В начале июня Октябрьский суд Петербурга приступил к рассмотрению дела Олега Соколова, обвиняемого в убийстве своей сожительницы Анастасии Ещенко. Историк еще в ноябре дал признательные показания, он уже восемь месяцев находится под арестом.
Психолого-психиатрическая экспертиза признала Соколова вменяемым. Адвокат потерпевшей стороны считает, что историк мог заранее готовиться к убийству, а после хотел сбежать во Францию. Защита Соколова несколько раз меняла свою позицию, предлагая разные версии произошедшего — от самообороны до убийства в состоянии аффекта. В июне у историка сменился адвокат — он не раскрывает стратегию защиты.
«Бумага» рассказывает, что известно о резонансном деле бывшего доцента СПбГУ Олега Соколова.
Историка Соколова обвиняют в убийстве и незаконном обороте оружия. По версии следствия, он убил Ещенко из-за ревности
Историка Олега Соколова обвиняют в убийстве (ч.1. ст. 105 УК РФ) и незаконном обороте оружия (ч. 1. ст. 222 УК РФ). Официальное обвинение ему предъявили 3 марта, 19 марта его утвердила Генпрокуратура.
В обвинительном заключении сказано, что экс-доцент СПбГУ совершил преступление «в ходе бытового конфликта на почве взаимной ревности». При этом Ещенко не нападала на Соколова, а значит, убийство не было самообороной. Из обвинения также исключили явку с повинной — историк написал ее уже после задержания.
По версии следствия, Соколов убил Ещенко из незаконно хранящегося в квартире обреза, четыре раза выстрелив девушке в голову. При этом следствие не установило особой жестокости и надругательства над телом жертвы, а также не утвердило обвинение в истязаниях других девушек. Смягчающим обстоятельством в деле сочли наличие у Соколова двух малолетних детей, отягчающим — использование оружия.
Адвокат Ещенко Александра Бакшеева сообщила «Бумаге», что будет настаивать на максимально строгом наказании для Соколова. По версии защиты потерпевших, историк готовился к убийству заранее. Адвокат предполагает, что приговор могут вынести в сентябре.
Соколов признает себя виновным в убийстве, но за время следствия его защита предложила десятки причин произошедшего — от состояния аффекта до полнолуния. Новый адвокат историка не раскрывает детали дела
Олег Соколов признался в убийстве на следующий день после задержания, а еще через два дня — дал признательные показания уже в суде. Он заявил, что совершил преступление на почве личного конфликта. По его словам, в вечер убийства Анастасия Ещенко начала «беситься при упоминании» двух его несовершеннолетних детей от предыдущего брака, а затем заявила, что уходит от него. Она покинула квартиру, но вернулась примерно через полчаса. Соколов заявил, что после этого Ещенко кидалась на него с ножом, а он схватил обрез и выстрелил в нее четыре раза.
Во время следствия сторона защиты выдвигала несколько версий случившегося. Первоначально их было две — самооборона и аффект. 19 ноября адвокат Соколова Александр Почуев заявил, что отрабатывает более десяти версий — «вплоть до мистических». В частности, он отметил, что первые проявления шизофрении происходят во время активной фазы луны, а в день преступления до полнолуния оставалось три дня.
В декабре новой версией защиты стало влияние на Соколова лекарств. Как рассказывал защитник Александр Почуев, историк постоянно принимал несколько препаратов, а накануне убийства выпил противовирусное. По мнению адвоката, сочетание медикаментов с алкоголем могло повлиять на возбудимость и Соколов «мог потерять контроль над собой».
Когда психолого-психиатрическая экспертиза признала Соколова вменяемым, защита потребовала повторной проверки. Почуев заявил, что не сомневается в том, что Соколов — вменяемый человек, но это не значит, что он был таковым в момент совершения преступления. Ходатайство защиты не удовлетворили.
Также защита попросила СК проверить информацию о подстрекательстве Соколова и Ещенко к конфликту и выяснить роль других соучастников.
В середине июня у Соколова сменился адвокат. Новый защитник Сергей Лукьянов не раскрывает детали дела и информацию о стратегии защиты.
Суд над Соколовым несколько раз переносили. Сначала из-за пандемии, после — из-за смены адвоката
Процесс над Олегом Соколовым начался 9 июня. Из-за пандемии коронавируса его перенесли из Октябрьского районного суда в городской суд Петербурга. Слушателей на заседания не допускают, но за судом можно следить с помощью интернет-трансляций.
Первое заседание не состоялось из-за того, что Соколов заявил о необходимости вступления в дело еще одного адвоката — Сергея Лукьянова. Но сначала защитник не стал заключать соглашение с Соколовым. Его действующий адвокат Александр Почуев заявил, что вступление в дело нового защитника стало для него неожиданностью.
15 июня заседание вновь не состоялось, так как историк отказался от адвокатов. На суде Соколов заявил, что Почуев из-за этого дела получает угрозы расправы, на что ранее жаловался и сам адвокат. После этого в дело вступил Сергей Лукьянов.
Из материалов дела утекло несколько вещественных доказательств. Видео ссоры Соколова и Ещенко попало в СМИ в тот день, когда историк отказался от своего первого адвоката
15 июня на ютьюбе появилась запись ссоры Олега Соколова и Анастасии Ещенко. Ее опубликовало издание «Мойка 78».
На видео девушка плачет, требует, чтобы историк ее отпустил, и говорит, что «больше его не любит». Соколов ее не пропускает, после чего либо бьет, либо толкает — на видео этот момент видно плохо, но Ещенко заявляет, что он ее ударил. Затем девушка выбивает телефон из рук Соколова и все-таки выходит из квартиры.
Видео записано за несколько часов до убийства. Как адвокат Ещенко Александра Бакшеева рассказала «Бумаге», допустить разглашение материалов дела могли только участники процесса, а ролик попал в СМИ в тот день, когда Соколов отказался от своего защитника Александра Почуева. Подобное совпадение не может не вызывать вопросы, подчеркивает Башкеева.
Сам Почуев говорил, что обладает только экранной копией видео и считает, что ролик был украден либо на этапе проведения экспертиз, либо в момент вскрытия пакетов с вещдоками в суде. Свою причастность к утечке он отрицает.
Защитница Александра Бакшеева считает, что Соколов специально снял это видео перед убийством для того, чтобы после подтвердить ссору с Ещенко, ее острую эмоциональную реакцию и тот факт, что это была их последняя встреча. По мнению адвоката, Соколов мог использовать ролик для доказательства своей невиновности, если бы его не задержали при попытке избавиться от тела.
Новый защитник Соколова Сергей Лукьянов в разговоре с «Бумагой» назвал появление видео в сети «недопустимым». По его словам, ролик из материалов дела представлен в неполном виде.
В интернет также попала запись допроса Соколова, сделанная после его ареста, и копия листа с экспертизой обреза ружья, из которого застрелили Ещенко. Их в середине июня опубликовало издание Baza.
Сейчас в суде слушают свидетелей обвинения. Уже выступили друг Соколова, который приходил к нему в гости на следующий день после убийства, и его коллега с кафедры
В суде идет допрос свидетелей со стороны обвинения. 8 июля суд выслушал показания доцента кафедры истории войн и военного искусства ВМА им. Кузнецова Олега Вербового, который гостил у Соколова вечером 8 ноября — когда, как считает следствие, в соседней комнате находилось тело Ещенко.
Вербовой рассказал, что историк выглядел во время встречи усталым. Больше ничего необычного он не заметил. Вербовой добавил, что знаком с Соколовым с 1990-х и испытывает к нему «только уважение».
На заседании 22 июня показания дал врач скорой помощи Игорь Квактун, который приехал на вызов вечером 9 ноября на набережную Мойки. В тот день Соколова вытащили из реки, а в его рюкзаке обнаружили отпиленные женские руки. В суде Квактун рассказал, что когда у Соколова начали забирать рюкзак, он заметил у того оружие, после чего позвал сотрудника полиции. Полицейский решил провести обыск и обнаружил руки убитой.
15 июля в суде выступил профессор кафедры нового и новейшего времени Анатолий Смолин. Он охарактеризовал Соколова как профессионала, а Ещенко — как талантливую студентку. Также Смолин заявил, что с коллегами-историкам Соколов всегда общался уважительно.
Кроме того, на прошедших заседаниях допросили сотрудника пожарной части, который вытаскивал Соколова из Мойки, сотрудника «Экостроя», нашедшего пакеты, в которые историк заворачивал останки Ещенко, и следователей, проводивших обыск в квартире Соколова после убийства.
На одном из заседаний суда представили переписку Соколова и Ещенко. В ней убитая общалась с ним резко, называла «вруном» и «предателем»
На заседании 6 июля исследовали СМС-переписку между Олегом Соколовым и Анастасией Ещенко. Сторона обвинения просила закрыть заседание, ссылаясь на разглашение личных данных, но суд отказал.
Переписку опубликовало издание Baza, насколько она полная — неизвестно. Из сообщений следует, что Ещенко ревновала Соколова, а также обвиняла его в том, что он не разговаривает с ней при жене. Также девушка оскорбляла историка и его детей и желала Соколову смерти, называя его вруном и предателем.
Защитница Ещенко Александра Бакшеева в разговоре с «Бумагой» отметила, что грубые выражения появились только после того, как девушка заподозрила Соколова в изменах. Это были ее первые отношения, и острая реакция на подобные действия со стороны мужчины вполне объяснима, считает Бакшеева.
Адвокат также не исключает, что Соколов мог удалить часть сообщений. Защитник историка Сергей Лукьянов, в свою очередь, сообщил «Бумаге», что в суде переписка была представлена полностью.
Адвокат Ещенко считает, что Соколов хотел уехать во Францию. По ее данным, он звонил в посольство в день убийства
На заседании 6 июля также озвучили несколько телефонных номеров, по которым Соколов звонил в день убийства. По словам адвоката Бакшеевой, один из звонков историк сделал в посольство Франции в Москве — вероятно, желая уехать из страны.
— Подсудимый является кавалером Ордена почетного легиона. Он осознавал и планировал дальнейшие действия. Он дважды утром с разницей в 30 минут звонил в посольство Франции. Мы считаем, что он планировал избежать преследования.
В связи с этим Александра Бакшеева заявила ходатайство об истребовании у посольства записи разговора или о вызове в суд сотрудника, разговаривавшего с Соколовым.
В ноябре 2019-го доцента СПбГУ Олега Соколова выловили из реки Мойки, а в его рюкзаке обнаружили женские руки
По версии следствия, Олег Соколов убил Анастасию Ещенко примерно в 3 часа ночи 8 ноября 2019 года. Труп девушки Соколов хранил до вечера, затем расчленил его с помощью пилы-ножовки, двух кухонных ножей и топора. После этого он начал частями выкидывать тело в реку Мойку рядом со своим домом.
В один из походов Соколов сам упал в реку — проезжавший мимо таксист вызвал спасателей и медиков, которые обнаружили в его рюкзаке женские руки.
Олег Соколов — известный историк, реконструктор, кавалер ордена Почетного легиона
63-летний Олег Соколов — кандидат исторических наук, доцент. В 35 лет он получил степень кандидата исторических наук, в 44 года начал преподавать в СПбГУ.
Соколова называют ведущим специалистом по наполеонике и военной истории Европы. Он опубликовал более 100 научных работ, в том числе 16 монографий, изданных в России, Франции, Испании, Чехии и Польше, а также читал лекции в Сорбонне. В 2003 году историк получил звание кавалера ордена Почетного легиона — высшей награды Франции, учрежденной еще при Наполеоне.
С именем Соколова связано несколько скандалов. В 2007 году соратники Соколова по Международной военно-исторической ассоциации написали на него заявление в прокуратуру. В жалобе говорилось, что историк спровоцировал драку между реконструкторами.
В 1982 году Соколова — тогда учившегося на четвертом курсе исторического факультета ЛГУ — признали виновным в нарушении правил безопасности, сопряженном с гибелью человека, и приговорили к условному сроку. Копию приговора публиковала «Фонтанка».
«Бумага» подробно рассказывала историю Олега Соколова.
Фото на обложке: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»