Во время пандемии коронавируса, 1 июля, в России пройдет всенародное голосование о поправках в Конституцию. Главный закон страны изменят, если предложение поддержат больше половины избирателей. Вариант принять лишь часть поправок не предусмотрен.
Помимо «обнуления» сроков Владимира Путина, благодаря которому он сможет избираться на пост президента в 2024 и 2030 годах, поправки вводят понятие брака как союза мужчины и женщины и определение русского народа как государствообразующего, расширяют полномочия главы государства и снижают роль местного самоуправления. Политологи и юристы считают, что это повлечет за собой масштабные изменения законодательства.
«Бумага» рассказывает, что нужно знать о поправках в Конституцию.
Поправки «обнулят» сроки президентства Владимира Путина. Он сможет править до 2036 года
Поправки в Конституцию вводят ограничение на количество сроков избрания президента России. Раньше глава государства не мог занимать этот пост два раза подряд — теперь не сможет оставаться в целом более двух сроков.
При этом принятие поправок «обнулит» сроки президентства Владимира Путина — он получит возможность быть избранным на этот пост в 2024 и 2030 годах. Если это случится, под конец последнего президентского срока, в 2036 году, ему будет 83 года.
По мнению политолога Владимира Гельмана, обнуление было главной задачей внесения поправок в Конституцию. Однако и без них президент мог бы найти способ остаться у власти, считает Гельман. В частности, Путин мог возглавить Госсовет или Совет безопасности.
Главный редактор экспертно-аналитического центра Carnegie.ru Александр Баунов в ходе своего исследования пришел к выводу, что важным фактором в решении об «обнулении» сроков стал страх Путина перед новой перестройкой, в ходе которой Россия может потерять свое геополитическое положение.
Полномочия президента России расширятся. Он сможет отстранять конституционных судей и блокировать вступление в силу федеральных законов
Президент сможет назначать председателя правительства, если кандидатура утверждена Госдумой по его же представлению, а также зампредседателей, федеральных министров и судей федеральных судов. Глава государства сможет самостоятельно увольнять их, а с согласия Совета Федерации — отстранять судей Конституционного и Верховного судов и других важнейших инстанций.
Президент будет решать, какие органы власти подчиняются ему, а какие — премьеру, в некоторых случаях необходимо согласовать назначения с другими ведомствами. Как пишут «Ведомости», из-за этого глава государства потеряет возможность без обсуждения с кем-либо назначать руководителей силовых ведомств — нужно будет консультироваться с Советом Федерации. Но фактически, отмечают «Ведомости», это почти ничего не изменит, так как члены СФ будут не утверждать, а всего лишь обсуждать кандидатуры силовиков.
Теперь президент также будет «осуществлять общее руководство» правительством России и утверждать по предложению министров структуру федеральных органов исполнительной власти. Считается, что это формально закрепит сложившуюся систему правления Путина: он и так мог даже председательствовать на заседаниях правительства.
Президент сможет обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности предлагаемого закона (до вступления его в силу) даже после принятия его Госдумой и одобрения Советом Федерации. Как пишут «Ведомости», это позволит президенту заблокировать вступление в силу любого федерального закона даже в том случае, если Федеральное собрание преодолело вето.
Подробный разбор изменения полномочий президента после принятия поправок в Конституцию можно прочитать на «Медузе». Об изменениях полномочий председателя правительства, Совета Федерации, Госдумы, Конституционного суда и прокуратуры писали «Ведомости».
Роль Госсовета усилится, но его значение до сих пор не до конца понятно
В поправках к Конституции упоминается созданная еще в 2000-х консультационная структура при президенте — Госсовет. Теперь ее статус будет закреплен в Конституции.
Согласно поправкам, Госсовет формируется президентом, чтобы определять основные направления внутренней и внешней политики России и приоритетные направления социально-экономического развития государства. При этом больше о новом статусе Госсовета ничего не известно — «Новая газета» пишет, что его значение до сих пор не до конца понятно.
По мнению профессора кафедры конституционного права и местного самоуправления ВШЭ Елены Лукьяновой, Госсовет превращается «в еще один президентский орган», в который, вероятно, помимо президента и премьера, войдут руководители палат Федерального собрания и ключевые силовики, образуя «старшее правительство».
«Русская служба Би-Би-Си» разбиралась, зачем власти понадобился Госсовет.
Чиновникам запретят иметь гражданство других стран и вложения в иностранных банках
Депутатам, сенаторам, губернаторам, министрам и судьям запретят иметь гражданство иностранного государства или вид на жительство. Высшим должностным лицом и руководителем федерального органа сможет стать только тот, кто постоянно проживает на территории России. Чиновникам также запрещается открывать и иметь счета и вклады в иностранных банках.
Президент обязан жить в России в течение 25 лет (а не десяти, как раньше). Он не должен в прошлом иметь гражданства иностранного государства, только если это государство не вошло в состав России. Президенту также запрещается хранить деньги и ценности в иностранных банках.
Политик Лев Шлосберг говорит, что эта поправка ограничит возможность избрания на руководящие должности людей, которые «в силу жизненных обстоятельств не только имели гражданство иностранного государства или вид на жительство, но жили, учились, работали за границей». По его мнению, это еще больше повлияет на закрытие страны от внешнего мира. В партии «Яблоко» считают, что поправка откроет возможности для дискредитации оппозиционеров.
Опрошенные «Российской газетой» политологи заявляют, что подобный запрет может отразиться на эффективности управления государством, так как у чиновников не будет «запасного аэродрома».
Поправки снизят роль местного самоуправления. Оно может потерять независимость
После принятия поправок органы государственной власти получат право участвовать в формировании местного самоуправления, то есть органов муниципального образования, их глав, местной администрации и так далее. Теперь местное самоуправление входит в «единую систему публичной власти» (что это, пока не объясняется). Координировать их общую работу будет президент.
«Ведомости» отмечают, что таким образом органы местного самоуправления потеряют независимость от системы государственной власти и в первую очередь — от губернаторов. Профессор кафедры конституционного права и местного самоуправления ВШЭ Елена Лукьянова также считает, что поправки фактически отменяют независимость муниципальной власти. По ее словам, такая ситуация уже существовала во многих регионах, но закрепление ее на конституционном уровне не позволит препятствовать этой практике в суде.
Политолог Екатерина Шульман делала подробный разбор того, как поправки повлияют на местное самоуправление.
В России смогут блокировать решения международных судов. Поправки запрещают призывы к отчуждению территории
Конституционный суд должен будет проверять решения международных судов и выяснять, не являются ли они «противоречащими Конституции» или «основам публичного правопорядка Российской Федерации». Если КС выявит противоречие, то сможет заблокировать такие решения. При этом формально приоритет международного права над российским сохраняется: он закреплен в пункте 4 статьи 15 первой главы Конституции, которую нельзя менять.
Из-за поправки решения международных судов станут необязательными к исполнению, считает президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Например, можно будет заблокировать решение ЕСПЧ. Главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов делает вывод, что принятие такой поправки демонстрирует определенный вектор развития политики России на международной арене. Разбор поправки делал «Коммерсантъ».
К тому же теперь в Конституции будет прописан запрет на «действия, направленные на отчуждение территории», и призывы к ним. Этот запрет уже есть в Уголовном кодексе (ст. 280.1). КС счел, что эта поправка носит неполитический характер и не может толковаться как устанавливающая государственную идеологию.
В Конституции закрепляется определение брака как союза мужчины и женщины. Это повлияет на юридический статус гомосексуальных пар
Поправки дополняют первый пункт 72-й статьи Конституции о том, что находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. В частности, там наравне с защитой семьи, материнства, отцовства и детства появится пункт «защита института брака как союза мужчины и женщины».
Подобные изменения повлияют на юридический статус гомосексуальных пар, говорил «Бумаге» бывший замначальника управления конституционных основ частного права Конституционного суда России Антон Ильин.
— Если раньше Конституционный суд с трудом выводил обоснованность запрета среди несовершеннолетних «[пропаганды] нетрадиционных сексуальных отношений», то теперь [вопрос о том], могут ли признаваться гомосексуальные отношения семьей, в нашем конституционном праве будет уже однозначно решен.
При этом фактически подобное предложение уже закреплено в законодательстве. Согласно статье 12 Семейного кодекса, для заключения брака в России «необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак». Как пишет Znak, после принятия поправок станет сложнее отменить эти нормы в ближайшей перспективе.
По мнению политолога Константина Калачева, поправки отражают ценности президента Владимира Путина и носят не столько юридический, сколько идеологический характер. «[Путин] считает необходимым закрепить статус брака как союза мужчины и женщины и пресечь покушения на историческую правду — как он ее видит», — считает Калачев.
В Конституции появятся и другие «идеологические» статьи. Русский народ — государствообразующий, Россия — правопреемница СССР
Русский народ в Конституции объявят государствообразующим. А детей — важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство обязуется поддерживать научно-технологическое развитие страны, функционирование «социальной защиты инвалидов», а также гражданское общество, в том числе НКО. Также оно должно создавать условия для воспитания экологической культуры и проводить единую политику в области охраны окружающей среды.
В главе о федеративном устройстве страны пропишут определение Российской Федерации как «правопреемника (правопродолжателя) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах…»
Появится также упоминание Бога и защитников Отечества: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, <…> признает исторически сложившееся государственное единство. <…> Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды».
Кроме того, в Конституции будет закреплена обязательная индексация социальных пособий и других социальных выплат, в том числе пенсий. Согласно поправкам, минимальная зарплата не должна быть ниже прожиточного минимума.
Часть поправок носят социальный характер, часть — идеологический, считают политологи. По мнению некоторых политиков, изменения призваны повысить явку на выборы. Znak пишет, что многие поправки уже закреплены в законодательстве, при этом их упоминание в Конституции противоречит некоторым ее положениям, принятым ранее: например, в преамбуле написано «мы, многонациональный народ Российской Федерации», а в новой статье говорится о «многонациональном союзе равноправных народов».
Социолог «Левада-Центра» Денис Волков делал для «РБК» подробный разбор того, зачем в Конституцию решили внести идеологические поправки. Юрист Илья Шаблинский считает, что поправка о «защите исторической правды» может стать инструментом цензуры и государственной идеологии.