21 декабря 2021

Почему петербуржцам не нравится, как город украшают к Новому году? Три главные проблемы и как их решают власти

Каждый год в Петербурге заканчивается одинаково: горожане жалуются на новогоднее оформление улиц и сравнивают его с Москвой.

Власти пытаются исправить ситуацию — на Дворцовой второй раз устанавливают живую ель, на Невском впервые за семь лет повесили новые украшения, доработали ярмарку на Манежной площади. А еще опубликовали рекомендации для оформления улиц в едином стиле.

«Бумага» рассказывает, какие недостатки есть у праздничного оформления в Петербурге, удастся ли их устранить в этом году и изменит ли ситуацию брендбук.

Почему петербуржцы жалуются на украшение улиц к Новому году

У новогоднего оформления Петербурга есть три главных недостатка, о которых говорят опрошенные «Бумагой» эксперты — дизайнеры, художники и урбанисты, а также сами горожане. Это нехватка украшений, их несовременность и редкое обновление.

Нехватка украшений

«Подачка какая-то», «скудость убранства бросается в глаза» — так петербуржцы описывали новогоднее украшение центральных улиц в декабре 2018 года. За три последующих года в город пришли масштабные изменения — живая ель на Дворцовой площади, ярмарка на Манежной и новое оформление мостов. Но, судя по соцсетям, для горожан декора всё еще недостаточно. «Как провинция, явно не Москва», — пишут в группе Смольного во «ВКонтакте».

Аналитик и эксперт Центра прикладной урбанистики Ирина Бартенева считает, что петербуржцы, если не своими глазами, то на фото, видят, как обстоят дела в богато украшенной Москве и пограничной Европе, и хотят так же.

Ирина Бартенева
эксперт Центра прикладной урбанистики

— Большая часть города, особенно спальные районы, зимой практически никак не украшаются. И тут важно акцентировать внимание на том, что для Петербурга украшения и подсветка наиболее актуальны, учитывая короткий световой день до пяти часов, который депрессивно влияет на настроение людей, опуская всякие неприятности последних двух лет [COVID-19].

Разумеется, бюджеты Москвы и Петербурга значительно отличаются. Для сравнения, в допандемийном 2019-м столичные власти потратили на праздничное оформление 561 миллион рублей (а полностью на организацию Нового года — почти миллиард), Петербург — 337 миллионов.

А вот в 2020-м расходы значительно сократили из-за COVID-19. По открытым данным, Москва потратила даже меньше Петербурга — 135 миллионов против 230. Какой будет разница в 2021-м, пока не ясно, поскольку данные о расходах в Москве еще не публиковались.

Сколько тратят на оформление Петербурга и Москвы к Новому году

ГодПетербургМосква
2018315 миллионов322 миллиона
2019337 миллионов561 миллион
2020230 миллионовпримерно 135 миллионов
2021480 миллионовпока нет данных

Украшения используют из года в год

Петербуржцы также недовольны, что праздничную иллюминацию на улицах используют несколько лет подряд — даже если она выходит из строя. Один из примеров — украшения на Невском проспекте, которые висели с 2015 по 2021 год и иногда гасли. В комитете по печати проблему тогда объясняли высокой влажностью.

Ирина Бартенева из Центра прикладной урбанистики отмечает, что часть горожан готова мириться с тем, что улицы несколько лет подряд оформляют одинаково, — потому что это экономит бюджет.

Оформление несовременно

«Бумага» попросила членов Клуба друзей рассказать, чего не хватает новогоднему оформлению Петербурга. Большинство читателей считают: стиля («человеческих украшений, а не безумия нулевых за миллиарды», уюта, вкуса и современных решений).

При этом некоторые проекты горожане всё же хвалят — например, живую ель на Дворцовой, украшенную в ретростиле, Новую Голландию, Никольские ряды и «Севкабель Порт». При этом часть объектов в списке — бизнес, а не городские институции.

Эксперты тоже считают, что новогоднее оформление Петербурга в какой-то степени устарело. По словам художницы Алины Корытовой, которая работала над дизайном ярмарки на Манежной площади, причина кроется в нежелании Смольного экспериментировать и приглашать к обсуждению молодых специалистов.

Как власти готовились к Новому году и что на это влияет

Смольный, похоже, признал, что новогоднее оформление Петербурга устарело. Не успел город отметить Новый год — 2021, как власти начали планировать следующее празднование. Первая встреча рабочей группы по поручению губернатора Александра Беглова прошла еще в марте.

Подготовку начали так рано якобы в надежде вернуть в город туристов, писала «Фонтанка». Однако причины, по которым город пересмотрел подход к украшению города, конечно, могут быть и в другом.

Из-за пандемии прошлый Новый год в Петербурге прошел с ограничениями — несколько дней были закрыты все кафе и рестораны, а также музеи и театры. Жителей других городов попросили не приезжать в Петербург на каникулы — что они и сделали.

В Российском союзе туриндустрии тогда заявили, что новогодние туры в Петербург аннулировали до 90 % клиентов. А в Федерации рестораторов и отельеров подсчитали, что общепит потерял до 80 % выручки, по сравнению с тем же периодом 2020 года. Торговые центры, кинотеатры, салоны красоты и другой бизнес также заявляли о финансовых проблемах.

На рабочей встрече в марте чиновники действительно говорили, что в конце 2021-го сделают акцент на туристических маршрутах в центре Петербурга, но это направление оказалось не единственным. Например, Смольный решил украсить отдаленные от центра районы (петербуржцы неоднократно жаловались на нехватку украшений на периферии) и заменить часть иллюминации, которая использовалась несколько лет подряд. Для этих целей комитет по печати запросил дополнительные 369 миллионов рублей.

«Бумага» спросила Бориса Пиотровского, ожидает ли Петербург туристов на Новый год. Вице-губернатор уклонился от прямого ответа, но заявил, что для города важно отметить праздник безопасно. По этой причине с 27 декабря заселиться в местные гостиницы можно будет только по QR-коду или ПЦР-тесту. С этой же даты вводятся QR-коды для кафе, ресторанов и другого общепита.

В пользу «туристической» версии смены концепции украшения говорит и то, что Смольный сначала отменил круглосуточную работу общественного транспорта в Новый год — чтобы избежать массового скопления людей в центре Петербурга, но затем изменил мнение.

Общественный омбудсмен по туризму и индустрии гостеприимства в Петербурге Ирина Семенова говорит, что новогодних бронирований в этом году больше, чем в прошлом. «Мы увидели более сильное привлечение туристов из Иркутска, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, чего не было раньше», — отмечает Семенова.

При этом финального плана по новогодним ограничениям в Петербурге нет.

Как в городе попытались исправить ситуацию

Смольный в этом году обратил внимание на проблемы, о которых говорили петербуржцы — от старых украшений до забытых периферий. Проблемы обещают частично решить.

Дворцовая площадь

На Дворцовой площади установили новогоднюю ель. Как и в прошлом году, горожане выбрали живое дерево — оно обошлось примерно в 5,5 миллиона рублей. Сейчас ель полностью украсили, а после праздников из нее, предположительно, сделают часы и передадут в качестве подарков в детские дома.

Помимо этого, Дворцовую украсили небольшими живыми елями, светящимися скульптурами и фотозоной в виде гигантского торшера. Планировалось, что с 1 по 16 января там будет работать ледовый городок, но проект отменился, рассказали «Бумаге» в комитете по культуре.

Невский проспект

На Невском проспекте впервые за семь лет поменяли праздничную иллюминацию. Там появились украшения в виде имперских корон — в честь 350-летия со дня рождения Петра I. Согласно данным портала госзакупок, оформление обошлось Петербургу в 27 миллионов рублей.

Старые фигуры в стиле «Зимний сад» отправят на реконструкцию. «В течение года будет осуществлен ремонт и в новом 2022–2023 году мы сможем применить эти украшения на одном из проспектов», — рассказал глава комитета по печати Владимир Рябовол.

Ярмарка на Манежной

Третий год подряд главная рождественская ярмарка проходит на Манежной площади и прилегающих улицах. По подсчетам «Бумаги», на организацию потратили более 50 миллионов рублей. Планировалось, что 21 миллион уйдет на декоративное и световое оформление, другие крупные расходы — охрана и обеспечение бесперебойного энергоснабжения.

По словам Александра Ситова, главы комитета по промышленной политике, в этом году на Манежной появились «инновации», которые власти не смогли внедрить в 2020-м. Например, торговые ряды, стилизованные под средневековый городок. К выбору продавцов обещали подойти более тщательно — у каждого должны быть уникальные товары и оформление лавки. До этого петербуржцы жаловались на ассортимент.

Расширилась зона общественного питания — на Кленовой улице организовали зону фудтраков с «едальнями» (так в документах Смольного называют высокие столики, украшенные куполом). Среди других новых объектов — гигантские скульптуры в виде торта и воздушного шара, на которые потратили 6 миллионов рублей. Ярмарка также затронет Певческий мост.

Туристические маршруты

Центральные улицы Петербурга украсили по-новому, чтобы у горожан появились дополнительные маршруты для прогулок — помимо Дворцовой и Манежной.

В акватории Крюкова канала и Мойки установили световые инсталляции в виде елок, на Большой Конюшенной поставили световую арку. На оформление Мойки потратили более 18 миллионов рублей. А на набережной канала Грибоедова от Банковского моста до Конюшенной площади установили световую композицию «Северное сияние» за 19 миллионов — похожая инсталляция годом ранее появилась над Дворцовым мостом.

Невский проспект. Фото: Ирина Иванова / «Культура Петербурга»
Невский проспект. Фото: Ирина Иванова / «Культура Петербурга»

Новые катки

На Елагином острове 22 декабря открывается большой платный каток с искусственным льдом. При этом с 9 до 11 утра там можно покататься бесплатно, а последующие часы работы поделят на сеансы ― стоимость билета составит от 200 до 400 рублей в зависимости от дня недели. Точный режим работы катка можно узнать здесь.

На оформление катка на Елагином потратили около 16 миллионов рублей. Там установили искусственную ель высотой 14 метров, украшенную игрушками в виде коньков, варежек и Дедов Морозов. Растущие рядом деревья украсили светящимися звездами — похожее оформление можно увидеть на Исаакиевской площади.

Еще один новый каток запустят на Конюшенной площади. Помимо сеансов катания посетителей ждут показы сказок в исполнении артистов Детского ледового театра. Стоимость будет известна к концу декабря.

Спальные районы

В Смольном пообещали, что новое оформление за пределами центра в этом году получат Светлановский проспект, Выборгская набережная, Тихорецкий проспект, улицы Типанова, Ленина, Коллонтай, а также проспект Славы. Пока что власти не опубликовали фотоотчет. В комитете по печати «Бумаге» порекомендовали обратиться в городской центр рекламы и праздничного оформления, но там не удалось получить оперативный комментарий о том, завершено ли украшение улиц.

Как украшение города хотят менять с помощью брендбука

В ноябре 2021 года Смольный выпустил брендбук для единого оформления Петербурга к Новому году, который посвятил 350-летию со дня рождения Петра I. Концепт объединил «символизм европейского Рождества и имперского стиля петровского периода». Предполагается, что горожане могут скачать документ и в соответствии с ним украсить фасады и двери своих кафе, ресторанов и магазинов.

Для создании брендбука власти привлекали сторонних специалистов. Один из них — бренд-дизайнер Дмитрий Терехов, участник Клуба друзей «Бумаги». Он занимался айдентикой — в частности подбором шрифтовых групп и цветов, а также разработкой логотипа и концептом плакатов с маскотами.

Дмитрий Терехов
бренд-дизайнер, один из создателей брендбука

— Брендбук, по сути, стал финальной вехой работы по обновлению новогоднего декора Петербурга, объединил все идеи в одно руководство.

В брендбуке, например, просят использовать уличные украшения в стиле «Щелкунчика», «Двенадцати месяцев» или «Снежной Королевы» и отказаться от чрезмерно яркой подсветки, «дождиков» и бумажных конструкций. Среди других рекомендаций — украшение входных групп еловыми ветвями.

В конце ноября — начале декабря «Бумага» связалась с несколькими петербургскими компаниями и выяснила, что тогда часть из них не слышала про брендбук. Другие отметили, что знают про документ, однако закупили новогодние украшения задолго до его выхода.

«Любое украшение заведений — это большая трата средств и, конечно, времени. Мы закупили украшения задолго до того, как администрация выпустила свои рекомендации», — рассказали «Бумаге» в Ginza Project. При этом в компании отметили, что внимательно изучили брендбук и выяснили, что часть приобретенных элементов совпадает с рекомендациями.

В «Галерее» говорят, что документ был опубликован в разгар ноябрьского локдауна, когда торговые центры были озабочены введением QR-кодов, а не новогодним оформлением. Там будут использовать украшения, закупленные два года назад.

А в «Севкабель Порту» похвалили брендбук, но отметили, что рекомендации в документе слишком общие и подойдут «любому городу на земле». «У себя на площадке мы всегда придерживаемся классического подхода, который во многом совпадает с документом. Но и стремимся привнести собственные наработки. В следующем году часть инсталляций будет посвящена в том числе мечтам Петра о море, кораблях и традициям города на Неве», — рассказал «Бумаге» куратор проекта Алексей Онацко.

По словам дизайнера Дмитрия Терехова, работа по брендбуку велась оперативно, но объем работы был большой — и выйти раньше ноября документ не мог. Сейчас брендбук — это скорее рекомендация на следующий год.

Дмитрий Терехов
бренд-дизайнер, один из создателей брендбука

— Мы понимали, что большинство компаний уже купили украшения в прошлом году или еще раньше. Поэтому брендбук, скорее, станет предупреждением на следующий год: такой норматив существует, он будет улучшаться и приобретет более значимую силу. Было бы очень хорошо пойти по московскому сценарию, дабы упростить жизнь предпринимателям — оформлять локации без согласования, если они подпадают под нормы брендбука, но пока это на уровне обсуждений.

Получилось ли изменить оформление Петербурга в этом году

Удастся ли Смольному реализовать всё задуманное, пока не ясно. Результат будет виден в самом конце декабря, когда полностью завершится украшение Невского проспекта, Дворцовой площади и отдаленных районов.

Бренд-дизайнер Дмитрий Терехов считает, что планы на Новый год — 2022 (оформление площадей и улиц, новые катки и ярмарки) реализуются. «Задуманное удастся, это точно — ведь всё прописано в документах, а тут уже никуда не деться», — говорит специалист. По его словам, летом 2022 года Смольный будет делать анонсы по новому брендбуку, чтобы бизнес мог опираться на документ при закупке декора на новый год.

Ранее вице-губернатор Борис Пиотровский отмечал, что город будет меняться поэтапно. «С каждым годом всё больше и больше, и через какое-то время всё будет в едином стиле», — отмечал он.

Однако опрошенные «Бумагой» эксперты говорят о проблемах, с которыми может столкнуться Смольный. Так, по мнению Ирины Бартеневой из Центра прикладной урбанистики, брендбук малоинформативен для непрофессионалов — она предлагает распространить его среди горожан и развернуть масштабную дискуссию об эстетике зимнего Петербурга. А художница Алина Корытова, которая придумывала оформление ярмарки на Манежной, считает, что у Петербурга, несмотря на создание брендбука, всё еще нет стратегического плана по украшения города.

Развернутые ответы можете присылать на почту.

Над материалом работали:

Автор текста — Анастасия Рожкова, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Владислава Петрова, визуальный продюсер — Мария Слепкова.

Что еще почитать:

  • Что не так с уборкой снега в Петербурге? Пять главных причин
  • Центр Петербурга разрушается. Что происходит со зданиями и почему в упадке виноваты не только власти, но и мы с вами.

Фото на обложке: Александр Демьянчук / ТАСС

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Батарею Паукера на форте «Константин» планируют восстановить до 2029 года
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.