11 марта 2021

В Мраморном дворце выставили больше 40 работ художников-миллениалов. Вот что нужно знать о масштабной экспозиции молодого искусства Петербурга

Русский музей открыл в Мраморном дворце масштабную выставку российских художников-миллениалов. На ней представили более 100 инсталляций, скульптур, предметов графики и живописи сразу 40 авторов. Среди участников экспозиции — Владимир Абих, Лиза Бобкова, Ася Маракулина, Миша Маркер и другие художники.

«Бумага» побывала на выставке и поговорила с кураторами. Читайте, что можно увидеть на выставке, как отбирали произведения и что, по мнению кураторов, отличает современное российское искусство.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. Музеи города продолжают работу, но «Бумага» просит вас не забывать о возможных рисках и мерах предосторожности.

Адрес: Мраморный дворец

Время проведения: до 14 июня (кроме вторника)

Ссылка: rusmuseum.ru

Вход: 350 рублей

Что можно увидеть на выставке?

Выставка искусства миллениалов заняла восемь залов на третьем этаже Мраморного дворца. Посетителям представили больше 100 произведений в различных техниках: в меньшей степени это живопись и графика, в большей — объекты, скульптуры, инсталляции и видео.

Объект Анны Мартыненко «Пакет» создан с использованием композитной панели и микроэлектроники (эта технология делает работу динамичной), а «Отличница» Аси Маракулиной — из металла, чугуна, ткани с вышивкой и красками. Другие авторы используют также лентикулярную печать, видео или даже машинное обучение. Из живописи на выставке представлены, например, триптих Стаса Багса «Так гораздо веселее», картина Татьяны Ахметгалиевой «Я маленький и грустный робот» и яркая и немного тревожная «Встреча» Леонила Цхэ.

Представленные в Мраморном дворце авторы хорошо знакомы арт-сообществу и интересующимся современным искусством горожанам, а некоторые — Стас Багс, группа «Север-7» или Покрас Лампас — известны и широкой публике.

Объединяют художников проекта два фактора: география и возраст. Все авторы живут и работают в Петербурге: они либо родились здесь, либо учились в местных художественных вузах, либо переехали в город позднее. Кураторы говорят, что решение сосредоточиться на петербургской арт-сцене объясняется в том числе тем, что ее в Русском музее знают лучше всего.

Второй важный объединяющий признак — возраст художников, каждый из которых относится к поколению миллениалов. Представители этого поколения встретили новое тысячелетие в юном возрасте — исследователи считают, что их отличает глубокая вовлеченность в цифровые технологии.

Мария Салтанова
сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

— Художники, которые у нас представлены, родились с 1980 по 1996 годы, так что 30 лет — это средний возраст. Как правило, это люди, которые родились в Советском Союзе, но уже не помнят эту страну. На их взросление пришлось активное развитие интернета: у следующих поколений он уже был, а миллениалы помнят дисковые телефоны. Важно для них и внедрение цифровизации в визуальную культуру: любой страх или любая фантазия могут быть визуализированы с помощью компьютерных программ.

Чем интересна экспозиция?

«Поколение Y — это самое разнообразное поколение в истории», — отмечал писатель Брюс Тулган в своей книге «Не всем достанется приз: как управлять поколением Y». Выставка в Мраморном дворце скорее подтверждает эту мысль: у каждого из художников есть собственный стиль, перепутать авторов практически невозможно. Тем не менее в музее попытались выделить общие, хоть и условные для всего поколения тенденции. «Нам не хотелось делать книгу с классификациями. Это живой процесс, а те тенденции, которые мы заметили, взаимопроникающие», — рассказала Мария Салтанова.

Чтобы подчеркнуть выявленные поколенческие особенности, выставку разбили на три основных раздела: «Диалог с материалом», «Внутри себя» и «Среда обитания». Первая часть посвящена работе авторов с разными материалами: от фанеры до металла. Художники действительно демонстрируют многообразие техник: Иван Тузов выложил мозаичные фигуры Чебурашки и Микки Мауса, Федор Хиросигэ создал свои работы в технике выжигания по дереву, а Константин Решетников выполнил металлические снаряды в виде редиса и чеснока на токарно-фрезерном станке.

Мария Салтанова
сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

— Когда мы вводили в музейную базу все эти работы, мы обнаружили целый ряд материалов и техник, которых в Русском музее еще не было: так мы доказали нашу гипотезу [о важности материала для художников-миллениалов] эмпирическим путем.

Следующий раздел — «Внутри себя» — исследует психологические особенности миллениалов: их самоцентризм, погруженность в себя и потребность в самовыражении. Ярким примером этого тренда является «Горчичное зерно» Дениса Патракеева: зрители могут заглянуть внутрь коробочек на стене и увидеть ролики с участием художника.

Заключительный раздел экспозиции — «Среда обитания» — отвели художникам, для которых важна идея выхода на улицу и диалога с городской средой. От идеи показать граффити и стрит-арт организаторы сознательно отказались. Посетители видят произведения, вдохновленные уличным пространством: плакатные картины Миши Маркера, «Вот и поговорили» Владимира Абиха и копию уличной работы Максима Има «Мои стенания».

Архитектура экспозиции не предполагает жесткого тематического разделения. Например, надувную скульптуру «Авокадо» Максима Свищева можно отнести как к «Диалогу с материалом», так и к разделу, который посвящен самоцентризму поколения. Проект Егора Крафта «Контент-ориентированные исследования» в предпоследней по счету комнате вообще довольно сложно вписать в концепцию какого-либо раздела. Художник использует машинное обучение для анализа и дополнения античных скульптур с утраченными фрагментами — например, без носа.

Почему это нужно увидеть?

Новую выставку Русского музея вряд ли нужно воспринимать в качестве полноценного исследования целого поколения художников. Вернее будет счесть «Поколение тридцатилетних» попыткой познакомить широкую аудиторию с новым петербургским искусством и — таким образом — легитимизировать его в глазах старших поколений.

Мария Салтанова
сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

— Русский музей имеет широкую аудиторию, и сегментировать эту аудиторию, когда мы планируем выставку, просто невозможно. Мы готовили ее для всех: про миллениалов, но не для миллениалов. У нас даже в плане есть какие-то медиации с посетителями серебряного возраста.

Такая задача сказывается на цельности проекта: довольно сложно вместить в одну выставку сотню работ от десятков художников. В любом случае столько молодых петербургских художников в залах Русского музея не выставляли, кажется, еще никогда.

Три факта о выставке

  • Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» стала одним из самых масштабных в городе показов молодого петербургского искусства: в залах Мраморного дворца выставили работы более чем 40 художников.
  • Экспозиция разделена на площадки — например, «Среде обитания» выделили только один зал. «Диалог с материалом» и «Внутри себя» занимают большие площади.
  • Подавляющее большинство работ для экспонирования передали галереи, частные коллекционеры или сами авторы. Исключениями стали только каллиграффити Покраса Лампаса и копия уличной работы Максима Има — эти произведения авторы создали специально для выставки.

Что еще почитать и послушать по теме?

Желающие глубже разобраться в связи современного искусства и теории поколений могут приобрести каталог выставки, а саму экспозицию осмотреть с аудиогидом (это бесплатно). Кроме того, можно прочитать подробный обзор экспозиции от The Art Newspaper Russia или материал «Фонтанки.ру», посвященный проекту.


О других интересных выставках этого марта «Бумага» рассказывала в этом материале. Кроме того, читайте наше интервью с художников Мишей Маркером.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Гиды
Команда El Copitas откроет бар в Музее Бродского. Там будут подавать коктейли на основе крепленых вин и винтажного алкоголя
Куда отправиться в районе Английского проспекта? Местная жительница советует выпить кофе в цветочном и найти тайный сад
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Владелица кафе «Мечтатели» запускает онлайн-курс «Жизнь со вкусом». Ранее она создала похожий проект о питании детей
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Четвертая волна коронавируса
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой Омикрон. Мутация признана «вызывающей беспокойство»
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
ВОЗ: пик текущей волны коронавируса в России пройден, поскольку заболеваемость снижается уже три недели
Что не так с облегчением страданий тяжелобольных людей? «Хоспис на дому» и AdVita объясняют случай с блокадницей, пытавшейся себя прооперировать
Правда, что госпитализаций с коронавирусом в Петербурге стало рекордно мало? Показываем график
Новый год — 2022
В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
Главную новогоднюю ель установят на Дворцовой в начале декабря. На Манежной тем временем идет монтаж рождественской ярмарки
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
Как меняется Петербург
В Саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
Вакцинация от коронавируса
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко отозвал свое предложение о признании иностранных QR-кодов в регионе
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Оказывается, первой в мире заболевшей коронавирусом была продавщица морепродуктов из Уханя — и это важная новость. Главное из статьи Science
Объявлены лучшие научпоп-книги 2021 года по версии премии «Просветитель». Что почитать из списка?
Мы объединим ученых из разных городов на вечеринке в поезде Москва — Санкт-Петербург. Как поучаствовать?
Подкасты «Бумаги»
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.