В Marina Gisich Gallery — персональная выставка Александра Шишкина-Хокусая. Там можно увидеть работы для Венецианской биеннале, механический балет и портреты людей из Африки и Азии

В начале июня в двух выставочных пространствах Marina Gisich Gallery на набережной Фонтанки начала работу масштабная персональная выставка Александра Шишкина-Хокусая. В одном зале выставили работы для венецианского смотра, во втором — новый проект художника «Набережная рабов».

«Бумага» осмотрела выставку и поговорила с организаторами. Читайте, как художник обыграл полотно Рубенса «Отцелюбие римлянки», что он добавил в произведения для биеннале и как устроен его новый проект.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.

Адрес: Marina Gisich Gallery

Время: до 25 июля

Билет: бесплатно (в выходные — 150 рублей)

Ссылка: gisich.com

Что можно увидеть в первом зале?

Александр Шишкин-Хокусай — известный петербургский художник и сценограф, неоднократный лауреат «Золотой маски», один из создателей Фанерного театра в БДТ и участник российского павильона на Венецианской биеннале в 2019 году. Первый зал в Marina Gisich Gallery посвятили именно этому проекту: там выставили фанерные инсталляции из серии «Фламандская школа», созданные художником на основе картин фламандских мастеров из коллекции Эрмитажа.

Первоначально Шишкин-Хокусай планировал создать арт-объекты на основе полотен Рембрандта и Рубенса, но режиссер Александр Сокуров, еще один участник российского павильона, тоже заинтересовался работой Рембрандта — картиной «Возвращение блудного сына». Из-за этого Александр Шишкин-Хокусай решил переосмыслить творчество других мастеров того времени — например, Франса Снейдерса и Якоба Йорданса.

На основе их полотен петербургский художник создал фанерные картины с множеством дополнительных деталей: фигурами детей и световыми элементами. В зале галереи выставили три такие работы, ассоциативный ряд которых весьма насыщен: светящиеся провода можно счесть символом энергии любого искусства, а в «Бобовом короле» кто-то увидит и политический подтекст. Многочисленные отсылки к историческим и культурным феноменам делают однозначное толкование работ невозможным.

Художник также дополнил некоторые венецианские объекты. Так, на одной из фанерных картин появился новый сюжет: женщины, подняв юбки, встречают силовиков в шлемах с дубинками. Рядом с тремя основными произведениями выставили другие экспонаты — к примеру, фигуры с портретами моделей из стран Африки. Объекты выполнены в небесно-синем цвете, фигуры перевязаны бечевками — они являются частью нового проекта «Набережная рабов». Еще одна работа вдохновлена «Отцелюбием римлянки» Рубенса: Шишкин-Хокусай перенес известный сюжет в крутящийся арт-объект — когда он достигает правильного положения в пространстве, «волосы» римлянки закрывают действие от зрителя.

Специально для этой выставки стены пространства перекрасили в нетипичные для галереи зелено-белые цвета, а архитектуру экспозиции выстроили так, чтобы работы как бы «проплывали» мимо зрителей. Такое решение неслучайно — по словам организаторов, музеи сегодня всё больше превращаются в развлекательные институции. Зачастую посетители осматривают экспозиции быстро, не задерживаясь у конкретных работ.

Чем интересен новый проект?

Во втором выставочном пространстве Marina Gisich Gallery можно увидеть новые работы художника. Открывается «Набережная рабов» довольно мрачной инсталляцией — механическим балетом с обезличенными человеческими фигурами, головы которых скрыты за мешками. Под тревожный красный свет и возгласы «Раз-два-три» они движутся вверх и вниз: постепенно движение затихает, а в финале фигуры поднимают вверх под печальную музыку — и снова опускают на землю.

Другие части экспозиции выстроены вокруг трех видеоскульптур Александра Шишкина-Хокусая: фанерных объектов, в центре которых находятся экраны. На них показывают видеоролики — например, с женской статуей на конвейере. Фигуру обливают розовой жидкостью, которую искусствовед и арт-критик Валентин Дьяконов сравнил с «кровавым потом от стресса». «Шишкин-Хокусай видит в произведениях искусства „живые машины“. Произведение рождается из органики взгляда и желания, оставаясь продуктом технического мышления, сделанности», — пишет Дьяконов.

Обрамление каждого ролика уникально: первая видеоскульптура обыгрывает историю Амура и Психеи, очертания второго объекта напоминают космический корабль, а третья похожа на театральную сцену.

Экспонаты группируются не случайно, за соединением разных образов виден нарратив. Две небесно-синие фигуры с лицами африканских моделей вывесили на одной из стен горизонтально: кажется, что мужчина и женщина лежат в трюме корабля. Другую стену отдали под фанерные картины с лицами азиатских моделей: такое решение напоминает одновременно и музейный зал, посвященный портретам, и доску почета для отличившихся работников предприятия.

Почему это нужно увидеть?

«Набережная рабов» и «Фламандская школа» — разные проекты, созданные в разное время. Тем не менее новая экспозиция была в определенной степени вдохновлена Венецианской биеннале: работы из двух серий роднят и темы, и любимый материал художника — фанера. Из нее сделаны не только сами работы, но и помпезные рамы для них. Сочетание образов старой культуры с прикладным материалом наделяет произведения некоторой самоиронией и превращает пышные орнаменты в своего рода эскизы.

Использование фанеры кажется вполне понятным: Александр Шишкин-Хокусай — театральный художник, он сотрудничал с такими известными режиссерами, как Юрий Бутусов и Андрей Могучий. Объекты из этого материала используют в театре довольно часто, и он ассоциируется именно с театральной эстетикой.

Полина Белова
маркетолог и менеджер проектов Marina Gisich Gallery

— Принято считать, что фанера — не самый современный и благородный материал, который ассоциируется в первую очередь с театральной эстетикой. Но Александр — художник театра, для него фанера имеет свою символику. В использовании этого материала есть некоторая абсурдность, но, по словам художника, театр и есть воплощение абсурда. Мы привыкли считать искусство чем-то вечным и дорогим, а Александр своими работами как бы говорит нам: о серьезных вещах можно говорить и простым языком. Серьезное искусство можно создать из простого материала: дело ведь не в материале, а в смысле. Не в золотой раме, которая обрамляет холст, а в самой работе.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Три факта о выставке

  • Александр Шишкин-Хокусай давно сотрудничает с Marina Gisich Gallery: его первая в Петербурге большая персональная выставка прошла именно в этой галерее — в 2013 году.
  • Некоторые из «азиатских портретов» новой серии являются двусторонними — на обратной стороне фанерных картин тоже есть портреты.
  • «Набережная рабов» оставляет немного мрачное впечатление, но завершается на оптимистичной ноте. На последней картине изображен некий футуристический объект — то ли космическая станция, то ли сооружение на далекой планете, — рядом с которым можно увидеть облако. Это значит, что на планете есть кислород — и жизнь.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Что еще почитать по теме?

Подробную биографию художника можно найти на сайте Marina Gisich Gallery, также он ведет инстаграм. О своем участии в Венецианской биеннале автор говорил с изданиями «Собака.ru», «Артгид» и The Art Newspaper Russia, а интервью о театральной деятельностью он давал порталу Openspace.

Также читайте материалы «Бумаги» о Венецианской биеннале. Здесь мы рассказывали, как художники из Петербурга попадают на этот смотр, а тут показывали российский павильон 2019 года.


🖼 «Бумага» рассказывала и о других любопытных петербургских выставках июня.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Петербургские музеи и выставки
В Зимнем дворце открыли две выставки из серии «Египет в Эрмитаже». Одна из них расскажет о мумии, которую ошибочно считали женской
Гигантская люстра Ай Вэйвэя, пирамида из кастрюль и другие фигуры из муранского стекла — это новая выставка в Главном штабе
В России запустят первую площадку по продаже NFT-искусства. Ее создает петербургская школа Masters и куратор Дмитрий Озерков
В «Севкабель Порту» открыли выставку про экологические проблемы. Там есть кинетические скульптуры в виде моллюсков и интерактивный спектакль о медузах
ЦВЗ «Манеж» запускает образовательную платформу New Now с онлайн-дискуссиями. Они будут посвящены экологии, трансгуманизму и постправде
Третья волна коронавируса
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
В Петербурге уже две недели растут показатели заболеваемости и госпитализаций с COVID-19 — но до уровня третьей волны еще далеко
Женщина приставала к пассажирам петербургского метро с вопросом о вакцинации. Всех привитых она назвала «дураками»
В Петербурге ждут четвертую волну коронавируса. Новая вспышка заболеваемости — неизбежность? Отвечают исследователь, эпидемиолог и чиновники
Эрмитаж открывает экспозиции, которые были закрыты из-за коронавирусных ограничений. Среди них — искусство Сибири, Франции и Японии
Выборы-2021
Петербургский оппозиционер обвинил учащегося Военмеха в подготовке «карусели» на выборах, студент это отрицает. Что известно о ситуации
У части пользователей в России недоступны Google Docs и Telegraph. Там размещали списки «Умного голосования»
Как определиться с кандидатами на выборах и где искать информацию о них? Инструкция «Бумаги»
В «Единой России» заявили, что предложения участвовать в фальсификации выборов в Петербурге — это вброс оппозиции
Команда Навального назвала кандидатов «Умного голосования» на выборах в Госдуму и Заксобрание Петербурга
Давление на журналистов
Петицию против закона об «иноагентах» за первые сутки подписали более 70 тысяч человек
150 независимых медиа и НКО запустили петицию против закона об «иноагентах». Ее уже подписали AdVita, «Ещёнепознер», «Ночлежка» и «Бумага»
Что вы думаете о статусе иностранного агента? Исследование «Бумаги»
Минюст внес в список СМИ-иноагентов еще четыре организации. Их по требованию закона создали журналисты, уже внесенные в реестр
Песков: Кремль рассмотрит поправки к закону об иноагентах, предложенные независимыми СМИ
Вакцинация от коронавируса
Женщина приставала к пассажирам петербургского метро с вопросом о вакцинации. Всех привитых она назвала «дураками»
Блогера из Петербурга будут судить за видео с фейками о коронавирусе. Он утверждал, что применение вакцины приводит к смерти
Семь тысяч россиян пожаловались на нежелательные реакции после вакцинации от коронавируса. Это 0,018 % от общего числа вакцинированных
«Биокад» начал выпускать в Петербурге «Спутник Лайт». Компания обещает произвести столько вакцины, сколько закажет Минздрав
Почему после вакцинации от коронавируса могут не выработаться антитела? А что, если их мало?
Коллеги «Бумаги»
Как протест против ввоза мусора из Москвы пробудил в ярославцах интерес к экологическим проблемам
Как «Независимая ассоциация врачей» отговаривает россиян прививаться
У противников вакцинации появилось два новых аргумента против прививок
Гид по пригородам Петербурга
Прогулки с видом на реку, 100-летняя ГЭС и краеведческий музей в доме инженера — приезжайте в Волхов
В Петяярви — маршрут для долгой бодрой прогулки и идеальные места для пикников. Осмотрите заброшенную финскую ГЭС с водопадом и лесные озера
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
Подкасты «Бумаги»
Безумный автостоп по Балканам и Дагестану — обсуждаем вдохновляющие и опасные истории о путешествиях в одиночку 😎
Зачем общаться с хейтерами и что делать, если вам пишут тысячи оскорблений в соцсетях? В подкасте «Все мы медиа» говорим про хейтерские атаки 😡
Представьте: вы стали мемом. Что делать, если вы знамениты из-за шуток в интернете, — обсуждаем в подкасте «Все мы медиа»
Как человекоподобных роботов используют в медицине, сфере услуг и секс-индустрии? Слушайте в подкасте Science Bar Hopping
Мемы, фейки и диджитал-этикет — слушайте в новом подкасте «Все мы медиа» 🤳

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.