После начала войны в Украине в прокат возвращают советские фильмы, а хедлайнерами крупнейших музыкальных фестивалей становятся российские артисты. Галереи и музеи также обратились к отечественному искусству и его архивам.
Осенью в Петербурге запланировано больше десяти выставок в этом формате: от фотографий XIX века и акварелей Владимира Стерлигова до ранних лент Алексея Балабанова.
«Бумага» вместе с независимыми кураторами Анной Заведий и Настей Скворцовой изучила выставочные планы городских площадок на осень и рассказывает, как происходит герметизация арт-жизни Петербурга и когда она началась.
Музеи и галереи строят выставочные планы на архивах и отечественном искусстве — но это началось не весной
После начала войны в Украине культурная жизнь Петербурга резко изменилась. Концерты и выставки отменяли или переносили, некоторые площадки прекратили работу, а запланированные международные проекты свернули. Так, в «Манеже» не состоялась выставка известного французского художника Кристиана Болтански, умершего в 2021 году. «Кристиан никогда бы не согласился представить выставку в таком контексте», — заявили родственники автора в письме к «Манежу».
Спустя семь месяцев в городе всё так же почти нет международных проектов. Исключением стала «Эрарта» — музей продолжает показывать иностранных художников. Например, в июле там открыли экспозицию бразильского фотографа Габриэла Викболда, а в конце августа — выставку итальянца Джанмарии Потенцы, переосмысляющую эстетику карт Таро. В выставочном плане пространства тоже есть зарубежные имена — так, в январе 2023-го «Эрарта» должна представить фотографии американца Стивена Уилкса.
Большинство же петербургских музеев и галерей предсказуемо сосредоточились на российском искусстве. Летом в городе провели несколько заметных выставок современного искусства, многие из которых были прямо связаны с новостной повесткой: например, в 3120 Gallery представили «черную» серию картин Родиона Китаева, а в «Третьем месте» — расписанное красной краской зеркало Максима Имы. Осенью многие выставочные пространства обратились к архивам — в Петербурге запланировали более десяти проектов, связанных с историей русского и советского искусства.
Однако разворот музеев и галерей к отечественному искусству — это результат не только санкций, но и предшествующей войне пандемии. Анна Заведий, куратор и руководитель отдела специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ имени Пушкина, рассказала «Бумаге», что тенденцию к герметизации выставочной и образовательной деятельности она наблюдает уже около пяти лет.
— Становилось всё сложнее делать международные проекты — например, музейная институция, в которой я работала, не могла перевести гонорары иностранным экспертам за участие в образовательном проекте. Пандемия остановила резиденциальные международные программы. Мы как будто готовились к этому «импортозамещению». Очень грустно, но именно так.
С Анной согласна и искусствоведка Настя Скворцова. Она отметила, что период пандемии коронавируса серьезно ослабили международные контакты. Вероятно, многие государственные музеи уже тогда решили делать выставки, связанные с архивами и историей национального искусства.
— В 2022 году число «архивных» выставок явно увеличилось, но вообще эту тенденцию можно было наблюдать и в прошлые годы. Например, в «Манеже» проводили выставку «Покой и радость». И в целом, если посмотреть на проекты главных площадок Петербурга и Москвы, можно заметить тенденцию к не критическому воспроизводству прошлого и героизации определенных событий. Например, если мы будем говорить обо всем, что связано с Петром I: эти экспозиции планировались государственными институциями несколько лет. Так совпало, что они подозрительно звонко подчеркивают военные действия и перекликаются с и имперскими амбициями современной России. Учитывая уже давно намечавшийся курс, это конечно не совпадение, и к тому же на фоне отсутствия международных проектов выглядит совсем однобоко и даже агрессивно.
Этой осенью в Петербурге покажут искусство XVII века, дореволюционные фото и советский авангард
Иллюстрации Владимира Стерлигова к африканской сказке
В KGallery на Фонтанке открыли две выставки, одна из которых посвящена Владимиру Стерлигову — советскому живописцу и графику, ученику Малевича и автору собственной «чашно-купольной системы» живописи. Стерлигов формировался также под влиянием Павла Филонова и Михаила Матюшина. «Я не учился у Татлина, но взял у него главное — национальные свойства», — писал сам Стерлигов в своих дневниках.
На экспозиции Стерлигова представили как книжного графика: выставили его иллюстрации к африканской сказке «Упрямый слоненок». Зрители увидят эскизы и варианты акварелей, сохранившийся макет книги и иллюстрации Стерлигова к нереализованным детским изданиям: «Муха-цокотуха» и «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».
Что еще посмотреть по теме
20 октября в Музее петербургского авангарда откроют выставку ученика Стерлигова — Геннадия Зубкова. В 1990-е годы этот художник создал школу художественного объединения «Форма + цвет», основанную на педагогической системе «Невидимого института» Стерлигова. Посетителям музея покажут работы Зубкова из собрания Музея истории Санкт-Петербурга и частных коллекций. Зубков умер в 2021 году.
Фотографии времен Российской империи
Масштабный исторический проект в центре «Росфото» основан на материалах Всероссийской этнографической выставки 1867 года — ее провели в московском Манеже под влиянием Всемирной выставки 1862-го в Лондоне. Важнейшей частью той экспозиции стали снимки, сделанные в разных регионах Российской империи: от северо-западных губерний до астраханских степей.
В настоящее время более 900 снимков с выставки 1867 года хранятся в Российском этнографическом музее вместе с коллекцией московского фотографа Митрейтера, который снимал саму экспозицию в Манеже. Многие из этих снимков показывают в «Росфото»: выставка работает на втором этаже Дворового корпуса, ее посещение проходит по сеансам.
Ранний светский портрет в России
История светского портрета в России началась в XVII веке, когда иконопись утратила доминирующее положение, а в отечественном искусстве появился новый жанр — парсуна, парадный портрет знатных персон. В XVIII веке портрет стал одним из основных художественных жанров, а к началу 1800-х художники-портретисты появились практически в каждом городе. Благодаря этому даже провинциальные купцы и дворяне начали вести портретные хроники своих семей.
Истории российского светского портрета посвящена новая выставка «Манежа», организованная совместно с Угличским музеем, Третьяковской галереей и Рыбинским музеем-заповедником. Зрителям покажут именно провинциальные портреты: экспозиция первого этажа познакомит зрителей с жизнью купечества, на втором собрали портреты знати и духовенства.
Выставка о творчестве Алексея Балабанова
В 2022 году исполняется 25 лет культовому фильму Алексея Балабанова «Брат». К этой дате кинокомпания «СТВ» подготовила большую всероссийскую программу с кинопоказами и другими активностями, кульминацией которой станет выставка в «Севкабель Порту». Проект задумали как «путешествие» по художественной вселенной режиссера, говорит куратор экспозиции Татьяна Гетман.
Зрителям представят черновики сценариев Балабанова, артефакты со съемок его фильмов, эскизы, фотографии и видео — например, ученические короткометражки режиссера для Свердловской студии документального кино. Некоторые экспонаты посвящены нереализованным проектам режиссера, а последний раздел выставки расскажет о картине «Брат».
Что еще посмотреть по теме
Еще один кинематографический проект уже работает на студии «Ленфильм»: выставку посвятили одному из пионеров советского экспериментального кино Владимиру Кобрину. А вторая сентябрьская экспозиция в KGallery рассказывает о театральном и кинохудожнике Семене Манделе — зрителям продемонстрируют его эскизы к двум фильмам 1930-х годов и киноплакаты. В «Эрарте» 30 ноября откроют выставку с киноплакатами 1970–80-х годов, там можно будет увидеть афиши советских и иностранных фильмов, допущенных к прокату в СССР.
Скульптуры из коллекции Петра I
До конца XVII века в России не была распространена светская «круглая скульптура» — трехмерные объекты, обозримые со всех сторон. Мастера предпочитали рельефы, а большую часть скульптурных объектов создавали в культовых целях — для храмов и церквей.
Ситуация изменилась в царствование Петра I: царь собрал коллекцию скульптурной пластики больше чем из 250 произведений. Значительная часть скульптур сохранилась до наших дней — многие из них хранятся сегодня в Михайловском замке, некоторые оригиналы можно увидеть в Летнем саду.
В Арапском зале Зимнего дворца выставили 19 скульптурных произведений из собрания Эрмитажа и других музеев: парные статуи «Азия» и «Африка» работы Бартоломеуса Эггерса, скульптурную группу «Оплакивание» венецианского мастера Джованни Дзордзони, купленную Юрием Кологривовым в Риме статую «Пастух» — вероятно, первую античную работу, попавшую в Россию. Экспозицию дополняют листы из альбома графа Саввы Владиславича-Рагузинского, который помогал Петру I собирать скульптурную коллекцию.
Время: до 13 ноября (кроме понедельника)
Место: Зимний дворец
Билет: 500 рублей
Ссылка: hermitagemuseum.org
Что еще посмотреть по теме
Другие выставки, посвященные отечественной скульптуре, проводят Русский музей и Государственный музей городской скульптуры (ГМГС). В Михайловском замке выставили скульптуры и графику Наума Могилевского, ученика Александра Матвеева. Выставка в Новом зале ГМГС исследует ленинградскую школу монументального искусства: зрителям показывают скульптурные проекты памятников, реализованных и не установленных.
Изменится ли выставочный тренд в ближайшие годы
По мнению искусствоведки Насти Скворцовой, в тренде на «исторические» выставки есть свои плюсы: зрители смогут лучше узнать локальных художников. «Владимир Стерлигов, Геннадий Герасимович Зубков, Леонид Кобрин, Алексей Балабанов — это сильные авторы и важные имена для русской культуры, — комментирует выставочные планы городских площадок Настя. — Их нужно популяризировать, в том числе из-за того, что они в своем творчестве показывали некое противостояние системе».
При этом ситуация с международными выставками вряд ли изменится в ближайшее время, считают собеседницы «Бумаги».
— Вместо Кристиана Болтански мы будем смотреть на «ранний светский портрет в России», и я думаю, что в ближайшее время на уровне институций никаких изменений не будет. Возможность сотрудничества с иностранными художниками сохранится только для независимых пространств. Думаю, только там всё еще возможен обмен, передача от человека к человеку, минуя «аппараты». Вот так она и будет циркулировать, новая неофициальная кровь искусства.
По мнению Насти Скворцовой, в ближайшее время петербуржцы могут не ждать международных выставочных проектов, даже если речь пойдет о сотрудничестве с Китаем, Турцией или другими странами, сохраняющими нейтралитет. Зримое улучшение ситуации невозможно в течение минимум двух-трех лет, добавила она. «Допускаю, что в случае с локальным искусством мои коллеги из „Росфото“, „Ленфильма“ и других институций смогут представить интересных отечественных авторов, которых на самом деле очень много. Это единственный положительный момент», — прогнозирует Скворцова.
— Сейчас арт-институциям довольно сложно работать, если они не хотят обслуживать главенствующую государственную идеологию: если сделать оппозиционный проект, тебя могут просто закрыть. Хотя исключения все-таки есть: например, летом в московском Музее Сидура прошла выставка художницы Маяны Насыбулловой Everything Is Terrible. Мне кажется, там очень хорошо читалось отношение к происходящему. И сейчас возникает вопрос — насколько готовы художественные институции к тонким высказываниям, к эзопову языку, которым можно комментировать происходящие события. Рекомендую зрителям внимательно читать кураторские тексты к выставкам и другие сопроводительные материалы: возможно, даже сотрудники государственных институций захотят оставить нам какие-то послания.
Фото на обложке: ЦВЗ «Манеж»
Что еще почитать:
- Фестиваль документального кино Beat Weekend проведут в октябре на пяти петербургских площадках.
- Бум глэмпингов, повышение цен и купели вместо саун. Исследовательница локального туризма — о том, как изменился загородных отдых за последние годы.