6 августа 2018
текст:
Почему в метро нет женщин-машинистов, откуда дует ветер и из-за чего нет пересадки между зеленой и фиолетовой линиями? Отвечает метрополитен

Что мешает метрополитену нанимать на работу женщин-машинистов, зачем станцию «Спортивная» сделали двухъярусной и почему закрыли станцию «Дачное» в 1977 году?

С февраля 2018 года телеграм-канал Петербургского метрополитена «Метро. Повседневности» ведет еженедельную рубрику «А почему?», в которой публикует ответы на популярные вопросы о работе подземки. «Бумага» собрала новые факты из этой рубрики. Первую часть можно прочитать здесь.

Почему нет пересадки между зеленой и фиолетовой линиями и появится ли она в будущем

В оригинальном проекте станции «Адмиралтейская», которую начинали строить еще в 1980-х годах, предполагался пересадочный узел, а в торце станции рабочие оставили специальный задел под переход на зеленую линию. Идею так и не реализовали.

Проект «Советский Ленинград» публиковал в своем телеграм-канале нереализованный план станции метро «Адмиралтейская» 1982 года. Предполагалось, что станция станет пересадочным узлом трех линий.

В метрополитене признают, что необходимость сделать переход в этом месте есть. Научно-исследовательский проектный институт «Ленметрогипротранс» предлагал возвести сдвоенную односводчатую станцию над тоннелями зеленой линии, однако эту идею трудно реализовать. Петербургскому метрополитену ранее не приходилось строить станции на действующих участках метро, при этом не перекрывая движение. Помешают и работы над другими станциями, которые запустят в ближайшие годы.

При этом в метро уточняют, что технологически сделать пересадочный узел между линиями реально, но произойти это может нескоро.

Почему таймер на платформе отсчитывает время с момента отправления предыдущего поезда, а не показывает время до прибытия следующего

В метрополитене объяснили, что таймер установлен для машинистов. Они ориентируются на него, чтобы поддерживать единый график движения поездов на линии. Сверяя время, машинисты прибавляют скорость или, наоборот, замедляют состав.

Представители метрополитена также рассказали, почему машинисты иногда останавливают поезда в тоннеле. Задержки могут происходить из-за пассажиров, которые в часы пик дольше выходят или заходят в вагон и удерживают двери от закрытия. В таких ситуациях машинист понимает, что отстанет от графика и передает информацию коллегам, чтобы они не нарушили дистанцию между составами и при необходимости сделали небольшую остановку или замедлили ход.

Почему в метро дует ветер

В метро есть вентиляционные шахты, которые при строительстве станций и тоннелей используют как транспортные участки, а при эксплуатации — как каналы воздухообмена. Это шахты подают воздух с поверхности в метро и удаляют углекислые, выхлопные и прочие газы.

За час вентиляционные установки перерабатывают несколько кубометров воздуха. В летний сезон в дневное время приток воздуха на станции снижается, а объем выброса увеличивается, так как помещения проветривают.

Кроме того, когда поезд едет в тоннеле, перед составом образуется избыточное давление воздуха, а позади него воздух разрежается. Из-за этого возникает напор, а поезд проветривает тоннель и выводит из него ветер, который и ощущают пассажиры на платформе.

Как машинисты наблюдают за происходящим на платформе

За тем, что происходит на платформе, машинисты наблюдают с помощью видеокамер. При этом они продолжают использовать зеркала заднего вида. В метрополитене пояснили, что зеркала дают дополнительный обзор, а также не зависят от технических факторов.

На закрытых станциях используется инфракрасный луч. Он определяет, свободен ли просвет между дверьми вагона. Если в поле попадает посторонний предмет или пассажир, в рельсовую цепь подается сигнал, запрещающий машинисту отправляться со станции.

Почему в метро нет женщин-машинистов

В метрополитене объяснили, что следуют требованиям постановления правительства РФ от 2000 года с перечнем тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. В перечень входит работа машинистом в метрополитене.

Авторы поста уточнили, что раньше женщины работали машинистами в петербургском метро. «В 1955 году, когда Ленинградский метрополитен только начинал перевозить пассажиров, была сформирована бригада из четырех женщин-машинистов, которая работала наравне с коллегами мужского пола», — рассказали в метрополитене.

Почему на «Спортивной» два яруса и поезда следуют друг над другом

Как рассказали в метрополитене, изначально двухэтажной станцию сделали с расчетом на то, чтобы в будущем объединить две пересадочные станции между Фрунзенско-Приморской и Кольцевой линиями. К открытию «Спортивной» в 1997 году даже были построены небольшие отрезки четырех тоннелей будущей Кольцевой линии: два в сторону «Петроградской» и два в сторону «Василеостровской».

На обоих этажах также собирались организовать кросс-платформенный переход, который сейчас действует в вестибюлях «Технологического института».

Для чего в метро нужны светофоры и что означают их сигналы

Сигнал светофоров в метро и на железнодорожных путях предназначен только для машиниста поезда. При этом помимо привычных красных, желтых и зеленых огней у светофоров в метро есть голубые и белые сигналы.

Значение сигнала зависит не только от цвета, но и от того, горят ли они поодиночке или все вместе, светят непрерывно или мигают. Например, если машинист во время движения видит светофор с двумя горящими желтыми огнями, при этом верхний мигает — это значит, что составу разрешено движение со скоростью не более 35 км/ч, сам поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, а следующий светофор открыт.

Некоторые светофоры запрещают или разрешают въезд на станцию или в перегон, какие-то отвечают за одобрение или запрет на совершение маневра. «Предупредительные» заранее сообщают машинисту о показаниях впереди расположенного светофора, светофоры ограждения отделяют металлоконструкции. На некоторых участках установлены светофоры, совмещающие разные задачи.

Почему закрыли построенную в 1960-х станцию метро «Дачное»

Станция «Дачное» работала в Ленинграде с 1966 по 1977 год. Ее делали временной и планировали в будущем закрыть.

Станцию организовали южнее конечного на тот момент «Автова», так как на юге города в большом количестве появлялось жилье, а с транспортным сообщением были проблемы. «Дачное» открыли на наземном участке уже действующих путей в направлении электродепо «Автово».

«Дачное» выглядело как железнодорожная платформа, но стало первой и единственной открытой наземной станцией в истории петербургского метро.

Закрыли станцию 5 октября 1977 года — в день, когда на юге города открылись «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов».

По итогам эксплуатации «Дачного» было решено, что из-за климата Петербургу не подходят открытые станции. С учетом этого наземные платформы станций «Девяткино», «Купчино», «Парнас» и «Рыбацкое» оснастили павильонами с крышей и защитными конструкциями.

Зачем на некоторых станциях по вечерам закрывают выходы

В метрополитене пояснили, что закрытие вторых выходов на станциях связано с уменьшением пассажиропотока по вечерам.

Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:

«После вечерних часов пик по будням большинство петербуржцев занимается уже домашними делами, и если возникает потребность куда-то отправиться, то преимущественно в пределах микрорайона. Станции метро заметно пустеют, и поэтому часть дверей или вестибюли вторых выходов закрывают. Тем не менее открытым остается количество дверей, соответствующее нормам и правилам эксплуатации».

Почему не на всех станциях есть пандусы и лестничные подъемники

До 2004 года приспособления для помощи маломобильным пассажирам в метро не были обязательными, рассказали в метрополитене. Поэтому на старых станциях этих конструкций нет.

На некоторых станциях установили спуски для перевозки колясок и тележек, но такая возможность есть не везде.

Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:

«В нашем метро есть так называемые пассажиронапряженные участки, где установка пандуса на лестницах может привести к уменьшению пропускной способности ниже допустимого уровня, а это дополнительный риск травмирования людей в часы пик».

С апреля 2017 года в метро работает Дистанция обеспечения мобильности пассажиров, сотрудники которой помогают маломобильным пассажирам. К дежурным могут обратиться за помощью люди с инвалидностью, пожилые люди, а также пассажиры с колясками.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.