К 500-й годовщине со дня смерти Леонардо да Винчи музей Польди-Пеццоли в Милане открыл выставку «Леонардо и „Мадонна Литта“». На экспозиции кроме картины «Мадонна Литта» представлено около 20 произведений работы Леонардо и его учеников из государственных и частных коллекций. Официальный спонсор проекта — банк ВТБ.
«Бумага» рассказывает, как «Мадонну Литта» готовили к перевозке, почему до сих пор идут споры об авторстве полотна, какое значение для Эрмитажа имеет показ в Милане и какая картина на время займет место работы Леонардо в петербургском музее.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» находится на выставке в миланском музее Польди-Пеццоли до 10 февраля 2020 года
В Милане 6 ноября открылась выставка «Леонардо и „Мадонна Литта“». Она рассказывает о первом миланском периоде жизни и творчества художника (1482–1499 годы), его мастерской и учениках. Всего в музее Польди-Пеццоли представлено около 20 произведений живописи и графики из музейных и частных коллекций, созданных да Винчи в последнее двадцатилетие XV века, когда он работал при дворе миланского герцога Людовико Cфорца. Выставка в Милане закрывает юбилейный год Леонардо да Винчи в Италии.
По словам директора Центра «Эрмитаж-Италия» Ирины Артемьевой, петербургский музей отдал произведение на миланскую выставку и не стал проводить собственную, потому что Леонардо исторически связан с двумя странами — он родился в Италии и умер во Франции.
— Как сказал наш директор [Михаил Пиотровский], это наша политика — вернуть в юбилейный год картину на родину, — рассказала «Бумаге» Ирина Артемьева.
Младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова напоминает, что в прошлом году в Эрмитаже прошла монографическая выставка произведений Пьеро делла Франческа, картины которого не представлены в российских музейных собраниях. Одно из произведений Эрмитажу предоставил музей Польди-Пеццоли: «Это такой обмен. Чтобы делать у нас хорошие выставки, мы должны также отвечать чем-то и другим музеям».
Кроме того, Ирина Артемьева объясняет, что выставку произведений Леонардо да Винчи чрезвычайно трудно организовать. Так, в Лувре до 24 февраля 2020 года проходит выставка работ Леонардо. В парижском музее выставлено более 160 произведений да Винчи, в том числе и «Мадонна Бенуа» из коллекции Эрмитажа.
Последняя большая выставка работ мастера прошла в 2011 году в Национальной галерее в Лондоне. Тогда в британской столице показали 9 из 15 сохранившихся картин художника. «Я не знаю, как Франции сейчас всё это удалось, — говорит Артемьева. — Но повторить лондонский показ уже невозможно».
На выставке в Милане «Мадонна Литта» находится в окружении работ учеников Леонардо
В музее Польди-Пеццоли кроме картины «Мадонна Литта» представлены работы Марко д’Оджоно, Пала Сфорцеска, Франческо Наполетано, а также произведение Джованни Антонио Больтраффио «Мадонна с цветком». Все эти авторы — ученики да Винчи. Именно в Милане стало складываться понятие «школа Леонардо», а Джованни Антонио Больтраффио, Марко д’Оджоно и Франческо Наполетано были первыми учениками мастера.
Им и другим последователям Леонардо принадлежат многочисленные подражания, копии и интерпретации «Мадонны Литта». В том числе из-за этого в искусствоведческой среде до сих пор идут споры об авторстве произведения. Так, британский исследователь творчества да Винчи Мартин Кемп считает, что картина основана на эскизе мастера, а написал ее его ученик Джованни Антонио Больтраффио. Однако, по словам Ирины Артемьевой, в ходе исследований выяснилось, что вся картина выполнена рукой одного художника и не имеет никаких примет того, что в ее создании участвовали два автора.
— Более того, эта работа настолько высокого художественного уровня, что, конечно, ни один из учеников Леонардо до такой высоты никогда не поднимался, — объясняет искусствовед. — Это совершенно очевидно и это стало очевидно в том числе и на выставке, которая открылась в Милане. Там эту картину окружают работы учеников и ни одна из них даже не приближается к мастерству исполнения «Мадонны Литта».
Чтобы отправить картину на выставку в Италию, ее осмотрели реставраторы. Для перевозки «Мадонны Литта» был создан специальный ящик
Решение о том, может ли картина отправиться на выставку в другую страну, принимают реставраторы. Как объясняет Ирина Артемьева, после осмотра выносится заключение: может полотно перемещаться или оно не должно никогда покидать свой зал.
Если реставраторы дают добро, следующий этап — подготовка ящика с системой климат-контроля. В Эрмитаже «Мадонна Литта» содержится при особой влажности и температуре — в витрине настроена система стабилизации климата. Важно, чтобы эти условия соблюдались и при перевозке.
Параллельно с технической частью идет сбор документов. Чтобы вывезти картину на выставку, необходимо получить разрешение от министерства культуры и оформить страховку.
— Страхуется картина «от гвоздя до гвоздя»: то есть от момента, когда она упаковывается в музее, до момента, когда она возвращается на свое место, — объясняет Ирина Артемьева.
Итальянский Il giornale dell’Arte пишет, что в Милан «Мадонна Литта» была доставлена на самолете в ящике, оснащенном стабилизаторами влажности, а из аэропорта ее везли на специальном грузовике.
После доставки в миланский музей картина несколько дней находилась на обязательной акклиматизации, после чего 4 ноября ящик с «Мадонной Литта» вскрыли.
— Когда открывали ящик и доставали картину, то все специалисты, Пьетро Марани (куратор экспозиции — прим. «Бумаги») в первую очередь, они, конечно, осмотрели ее специальной лупой, через увеличительное стекло всё близко рассматривали, бегали сравнивали c Бальтраффио, — рассказывает Зоя Купцова. — Всё равно, конечно, уровень совершенно особый. Это видно. Очень хорошо, что выставка организована именно таким образом, потому что сразу видна эта разница».
Спонсором выставки «Леонардо и „Мадонна Литта“» в Милане стал банк ВТБ
Банки регулярно поддерживают проведение выставок. Так, одним из спонсоров выставки Пьеро делла Франческа в Эрмитаже была итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo.
— Мы рады, что теперь и российские банки принимают такое участие, — говорит Ирина Артемьева. — Потому что выставки — предприятие очень затратное, стоят они очень дорого и, как правило, не окупаются. А выставки такого масштаба обычно убыточны.
По словам советника президента — председателя правления банка ВТБ Наталии Германовой, поддержка выставки эрмитажной картины в Милане — не первый случай, когда банк участвует в организации музейных обменов. В 2019 году ВТБ поддержал открытие экспозиции «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. А в 2020 году в рамках сотрудничества банка с Пушкинским музеем откроется масштабная выставка картин, доставленных в Москву из Музея Каподимонте в Неаполе.
Эрмитаж также покинула «Мадонна Бенуа». На месте шедевров Леонардо в петербургском музее временно выставляют «Мадонну делла Лоджиа» Боттичелли
Вместе с картиной «Мадонна Литта» из Эрмитажа также увезли «Мадонну Бенуа» — она временно экспонируется в Лувре. В парижском музее ее можно увидеть до 24 февраля.
Вместо произведений да Винчи до 16 февраля 2020 года экспонируются картина Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» и ранее не выставлявшаяся икона. Эта выставка организована в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Картину, созданную в 1467 году, Эрмитажу предоставила флорентийская галерея Уффици.
Вместе с картиной Боттичелли в зале Леонардо Эрмитаж впервые показывает поствизантийскую древнерусскую икону второй половины XVI века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Это произведение из коллекции петербургского музея до этого никогда не выставлялось.
«Мадонна Литта» покидает Эрмитаж в шестой раз. На родине в Милане ее последний раз выставляли 29 лет назад
Произведение покидало Эрмитаж шесть раз: в 1962 году картину выставляли в Париже и в Москве, в 1990-м — в Мадриде и Милане, в 2003-м и 2004-м — в Риме и Венеции, в 2011-м — в Лондоне. Теперь картину снова показывают в Милане.
Произведение Леонардо попало в коллекцию Эрмитажа в 1865 году. Тогда миланский герцог Антонио Литта продал петербургскому музею четыре полотна за 100 тысяч франков. Среди них было и произведение «Мадонна, кормящая младенца», которое стало известно во всем мире как «Мадонна Литта».
В том же году картину отреставрировали: перенесли с дерева на холст. Это было необходимо, так как доска начала ссыхаться. По словам Зои Купцовой, с тех пор картина больше не реставрировалась.
— Были только профилактические и консервационные меры. Где-то с лаком поработать, если он прожух, где-то с тонировкой, если она стала заметна, но такой серьезной реставрации, как расчистка, например, конечно, не было, — говорит сотрудница Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Не считая фресок, рисунков и набросков, всего в мире сохранилось 15 законченных картин Леонардо да Винчи. Пять из них хранятся в Лувре, три — в галерее Уффици, две — в петербургском Эрмитаже и по одной работе представлено в Старой Пинакотеке Мюнхена, Пинакотеке Амброзиана в Милане, Национальном музее в Кракове, а также в Лондонской и Вашингтонской национальных галереях.