26 мая 2021

Как работать в кайф, если ты артист балета? Премьер Мариинского Владимир Шкляров — о многочасовых репетициях, обязательном массаже и атмосфере праздника за кулисами

Владимир Шкляров — заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, в котором он работает с 2003 года. В его репертуаре главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Юноша и смерть» и десятке других. 

Работа Владимира — это многочасовые репетиции днем и спектакли вечером, гастроли и сольные выступления. Интенсивная физическая нагрузка требует качественного восстановления: Владимиру помогают массажи, время с семьей и походы в драматический театр.

В интервью «Бумаге» премьер Мариинского театра рассказывает, как он создает настроение у команды перед спектаклем, почему для него важна аналитическая работа и что помогает ему отдыхать.

Работа: премьер Мариинского театра

На этой работе: 11 лет

График: ненормированный

— Составить представление о моем графике можно, например, по сегодняшнему дню. Утром я отвез ребенка в садик, с 11 до 12 был традиционный урок в Мариинском театре. Потом сольная репетиция «Дочери фараона»: мы с хореографом Алексеем Ратманским разучивали новую вариацию моего героя Таора. После — два часа постановочных репетиций этого же балета с балериной Викторией Терёшкиной. Завтра к такому расписанию добавятся два — два с половиной часа репетиций ближайшего спектакля.

После примерно трех-четырех часов работы в первой половине дня у меня есть время что-то съесть. Вечером — массаж и встреча с моим педагогом. А затем я надеюсь, что успею прочитать сыну Алеше сказку и поцеловать его перед сном.

Как вы работаете и отдыхаете?

— Мое расписание зависит от репертуара театра и собственных гастролей. Например, в августе планируется первая после начала пандемии сольная поездка — на 16-й Международный балетный фестиваль в Японию. Мы будем танцевать в паре с примой-балериной Большого театра Ольгой Смирновой, нас ждет плотный график — на 15 дней гастролей приходится 11 выступлений.

Качественное расслабление для меня, если мы говорим про тело, — это прежде всего хороший массаж, не только классический, но и акупунктура, банки, мануальная терапия. Плюс капельницы и физиотерапия. Но всё важно правильно комбинировать, и тогда это позволяет в нужной степени расслабиться и затем в кратчайшие сроки привести тело в тонус.

С детства я люблю бывать на спортивных мероприятиях — мои папа и дедушка были болельщиками. Так что я редко пропускаю игры «Зенита» и «СКА». Это удовольствие для души: покричать, поболеть.

Еще я безумно люблю драматический театр. Мы с женой очень ценим МДТ, Льва Додина и его трактовки. В последний раз были под невероятным впечатлением от «Братьев Карамазовых» — я в очередной раз абсолютно по-другому посмотрел на героев романа.

Фото: Михаил Вильчук / Мариинский театр

Что в работе доставляет вам удовольствие?

— Я очень люблю работать с профессионалами. Мне также очень важно находить новые детали, даже в «Лебедином озере», которое я станцевал уже около ста раз.

Но вообще, мне просто очень интересно то, что я делаю: постановки, репетиции, костюмы, постоянный поиск сегодняшнего настроения своего героя. Иногда спрашивают: ну что, как сегодня будет? А я не могу ответить. Я зависимый артист, могу быть готов на 200 %, но на ногу наступили, вяленько сыграли — всякое случается. А бывает, что не успел отдохнуть перед спектаклем, дождь за окном, сидишь и заставляешь себя докрасить бровь для роли, но начинается музыка, делаешь шаг на сцену — и вообще не чувствуешь усталости, еще два таких спектакля станцевал бы.

Отдаваться работе и не терять интерес помогает только собственное отношение к своему делу. А если напротив тебя на сцене еще и по-настоящему влюбленные глаза партнерши, ты вообще способен на то, что и представить себе не мог. Такой контакт и дает нам невероятный импульс и силу.

Как вы находите баланс работы и жизни?

— У нас всегда хорошая физическая нагрузка, а вот восстановления катастрофически не хватает. И хотя на словах я знаю, как правильно снять нагрузку, в реальности паузы случаются, когда я понимаю, что уже не могу наклониться, чтобы завязать шнурки, или у меня травма.

Подготовка спектаклей — это творческий процесс, он захватывает. Порой настолько, что не обращаешь внимания на часы. И еще я из таких артистов, которые любят доводить всё до совершенства и уделять много внимания, казалось бы, незначительным деталям. Из всего этого у зрителя и создается впечатление легкости, ощущение, что и они могли бы так станцевать.

Моя главная отдушина — это, конечно, семья: жена и ребенок. Каким бы уставшим я ни был, вечером мы обязательно проводим время с сыном, можем выйти на площадку поиграть в футбол. Работа работой, а дома нужно получать удовольствие совершенно от другого.

Очень важно, чтобы были вещи, на которых можно расти, и люди, у которых можно учиться. Слушать умных, начитанных, интеллигентных людей — это для меня всегда глоток свежего воздуха. Например, всегда очень приятно смотреть интервью Владимира Владимировича Познера.

Я также убежден, что важно оставаться современным человеком. Что бы ни говорили, но по балетным меркам я уже почти пенсионер — мне 36 лет, и есть много молодых и амбициозных артистов, которые дают мне стимул заниматься еще больше.

Фото: Михаил Вильчук / Мариинский театр

Три совета

  1. Самому создавать настроение. В дни спектаклей я стараюсь создать у людей, с которыми работаю — гримеров, костюмеров, массажистов, — настроение праздника, чувство, что сегодня у нас особенное событие. Мы шутим, экспериментируем с образом моего героя.
  2. Оставлять работу на работе. Дома я прежде всего папа и муж, стараюсь все нерешенные вопросы оставлять в театре. Дом — это, наверное, единственный детокс, который мне доступен и который я стараюсь соблюдать.
  3. Наполнять досуг аналитической работой. Важно, чтобы голова работала. Для меня самое творческое проведение вечера — это когда мы с женой смотрим спектакль и потом его обсуждаем. Очень важно формировать свое собственное впечатление. Как мы говорим: ты скажи мне свое мнение, а не слушай, что скажу тебе я.

Что дальше?

— В ближайших профессиональных планах — фестиваль «Звезды белых ночей», который мы с Викторией Терёшкиной открываем 27 мая. Затем будет поездка на Grand Gala, после которого я останусь в Японии, чтобы принять участие в жюри балетного конкурса.

К концу лета мы с фотографом Александром Гуляевым надеемся выпустить наш второй альбом. Он называется «Пятнадцать жизней» и посвящен пятнадцати героям спектаклей, которые я станцевал на разных сценах мира за последние четыре года. Изюминкой издания станут отзывы директоров компаний, с которыми я танцевал, балерин, хореографов, моих близких.

К следующему сезону в Мариинском мы готовим «Дочь фараона» Алексея Ратманского. Репетиции идут уже сейчас — и довольно активно: Алексей не дает расслабиться, поэтому мы всё репетируем в полную ногу, никто не халтурит. Думаю, будет очень интересно.

В будущем также хочется нового опыта: попробовать поработать с текстом, возможно, в драматическим театре, а также найти новую нишу в перформативном искусстве.

Есть и планы учиться, получить второе высшее образование в области организации и управления, но на данный момент это нереально — профессия занимает слишком много времени. Думаю, это будет, но чуть позже.


В этой рубрике мы рассказываем о петербуржцах, увлеченных своей работой. Наши герои делятся находками, которые помогают им качественно отдыхать и не терять интерес к тому, чем они занимаются.

В других материалах читайте, как работают и отдыхают преподавательница французского, разработчик, гендиректор кафе и владелица PR-агентства.

И обязательно подписывайтесь на нашу рассылку «Когда работа в кайф». В ней мы вместе с предпринимателями и специалистами из разных сфер рассказываем, как решать рабочие проблемы, которые не дают жить.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Работа
Как работать в кайф, если ты дата-сайентистка? Инженерка медицинского стартапа — о правилах жизни удаленщиков, компьютерных играх и работе по минимуму
Больше трети петербургских компаний следят за сотрудниками. Та же картина наблюдается и в других северо-западных регионах
Как работать в кайф в социальной сфере? Директор «Детей Петербурга» — о пользе разговоров про чувства, списках дел и хейте в соцсетях
Как работать в кайф, если ты реаниматолог? Сотрудник Покровской больницы — о дежурствах в «красной зоне», хорошем сне и походах
Ритуал для работы в кайф: «Я выделяю время на ничегонеделание и стараюсь чаще вести себя непривычным образом»
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
Экономический кризис — 2022
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Петербуржцы ищут в соцсетях сотрудников IKEA — чтобы купить мебель и другие товары на закрытой распродаже
Сравнивают себя с Рейхсбанком и спасают россиян. Что мы узнали из текста «Медузы» о работе Центробанка в военное время
Давление на свободу слова
«Мой мозг не понимает много вещей, которые пропагандирует Запад». Как на ПМЮФ обсуждали ЛГБТ, аборты, семейные ценности и «внешнее влияние»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
В Минюсте объяснили, кого признают «иноагентами». Тех, кто просит изменить законы и противоречит госполитике
💚 Мы запускаем мерч «Свобода мне к лицу». Встречайте: худи, футболки, косметика, свечи и торты
«Бумага» улучшила свой VPN: можно заходить на российские госсервисы из-за границы 💚
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.