеть в Летнем саду.

В Арапском зале Зимнего дворца выставили 19 скульптурных произведений из собрания Эрмитажа и других музеев: парные статуи «Азия» и «Африка» работы Бартоломеуса Эггерса, скульптурную группу «Оплакивание» венецианского мастера Джованни Дзордзони, купленную Юрием Кологривовым в Риме статую «Пастух» — вероятно, первую античную работу, попавшую в Россию. Экспозицию дополняют листы из альбома графа Саввы Владиславича-Рагузинского, который помогал Петру I собирать скульптурную коллекцию.

Время: до 13 ноября (кроме понедельника)

Место: Зимний дворец

Билет: 500 рублей

Ссылка: hermitagemuseum.org

Что еще посмотреть по теме

Другие выставки, посвященные отечественной скульптуре, проводят Русский музей и Государственный музей городской скульптуры (ГМГС). В Михайловском замке выставили скульптуры и графику Наума Могилевского, ученика Александра Матвеева. Выставка в Новом зале ГМГС исследует ленинградскую школу монументального искусства: зрителям показывают скульптурные проекты памятников, реализованных и не установленных.

📱 Больше интересных петербургских выставок вы найдете в PaperApp

Скачать наше приложение можно здесь

Изменится ли выставочный тренд в ближайшие годы

По мнению искусствоведки Насти Скворцовой, в тренде на «исторические» выставки есть свои плюсы: зрители смогут лучше узнать локальных художников. «Владимир Стерлигов, Геннадий Герасимович Зубков, Леонид Кобрин, Алексей Балабанов — это сильные авторы и важные имена для русской культуры, — комментирует выставочные планы городских площадок Настя. — Их нужно популяризировать, в том числе из-за того, что они в своем творчестве показывали некое противостояние системе».

При этом ситуация с международными выставками вряд ли изменится в ближайшее время, считают собеседницы «Бумаги».

Анна Заведий
куратор, руководитель отдела специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ имени Пушкина

— Вместо Кристиана Болтански мы будем смотреть на «ранний светский портрет в России», и я думаю, что в ближайшее время на уровне институций никаких изменений не будет. Возможность сотрудничества с иностранными художниками сохранится только для независимых пространств. Думаю, только там всё еще возможен обмен, передача от человека к человеку, минуя «аппараты». Вот так она и будет циркулировать, новая неофициальная кровь искусства.

По мнению Насти Скворцовой, в ближайшее время петербуржцы могут не ждать международных выставочных проектов, даже если речь пойдет о сотрудничестве с Китаем, Турцией или другими странами, сохраняющими нейтралитет. Зримое улучшение ситуации невозможно в течение минимум двух-трех лет, добавила она. «Допускаю, что в случае с локальным искусством мои коллеги из „Росфото“, „Ленфильма“ и других институций смогут представить интересных отечественных авторов, которых на самом деле очень много. Это единственный положительный момент», — прогнозирует Скворцова.

Настя Скворцова
искусствоведка, кураторка

— Сейчас арт-институциям довольно сложно работать, если они не хотят обслуживать главенствующую государственную идеологию: если сделать оппозиционный проект, тебя могут просто закрыть. Хотя исключения все-таки есть: например, летом в московском Музее Сидура прошла выставка художницы Маяны Насыбулловой Everything Is Terrible. Мне кажется, там очень хорошо читалось отношение к происходящему. И сейчас возникает вопрос — насколько готовы художественные институции к тонким высказываниям, к эзопову языку, которым можно комментировать происходящие события. Рекомендую зрителям внимательно читать кураторские тексты к выставкам и другие сопроводительные материалы: возможно, даже сотрудники государственных институций захотят оставить нам какие-то послания.

Фото на обложке: ЦВЗ «Манеж»

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
В Приозерске можно погулять по крепости Корела. В XIX веке там держали декабристов, а сейчас в ней музей
Выставка копий. Как в «Севкабеле» появились «работы Бэнкси» и связаны ли они с уличным художником
Вы знали, что в бывшей кирхе в Приморске работает музей? Вот что там можно увидеть
Съездите на Разлив — посмотрите макет  шалаша Ленина и побродите между списанных памятников вождю
Идея на выходные: осмотрите народный музей дачного быта в особняке Прибыткова под Гатчиной
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
«Или вы едете, или в тюрьму». В Петербурге двое мобилизованных пожаловались на отказ в госпитализации. По их словам, их готовят к отправке в неизвестном направлении
Беглов поздравил мобилизованных с окончанием военной подготовки и отправкой на фронт
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
В Петербурге полиция меняет протоколы протестовавших против мобилизации. Так их можно привлечь к ответственности в 2023-м
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Правозащитный центр «Мемориал» исключили из государственного реестра юридических лиц. Суд утвердил это решение
Бар «Доски» уволил сотрудника после доноса основателя экстремистского «Мужского государства»
Распродажа ЛГБТ-литературы и книги «иноагентов» в обложке. Что происходит в книжных после принятия новых законов
Петербуржца признали виновным в «дискредитации» армии за лозунг «Слава Украине!»
Могут ли меня признать иноагентом? Что добавили к запретам и кто в зоне риска? Ответы
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
В 2023 году билеты на поезда дальнего следования в России подорожают на 8,1 %
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
На заводе Toyota в Петербурге прошла масштабная проверка. С чем она может быть связана?
«Новая газета. Европа»: у России не хватит денег на войну в Украине
ТАСС: на месте магазинов H&M откроются точки российских брендов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.