2 ноября 2022

Что изменилось в школах Петербурга после 24 февраля: жалобы на пропаганду, переход на домашнее обучение и Z-акции

С начала полномасштабной войны в Украине российские власти взялись за регулирование гособразования. Некоторые педагоги пытались отстоять право не навязывать ученикам идеологию, но после вмешательства чиновников это прекратилось.

«Бумага» выяснила, что всё больше родителей забирают детей из государственных школ, а учителя часто жалуются на пропаганду и сборы денег на войну. Пока в одних петербургских школах проводят Z-акции, антивоенно настроенные педагоги меняют темы «Разговоров о важном», где должны рассказывать о политике.

Читайте, какие «патриотические» акции проводили в петербургских школах, чему посвящены «Разговоры о важном» и как еще изменилось государственное образование.

Фото: Питер против мобилизации/telegram

После начала полномасштабной войны учителя выступали против войны. Но государство усилило контроль

25 февраля российские педагоги создали петицию «Учителя против войны» — к 4 марта ее подписали 5 тысяч человек. «Вторжение на территорию Украины началось от имени российских граждан, но против нашей воли. Мы — учителя, и насилие противоречит самой сути нашей профессии. В пекле войны погибнут наши ученики», — говорилось в обращении.

Один из авторов петиции Илья Меньшиков рассказывал «Медузе», что после публикации открытое обращение быстро распространилось в чатах педагогов. По мнению авторов петиции, у людей была потребность высказаться и показать свою позицию.

Когда в России анонсировали закон об административной ответственности за «дискредитацию армии», авторы петиции скрыли имена подписавших ее, а позже и вовсе удалили обращение для безопасности подписантов. Об этом «Бумаге» рассказал глава профсоюза сотрудников образования «Альянс учителей» Даниил Кен.

Последние записи о петиции «Учителей против войны» появлялись в соцсетях в марте. Тогда Роскомнадзор запретил называть войну войной, от СМИ потребовали использовать только официальные источники информации, а позже ввели административное и уголовное наказание за распространение «фейков» о российской армии.

Сейчас в Петербурге нет подобных инициатив, говорит «Бумаге» глава «Альянса учителей» Даниил Кен. Это подтверждает учительница одной из петербургских школ. По их словам, единственная оставшаяся форма протеста педагогов — неиспользование методичек Минпросвещения.

После 24 февраля в школах стали чаще проводить «патриотические» акции. Вероятно, это инициативы конкретных учреждений и преподавателей

По закону об образовании учителям нельзя заниматься политической агитацией и навязывать школьникам какие-либо взгляды. Однако после 24 февраля многие забыли об этом требовании.

Что говорится в федеральном законе «Об образовании»?

«Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».

Какие акции проводили в петербургских школах:

  • В начале войны в лицее № 488 школьников с флагами России в руках выстроили в букву Z. Фотографии акции опубликовали 15 марта в группе учреждения во «ВКонтакте». В школе написали, что подростки «приняли участие в акции #ZaРоссию».
  • Летом, в августе, лицей участвовал в акции «Дети — детям». Школьники собирали книги, которые затем отправили ученикам из ДНР и ЛНР.
  • 19 октября в лицее № 488 снова провели патриотическую акцию — школьников попросили сделать открытки для мобилизованных. На одной из них написано: «Били фашистов в XX веке, разобьем и в XXI».
  • В октябре в школе № 541 Петербурга провели акцию «Письмо солдату» — ученики восьмого класса рисовали танки и буквы Z и писали о том, как они благодарны мобилизованным за «защиту Родины». В школе заявили, что дети с самого начала «специальной военной операции поддерживают наших солдат и офицеров».

Подобные мероприятия — инициативы конкретных школ, а не приказ вышестоящих ведомств, говорит «Бумаге» педагог из Петербурга и основатель института неформального образования Дима Зицер.

— Никаких методичек о том, как нужно общаться с детьми, не существует. Существуют методические материалы, которые только советуют, как нужно преподавать тот или иной предмет. Их выполнение остается на выбор директора школы. Никто не проверяет, используют их или нет, — заявил Зицер.

При этом в начале марта «Медиазона» публиковала текст, который якобы рассылали по российским школам перед уроком, посвященным началу нападения на Украину. Издание называло это методичкой о том, как учителям нужно рассказывать о «специальной военной операции», ее причинах и последствиях за антивоенные выступления.

Школьники и учителя, согласившиеся анонимно поговорить с «Бумагой», подтверждают, что участие в «патриотических» акциях — инициатива конкретной школы или даже конкретного педагога.

  • Ученица школы № 45 Приморского района рассказала, что о политике с ними открыто разговаривает только один преподаватель — учитель ОБЖ. По словам девушки, он обсуждает войну в Украине на каждом уроке. Но это не влияет на мнение школьников — в классе девушки, по ее словам, все не поддерживают действия российских войск.
  • В школе № 45 ученикам рассказывали о наказании за участие в митингах, говорит школьница. Однако, по словам ученицы, это не выглядело как запугивание — педагоги объясняли, что в России из-за административной статьи у человека может быть много проблем.
  • Ученица одной из школ Калининского района Петербурга поделилась, что после 24 февраля в учебном заведении все внеклассные мероприятия стали завязаны только на теме любви к родине и долга перед ней.
  • Учительница гимназии № 642 Василеостровского района рассказала, что в учебном заведении никого не заставляют проводить с детьми беседы о политике и не организуют патриотические мероприятия. «У меня адекватная школа и руководство. Нас только попросили не внушать детям свою позицию по поводу войны», — поделилась женщина.

Обсуждение политики сделали обязательным после введения «Разговоров о важном». Но некоторые педагоги посвящают эти уроки отвлеченным темам

С начала этого учебного года в школах проводят уроки «Разговоры о важном», посвященные «защите родины», традиционным семейным ценностям, российским ученым и писателям. Из-за этого некоторые называют уроки «пропагандистским проектом».

Обязателен ли предмет — всё еще вопрос.

  • 19 сентября Минпросвещения заявило, что школьники обязаны посещать «Разговоры о важном». В ведомстве уточнили, что занятие является обязательной частью образовательной программы.
  • На сайте «Разговоров о важном» указано, что они являются внеурочным занятием. Согласно закону об образовании, посещение таких занятий остается добровольным. Это же следует из требований СанПиН к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
  • В то же время есть письмо Минпросвещения об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности. Там написано, что внеурочная занятость входит в обязательную образовательную программу. При этом программа должна учитывать потребности учеников.

Фактически некоторые родители, которые написали отказ от посещения уроков, получают угрозы отчисления их детей. При этом часть учеников всё равно не посещают эти занятия — и продолжают обучение.

Темы занятий также разнятся: в разных школах детям рассказывают о разном, хотя темы уроков обозначены Минпросвещения.

Чему посвящают «Разговоры о важном»:

  • В одной из петербургских школ 24 октября перед уроком «Разговоры о важном» шестиклассникам рассказали о «референдумах» на оккупированных территориях Украины и о том, что их результаты «восстановили историческую справедливость».
  • 3 октября в одной из школ Петербурга в Приморском районе рассказали об аннексии территории Украины. Об этом «Бумаге» рассказали родители первоклассника.
  • 3 сентября в школе № 45 Приморского района на первом уроке в девятом классе поднималась тема успеха и успешных людей: учеников спрашивали, какими качествами обладает успешный человек. Учительница говорила о социальных лифтах, которые предоставляют проекты президентской платформы «Россия — страна возможностей».
  • Ученикам-первоклассникам школы Центрального района учителя рассказали о празднике 1 Сентября.

В некоторых школах еще до введения «Разговоров о важном» начали организовывать лекции о политике. В начале апреля для учеников старших классов нескольких школ Красногвардейского района Петербурга организовали встречу с руководителями патриотических клубов и бывшими военными Евгением Петерсом и Валерием Золотухиным. Мужчины рассказали подросткам о военных действиях в Украине.

Из-за происходящего некоторые родители отправляют детей в частные школы или выбирают семейное образование

После введения «Разговоров о важном» и многочисленных «патриотических» акций некоторые родители начали забирать детей из государственных школ. Как говорит «Бумаге» педагог Дима Зицер, сейчас сильно вырос спрос на обучение в частных школах и на семейное образование.

— Всё больше родителей выбирают семейное обучение, так как это самый простой и короткий путь из классической школы. Не во всех городах есть частные учебные заведения и не все могут позволить оплачивать образование именно в школе. Поэтому выбирают семейное обучение — оно доступнее, — добавил Зицер.

О росте числа учеников говорят и представители другой частной школы Петербурга, которые пожелали остаться анонимными.

— Некоторые родители откровенно говорят, что ушли из государственной школы из-за навязчивого «патриотического воспитания», — рассказали «Бумаге» в школе.

Число обучающихся на дому увеличивалось и до 2022 года. Данные министерства просвещения показывают, что с 2017 по 2021 год количество семей, выбравших домашнее обучение выросло на 27 %. Цифры на 2022–2023 учебный год опубликуют в январе следующего года.

Педагогов увольняют из-за высказываний о войне и украинских корней. В Петербурге известно об одном случае

На учителей давят не только власти, но и руководство школ. В некоторых регионах педагогов, по их словам, увольняют за антивоенную позицию, отказ проводить «патриотические» мероприятия и даже за упоминание своего происхождения. В Петербурге известно об одном подобном случае.

  • 25 марта в школу № 109 в Приморском районе Петербурга на урок труда пришли полицейские с автоматами. Они задержали преподавателя Геннадия Тычину и продержали в отделе 48 часов. В протоколе, по словам учителя, утверждалось, что он нецензурно выражался на улице, хотя задержали его в классе. В результате педагога отпустили, но уволили. По мнению Тычины — из-за того, что 1 марта он заявил охраннику, что гордится своим украинским происхождением. Официально причину увольнения не озвучивали. В августе Приморский районный суд обязал школу восстановить Геннадия Тычину на работе. Известно, что 23 августа, через 13 дней после вынесения решения суда, учителя так и не восстановили.

Увольнения, связанные с войной в Украине, были и в других регионах России.

  • В апреле учительницу английского языка из города Корсакова Сахалинской области Марину Дуброву уволили за антивоенную позицию. Об этом она сообщила «Сибирь.Реалии».В разговоре с учениками на перемене женщина сказала, что война — это ошибка. Дети без ее ведома записали эти слова на видео. Затем мать одной из школьниц подала заявление в полицию. Дуброву оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье о «дискредитации» российской армии, писали «Сибирь.Реалии».
  • В начале марта в Подмосковье педагога Александра Бобурова уволили из частной школы «Президент», где учатся дети чиновников и бизнесменов. Об этом мужчина сообщил «Медиазоне». В феврале он рассказал ученикам о начале войны и «под воздействием эмоций» сравнил Владимира Путина с Адольфом Гитлером. Руководство школы посчитало такой поступок «аморальным» и уволило Бобурова.

Если вы столкнулись с давлением из-за антивоенной позиции, пишите нам на почту news@paperpaper.ru и в соцсетях @PaperPaperNewsBot.

Учителя стали больше жаловаться на пропаганду и сборы на войну

Глава профсоюза «Альянс учителей» Даниил Кен рассказал «Бумаге», что до 24 февраля большинство жалоб, поступивших в организацию от педагогов, было связано с нарушениями трудовых прав, после — на пропаганду и сборы на помощь военным.

— 90 % писем — про пропаганду в школах и вузах. Позже к ним добавились поборы на армию. Также мы помогаем обжаловать штрафы за антивоенные публикации и участие в протестах — организуем сборы на покрытие штрафов. В начале этого учебного года мы получали порядка 50 писем в неделю с просьбами о помощи или об оказании юридической консультации, — добавил Кен.

По словам правозащитника, дела об оспаривании увольнений педагогов очень сложно выиграть, так как чаще учителей не увольняют, а вынуждают уволиться, создают невыносимые условия труда или шантажируют риском уголовного преследования за антивоенную позицию.

Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚

поддержать

Что еще почитать:

  • «К нам присоединились новые регионы»: на «Разговорах о важном» детям рассказали об аннексии украинских территорий — но не во всех школах.
  • С 1 сентября в российских школах запустили новый урок — «Разговоры о важном». Что обсуждают с детьми?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.