Краевед и автор рассылки «Бумаги» о петербургских домах Алексей Шишкин рассказал об истории городских музеев, которые перепрофилировали, ликвидировали или разграбили. Пост опубликован на странице библиотеки имени В. В. Маяковского во «ВКонтакте».
Какие петербургские музеи уже не существуют и что в них показывали
Секция убранства жилья Музея города
Музей располагался на набережной Фонтанки, 46. Как пишет Шишкин, на первом его этаже были воссозданы интерьеры XVIII века, на втором — первой половины XIX-го, на третьем — второй половины XIX-го. По замыслу создателей, секция должна была показывать «картину изменения характера внутреннего убранства петербургского жилого дома от Петровской эпохи до наших дней». В 1928 году многие вещи из музея продали. В 1992 году здание передали библиотеке имени Маяковского.
Музей Малого Оперного театра
Музей на площади Искусств, 1 к настоящему времени полностью сменил экспозицию. Шишкин рассказывает, что в Михайловском театре функционировала выставка, практически полностью посвященная «вопросу создания советской оперы». Там рассматривали работы по созданию спектаклей на сюжеты романов Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», по мотивам книги Горького «Мать» и Фурманова «Мятеж». Посетить музей можно было в часы спектаклей.
Придворный конюшенный музей
На Конюшенной площади, 2 в дореволюционные годы существовал музей с экспозицией экипажей царской семьи. По словам Шишкина, там были экипажи с росписями художников Антуана Ватто и Франсуа Буше, а также небольшие сани, целиком изготовленные императором Петром I. В 1917 году музей был разграблен, уцелевшие экспонаты позднее распределили по разным коллекциям.
Истории еще трех музеев — музея градостроительства, художественно-промышленного музея имени Дмитрия Григоровича и торгового музея — можно прочитать в посте библиотеки имени Маяковского.
Ранее «Бумага» опубликовала интервью с хранительницами музеев Ленобласти — о любимых экспонатах, посетителях и сохранении памяти. Они рассказывают, как создают музейные коллекции из старых пуговиц и черепков посуды, зачем шьют тапочки на машинке XIX века и почему называют себя «общиной сестер сбережения».