Как проект Waterfront исследует пространства у воды. Активисты проводят лекции о Пряжке, борются с борщевиком на Охте и устраивают пленэры у Галерной гавани

C 2017 года в Петербурге работает проект Waterfront, который изучает городские набережные. Его участники организуют лекции по урбанистике, привлекают местных жителей к преображению пространств у воды и сравнивают российский опыт со скандинавским.

Летом 2019 года активисты провели экскурсии по Галерной Гавани и Пряжке, установили кадки с растениями на пляже на Юго-Западе и создали «Музей борщевика», поставив на набережной Охты вышку, с которой видны недоступные из-за ядовитого растения территории.

Продюсер проекта Waterfront Альбина Мотор рассказывает, почему местные жители перестают воспринимать Петербург как романтичный город на воде, какие ошибки допускают в проектировании набережных и чем российские пространства у рек отличаются от европейских.

— В 2016 году Институт исследования стрит-арта совместно с Датским институтом культуры решил подать заявку на грант от Совета министров Северных стран, который поддерживает проекты, связанные с городскими пространствами, сообществами и экологией.

Изначально мы думали о двух темах, которые можем предложить для изучения. Одна из них — проблема пустующих зданий, вторая — набережные как общественные пространства. Первая проблема — сугубо специфическая для России и в контексте культурного обмена с нашими северными соседями была бы не так актуальна, а вот проблема развития набережных нас объединяет. Сейчас в Северных странах и в Петербурге идет редевелопмент некогда промышленных территорий, которые размещались у воды по экономическим причинам.

Образ Петербурга — это образ города на воде, и нам было интересно исследовать, каким образом здесь развиваются набережные. Лично мне хотелось узнать, как у людей меняется восприятие города. Например, когда я приезжала в Петербург как туристка, то всегда присутствовал образ романтического города на воде, Северной Венеции. Но когда я стала здесь работать, то поняла, что для постоянно живущих в городе людей флера романтики нет. В городе мало выходов к воде.

В заявке [на грант] мы указали, что хотим сравнить Петербург с соразмерными по масштабу городами-соседями, например с Хельсинки, Копенгагеном, Стокгольмом и Осло, чтобы обмениваться опытом. Совет министров нас поддержал.

Первый этап проходил в феврале 2017 года. Мы пригласили 13 петербургских художников и одного автора из Копенгагена, которые несколько месяцев исследовали тему «Человек, вода, город». Они ставили вопросы: какова культура использования набережных в городе, как люди относятся к воде, какие у нас есть проблемы, связанные с водой. Результатом этой работы стала большая выставка с арт-объектами в «Севкабеле», а также двухдневная конференция, на которую мы пригласили экспертов из соседних стран.

[После выставки] мы решили продолжить исследование и узнать, как выстроить диалог между властью, профессиональным сообществом архитекторов и урбанистов, бизнесом и горожанами.

Совместно с экспертами мы выбрали несколько участков набережных для работы: у реки Пряжки, на Охте, на пляже на Юго-Западе и в Галерной Гавани. Должны были быть разные по своей истории и удаленности от центра места. Пряжка — исторический центр, Охта — застройка 70–80-х и немного новостроек, Юго-Запад — намыв, совсем новые дома и другие жители. Территории должны были быть сопоставимыми по масштабу и чтобы у города не было заявленных планов на строительство в этих местах. Мы провели открытый конкурс и выбрали 40 человек, которые бы исследовали эти набережные (в команды вошли победители конкурса, которые писали мотивационное письмо — прим. «Бумаги»).

С декабря 2018 года по май 2019-го мы изучали пространство всеми доступными методами: по открытым источникам, выходили в поле — причем и зимой, и весной. Как правило, когда мы смотрим на картинки с решениями архитекторов по набережным, на них всегда изображено лето. А в Петербурге по семь месяцев холодно. Возможно, летние картинки хорошо продаются, но мы большую часть времени живем в других климатических условиях, и это нужно учитывать.

Многие наши предложения — событийные, чтобы люди больше узнавали о месте, в котором живут, включались в работу над его преображением. При этом важно учитывать мнение горожан, у каждой набережной всё индивидуально. Например, команды Галерной Гавани и Пряжки пришли к выводу, что местные жители почти не хотят ничего менять, и это тоже важный результат. Результаты наших исследований сейчас представлены на выставке в «Севкабеле», которая продлится до 31 октября.


  • Команда, работающая над развитием набережной Охты, проводила эксперимент, чтобы узнать, как эффективнее бороться с борщевиком. Они наносили на основание срезанного стебля уксус или агрокиллер.

    Участники Waterfront также создали на набережной «Музей борщевика». Они установили вышку, с которой видны недоступные из-за ядовитого растения территории, а также провели лекцию о борьбе с борщевиком.
  • Команда Галерной Гавани установила на набережной контейнер для сбора пластика. Его как материал для арт-объектов будет использовать местная эко-мастерская Nutschool.

    Активисты также проводили лекции об истории района, пленэры и экскурсии-прогулки.
  • Команда Пряжки организовала музыкальный перформанс «Венера рядом», концепция которого строится вокруг постоянного изменения скульптуры в одном из дворов Коломны, а также провела совместный субботник и несколько экскурсий по району.
  • Участники Waterfront, которые работали над развитием участка пляжа на Юго-Западе, установили кадки с растениями, совмещенные с велопарковкой, в качестве ограждения над обрывом Финского залива.

    Активисты также разработали собственный логотип набережной, на котором изображена чайка.

В январе 2020 года мы продолжим работу над проектом. К нам присоединилась команда из Роттердама, которая очень деликатно работает с пространством: не копируя удачные решения, а индивидуально.

В скандинавских странах качество среды с человеческой точки зрения выше, чем в России. Но там сталкивались с теми же проблемами, что и мы, и каким-то образом их решали. Можно посмотреть, какие ошибки были допущены и сделать выводы.

Например, в Копенгагене местный урбанист и чиновник рассказал мне, что 20 лет назад они застроили набережную на тот момент современной архитектурой, но перекрыли ее как общественное пространство. Сейчас это исправили, построив мост над водой, предназначенный для пешеходов и велосипедистов.

В Финляндии, как и в Норвегии, рассказывают о развитии индустриальных пространств и создают на морском фасаде места общественно-культурного значения: оперу, театр или общественную сауну, а не огороженные заборами элитные дома. Мне кажется, это то, чему можно поучиться.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.