9 сентября 2020

Откуда в Петербурге столько электросамокатов? Они врезаются в пешеходов? И почему аренда такая дорогая?

К сентябрю на улицах Петербурга появилось более 4 тысяч электросамокатов, которые можно за несколько минут арендовать в мобильном приложении. Горожане хвалят их за удобство, при этом появляется всё больше сообщений об авариях. Самокаты разгоняются до 25 километров в час, но законодательно всё еще приравнены к пешеходам.
«Бумага» отвечает на главные вопросы о новом любимом транспорте петербуржцев: какие сервисы работают в городе и чем они отличаются, где лучше всего кататься и разрешено ли выезжать на проезжую часть.

Когда в Петербурге стало так много электросамокатов?

Электросамокаты в Москве стали популярными еще летом 2018 года. В Петербурге первый кикшеринг — то есть сервис аренды электросамокатов — запустился лишь в июле 2019-го. Это был ToGo с парком в 45 самокатов (сейчас он в городе недоступен). Для сравнения, в Москве к этому времени работало уже пять кикшерингов.
В августе 2019-го в Петербурге запустился сервис Whoosh, ставший одним из самых популярных в городе. В Whoosh говорят, что в их парке — более 2 тысяч электросамокатов.
В период пандемии коронавируса, с апреля по сентябрь, в Петербург пришли сразу четыре кикшеринга: Molnia, Urent, Red Wheels и Bolt. В их парках в совокупности более 2,5 тысячи электросамокатов.
К лету 2020 года электросамокаты появились и в городских станциях по прокату, которые ранее в основном специализировались на велосипедах. Это «Покатушкин» на Гражданском проспекте, «ВелоДрайв» на Савушкина, Энгельса и в ТРК «Континент», Jet Set Sport в Приморском парке Победы и Samokat.city у метро «Горьковская». Также электросамокаты можно найти в точках RentGo, GPGarage и «Самокат СПб».

А какой сервис дешевле и в чем разница?

Кикшеринги предлагают разные тарифы, в зависимости от чего меняется стоимость поездки. Большинство позиционируется как «транспорт последней мили», на котором можно быстрее доехать до метро или не идти пешком до офиса.
В Whoosh нужно заплатить 50 рублей за старт, далее тариф составит 5, 7 или 9 рублей за минуту (он меняется в зависимости от спроса, но не во время поездки). Можно купить страховку — 35 рублей за одну поездку. Все самокаты Whoosh едут со скоростью 25 километров в час.
Стоимость аренды в Molnia составляет 4, 6 и 8 рублей за минуту в зависимости от скорости электросамоката (ограничения до 15, 20 и 25 километров в час соответственно). За старт нужно заплатить 45 рублей. В сервисе можно также выбрать тариф, где стоимость рассчитывается по пробегу: например, поездка со скоростью до 15 км/ч будет стоить 20 рублей за один пройденный километр плюс 1 рубль за минуту.
В Red Wheels похожая тарифная сетка с разделением самокатов по скоростям. За старт платить не нужно, но большинство тарифов выше, чем в Molnia: например, за час на самом быстром электросамокате придется заплатить 399 рублей (вместо 355 рублей в Molnia).
Доступ к электросамокату Bolt стоит 30 рублей, затем необходимо платить 7 рублей за минуту пользования. После 45 минут аренды стоимость снижается до 5 рублей в минуту. Электросамокаты Bolt разгоняются до 25 километров в час.
В Urent за старт нужно заплатить 50 рублей, далее при минимальном спросе минута поездки обойдется в 5 рублей. Все самокаты разгоняются до 17 километров в час.

А что если я хочу арендовать самокат надолго? Он быстро разряжается?

В среднем максимального заряда батареи на электросамокатах, которые можно арендовать с помощью приложения, хватает на 30–60 километров. Некоторые электросамокаты отключаются, когда заряд опускается до 10 %, — их нужно отнести к точке подзарядки и связаться со службой поддержки, чтобы завершить поездку.
Samokat.city предлагает аренду электросамокатов сроком до двух недель. Если пользоваться самокатом постоянно, устройство тоже придется заряжать, — но зарядку дадут в комплекте.

Почему вообще электросамокаты столько стоят?

Почасовая аренда электросамоката в основном дороже аренды велосипеда, роликов и гироскутера. При высоком спросе поминутная аренда некоторых моделей может быть даже дороже каршеринга.
Как «Бумаге» объяснил гендиректор сервиса Molnia Андрей Синьковский, у бизнеса в этой сфере высокая себестоимость.
— Количество эксплуатационных расходов [в кикшеринге] крайне высокое. Это связано с тем, что самокаты необходимо обслуживать и что отношение к прокатной технике у большинства пользователей и вообще в русском менталитете не как к своей, — рассказывает Синьковский.
В пресс-службе Whoosh говорят, что деньги в том числе уходят на ремонт, мытье, дезинфекцию самокатов, а также развитие сервиса: например, оборудование парковок.

Аренда электросамокатов работает круглый год?

Нет. Например, в 2019 году Whoosh завершил сезон аренды электросамокатов в конце ноября, а возобновил его в начале весны.

Электросамокаты так быстро ездят! Они врезаются в людей?

Некоторые модели электросамокатов могут развивать скорость до 100 километров в час. На самокатах, которые сдают в аренду, стоят ограничители, — но они тоже попадают в аварии.
В августе 2020-го в Петербурге впервые оштрафовали пользователя электросамоката, который на большой скорости наехал на девушку на пешеходном переходе. Пострадавшую госпитализировали с травмами средней степени тяжести. Самокатчика обязали заплатить 155 тысяч рублей в качестве возмещения физического и морального ущерба.
В паблике «ДТП и ЧП» с 2019 года рассказывали об авариях с участием электросамокатов: они наезжали на пешеходов и врезались в автомобили. В течение года опубликованы десятки постов о таких ДТП. Известно и о серьезных авариях: по данным 78.ru, у сбитой в мае электросамокатом петербургской первоклассницы диагностировали разрыв селезенки, ушибы головы и грудной клетки.
В ЦПКиО имени Кирова даже обсуждают запрет электросамокатов и велосипедов из-за множества случаев наезда на посетителей и белок. «Нам действительно не хочется ущемлять ничьи интересы, но фактически нам приходится принимать решения исходя из здравого смысла безопасности пешеходов и белок», — написали представители парка. Окончательное решение еще не принято.
В Whoosh говорят, что аварии на электросамокатах чаще всего случаются из-за нарушения ПДД и невнимательности. «Тяжелых травм, в том числе от столкновения с автомобилем, — единицы (поэтому спешиваться на пешеходном переходе очень важно!), падений с синяками и ссадинами — порядка двух десятков, разбитых телефонов примерно столько же», — отметили в пресс-службе сервиса.
При этом в России до сих пор нет принятого на законодательном уровне определения электросамоката. Из-за этого в общей статистике аварии с ними учитываются как аварии с пешеходами, говорит «Бумаге» депутат Закса Алексей Цивилев, который участвует в разработке правил, регулирующих использование электросамокатов.

Электросамокатам вообще разрешено выезжать на тротуары? Можно кататься в дождь?

Так как ГИБДД всё еще относит владельцев электросамокатов к пешеходам, им запрещено выезжать на проезжую полосу. Поэтому, согласно ПДД, электросамокаты могут ездить по тротуарам и обочинам.
Гендиректор Molnia Андрей Синьковский в разговоре с «Бумагой» выделяет два основных правила для пользования электросамокатами:
1. пешеходы всегда имеют преимущество перед электрическими самокатами, независимо от дорожной ситуации;
2. нужно ездить «динамично» лишь на широких и открытых участках, а на оживленных местах снижать скорость.
Сервисы кикшеринга советуют надевать при движении шлем, а по тротуару ездить со скоростью не более 10 километров в час. Не рекомендуется преодолевать преграды выше 3 сантиметров. Во время дождей просят не разгоняться на скользких покрытиях и не заезжать в лужи глубже 1 сантиметра.

А где безопаснее всего кататься в Петербурге?

Опрошенные «Бумагой» эксперты советуют кататься на электросамокатах на велосипедных дорожках. Чаще всего рекомендуют велодорожки на набережной Фонтанки и на Крестовском острове.
Как объясняет депутат Алексей Цивилев, для безопасного использования электросамоката желательна оборудованная велодорожка, отгороженная от проезжей части. Таких дорожек, по его словам, больше всего в Приморском районе Петербурга, где, по данным издания «Трушеринг», сосредоточено большинство электросамокатов.

Как власти хотят регулировать использование электросамокатов?

Министерство транспорта России с осени 2017 года разрабатывает поправки, включающие в ПДД электротранспорт. В октябре 2019-го министерство впервые опубликовало проект правил движения для электросамокатов, а также сигвеев, моноколес, гироскутеров, скейтов, роликовых коньков и прочих подобных устройств.
Минтранс предлагает определить электросамокаты и другие устройства, «предназначенные для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека», как «средство индивидуальной мобильности» (СИМ).
В ПДД планируется прописать, что СИМ обязаны передвигаться по велодорожкам, а если их нет, то по тротуарам, — но со скоростью не более 20 километров в час. В некоторых случаях пользователи электросамокатов смогут выезжать на проезжую часть, держась как можно правее, — как сейчас велосипедисты.
Депутат Законодательного собрания Петербурга от «Единой России» Алексей Цивилев хочет запретить передвигаться на СИМ вне городов, где разрешена скорость более 60 километров в час, а также законодательно ограничить возраст пользования электросамокатами 16 годами (сейчас их можно купить с 14 лет). Депутат также предлагал обязать самокатчиков перед поездкой надевать светоотражающие жилеты.
Цивилев рассказал «Бумаге», что пока его корректировки не включают в законопроект, но и другие регулирующие использование электросамокатов правила в ПДД не появляются. По словам депутата, так как ПДД — это подзаконный акт, поправки об электросамокатах должно одобрить и принять правительство. Когда это произойдет, пока неизвестно.
В Monlia и Whoosh положительно оценивают проект поправок к ПДД, разработанный в Минтрансе. Гендиректор Molnia называет самокаты, которые разгоняются до 100 километров в час, «машинами для самоубийства».
Фото на обложке: Алексей Зотов / ТАСС
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гид
Куда отправиться в районе Английского проспекта? Местная жительница советует выпить кофе в цветочном и найти тайный сад
Куда отправиться в районе метро «Чернышевская»? Главред «Бумаги» советует послушать лекцию о поэзии и съесть сосиску в тесте на берегу Невы
Шесть парков и заказников под Петербургом для прогулок в локдаун
Прогулки с видом на реку, 100-летняя ГЭС и краеведческий музей в доме инженера — приезжайте в Волхов
«Птицы похожи на арт-критиков»: петербургский художник установил на Каменном острове кормушку с картинами. Вот что хотел сказать автор 🕊️
Петербургский бизнес
«Мы хотим стать важной частью культурной среды». Как семья петербуржцев эмигрировала в Стамбул и открыла там книжный
«Все уже запуганы». Узнали, что чиновники из Петербурга думают о военных действиях, Беглове и своем будущем
В барах на Рубинштейна — обыски. Рестораторов подозревают в мошенничестве
Forbes: петербургская компания «2 Берега» может купить «Кухню на районе»
Fazer ищет покупателей на российский бизнес. Три фабрики финского холдинга находятся в Петербурге
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
В Петербурге полиция меняет протоколы протестовавших против мобилизации. Так их можно привлечь к ответственности в 2023-м
Суд в Петербурге отклонил апелляцию мобилизованного, который требовал АГС и отказывался брать в руки оружие. Его увезли обратно в часть в Каменку
Зачем публиковать антивоенные петиции, если обычно они не работают? Отвечает «ФАС»
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Могут ли меня признать иноагентом? Что добавили к запретам и кто в зоне риска? Ответы
Минюст опубликовал единый реестр «иноагентов»
«Всегда будем с вами — в наушниках, динамиках и сердце». Петербургская группа «Увула» объявила о своем роспуске
Петербуржца задержали на «Удельной» из-за фразы «Слава Украине!»
Генпрокуратура подготовила законопроект со списком нарушений, которые позволяют закрыть СМИ
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
На заводе Toyota в Петербурге прошла масштабная проверка. С чем она может быть связана?
«Новая газета. Европа»: у России не хватит денег на войну в Украине
ТАСС: на месте магазинов H&M откроются точки российских брендов
Родственники мобилизованных столкнулись с отказами в предоставлении кредитных каникул, пишет «Коммерсантъ»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.