25 июня 2021

В Колтушах — новая выставка сайнс-арта «Школа Павлова». Художники озвучили семейный обед ученого, нанесли его цитаты на сервиз и создали оперу про заседание Академии наук

В музее физиолога Ивана Павлова в Колтушах открыли новую выставку «Школа Павлова» от создателей проекта «Новая антропология». Современные художники дополнили исторические предметы и интерьеры Старой лаборатории видео-артом и инсталляциями.

Так, на веранде можно увидеть сервиз с цитатами ученого, в кабинете транслируют видео с его выступлением, рядом с велосипедом Павлова показывают 30-минутный фильм, а еще одну комнату посвятили космической медицине.

«Бумага» осмотрела экспозицию и поговорила с ее создателями. Читайте, как художники озвучили хронику семейного обеда Павловых, какие видео показывают в гостиной с помощью винтажной радиолы и чему посвящена опера, которую можно услышать в музее.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.

Фото: Сергей Феофанов / «Бумага»

Адрес: cело Павлово, ул. Быкова, д. 36В

Время работы: по предварительной записи

Билет: 250 рублей

Ссылка: pavlov-koltushi.ru

Что можно увидеть на выставке?

Новая выставка работает на втором этаже белого здания Старой лаборатории, где раньше был мемориальный музей Ивана Павлова. Там можно было осмотреть личные комнаты ученого, застекленную веранду, а также сохранившуюся с советских времен бесшумную камеру, в которой изучали условные рефлексы.

Многие помещения на втором этаже не использовались в экспозиционных целях, а сам музей смотрелся несколько старомодно: особенно на контрасте с сайнс-артом — этажом ниже находится уже известная гостям научного городка «Новая антропология». Пространство решили обновить — Фонд президентских грантов выделил на реэкспозицию 7 миллионов рублей. Приглашенные художники не только задействовали не используемые ранее помещения, но и «оживили» действующие комнаты инсталляциями и видео-артом. При этом мемориальные функции пространства сохранились: Ивану Павлову по-прежнему посвящено несколько залов.

Как и «Новая антропология», «Школа Павлова» рассчитана на посещение в составе экскурсий: у гостей, например, есть определенный маршрут, который позволяет наиболее полно понять логику экспозиции. Осмотр начинается с веранды, на которой Иван Павлов любил отдыхать и проводить время с домочадцами. Там находится иммерсивная инсталляция Людмилы Беловой: художница воссоздала атмосферу семейного обеда того времени. В центре комнаты — стол с чайным сервизом, рядом с ним можно увидеть портрет ученого, написанный Михаилом Нестеровым. А на стену повесили экран, на котором в замедленном режиме показывают сохранившуюся запись семейного обеда Павловых — хроника была беззвучной, поэтому Белова самостоятельно озвучила эту сцену. Для этого она нашла актера, голос которого напоминал тембр ученого.

Продолжает экскурсию бывший кабинет физиолога. Его оформление изменили: на стенах поклеили темные обои, а исторические предметы на столе закрыли прозрачными цилиндрами. Здесь же можно найти архивные документы и групповой портрет Ивана Павлова с сотрудниками — похожие изображения руководителей института есть и в других комнатах, они символизируют коллективность любой научной работы. Видеоинтервенцию для кабинета подготовила Марина Алексеева: в дальнем конце комнаты установили сохранившуюся кафедру, на фоне которой показывают видео с фрагментами выступления Ивана Павлова на международном конгрессе физиологов.

Остальные комнаты рассказывают уже не о самом ученом, а о его учениках и последователях. Например, в гостиной можно увидеть видеомэппинг о жизни колтушского научного городка в разные эпохи, а в бывшей спальне внучек Ивана Павлова создали пространство, посвященное академику Леону Орбели — второму директору Института физиологии и защитнику советской генетики. При Орбели учреждение стало заниматься новыми научными проблемами, поэтому в помещении выставили инсталляцию Сергея Денисова «Ризома павловской науки», иллюстрирующую основные направления физиологии.

Всего «Школа Павлова» включает в себя десять различных пространств, посвященных разным людям и феноменам: например, космической медицине и академику Владимиру Черниговскому. Еще в одной комнате — история Колтушского антропоидника: там можно увидеть архивные фотографии, таблицу с именами всех шимпанзе, живших здесь, а также различное лабораторное оборудование.

Во всех этих помещениях исторические экспонаты (научная аппаратура, архивные фото, дневники и документы) соседствуют с работами современных ученых: к примеру, в бесшумной камере можно услышать звуки, которые транслировали собакам во время опытов. А окна декорировали витражами с информацией об экспериментах, которые там проводились.

Людмила Филаретова
директор Института физиологии имени Павлова

— Современное технологическое искусство усилило историческую правду. Мы говорим не только об Иване Петровиче Павлове, но и о его школе, о его учениках. Мы говорим о его научном наследии.

Чем интересна экспозиция?

«Школа Павлова» демонстрирует посетителям технологическое искусство, но обращается к более конкретным темам, чем «Новая антропология». В работах на первом этаже художники исследовали физиологию как таковую: например, медиахудожник Евгений Стрелков перевел в звуковой формат видеозапись лабораторной колонии дрозофилов. Второй этаж посвящен непосредственно Институту физиологии — авторы рассказывают здесь об истории этого учреждения. Несмотря на разные задачи, проекты многое связывает, что и неудивительно: над «Школой Павлова» работала та же команда во главе с куратором Ириной Актугановой.

Выставки объединяет также обилие интерактивных элементов: во многих комнатах установили ящики с разными документами, в коридоре можно найти карту Колтушей от Евгения Стрелкова и Дмитрия Хазана. На взаимодействие с посетителями рассчитан и объект филолога Павла Арсеньева, показывающий связь физиологии и филологии, — гости могут нажимать на кнопки и получать различные сюжеты.

Большая инсталляция в гостиной посвящена ненаучной истории института. Рядом с живописными полотнами вывесили рамки, на которые транслируют архивные видеозаписи, снятые в Колтушах в XX веке. Видеомэппинг охватывает несколько эпох с 1940-х по 1990-е годы, показом управляют с винтажной радиолы. Видео транслируют и на некоторые предметы: например, на салфетку или папку с личным делом. Трансляцию сопровождает звук — Игорь Поцукайло подобрал свой аудиоряд к каждой эпохе, а над видео работали Марина Алексеева и Юрий Элик.

Еще одно важное свойство новой экспозиции — продуманная архитектура. Осмотр выставки начинается с Ивана Павлова и заканчивается им же. В боковом помещении на втором этаже открыли еще один зал, посвященный двум хобби ученого: садоводству и игре в городки. Увидеть там можно не только принадлежавший Павлову велосипед и зеленую рассаду у окна, но и произведения современных художников — к примеру, 30-минутный видео-арт «Река жизни. Практические занятия по обретению жизни без поводка». В этой работе художники вместе с собакой изобретают собственные фигуры для городков.

У двери в эту комнату висит табличка с цитатой Павлова. «Не знаю — где я был бы более счастлив: занимаясь ли крестьянским трудом и получая от него постоянное наслаждение, или теперь в роли ученого, получая наслаждение лишь в некоторые моменты». Завершает экспозицию зеленый арт-объект «Индикатор среды У4» Ивана Карпова и Даниила Коронкевича. Авторы пересадили в горшки старые растения и теперь изучают их.

Почему это нужно увидеть?

Новый проект в Музее Павлова помещает исследования физиологов в культурный контекст и наглядно показывает: мемориальный музей ученого может быть современным и нескучным. Все интервенции в исторические интерьеры осуществили максимально бережно: в музее по-прежнему много подлинной мебели и других старинных предметов. Даже темные обои для кабинета и гостиной воссоздали на основе исторических обоев павловских времен.

Уже на улице, справа от входа в Старую лабораторию, установили скульптуру Дмитрия и Елены Каварга «Павловское вещество», а еще в музее можно послушать оперу «Павловская сессия». Постановка скульптора Павла Игнатьева и композитора Дмитрия Шубина посвящена знаменитому заседанию Академии наук СССР, в ходе которого некоторые советские физиологи обвинили Леона Орбели и других ученых в «отклонении от учения Ивана Павлова». Оперу включают по сеансам, ее общая продолжительность — около 40 минут.

К открытию «Школы Павлова» приурочили большую образовательную программу. Создатели экспозиции получили очередной президентский грант, финансирование пойдет на создание в Колтушах лаборатории технологического искусства — ее резидентами и кураторами стали художники из екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки».

Ирина Актуганова
куратор проекта «Школа Павлова»

— Наша лаборатория будет базой для подготовки художников в области art & science: чтобы они могли здесь повышать свою квалификацию. Это место, где технологические художники смогут обучаться и делать свои проекты.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Три факта о выставке

  • Над «Школой Павлова» работали больше 20 авторов, в том числе художники, занимавшиеся созданием прошлого сайнс-арт-проекта.
  • Веранда с инсталляцией Людмилы Беловой находится прямо над другой ее работой — сайт-специфик-инсталляцией «Ожидалка», сделанной для «Новой антропологии».
  • В рамках подготовки новой выставки в некоторых помещениях сделали ремонт — например, на веранде отреставрировали потолок и пол. Работы проходили под контролем специалистов из КГИОП.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Что еще почитать по теме?

«Бумага» публиковала материал о подготовке проекта «Школа Павлова». Подробная информация об истории Института физиологии имени Павлова представлена по ссылке, а здесь можно почитать про другой петербургский музей ученого на Васильевском острове.

О феномене сайнс-арта и других известных проектах в этой области писали многие издания: «Собака.ru», N+1 и Colta.


«Бумага» рассказывала, как научный городок Павлова в Колтушах превратился в один из центров российского сайнс-арта. Также читайте список самых любопытных петербургских выставок июня.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Выставка копий. Как в «Севкабеле» появились «работы Бэнкси» и связаны ли они с уличным художником
Вы знали, что в бывшей кирхе в Приморске работает музей? Вот что там можно увидеть
Съездите на Разлив — посмотрите макет  шалаша Ленина и побродите между списанных памятников вождю
Идея на выходные: осмотрите народный музей дачного быта в особняке Прибыткова под Гатчиной
Съездите в «Пенаты» — мемориальный музей Ильи Репина с красивым парком на побережье Финского залива
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
ФАС и инициативная группа матерей мобилизованных потребовали вывода войск из Украины
«ВКонтакте» заблокировал группу «Совета матерей и жен»
«Важные истории»: к лету на войне в Украине могут погибнуть 100 тысяч мобилизованных. Кремль планирует заменить их срочниками
В России создадут единый реестр с данными военнообязанных
«Фонтанка»: в Петербурге мобилизованные не могли получить отсрочку от призыва из-за специальной директивы
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
«Только на открытии много народа было». Репортаж «Бумаги» из «ЧВК Вагнер Центра» — он пустует спустя три недели работы
«Нельзя учить под дулом пистолета». Учительница финского из Петербурга — об уходе из школы из-за пропаганды
«Коммерсантъ»: «закон Яровой» предлагают распространить на компьютерные игры
DOXA, «Ковчег» и 150 россиян предложили наказать за «антироссийскую деятельность» и экстремизм
Правительство утвердило новую плашку «иноагентов». Теперь маркировка будет начинаться с «настоящего материала»
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
«Только на открытии много народа было». Репортаж «Бумаги» из «ЧВК Вагнер Центра» — он пустует спустя три недели работы
Власти Петербурга хотят заместить поток туристов из Европы и Китая гражданами Ирана и Индии
Завод Nissan в Петербурге перешел в государственную собственность
Банк «Санкт-Петербург» в 10 раз повысил минимальную сумму SWIFT-переводов в долларах
«РИА»: Петербург не попал в десятку регионов с самыми высокими зарплатами
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.