Говорят, Василеостровский и Долгоозерный рынки — это фуд-холлы. Что это значит?

В июне в Петербурге открылся после реконструкции Василеостровский рынок — городской фуд-холл, аналог московских Даниловского и Центрального рынков. Ранее в городе появился Долгоозерный рынок.

Но что значит слово фуд-холл, чем такое пространство отличается от ресторанного дворика в торговом центре и будут ли такие места появляться в Петербурге в будущем? «Бумага» поговорила об этом с Артемом Балаевым, партнером компании «Агора. Гастроурбанистика».

Артем Балаев

Партнер компании «Агора. Гастроурбанистика»

Что такое фуд-холл

— Фуд-холлы — это современные рынки. Они отличаются от фуд-кортов тем, что у последних больше ресторанов категории «фастфуд». А на фуд-холле расположены заведения, где сведена к минимуму предварительная готовка блюда. То есть его делают непосредственно после заказа клиента.

В том или ином виде современные рынки появились в 70-х годах XX века в Америке. Этому предшествовало развитие супермаркетов. Тогда рынки стали местом встречи потребителя с качественным продуктом, и следующим логичным шагом было появление точек питания прямо на рынке. Всё это привело к тому, что появились рынок Бокерия в Барселоне, Тайм-Аут в Лиссабоне и Маркет Холл в Роттердаме.

Тайм-Аут в Лиссабоне

Эта большая мировая тенденция несколько лет назад пришла в Москву — появился Даниловский рынок. Он входит в число самых известных московских фуд-холлов вместе с Усачевским рынком. Кроме того, в Москве недавно появился Центральный рынок, а также «Депо» Алексея Васильчука. Пара небольших фуд-холлов, насколько я знаю, есть в Краснодаре и Екатеринбурге. А в Петербурге открылся Василеостровский рынок.

Почему фуд-холлы популярны

— Фуд-холлы популярны не только в России, но и во всем мире. Сейчас экономический кризис, люди ищут возможности есть дешевле и оставлять меньше чаевых, но делать это корректно. В этом смысле фуд-холлы — прекрасное решение.

С другой стороны, диджитализация приводит к тому, что люди более осознанно и более заинтересованно относятся к вещам, которые не могут уйти в диджитал. Какие-то вещи сейчас становятся популярнее, потому что диджитал не может дать те же эмоции, что еда и спорт.

Долгоозерный рынок

Еще одна причина популярности фуд-холлов — мировой туризм. Люди много путешествуют, и фуд-холл — это прекрасная возможность за один раз совершить гастрономическое путешествие в разные страны.

В фуд-холлах представлена еда сегмента «фаст-кэжуал». Кроме фуд-холлов в этот сегмент входят столовые c качественными продуктами вроде «Братьев Караваевых» в Москве и бургерные. Люди, которые до этого питались в ресторанах, сейчас начали есть в заведениях «фаст-кэжуал». Люди ищут, как питаться дешевле, чем в ресторане, но при этом не готовы к фастфуду, потому что заботятся о своем здоровье и имидже.

Кроме того, фаст-кэжуал дороже, чем фастфуд на фуд-кортах, но по формату они похожи. А значит, на рынки удастся заманить некоторое количество людей, которые питались фастфудом. Это все-таки модный формат, поэтому можно выложить фото из фуд-холла, и твои друзья подумают, что ты ведешь социально активный образ жизни. За счет этого есть вероятность, что десятая или двадцатая часть посетителей фуд-кортов начнет питаться в категории фаст-кэжуал.

Что ждет фуд-холлы в Петербурге

— Василеостровский рынок, насколько я знаю, — единственный частный рынок в городе. Поэтому он сейчас мобильный и оперативный в принятии решении, и, думаю, так будет и в дальнейшем. Из минусов, наверное, можно отметить, что люди очень не любят добираться из центра на Васильевский остров: утром и вечером на мостах всегда пробки. Но теперь есть ЗСД, и стало немножко проще. Скорее всего, рынок будет работать на горожан в выходные дни, а в будни — на жителей Васильевского острова.

Василеостровский рынок в Петербурге. Фото: Елизавета Ивантей / «Бумага»

Еще мне кажется, на Василеостровском рынке зря сделали все киоски с заведениями одинаковыми. Возникает ощущение, что ты на фестивале «О, да! Еда», где всё под одну гребенку. Но там это можно понять: это огромный фестиваль на два дня, было бы сложно делать уникальными каждое место продаж. Но вот на рынке это было бы неплохо: каждый киоск раскрывает себя не только через еду, но и через декор.

Как я слышал, в «Сити Молле» [на Пионерской] тоже откроется фуд-холл, но там будут представлены рестораны фастфуда вроде «Макдоналдс», а также рестораны фаст-кэжуал — например, бургерная «Бюро». Кроме того, я слышал, что Алексей Васильчук задумался о том, чтобы открыть «Депо» в «Варшавском экспрессе». Еще один фуд-холл может появиться в мастерских «ВагонМаша» неподалеку от метро «Московские ворота».

Я думаю, первые четыре-пять фуд-холлов в Петербурге будут успешными, но со временем их прекратят активно обсуждать. То есть люди сейчас не говорят про открытие продуктовых магазинов шаговой доступности. Они есть, все в них ходят. А фуд-холлы обсуждают, потому что есть новизна и медийный интерес, навязанный нам Москвой. В какой-то — думаю, через три-четыре года — момент ситуация стабилизируется, и это будет просто один из вариантов, где можно поесть.


Как выглядит Долгоозерный рынок в Петербурге, смотрите в этом материале «Бумаги». Подробнее о том, как открывали Василеостровский рынок, читайте здесь, а по этой ссылке — наш гид по рынку. А вот видео с Василеостровского рынка — о том, как там всё устроено.

Видео: Елизавета Ивантей / «Бумага»


Чтобы каждую неделю получать письмо с событиями ближайших выходных, подписывайтесь на рассылку «Бумаги»

Обновлено: Фуд-холл в «Сити Молле» открылся.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.