В конце марта американский музей Гетти предложил людям, скучающим в самоизоляции, воссоздавать дома произведения искусства. Петербурженка Елизавета Юхнёва придумала собственный челлендж: в течение 30 дней она копировала известные картины и выкладывала фотографии в соцсети. Среди ее работ — фото по мотивам «Девушки перед зеркалом» Тициана и «Царевны Софьи» Репина.
«Бумага» поговорила с Елизаветой о том, сложно ли воссоздавать картины с помощью подручных вещей и чему она научилась во время челленджа.
— Музей Гетти в США запустил челлендж по воссозданию произведений искусства в домашних условиях. Мне кажется, это развлечение отлично подходит для большой семьи, которая вместе будет готовить реквизит, снимать, а потом получит на память фотографии. Я самоизолируюсь одна, поэтому решила делать портреты. Я училась на искусствоведа, так что любовь к прекрасному у меня в крови.
Я поняла, что одну-две работы мне сделать не так интересно. А вот выкладывать каждый день по реплике в течение, например, 30 дней — интересно, да и дисциплинирует. Сегодня последний день моего собственного челленджа. И, честно говоря, останавливаться мне не хочется.
Картины я выбираю по-разному: одни сразу приходят в голову, а какие-то я ищу в альбомах из семейной библиотеки, в интернете. Когда вижу картину, то почти сразу понимаю, мое это или нет. Мне кажется, что все они неслучайны.

На воссоздание картины уходит от получаса до трех. Больше всего времени я потратила на «Прекрасную Ферроньеру» Леонардо да Винчи и «Девушку перед зеркалом» Тициана. Там непростые макияж и прическа, требовалось много реквизита. Но самое главное — поймать то самое выражение лица. За что мы любим «Мону Лизу», например? Именно за особое, неуловимое выражение лица. Чтобы его передать, требуется сделать огромное количество дублей.
В качестве реквизита я стараюсь подобрать вещи, которые выглядят максимально похоже. Что только я ни использовала и как ни ухищрялась. Например, есть снимок, где мою голову украшает шишка с дерева вместо гребня. Иногда приходится некоторые предметы использовать совсем не по назначению.

Все фотографии я делаю на свой телефон, в фотошопе не обрабатываю, только иногда делаю цветокоррекцию. За месяц челленджа я узнала много нового о технической стороне процесса — например, научилась управлять телефоном голосом и выяснила, что если ему помахать или показать ладонь, то он будет фотографировать.
Еще за это время я научилась делать грим — не профессиональный, а из того, что есть в каждой косметичке. Смотрю на картину и пытаюсь тени, цвета отобразить на своем лице. Ничего специального я не изучала, но в начале марта ради любопытства посмотрела онлайн-урок по театральному гриму. Там я делала грим «Черная Лебедь» себе сама.
Я занимаюсь этим, потому что мне очень интересно. Главное в создании работ для меня — это соответствие первоисточнику. Я стараюсь сделать всё максимально близко к оригиналу, хотя беру картины разных типажей. Очень немногие героини произведений похожи на меня анатомически. Эти перевоплощения как раз и манят: побыть в разных обличиях, прочувствовать различные эмоции.
Например, беру «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена: у нее очень высокий лоб, практически отсутствуют брови. Свои густые брови стараюсь замазать тональным кремом, припудрить, чтобы их не было заметно. Линию роста волос постаралась нивелировать, присыпав мукой. Я стараюсь максимально приблизить свое лицо к лицу модели, а также передать дух и настроение картины.
Реакции на мои работы бывают разными: кто-то считает блажью, а кто-то дает неимоверное количество поддержки и любви. Вторых, признаюсь, большинство. Мне писали несколько человек, что моя реплика картины Репина «Царевна Софья» помогла взглянуть на нее и ее судьбу по-новому. Меня находят люди и издания из разных городов России и мира. Например, мои работы показали по японскому телевидению, а еще я участвую в съемках двух документальных фильмов о творчестве во время самоизоляции.