25 июня 2021

В Колтушах — новая выставка сайнс-арта «Школа Павлова». Художники озвучили семейный обед ученого, нанесли его цитаты на сервиз и создали оперу про заседание Академии наук

В музее физиолога Ивана Павлова в Колтушах открыли новую выставку «Школа Павлова» от создателей проекта «Новая антропология». Современные художники дополнили исторические предметы и интерьеры Старой лаборатории видео-артом и инсталляциями.

Так, на веранде можно увидеть сервиз с цитатами ученого, в кабинете транслируют видео с его выступлением, рядом с велосипедом Павлова показывают 30-минутный фильм, а еще одну комнату посвятили космической медицине.

«Бумага» осмотрела экспозицию и поговорила с ее создателями. Читайте, как художники озвучили хронику семейного обеда Павловых, какие видео показывают в гостиной с помощью винтажной радиолы и чему посвящена опера, которую можно услышать в музее.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.

Фото: Сергей Феофанов / «Бумага»

Адрес: cело Павлово, ул. Быкова, д. 36В

Время работы: по предварительной записи

Билет: 250 рублей

Ссылка: pavlov-koltushi.ru

Что можно увидеть на выставке?

Новая выставка работает на втором этаже белого здания Старой лаборатории, где раньше был мемориальный музей Ивана Павлова. Там можно было осмотреть личные комнаты ученого, застекленную веранду, а также сохранившуюся с советских времен бесшумную камеру, в которой изучали условные рефлексы.

Многие помещения на втором этаже не использовались в экспозиционных целях, а сам музей смотрелся несколько старомодно: особенно на контрасте с сайнс-артом — этажом ниже находится уже известная гостям научного городка «Новая антропология». Пространство решили обновить — Фонд президентских грантов выделил на реэкспозицию 7 миллионов рублей. Приглашенные художники не только задействовали не используемые ранее помещения, но и «оживили» действующие комнаты инсталляциями и видео-артом. При этом мемориальные функции пространства сохранились: Ивану Павлову по-прежнему посвящено несколько залов.

Как и «Новая антропология», «Школа Павлова» рассчитана на посещение в составе экскурсий: у гостей, например, есть определенный маршрут, который позволяет наиболее полно понять логику экспозиции. Осмотр начинается с веранды, на которой Иван Павлов любил отдыхать и проводить время с домочадцами. Там находится иммерсивная инсталляция Людмилы Беловой: художница воссоздала атмосферу семейного обеда того времени. В центре комнаты — стол с чайным сервизом, рядом с ним можно увидеть портрет ученого, написанный Михаилом Нестеровым. А на стену повесили экран, на котором в замедленном режиме показывают сохранившуюся запись семейного обеда Павловых — хроника была беззвучной, поэтому Белова самостоятельно озвучила эту сцену. Для этого она нашла актера, голос которого напоминал тембр ученого.

Продолжает экскурсию бывший кабинет физиолога. Его оформление изменили: на стенах поклеили темные обои, а исторические предметы на столе закрыли прозрачными цилиндрами. Здесь же можно найти архивные документы и групповой портрет Ивана Павлова с сотрудниками — похожие изображения руководителей института есть и в других комнатах, они символизируют коллективность любой научной работы. Видеоинтервенцию для кабинета подготовила Марина Алексеева: в дальнем конце комнаты установили сохранившуюся кафедру, на фоне которой показывают видео с фрагментами выступления Ивана Павлова на международном конгрессе физиологов.

Остальные комнаты рассказывают уже не о самом ученом, а о его учениках и последователях. Например, в гостиной можно увидеть видеомэппинг о жизни колтушского научного городка в разные эпохи, а в бывшей спальне внучек Ивана Павлова создали пространство, посвященное академику Леону Орбели — второму директору Института физиологии и защитнику советской генетики. При Орбели учреждение стало заниматься новыми научными проблемами, поэтому в помещении выставили инсталляцию Сергея Денисова «Ризома павловской науки», иллюстрирующую основные направления физиологии.

Всего «Школа Павлова» включает в себя десять различных пространств, посвященных разным людям и феноменам: например, космической медицине и академику Владимиру Черниговскому. Еще в одной комнате — история Колтушского антропоидника: там можно увидеть архивные фотографии, таблицу с именами всех шимпанзе, живших здесь, а также различное лабораторное оборудование.

Во всех этих помещениях исторические экспонаты (научная аппаратура, архивные фото, дневники и документы) соседствуют с работами современных ученых: к примеру, в бесшумной камере можно услышать звуки, которые транслировали собакам во время опытов. А окна декорировали витражами с информацией об экспериментах, которые там проводились.

Людмила Филаретова
директор Института физиологии имени Павлова

— Современное технологическое искусство усилило историческую правду. Мы говорим не только об Иване Петровиче Павлове, но и о его школе, о его учениках. Мы говорим о его научном наследии.

Чем интересна экспозиция?

«Школа Павлова» демонстрирует посетителям технологическое искусство, но обращается к более конкретным темам, чем «Новая антропология». В работах на первом этаже художники исследовали физиологию как таковую: например, медиахудожник Евгений Стрелков перевел в звуковой формат видеозапись лабораторной колонии дрозофилов. Второй этаж посвящен непосредственно Институту физиологии — авторы рассказывают здесь об истории этого учреждения. Несмотря на разные задачи, проекты многое связывает, что и неудивительно: над «Школой Павлова» работала та же команда во главе с куратором Ириной Актугановой.

Выставки объединяет также обилие интерактивных элементов: во многих комнатах установили ящики с разными документами, в коридоре можно найти карту Колтушей от Евгения Стрелкова и Дмитрия Хазана. На взаимодействие с посетителями рассчитан и объект филолога Павла Арсеньева, показывающий связь физиологии и филологии, — гости могут нажимать на кнопки и получать различные сюжеты.

Большая инсталляция в гостиной посвящена ненаучной истории института. Рядом с живописными полотнами вывесили рамки, на которые транслируют архивные видеозаписи, снятые в Колтушах в XX веке. Видеомэппинг охватывает несколько эпох с 1940-х по 1990-е годы, показом управляют с винтажной радиолы. Видео транслируют и на некоторые предметы: например, на салфетку или папку с личным делом. Трансляцию сопровождает звук — Игорь Поцукайло подобрал свой аудиоряд к каждой эпохе, а над видео работали Марина Алексеева и Юрий Элик.

Еще одно важное свойство новой экспозиции — продуманная архитектура. Осмотр выставки начинается с Ивана Павлова и заканчивается им же. В боковом помещении на втором этаже открыли еще один зал, посвященный двум хобби ученого: садоводству и игре в городки. Увидеть там можно не только принадлежавший Павлову велосипед и зеленую рассаду у окна, но и произведения современных художников — к примеру, 30-минутный видео-арт «Река жизни. Практические занятия по обретению жизни без поводка». В этой работе художники вместе с собакой изобретают собственные фигуры для городков.

У двери в эту комнату висит табличка с цитатой Павлова. «Не знаю — где я был бы более счастлив: занимаясь ли крестьянским трудом и получая от него постоянное наслаждение, или теперь в роли ученого, получая наслаждение лишь в некоторые моменты». Завершает экспозицию зеленый арт-объект «Индикатор среды У4» Ивана Карпова и Даниила Коронкевича. Авторы пересадили в горшки старые растения и теперь изучают их.

Почему это нужно увидеть?

Новый проект в Музее Павлова помещает исследования физиологов в культурный контекст и наглядно показывает: мемориальный музей ученого может быть современным и нескучным. Все интервенции в исторические интерьеры осуществили максимально бережно: в музее по-прежнему много подлинной мебели и других старинных предметов. Даже темные обои для кабинета и гостиной воссоздали на основе исторических обоев павловских времен.

Уже на улице, справа от входа в Старую лабораторию, установили скульптуру Дмитрия и Елены Каварга «Павловское вещество», а еще в музее можно послушать оперу «Павловская сессия». Постановка скульптора Павла Игнатьева и композитора Дмитрия Шубина посвящена знаменитому заседанию Академии наук СССР, в ходе которого некоторые советские физиологи обвинили Леона Орбели и других ученых в «отклонении от учения Ивана Павлова». Оперу включают по сеансам, ее общая продолжительность — около 40 минут.

К открытию «Школы Павлова» приурочили большую образовательную программу. Создатели экспозиции получили очередной президентский грант, финансирование пойдет на создание в Колтушах лаборатории технологического искусства — ее резидентами и кураторами стали художники из екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки».

Ирина Актуганова
куратор проекта «Школа Павлова»

— Наша лаборатория будет базой для подготовки художников в области art & science: чтобы они могли здесь повышать свою квалификацию. Это место, где технологические художники смогут обучаться и делать свои проекты.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Три факта о выставке

  • Над «Школой Павлова» работали больше 20 авторов, в том числе художники, занимавшиеся созданием прошлого сайнс-арт-проекта.
  • Веранда с инсталляцией Людмилы Беловой находится прямо над другой ее работой — сайт-специфик-инсталляцией «Ожидалка», сделанной для «Новой антропологии».
  • В рамках подготовки новой выставки в некоторых помещениях сделали ремонт — например, на веранде отреставрировали потолок и пол. Работы проходили под контролем специалистов из КГИОП.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Что еще почитать по теме?

«Бумага» публиковала материал о подготовке проекта «Школа Павлова». Подробная информация об истории Института физиологии имени Павлова представлена по ссылке, а здесь можно почитать про другой петербургский музей ученого на Васильевском острове.

О феномене сайнс-арта и других известных проектах в этой области писали многие издания: «Собака.ru», N+1 и Colta.


«Бумага» рассказывала, как научный городок Павлова в Колтушах превратился в один из центров российского сайнс-арта. Также читайте список самых любопытных петербургских выставок июня.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
РПЦ предложила поправки в закон о передаче святынь из музеев. Почему именно сейчас и что об этом известно?
4 петербургские выставки современного искусства. Спросили у их авторов, каким может быть искусство в кризисные времена
Петербургская художница провела в Сортавале трехдневную выставку об исчезающем карельском языке. Она рассказала нам о проекте
После 24 февраля художник Родион Китаев создал «черную» серию картин. Посмотрите, как выглядят его работы с выставки в 3120 Gallery
«В 5 лет меня пугали домовым, в 35 — участковым». Посмотрите на работу Максима Имы в «Третьем месте»
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
«Боль в животе, тошнота, рвота, диарея — каждый день». Последнее слово Саши Скочиленко из суда, где отклонили жалобу на ее заключение в СИЗО
«Я сяду и, скорее всего, умру в колонии за свободу слова». Главное из интервью Саши Скочиленко «Север.Реалиям»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Военные действия России в Украине
«Не можете найти стабильную и надежную работу? Тогда вам к нам». Как и зачем Петербург и Ленобласть создают именные подразделения для войны в Украине
Восстанавливать Мариуполь будут компании, связанные с Петербургом. Владельцы одной из них арестованы по делу о растрате
Сотрудников «Силовых машин» в Петербурге отправляют на сборы. Они будут ремонтировать военную технику
В Крыму произошло несколько взрывов. Один человек погиб, среди пострадавших — ребенок
Компания-застройщик в Петербурге отказалась от названия «Миръ». Это слово «приобрело дополнительные значения»
Экономический кризис — 2022
«Ночлежка» рассказала, что потеряла 12 % частных пожертвований в начале войны. Но ситуацию удалось стабилизировать 🙌
«Пока сможем работать, мы будем работать». «Ночлежка» — о том, как помогает бездомным во время войны и что будет дальше
На Петроградской стороне снова заработали магазины COS и &Other Stories. Показываем фото
Как в Петербурге показывают голливудские новинки, если студии ушли из России? Откуда у кинотеатров копии «Тора» и «Миньонов»? Разбор «Бумаги»
Психотерапевт, образование, рестораны — на чем еще экономят читатели «Бумаги»? Результаты исследования
Давление на свободу слова
В Петербурге отменили лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой, которая выступает против войны в Украине. Обновлено
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
«Медуза» рассказала, какие методички по освещению войны получили пропагандистские СМИ от Кремля
Как наказывают за протест в России-2022? Объясняем, что вам грозит за пост, общение в чате, пикет или стрит-арт
«Мы», обесценивание и высмеивание — как пропаганда влияет на язык и эмоции? Отвечает социолингвист
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.