7 августа 2020

«Легальность стрит-арта не делает его плохим». HoodGraff — о новой большой росписи на «Ленфильме» и росте культуры уличного искусства в Петербурге

Художники HoodGraff создали мурал на территории нового пространства KINO CORNER — оно откроется на «Ленфильме» 16 августа. В роспись площадью около 200 квадратных метров входят сцены фильмов, снятых на петербургской студии. Там изображены, например, профессор Преображенский, Шерлок Холмс, герои «Соломенной шляпки». Этот мурал — редкий случай, когда работа согласована с городом.

«Бумага» поговорила с продюсером проекта Артемом Буржем о новой росписи, легализации стрит-арта и его развитии в Петербурге и о том, как художники чуть не эмигрировали в США.


«Бумага» — информационный партнер пространства KINO CORNER


Артем Бурж
продюсер HoodGraff

О новой росписи в KINO CORNER

С куратором KINO CORNER Никитой Роговым и его командой мы познакомились несколько месяцев назад. Он предложил оформить пространство в стиле стрит-арт, и мы сразу согласились. У нас совпали идеология и взгляд на то, каким должен быть современный образ Петербурга.

Мы решили подготовить все за два месяца. Это хороший пример, каким может и должен быть подход к оформлению пространств.

Изначально эскиз был очень большой, его делал художник Игорь Van Gee. Там очень много персонажей из картин «Золотой коллекции» «Ленфильма». Мы создаем лишь небольшую часть, здесь работают и будут работать многие художники.

Нам — как портретистам в первую очередь — было несложно реализовать это. Мы взяли сцены из «Соломенной шляпки» и «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», изобразили Миронова, Гурченко, Ливанова, Соломина — все они сейчас размещены на фасаде. Шерлок курит трубку.

О легализации стрит-арта

Идея того, что стрит-арт должен быть нелегальным и протестным, — пережитки 90-х. Если единственная ценность арта в том, что он нелегален, это не искусство. Согласование работы означает, что она признана на городском уровне, что мы можем немного надломить эту систему — и в городе наконец присмотрятся к художникам, которых в Петербурге огромное количество.

Фото: Дарья Голубева

Я не считаю, что легальность стрит-арта делает его плохим или делает его не стрит-артом. Думаю, что и вандализм у нас останется, и нелегальные работы. Но для художников, которые не могут позволить себе оплату штрафов, или для тех, у кого нет времени на месяцы согласования, — для них должны быть площадки, где они смогут спокойно работать.

В последнее время у нас происходит отток художников за рубеж и в Москву. Мы сами, честно говоря, планировали уехать в Штаты в этом году, но из-за пандемии остались. И нам снова пророчат большое лобби [закона о легализации стрит-арта] в администрации и КГА.

Город мне небезразличен, поэтому пока мы здесь, будем пытаться доводить эту историю до конца. Я рад, что вижу рост культуры стрит-арта: считаю, что это признак развития культуры в городе в целом.

О развитии стрит-арта в Петербурге

Появляются новые персонажи. Особенно это заметно в последний год. Раньше я ни на кого особо внимания не обращал, но попытался собрать всех в одном месте, чтобы понять, насколько сообщество в Петербурге готово к объединению, готово найти какую-то общую цель. Та попытка провалилась: тогда немногие считали, что стрит-арт должен быть легальным. А сейчас я вижу гораздо больше осознанных художников, которые проявляют себя и хотят поменять эту ситуацию.

[Из современных стрит-арт-художников] я уважаю LU BLUE, Van Gee, «Явь». Меня удивляет, что среди новых имен появляется много девушек, потому что стрит-арт дело нелегкое — в дождь лазать по стремянкам. И я думаю, что еще больше художников в городе активизируется, когда они поймут, что им дают площадки для реализации.

Стала меняться и реакция на работы. Мне кажется, мы выбрали достаточно понятную форму: монохромный портретизм. И сейчас местные жители, когда видят художника, который только начал рисовать, не бегут к телефону, чтобы вызвать полицию. Они скорее подойдут и узнают, что он хочет сделать, какой у него посыл. Мне кажется, что общество готово к прорыву в этой сфере.

О последних работах и уничтожении стрит-арта

Работа «Засиделись» посвящалась конкретному человеку — главному архитектору города Владимиру Григорьеву. Он живет неактуальной картиной мира. Отрицать существование такого вида современного искусства [как стрит-арт], по-моему, глупо.

Фото: Дарья Голубева

В целом уничтожать работы, которые вызвали резонанс, на мой взгляд, неправильно. Если только у них нет привязки к контексту, ко времени: мы сами на следующий день уничтожили Зинаиду Тракторенко. Она была нарисована после того, как город закрасил прапорщика Задова и развесил там агитматериалы на тему предстоящих выборов. Это была сатира на тему выборов — и она потеряла свою актуальность на следующий день после них. Если работа неактуальна, то ее надо закрашивать. По другим критериям, мне кажется, оценивать невозможно.

Еще можно закрашивать, если работа в месте с хорошей проходимостью: неправильно отдавать его одной работе и одному художнику. В таких случаях можно обновлять работу каждый месяц — в Барселоне, например, такое практикуется.

Вообще, политический подтекст есть во многих наших работах, и мы планируем и дальше рисовать на те темы, которые нас интересуют. Если нас касается политика, то мы одной ногой ступим туда.


Подробнее о кластере KINO CORNER читайте здесь. «Бумага» также публиковала интервью с Артемем Буржем о знакомстве со Снуп Доггом и заказе на портрет Путина. Другие новости про стрит-арт ищите в этой рубрике.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Уличное искусство
Плакаты в лесу и выставки в квартирах. Чем это отличается от советского партизанского искусства
В «Исткабеле» открылась выставка уличного художника Миши Маркера «Хуйня». О чем она?
Барда Нельсона выселяют из подвала-мастерской, где он жил больше 10 лет. Художник уедет из Петербурга с псом, но кошку и ворону забрать не сможет
«Присвоить город себе обратно». В Петербурге появилось пространство с 350 работами художников «уличной волны». В чем его идея?
В Петербурге нет согласованных граффити — никто не подает заявки
Как меняется Петербург
Батарею Паукера на форте «Константин» планируют восстановить до 2029 года
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.