В Кронштадте до 1 сентября можно посмотреть работы Ивана Айвазовского «Кронштадтский рейд»: там представлены картины, связанные со становлением художника, а также малоизвестные произведения и рисунки. В экспозиции участвуют работы из фондов Русского музея, музея-заповедника «Петергоф», Центрального военно-морского музея, а также из частных коллекций — всего 35 экспонатов.
«Бумага» поговорила с куратором выставки Марией Гадас. Она рассказала, в какой технике любил работать художник, чем его работы похожи на блокбастер и какую роль Кронштадт сыграл в его жизни.
В 2019 году в Кронштадте проведут большую реконструкцию и создадут туристско-рекреационный центр с музеями, театром, океанариумом и дирижабледромом.
Мария Гадас
Куратор выставки «Кронштадтский рейд»
— Выставка получила название благодаря работе Айвазовского «Кронштадтский рейд», которая участвует [в экспозиции]. Он начинал свою карьеру в Кронштадте, поэтому место проведения тоже очень логично — это его первый контакт с реальной жизнью. Оттуда он впервые отправился в путешествие, в морской поход.
Кроме того, скоро начнется большая реконструкция [Кронштадта], и эта выставка связана с началом обновления городской среды. Айвазовский — одна из главных фигур, символизирующих это место: на набережной ему [установили] памятник, он был художником Главного морского штаба.
Зал детской художественной школы [имени Аникушина], в котором выставляют работы, сам по себе прекрасный — это историческое здание, в котором живопись очень хорошо «звучит». Мне кажется, что начало [проекта по реконструкции] очень помпезное, сложно будет после этого делать другие проекты, — но потенциал там огромный. Проект гигантский — осталось только дождаться реализации, чтобы оценить его.
Что касается выставки, мы старались выбрать то, что было связано с началом работы Айвазовского. У нас, конечно, было достаточно ограниченное пространство для такого художника, который вообще не умел мыслить маленькими размерами. Поэтому большой блок выставки связан с первыми годами его работы.
Вторая половина [экспозиции] — это произведения из частных собраний коллекционеров. Они достаточно разные, немного разбросаны в годах. Выставка — это всегда хороший шанс попросить коллекционеров показать то, что люди обычно не видят. Это замечательные, уникальные работы.
На выставке представлены в том числе и рисунки, например «Маневры черноморского флота»: Айвазовский путешествовал в свите императора по южному побережью России и был их свидетелем. Эти рисунки демонстрировались очень мало, а публиковались, насколько я помню, только единожды — на юбилейной выставке к двухсотлетию [со дня рождения].
Кроме того, у нас есть его замечательные графические работы из частного собрания в интересной технике папье-пелле: она заключается в том, что художник рисует на поверхности, покрытой слоем мела. Он не только наносит рисунок, но и процарапывает [изображение]. Айвазовский очень любил эту технику. Есть, например, рисунок «Пейзаж с охотниками» и есть несколько прекрасных рисунков с зарисовками старого Крыма — монастырей, фонтана в Феодосии. Они более мягкие по исполнению, выполнены в акварельной технике.
Айвазовский — мастер передачи ночного освещения, поэтому его ночные пейзажи очень интересны. У нас несколько таких вещей, среди которых две работы из частного собрания. На картине «После бури» изображен любимый художником шторм, это ночная сцена. Вторая замечательная работа — «Лунная ночь», тоже ночной морской пейзаж. Светотеневые эффекты характерны [для работ художника].
Конечно, Айвазовский завораживает людей, которые видят его в первый раз, тем, как он передавал воду. Это был невероятно техничный и трудоспособный художник, при этом он умел передавать острые состояния стихии. Люди любят блокбастеры по той же причине, почему любят и Айвазовского.