«Бумага» выбрала одиннадцать новых выставок августа, на которые стоит обратить внимание, и рассказывает о них — в порядке открытия. Читайте о графике художников с ментальными особенностями, скульптурных портретах бездомных людей, фотографиях итальянских мастеров и ретроспективе импрессиониста Игоря Грабаря.
Продолжают работу и некоторые экспозиции, открытые ранее. Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.
Квартирная выставка австрийских и российских художников
Еvdokimov Gallery — галерея современного искусства в квартире дома на Кирочной улице, основанная экс-куратором Anna Nova Gallery Николаем Евдокимовым. В конце июля там открыли новую поп-ап-выставку с работами венской группы Art Kolkhoz и произведениями российских художников. Этим летом участники Art Kolkhoz приняли участие в российско-австрийской экспозиции, которая проходила в Казани. Проект посвятили культурному обмену в условиях коронавирусных ограничений, в столице Татарстана показали работы более чем 30 художников из двух стран. Петербуржцы могут увидеть сокращенную версию той выставки: в квартиру на Кирочной привезли произведения 14 авторов.
Выставка финалистов арт-конкурса Nova Art
В «Севкабель Порту» показывают работы финалистов конкурса Nova Art, организованного галереей Anna Nova и фондом «Александр». В финал вышли больше десяти авторов: Анна Мартыненко, группа «Ффррббрр» и другие художники, которые получат гранты на персональные выставки, исследовательские поездки и участие в арт-резиденциях. На территории «Севкабель Порта» можно увидеть миниатюры работ: скульптуру из найденных на пасеке артефактов, видео о мифическом чудовище и другие. Тема выставки — новая экологическая идентичность. Стиль экспозиции разработали дизайнеры из Faro-studio: двенадцать работ разделены перегородками и дверными проемами, напоминающими USB-порты.
Скульптурные портреты подопечных «Ночлежки»
Новую уличную выставку Музея Анны Ахматовой создали совместно с благотворительной организацией «Ночлежка». В саду Фонтанного дома выставили девять скульптурных портретов бездомных петербуржцев, созданных Вероникой Бернард и ее друзьями-скульпторами. Ко всем объектам прикрепили короткие заметки о героях — авторы познакомились с жильцами приюта «Ночлежки» и узнали их истории. Экспозиция должна показать лица оказавшихся в беде людей. «[Это] повод увидеть, что перед нами обычные люди, которые не заслуживают осуждения и изгнания», — говорят организаторы.
Проект в честь 30-летия ленинградской арт-группы
Арт-группу «Крепость» сформировали неофициальные ленинградские художники, которые в конце 80-х были разнорабочими в Петропавловской крепости. Первая выставка художественного объединения прошла там же, в 1991 году, и с тех пор работы участников «Крепости» неоднократно выставлялись в филиалах Музея истории Санкт-Петербурга. В арт-группу входили художники разных направлений, многие из которых уже умерли или покинули Петербург. Несмотря на это, для выставки в Музее петербургского авангарда собрали более 120 произведений: портреты, натюрморты, пейзажи, сюжетные и абстрактные композиции. Многие из этих работ посвящены Петропавловской крепости.
Диалог молодых художников в MYTH Gallery
В MYTH на улице Чайковского представили совместную выставку двух молодых петербургских художников: Алины Кугуш и Александра Веревкина. До участия в проекте INTERVAL они не были знакомы друг с другом, направления их творчества тоже отличаются: Алина работает с видеоанимацией, перформансом и графикой, Александр сосредоточен на фотопроектах и инсталляциях. В галерее выставили недавние фотосерии Веревкина, а также графику, видео и масштабную инсталляцию «Кунгуш». Таким образом хотели показать диалог двух разных авторов и назвали проект Vanishing point. Выставку организовали совместно с проектом поддержки современного искусства INTERVAL.
Картина Рафаэля Санти из Лувра в Эрмитаже
Выставка в Аполлоновом зале Малого Эрмитажа продолжает серию «Шедевры музеев мира», в рамках которой петербуржцам показывают знаменитые работы из музейных собраний других стран. Например, «Прекрасную садовницу» Рафаэля Санти из коллекции парижского Лувра. Картина написана в 1507–1508 годах на доске с использованием темперы и масляной краски. «Садовница» должна была оказаться в Петербурге еще в декабре 2020 года — чтобы стать частью масштабной выставки «Линия Рафаэля», но из-за пандемии добралась до Эрмитажа только сейчас.
Фотографии Италии
В центре «Росфото» показывают фотографии Италии, сделанные местными мастерами в разных регионах страны на протяжении 160 лет. Там можно увидеть снимки как классиков итальянской фотографии (например, братьев Алинари), так и современных авторов. Свыше 120 произведений от 75 фотографов разделили на три части: «Пейзаж», «Труды» и «Лица». Посетители увидят снимки северных и южных регионов, городов и сел, работы и отдыха итальянцев.
Русский импрессионист в корпусе Бенуа
Вслед за персональной выставкой Ивана Шишкина Русский музей открыл еще одну важную ретроспективу — русского импрессиониста Игоря Грабаря. Грабарь — автор многих искусствоведческих трудов, а наибольшую известность ему принесли пейзажи и натюрморты (хотя художник работал и в других жанрах — например, писал портреты). В корпусе Бенуа выставили больше 100 произведений Грабаря, созданных в период с 1880-х по 1950-е годы: портреты, пейзажи, натюрморты. Экспонаты взяты из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и частных собраний.
Эрмитажная экспозиция русского народного костюма
Новую экспозицию в эрмитажном реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» посвятили русскому народному костюму: там можно увидеть одежду, созданную в период с XVIII века по первые десятилетия двадцатого столетия. В залах РХЦ выставили больше 100 платьев, головных уборов, платков, шалей и других предметов гардероба, которые носили по всей России: от центральных до южных губерний. Особое внимание стоит обратить на маскарадные костюмы в русском стиле — к примеру, одеяния участников знаменитого костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце.
Выставка ленинградских графиков
Выставочный проект МИСП объединил работы двух известных ленинградских художников-графиков: Бориса Власова и Александра Сколозубова. Оба художника изображали людей в обыденных жизненных обстоятельствах: загорающих на пляже, велосипедистов на старте гонки, пассажиров вечерней электрички. Посетителям покажут больше 60 произведений, созданных в техниках цветной литографии, акварели и гуаши: от работ Власова 1950–1960-х годов до поздней графики Сколозубова, которая датируется 80–90-ми годами прошлого века.
Графика от «Новых городских художников»
«Новые городские художники» — проект Евгении Штиль и Стаса Багса, помогающий авторам с ментальными особенностями. Кураторы ищут авторов в психоневрологических интернатах и помогают им реализовать художественный талант. Выставки движения проходили на разных площадках, очередной проект запустят в конце августа в 3120 Gallery на улице Воскова. В галерее представят зины и графику от 30 художников. До открытия этого проекта в пространстве будет работать выставка графического дизайнера и граффитиста Ромы Amkie, вдохновленная философией Людвига Витгенштейна.
🎨 «Бумага» подробно рассказывала о важных летних выставочных проектах: «Школе Павлова» в Колтушах, экспозиции с работами Уорхола в «Севкабель Порту», выставке Шишкина в корпусе Бенуа и проекте Recycle Group в «Манеже».