7 июля 2021

В корпусе Бенуа открыли ретроспективную выставку Ивана Шишкина с живописью, графикой, гравюрами. Как устроена экспозиция и почему она раскрывает художника с новой стороны

В конце июня в Русском музее открылась ретроспективная выставка знаменитого русского художника Ивана Шишкина. Там можно увидеть не только его лесные пейзажи, но и портреты, рисунки и офорты в сложных техниках.

В корпусе Бенуа выставили около 140 работ мастера, в том числе живописное полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и эскиз к нему, рисунки на разноцветной бумаге, а также гипсовый слепок правой руки художника.

«Бумага» осмотрела экспозицию и поговорила с сотрудниками музея. Читайте, почему Шишкина считают важнейшим гравером страны, как он создавал акварели с видами Нижнего Новгорода и что думал о русских художниках за границей.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.

Адрес: корпус Бенуа

Время работы: до 30 августа (кроме вторника)

Билет: 400 рублей

Ссылка: rusmuseum.ru

Что можно увидеть на выставке?

Выставка Ивана Шишкина работает на первом этаже корпуса Бенуа. Экспозицию открывает справочная хронология, охватывающая все 67 лет жизни художника: от рождения в Елабуге в 1832 году до получения профессорского звания за картину «Лесная глушь», выставки в Академии художеств и смерти в петербургской квартире.

Рядом расположили краткую аннотацию к выставке, слова Шишкина о «болезненном состоянии» русских художников за границей и портрет мастера на бумаге, выполненный Иваном Крамским в 1869 году. Зрители смогут увидеть и другие экспонаты, созданные не Шишкиным, — например, инструменты гравера XIX века или гипсовый слепок правой руки художника, сделанный незадолго до его смерти.

Всего в корпусе Бенуа выставили около 140 работ Шишкина: не только живопись, но и графику, офорты и литографию. От строгого тематического разделения организаторы отказались: литографированные пейзажи из альбомов соседствуют с живописными видами Валаама, а монохромные рисунки сменяют акварели с видами Нижнего Новгорода. Шишкин писал их с фотографий.

Многие работы отличают сложные техники: к примеру, «Женщину с мальчиком в лесу» 1868 года художник выполнил на картоне с использованием туши, акварели и лака. Содержание картин тоже неоднородно: наряду с любимыми художником лесными пейзажами на выставке можно увидеть миниатюрные ранние автопортреты, бытовую сцену из мастерской и портреты других людей — например, «Крестьянку» 1860-х годов, написанную маслом по бумаге на картоне.

Впрочем, лесных видов на выставке всё же больше: Шишкин известен в первую очередь как мастер пейзажа. Деревья изображены и на деревенских задворках, и у монастыря в Нижнем Новгороде, и на холсте, где показаны городские крыши зимой.

Экспозицию завершает живопись — в конце самого дальнего зала выставили девять картин маслом. Все они посвящены любимому шишкинскому сюжету и показывают лес в разных состояниях: от предгрозового пейзажа до знаменитых мордвиновских дубов. Увидеть эти вековые деревья своими глазами можно и сегодня — в парке усадьбы Мордвиновых в Ломоносове.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Чем интересна экспозиция?

Живопись Ивана Шишкина знакома, наверное, всем любителям искусства, тогда как его работы в качестве рисовальщика и печатного графика известны меньше. Между тем художник активно работал и в том и в другом направлении. Его рисунки пером и офорты имели большой успех на всемирных выставках в Париже и в Вене, говорит старший научный сотрудник отдела гравюры Русского музея Галина Павлова.

А историк искусства Андрей Сомов называл Шишкина важнейшим гравером страны: «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то как гравер-пейзажист — единственный и небывалый в России».

Специалисты разделяют графические работы Шишкина на несколько категорий — автор, например, любил делать рисунки отдельных природных объектов (ветвей, облаков, камней) и регулярно создавал карандашные композиционные эскизы. Позднее художник использовал эти зарисовки и штудии в больших работах: на выставке, к примеру, представлен эскиз к знаменитому «Утру в сосновом лесу».

Кроме того, Шишкин много занимался натурными пейзажными рисунками и станковыми работами в технике угля и мела (их обычно выполнял на заказ). Художник часто обращался к разноцветным картону и бумаге — бархатистость и матовость материалов добавляла рисункам выразительности. На выставке в Русском музее можно увидеть несколько таких работ: например, на коричневом картоне и голубой бумаге.

В арсенале мастера были и другие инструменты — к примеру, соус (толстый карандаш из спрессованного порошка сажи с примесью клея). А при работе с литографским камнем Шишкин использовал не только специальные карандаши, но и ножи. Еще больше специфических техник художник применял в своих офортах. Например, обращался к акватинте — методу гравюры на металле, изобретенному для подражания акварельным рисункам. В академической среде искания мастера не нашли большого признания, но сам Шишкин увлекся офортом всерьез — и выпустил несколько авторских альбомов. Некоторые работы и обложки к этим изданиям можно увидеть на выставке.

Галина Павлова
старший научный сотрудник отдела гравюры Русского музея

— К графическим техникам обращались многие известные живописцы, но только Иван Иванович Шишкин достиг в области графических искусств такой степени мастерства и технического совершенства. Если в живописных полотнах Шишкина доминирует эпическое начало, то в его графике, особенно в офортах, зрителя привлечет умение художника передать тонкие ощущения среды, изменчивость, зыбкость природных явлений и в то же время изысканную красоту природных форм.

Почему это нужно увидеть?

В последние годы Русский музей часто обращается к современному искусству, но и классических мастеров не забывает. В корпусе Бенуа выставляли произведения Ильи Репина и Николая Рериха, в Михайловском замке — работы Казимира Малевича и Константина Сомова. Выставка Ивана Шишкина продолжает эту тенденцию.

Экспозиция примечательна не только художественной ценностью картин и рисунков, (хотя она не подлежит сомнению: эстетичны у автора даже срубленные стволы берез), но и тем, что это полноценная ретроспектива, позволяющая узнать художника по-новому.

Зрителям представляют не только Шишкина-офортиста, но и, например, Шишкина-путешественника. География выставленных работ весьма обширна: Ладожское озеро, крымский мыс Ай-Тодор, Нарва, Швейцария, а также Крестовский остров в тумане и сныть у забора в Парголове. Встречаются и весьма необычные работы: например, пейзаж с радугой, выполненный графитным карандашом на бумаге.

Три факта о выставке

  • У зрителей есть возможность сравнить похожие работы. В одном из дальних залов представлены два состояния гравюры «Сосны», а рядом с известным живописным полотном «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» вывесили этюд к нему, сделанный маслом на дереве.
  • В собрании Русского музея находится порядка 1,4 тысячи графических работ художника. Часть этих произведений выставили в корпусе Бенуа.
  • На стены залов нанесли реплики художника и тех, кто был с ним знаком. «„Утро в сосновом лесу“ — для меня это утро есть и утро человеческой жизни, утро ожиданий, надежд», — говорил Шишкин о самой известной своей картине.

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Цифровые копии многих работ Ивана Шишкина есть в «Википедии» и на портале «Виртуальный Русский музей». Кроме того, в интернете можно найти фильмы о художнике — например, документальную картину от телеканала «Культура».

Также вы можете посмотреть видео Эрмитажа о русском офорте или пройти тест «Бумаги» о знаменитых картинах из петербургских музеев.


🎨 «Бумага» рассказывала и о других интересных действующих выставках Петербурга. Читайте также подробные тексты о «Школе Павлова» в Колтушах, экспозиции с работами Уорхола в «Севкабель Порту» и выставке Шишкина-Хокусая в Marina Gisich Gallery.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гиды
В Эрмитаже открыли выставку фламандского натюрморта XVII века — с полотнами Снейдерса и прикладным искусством. Посмотрите, как выглядит проект
«Доверять жизни и снимать». Посмотрите три новых фильма про Петербург с «Артдокфеста». Мы поговорили с авторами
Фламандский натюрморт, ретроспектива авангардистки Ольги Розановой и другие выставки Петербурга
Петербургская филармония представила программу на следующий сезон. Слушателям предложат 35 абонементов
Гид по «Ночи музеев-2024». Выставка древнего оружия, стрит-арт и много Пушкина
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.