Петербурженку Аллу Ильину, сбежавшую из-под коронавирусного карантина, спустя 10 дней принудительно отправили в Боткинскую больницу. Этого потребовал Роспотребнадзор, который преследовал девушку в течение недели. Ильиной предстоит пробыть в карантине минимум до 19 февраля.
«Бумага» побывала на суде по делу о побеге из Боткина — и рассказывает, как петербурженку возвращали в больницу.
К 9 утра понедельника в Петроградском районном суде собралось около 50 человек. В маленький зал, где рассматривали дело о принудительном возвращении Аллы Ильиной в Боткинскую больницу, не поместилась и половина журналистов. Многие следили за процессом из коридора.
Несколько человек надели медицинские маски, опасаясь заразиться коронавирусом, одна из пришедших обмотала лицо шарфом. Но в тесном помещении было так душно, что все вскоре сняли маски.
В зале суда пахло как в поликлинике. Вскоре стало понятно, что причина — в ионизаторе воздуха. Его установили в помещении для дезинфекции. Правда, эффективность устройства в борьбе с коронавирусом вызывает сомнения — как и эффективность медицинских масок.
— Если есть место, где можно с наибольшей вероятностью заразиться инфекцией, то это Петроградский районный суд, — иронично заметила перед видеокамерой одна из корреспонденток.
Сотрудницы Роспотребнадзора тоже были без масок — несмотря на то, что ведомство в памятке по борьбе с инфекцией само рекомендовало носить их. Пять женщин в красных пиджаках во главе с главным санитарным врачом Петербурга Наталией Башкетовой сидели в метре от Ильиной. Именно этот факт адвокат девушки Виталий Черкасов использовал как один из ключевых аргументов защиты.
— Никто не верит, [что у нее коронавирус], — указал Черкасов в разговоре с «Бумагой». — Если бы кто-то верил в это, то пришел бы в маске. Представители Роспотребнадзора сидели в метре от нее — и не боялись. Вопрос об отсутствии масок суд отклонил.
Сидя напротив сотрудниц Роспотребнадзора, Ильина пересказала свою историю. В конце января ее вместе с другими российскими туристами эвакуировали из Китая. 4 февраля у Аллы заболело горло, и она вызвала скорую, испугавшись коронавируса. На следующий день к ней пришли сотрудники Роспотребнадзора и настояли на госпитализации. «Полежите один день — вам что, сложно?» — пересказала девушка их слова.
7 февраля Ильина узнала от лечащего врача, что первые анализы не показали следов коронавируса. Тем не менее в карантине ее оставили еще на две недели — по воспоминаниям девушки, ей толком не объяснили, почему это необходимо. Попытки связаться с руководством больницы тоже провалились. При этом главврач Боткинской больницы утверждает, что девушка подписала предписание Роспотребнадзора, в котором дала согласие на двухнедельный карантин.
В тот же день Ильина сбежала из карантинного бокса, взломав электронный замок. По словам девушки, в течение четырех дней ее никто не искал — до тех пор, пока она сама не рассказала о произошедшем в инстаграме. Как только история Ильиной попала в СМИ, Роспотребнадзор стал настаивать на принудительной госпитализации. Сотрудники ведомства пришли к ней домой, но девушка отказалась говорить без адвоката. Затем главный санитарный врач Петербурга Наталия Башкетова подала на пациентку в суд, чтобы вернуть ее в карантин.
Готовясь к суду, Ильина самостоятельно сдала анализы на коронавирус в Детском центре инфекционных болезней ФМБА — они также показали отрицательный результат. Роспотребнадзор же указал, что проверка могла установить лишь старые формы коронавируса. Врачи уверяют, что исключить наличие 2019-nCoV у Ильиной нельзя до тех пор, пока она не пройдет диагностику в Научном институте вирусологии «Вектор». По словам чиновников, других лабораторий, способных диагностировать новый вирус, в России нет.
Ильина продолжает настаивать, что абсолютно здорова: у нее нет ни жара, ни кашля, ни насморка. «Могу поприседать», — отшутилась она на вопросы о самочувствии.
Наталии Башкетовой заверения Ильиной на заседании не показались убедительными:
— Вы получили выписку из Боткинской больницы, подтверждающую, что вы здоровы?
— Нет, я вообще никаких документов в Боткинской больнице не получила, — ответила Ильина.
— У вас есть медицинское образование?
— Нет.
— Вопросов больше не имею.
После прений прокурора, главного санитарного врача и четырех представительниц Роспотребнадзора с одной стороны и Черкасова с Ильиной с другой суд удовлетворил иск санитарного ведомства. Заседание длилось три часа.
О том, что после недели споров с врачами ей всё же придется вернуться в карантин, Ильина узнала от журналистов — суд не стал дожидаться, пока она вернется в зал, который покинула на время перерыва. Девушка выглядела растерянной и отказалась общаться с прессой. В Боткина Ильину увезли прямо из суда: машина скорой дожидалась ее с самого начала заседания.
На суде Ильина заявила, что готова пройти все необходимые процедуры, но не в больнице Боткина, так как больше не доверяет ее врачам. Адвокат Виталий Черкасов подчеркивает, что девушку в первую очередь не устроило то, что ее держали в неведении о карантине: «По советской системе — пациент не должен ничего знать, это не его дело».
— Я все-таки здравомыслящий человек, — говорила сама Ильина. — И если бы мне кто-то сказал, что у меня действительно есть подозрения [на коронавирус], если бы врачи не говорили о том, что я здорова, если бы у меня не было готово три анализа, причем в разных заведениях, я бы сидела [на карантине].
Решение суда Ильина кратко прокомментировала в инстаграме: «Просто всем показали — чиновник всегда прав». Она также обратила внимание, что условия в боксе стали лучше — дали хлопковый халат, в палате есть телевизор и кожаный диван. «Только интернет тут полное г…», — добавила девушка.
Наталия Башкетова после заседания попросила петербуржцев «с пониманием отнестись к данной ситуации».
Помимо Ильиной из карантина в Боткинской больнице сбежали еще три человека. Двое вернулись самостоятельно. На третью пациентку — Анну Рыбакову — главный санитарный врач также подала в суд. Невский районный суд 17 февраля зарегистрировал иск.
Вечером 17 февраля стало известно, что Роспотребнадзор направил еще один иск на Ильину мировому судье Петроградского района. Ведомство считает, что она нарушила постановление руководителя петербургского Роспотребнадзора о госпитализации — это может грозить ей административным штрафом. Суд не принял документы и вернул их для устранения недостатков.