11 марта 2021

В Мраморном дворце выставили больше 40 работ художников-миллениалов. Вот что нужно знать о масштабной экспозиции молодого искусства Петербурга

Русский музей открыл в Мраморном дворце масштабную выставку российских художников-миллениалов. На ней представили более 100 инсталляций, скульптур, предметов графики и живописи сразу 40 авторов. Среди участников экспозиции — Владимир Абих, Лиза Бобкова, Ася Маракулина, Миша Маркер и другие художники.

«Бумага» побывала на выставке и поговорила с кураторами. Читайте, что можно увидеть на выставке, как отбирали произведения и что, по мнению кураторов, отличает современное российское искусство.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. Музеи города продолжают работу, но «Бумага» просит вас не забывать о возможных рисках и мерах предосторожности.

Адрес: Мраморный дворец

Время проведения: до 14 июня (кроме вторника)

Ссылка: rusmuseum.ru

Вход: 350 рублей

Что можно увидеть на выставке?

Выставка искусства миллениалов заняла восемь залов на третьем этаже Мраморного дворца. Посетителям представили больше 100 произведений в различных техниках: в меньшей степени это живопись и графика, в большей — объекты, скульптуры, инсталляции и видео.

Объект Анны Мартыненко «Пакет» создан с использованием композитной панели и микроэлектроники (эта технология делает работу динамичной), а «Отличница» Аси Маракулиной — из металла, чугуна, ткани с вышивкой и красками. Другие авторы используют также лентикулярную печать, видео или даже машинное обучение. Из живописи на выставке представлены, например, триптих Стаса Багса «Так гораздо веселее», картина Татьяны Ахметгалиевой «Я маленький и грустный робот» и яркая и немного тревожная «Встреча» Леонила Цхэ.

Представленные в Мраморном дворце авторы хорошо знакомы арт-сообществу и интересующимся современным искусством горожанам, а некоторые — Стас Багс, группа «Север-7» или Покрас Лампас — известны и широкой публике.

Объединяют художников проекта два фактора: география и возраст. Все авторы живут и работают в Петербурге: они либо родились здесь, либо учились в местных художественных вузах, либо переехали в город позднее. Кураторы говорят, что решение сосредоточиться на петербургской арт-сцене объясняется в том числе тем, что ее в Русском музее знают лучше всего.

Второй важный объединяющий признак — возраст художников, каждый из которых относится к поколению миллениалов. Представители этого поколения встретили новое тысячелетие в юном возрасте — исследователи считают, что их отличает глубокая вовлеченность в цифровые технологии.

Мария Салтанова
сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

— Художники, которые у нас представлены, родились с 1980 по 1996 годы, так что 30 лет — это средний возраст. Как правило, это люди, которые родились в Советском Союзе, но уже не помнят эту страну. На их взросление пришлось активное развитие интернета: у следующих поколений он уже был, а миллениалы помнят дисковые телефоны. Важно для них и внедрение цифровизации в визуальную культуру: любой страх или любая фантазия могут быть визуализированы с помощью компьютерных программ.

Чем интересна экспозиция?

«Поколение Y — это самое разнообразное поколение в истории», — отмечал писатель Брюс Тулган в своей книге «Не всем достанется приз: как управлять поколением Y». Выставка в Мраморном дворце скорее подтверждает эту мысль: у каждого из художников есть собственный стиль, перепутать авторов практически невозможно. Тем не менее в музее попытались выделить общие, хоть и условные для всего поколения тенденции. «Нам не хотелось делать книгу с классификациями. Это живой процесс, а те тенденции, которые мы заметили, взаимопроникающие», — рассказала Мария Салтанова.

Чтобы подчеркнуть выявленные поколенческие особенности, выставку разбили на три основных раздела: «Диалог с материалом», «Внутри себя» и «Среда обитания». Первая часть посвящена работе авторов с разными материалами: от фанеры до металла. Художники действительно демонстрируют многообразие техник: Иван Тузов выложил мозаичные фигуры Чебурашки и Микки Мауса, Федор Хиросигэ создал свои работы в технике выжигания по дереву, а Константин Решетников выполнил металлические снаряды в виде редиса и чеснока на токарно-фрезерном станке.

Мария Салтанова
сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

— Когда мы вводили в музейную базу все эти работы, мы обнаружили целый ряд материалов и техник, которых в Русском музее еще не было: так мы доказали нашу гипотезу [о важности материала для художников-миллениалов] эмпирическим путем.

Следующий раздел — «Внутри себя» — исследует психологические особенности миллениалов: их самоцентризм, погруженность в себя и потребность в самовыражении. Ярким примером этого тренда является «Горчичное зерно» Дениса Патракеева: зрители могут заглянуть внутрь коробочек на стене и увидеть ролики с участием художника.

Заключительный раздел экспозиции — «Среда обитания» — отвели художникам, для которых важна идея выхода на улицу и диалога с городской средой. От идеи показать граффити и стрит-арт организаторы сознательно отказались. Посетители видят произведения, вдохновленные уличным пространством: плакатные картины Миши Маркера, «Вот и поговорили» Владимира Абиха и копию уличной работы Максима Има «Мои стенания».

Архитектура экспозиции не предполагает жесткого тематического разделения. Например, надувную скульптуру «Авокадо» Максима Свищева можно отнести как к «Диалогу с материалом», так и к разделу, который посвящен самоцентризму поколения. Проект Егора Крафта «Контент-ориентированные исследования» в предпоследней по счету комнате вообще довольно сложно вписать в концепцию какого-либо раздела. Художник использует машинное обучение для анализа и дополнения античных скульптур с утраченными фрагментами — например, без носа.

Почему это нужно увидеть?

Новую выставку Русского музея вряд ли нужно воспринимать в качестве полноценного исследования целого поколения художников. Вернее будет счесть «Поколение тридцатилетних» попыткой познакомить широкую аудиторию с новым петербургским искусством и — таким образом — легитимизировать его в глазах старших поколений.

Мария Салтанова
сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

— Русский музей имеет широкую аудиторию, и сегментировать эту аудиторию, когда мы планируем выставку, просто невозможно. Мы готовили ее для всех: про миллениалов, но не для миллениалов. У нас даже в плане есть какие-то медиации с посетителями серебряного возраста.

Такая задача сказывается на цельности проекта: довольно сложно вместить в одну выставку сотню работ от десятков художников. В любом случае столько молодых петербургских художников в залах Русского музея не выставляли, кажется, еще никогда.

Три факта о выставке

  • Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» стала одним из самых масштабных в городе показов молодого петербургского искусства: в залах Мраморного дворца выставили работы более чем 40 художников.
  • Экспозиция разделена на площадки — например, «Среде обитания» выделили только один зал. «Диалог с материалом» и «Внутри себя» занимают большие площади.
  • Подавляющее большинство работ для экспонирования передали галереи, частные коллекционеры или сами авторы. Исключениями стали только каллиграффити Покраса Лампаса и копия уличной работы Максима Има — эти произведения авторы создали специально для выставки.

Что еще почитать и послушать по теме?

Желающие глубже разобраться в связи современного искусства и теории поколений могут приобрести каталог выставки, а саму экспозицию осмотреть с аудиогидом (это бесплатно). Кроме того, можно прочитать подробный обзор экспозиции от The Art Newspaper Russia или материал «Фонтанки.ру», посвященный проекту.


О других интересных выставках этого марта «Бумага» рассказывала в этом материале. Кроме того, читайте наше интервью с художников Мишей Маркером.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Гиды
Где прогуляться в Петербурге в теплый солнечный день? Десять идей — от набережных с видом на залив до уютных садиков и дворов
Разводка мостов в Петербурге. График «Бумаги» на 2021 год
Какие места в Петербурге напоминают Германию? Барахолка на Удельной, бар с произведениями искусства и экспозиция в Главном штабе
Это Tagliatella Caffe — новое место от команды El Copitas. Там работают только девушки, в центре зала стоит фонтанчик с негрони и гостям подают итальянские коктейли
В Выборге в апреле устроят фестиваль тематических экскурсий — с прогулкой по маршруту выборгского трамвая и тайнами старинного бастиона 🏰
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге цикл вакцинации от коронавируса закончило 4,5 % реального населения
«ЭпиВакКорона» доступна в 41 пункте вакцинации в Петербурге. Смольный опубликовал список
В Петербург поступила вторая российская вакцина от COVID-19. Где можно будет привиться «ЭпиВакКороной», в чем ее отличие от «Спутника V» и почему эффективность препарата вызывает вопросы
В Петербург пришла первая партия вакцины от коронавируса «ЭпиВакКорона». До этого в городе прививали только «Спутником V»
Портал госуслуг привяжет к сертификатам о вакцинации от коронавируса данные загранпаспорта. Так с ними можно будет уехать за рубеж
Коллеги «Бумаги»
В Петербурге начинается посмертный суд над погибшим в СИЗО бизнесменом Валерием Пшеничным
Как «Спутник V» помогает российской власти выигрывать у Запада мировоззренческий спор
Чьи агенты? Документальный фильм «7х7»
Протесты в Петербурге 2021
Глава СК Бастрыкин потребовал пересмотреть приговор петербургскому протестующему, который получил условный срок за стычку с силовиками
В Петербурге трем участникам январских протестов дали условные сроки, один получил год колонии. Что известно об этих делах и сколько человек остаются в СИЗО
В Петербурге вынесли приговор еще одному участнику январских протестов. Мужчина получил 18 месяцев условно
В Петербурге участнику январских протестов впервые дали реальный срок. Он ударил силовика. Обновлено
С бывшего главы штаба Навального в Петербурге взыскали 500 тысяч — за неуплату штрафа в 7 млн рублей, назначенного после митинга
Подкасты «Бумаги»
«Я не просто хочу жить в стране, уважающей права человека. Я могу что-то для этого сделать». Молодые политики — о выборах, карьере и давлении властей
«Люди важны сами по себе, а красота — по ситуации». Бодипозитивные активистки, модель с ожогами и художник — о внешности и принятии своего тела
«Партнерство — это свобода выбора». Чайлдфри, синглы и многодетные родители рассуждают о семье, отношениях и стереотипах о браке
«Разучиться летать в космос — это реально». Говорим про будущее лунных миссий, ракеты и космический мусор
«Моя семья пережила одну из самых страшных катастроф XX века». Сотрудники «Бумаги» рассказывают истории родственников, прошедших блокаду
Утрата памятников архитектуры
Заброшенную усадьбу Елисеевых под Гатчиной выставили на продажу. Ранее здание хотели изъять у собственника из-за ненадлежащего содержания
Житель дома на Петроградской — о том, как изменить проект капремонта фасада и отговорить чиновников заменять исторические окна с витражами
В доме-памятнике на канале Грибоедова поменяли деревянные окна на пластиковые. Активисты обратились в КГИОП
В Токсове прошла акция в защиту местного вокзала. Жители опасаются, что уникальный объект снесут
Фонд «Внимание» провел первую волонтерскую акцию в Петербурге. Добровольцы начали очищать печь в доходном доме Шведерского

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.