С февраля телеграм-канал Петербургского метрополитена «Метро. Повседневности» ведет еженедельную рубрику «А почему?», в которой публикует ответы на популярные вопросы о работе подземки.
Зачем из метро по всему миру убрали мусорные урны, почему поручень и ступеньки эскалатора движутся с разной скоростью и что вынуждает машинистов высаживать всех пассажиров до конечной станции? «Бумага» собрала все ответы Петербургского метрополитена из рубрики «А почему?».
Почему в метро нет туалетов и мусорных урн
Разместить туалеты в нижних вестибюлях метро «очень сложно с технической точки зрения», еще сложнее с финансовой, говорят в метрополитене. Кроме того, в санитарно-эпидемиологических правилах есть требования к минимальному расстоянию между общественным туалетом и зоной массового прохода людей. Из-за этих норм на большинстве станций петербургского метро невозможно разместить туалеты.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«Увы, но оценка затрат на установку и обслуживание туалетов приводит к тому, что в абсолютном большинстве городов мира метрополитены, даже самые современные, остаются лишенными этой действительно нужной для горожан услуги».
Урны из метро исчезли почти во всех странах после терактов. «Сейчас лишь там, где используются бумажные проездные билеты, принято устанавливать небольшие контейнеры для их сбора. Во всех остальных случаях урны признаны объектами возможной террористической угрозы», — сообщили в метрополитене.
Почему нельзя перевозить велосипеды
Запрет на перевозку велосипедов метрополитен объясняет заботой о комфорте пассажиров и безопасности самих владельцев транспорта.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«Во-первых, крайне сложно спускаться и подниматься с велосипедом на эскалаторе. Во-вторых, в час пик никто из пассажиров не оценит, если нахлынувшей толпой его прижмут к далеко не самым чистым колесам и совсем не мягким педалям».
Почему подземка не работает для пассажиров круглосуточно
Ночью пассажиропоток в сотни раз меньше, чем днем, подчеркивают в метрополитене. Кроме того, ночью проходят работы по техобслуживанию.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«Сейчас в Петербургском метрополитене работают более 16 тысяч человек, и 60 % этих людей обеспечивают именно эту, невидимую для пассажиров, но такую важную ночную работу. Так что получается, что метрополитен работает как раз круглосуточно, просто пассажирские перевозки не осуществляются в ночные часы».
Зачем нужны жетоны
Необходимость использовать жетоны в метрополитене объясняют тем, что для горожан они привычнее, чем другие способы оплаты, и тем, что жетон — это «визитная карточка подземки».
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«Да, иногда нас спрашивают, почему в кассах метрополитена при покупке жетона не выдают чек? Нет, друзья, никого заговора тут нет. На переходный период до 1 июля 2018 года продажу жетонов по действующим правилам Петербургский метрополитен осуществляет без выдачи чеков. Продажа жетонов проходит двойной контроль. Это и внутренний аудит, и отдельный аудит инспекторами Федеральной налоговой службы».
После 1 июля при продаже жетонов начнут выдавать чеки.
Почему на эскалаторе нужно стоять справа, а идти — слева
В правилах нет очевидного указания на то, что стоять на эскалаторе нужно именно справа, говорят в метрополитене. Более того, согласно им, пассажиры на эскалаторе должны только стоять, а не идти. Указание насчет разделения на левый и правый потоки пассажиров касается только часа пик, когда необходимо следовать указаниям работников метро и вставать на эскалатор с обеих сторон.
Как отметили в метрополитене, существует версия о том, что практика стоять справа, а идти слева объясняется привычкой из дорожного движения, где обгон совершается слева. Однако принцип «стоять справа, идти слева» действует и в лондонском метро, где автомобильное движение устроено наоборот. При этом в Лондоне провели исследование и выяснили, что скорость прохода пассажиров к платформам вырастет почти на 30 %, если полностью запретить идти по эскалаторам. Однако еще эффективнее, когда все пассажиры идут по обеим сторонам, отмечают в метро.
В итоге в метрополитене пришли к выводу, что никаких аргументов в пользу того, чтобы стоять именно справа, а идти слева, нет и всё объясняется традицией.
Почему в вагонах нет кондиционера
Это объясняется тем, что постоянная температура в метро поддерживается общей системой вентиляции и необходимости в отдельных кондиционерах нет.
Зачем сигналят машинисты поездов
В метрополитене объясняют, что сигнал подают для сотрудников подземки, работающих в тоннеле.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«В тоннелях работают бригады, которые необходимо предупреждать перед приближением очередного состава. Поэтому каждый поезд, проходящий тоннель, в котором выполняются работы, должен подать предупредительный сигнал. Кроме того, обязательно сигнал подают и все первые утренние поезда, предупреждая рабочие бригады, заканчивающие ночную смену. Правилами предусмотрена и подача сигнала, если в тоннеле включено рабочее освещение. В таких условиях рабочим, находящимся в тоннеле, необходимо дополнительное оповещение, так как свет фар головного вагона уже не так заметен».
Почему поезда используют контактный рельс
Контактный рельс — провод, контактирующий с токоприемником подвижного состава, — в подземке используют из-за его долговечности, простоты в обслуживании и низкой стоимости.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«И, конечно же, у контактного рельса есть одно ключевое преимущество, которое и обеспечивает его доминирование в метрополитенах мира. Использование контактных рельсов позволяет уменьшить поперечное сечение тоннеля. Нет необходимости в дополнительном пространстве для размещения подвесной контактной сети, что означает огромную экономию средств при строительстве тоннелей метро».
Почему нельзя фотографировать
Запрет касается только профессиональных фотографий, подчеркивают в метро. Это сделано для того, чтобы предотвратить несанкционированные рекламные съемки.
Из телеграм-канала «Метро. Повседневности»:
«Фотокадры, сделанные обычными пассажирами или туристами? Никаких проблем. Да, метрополитен — это действительно объект стратегической важности, на территории которого действуют разнообразные ограничения. Но частная фотосъемка под запреты не подпадает».
Интересные фотографии можно отправлять в инстаграм метро.
Почему двери в вагоне установлены с обеих сторон, если обычно используется только одна
На некоторых линиях петербургского метро поездам приходится использовать двери с обеих сторон. Например, на пересадочном узле «Технологического института» 1 и 2 пассажиры выходят на правую сторону. Так же происходит на «Спортивной», если ехать со стороны «Чкаловской», так как «Спортивная» двухъярусная.
Двери с обеих сторон установлены и из соображений безопасности. Контактный рельс находится с левой стороны от вагона, и в случае нештатной ситуации машинист попросит пассажиров выйти в двери справа.
В любом случае поезда, доезжая до депо, разворачиваются, так что пассажиры пользуются всеми дверьми.
Почему на «Пролетарской» установлены две очереди эскалаторов друг за другом вместо одной длинной
Это связано с глубиной заложения станции. Станция углубляется вниз на 76 метров, и на момент ее строительства в 1981 году технологии изготовления эскалаторов не позволяли выпустить конструкции нужной длины.
Кроме того, благодаря разрыву между эскалаторами пассажиры могут на середине пути изменить направление пути, если по какой-то причине им нужно вернуться.
Почему поручень эскалатора движется быстрее ступенек
В метрополитене объясняют, что поручни и ступени — это два разных механизма. Поручни прокручиваются тяговой цепью через отдельный приводной блок. Ступени же приводятся в действие одним большим электроприводом.
Как выяснилось, в теории синхронизировать работу этих механизмов можно, однако поддерживать одновременную работу систем слишком трудозатратно.
В метрополитене уточнили, что сейчас допустимая разница скоростей поручней и ступеней не превышает 2 %.
Почему иногда поезда не доезжают до конечной и высаживают пассажиров раньше времени
До 1 сентября 2017 года одной из причин был высокий пассажиропоток. На станциях «Академическая», «Проспект Просвещения» и «Ломоносовская» поезда при необходимости высаживали пассажиров на платформе и уходили в зонный оборот, то есть перемещались на дополнительные пути и отправлялись на более загруженный участок. Этот маневр отменили, так как в отделе логистики пассажирских перевозок пришли к выводу, что там, где применяли зонный оборот, пассажиропоток рос.
Сейчас поезда высаживают пассажиров раньше времени из-за графика обязательного техосмотра составов. Поезда отправляют в депо, когда падает пассажиропоток после утреннего и вечернего часов пик.
Тем, кто едет до станций «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», иногда приходится высаживаться на станции «Автово», так как ее депо находится не на конечной станции. На станции «Площадь Александра Невского» пустые составы проходят в депо после часов пик. В это же время некоторые поезда на фиолетовой линии идут только до «Садовой», после чего переходят на соединительный путь на «Невский проспект» и уходят в депо «Московское».
В метрополитене рассчитывают, что график движения получится сделать удобнее для пассажиров после открытия депо «Южное» в 2018 году.
Другие ответы на вопросы о работе метрополитена можно почитать по ссылке.
Фото на обложке: flickr