6 мая 2022

Как выживал петербургский бизнес во время Первой мировой войны? Вот цикл заметок «Петрополя»

Телеграм-канал «Петрополь», где публикуют заметки из дореволюционных газет и журналов, рассказывает о петербургском бизнесе во время Первой мировой войны. 

В цикле можно узнать, как рестораторы справлялись с дефицитом бельгийских устриц, каким способом китайские купцы обманывали российских коллег и почему малый бизнес Петербурга сильно невзлюбил кинематографистов.

«Бумага» пересказывает цикл. 

«Проблема устриц»

До осени 1914-го в Петербурге, как и во всей Европе, любили устрицы из бельгийского Остенде. Во время войны привезти их в город было невозможно. Однако рестораторы смогли доставить в Петербург черноморские устрицы.

Как пишет «Петрополь», столичное общество, сплоченное патриотическими настроениями, хотело поддержать отечественный продукт. Поставки из Крыма не могли полностью удовлетворить спрос, что привело к подорожанию устриц до двух рублей за десяток (против полутора рублей за десяток остендских устриц до войны).

Торговля с Азией

Из-за отсутствия товаров из Германии и многих других европейских стран петроградские предприниматели обратили внимание на Азию и стали торговать с Китаем.

Однако китайские фирмы получили плохую репутацию из-за постоянных «хитростей» купцов. Зачастую, пишет «Петрополь», получив задаток из России, китайская сторона телеграфировала в ответ, что ввиду изменения курса валют не может выполнить свои обязательства и требует прислать еще денег. О подобной ненадежности китайских дельцов рассказывали российские газеты.

Подорожание товаров и обвинения кинематографистов

Во время войны в Петербурге сильно подорожали некоторые категории продуктов и вещей. Петербургская пресса указывала, что причина роста цен — желание некоторых столичных торговцев заработать в условиях военного времени.

Сами владельцы петербургских магазинов во всем винили киноантрепренеров. Дело в том, что в военное время также случился кинематографический бум, а кинотеатры стали главным городским развлечением. Как только где-то освобождалось помещение, его занимал синематограф, предлагая тройную плату, пишет «Петрополь». Поэтому аренда дорожала, а домовладельцы хотели сдавать помещения именно кинематографистам.

Рост цен даже стал поводом для рекламных каламбуров. В 1916 году на Петроградке в лавке гробовщика заметили объявление: «Цены прежние».

«Конечно, при нынешних ценах похоронных принадлежностей и церемоний никто не хочет умирать, но едва ли [объявление] кого-нибудь соблазнит», — комментируют объявление в городской хронике «Петроградского листка».

Полностью цикл заметок можно прочитать здесь.

Что еще почитать:

  • Самовар-кофейник и ездящий стул. Краевед Алексей Шишкин — о том, как в Петербург приходил прогресс.
  • Что вы знаете о дореволюционном Петербурге? Ответьте на вопросы про водку, наводнения и театр.

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Хорошие новости
В Ботаническом саду заработал музей
Добрососедство Коломны организовало сбор лекарств для «Благотворительной больницы»
Собаководы Петроградского района устроили субботник. Они собрали 10 мешков собачьих фекалий
«Драматургия окраин». В Красносельском районе тоже есть добрососедское сообщество — участники составляют арт-карту юго-запада и проводят экскурсии
Книжечки, полочки и человечки. Посмотрите на миниатюру «Подписных изданий» — петербургская художница создала ее для украшения магазина
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.