Более 20 независимых театров в этом году не получили традиционные субсидии от правительства Петербурга. Среди них — многократные лауреаты «Золотой маски» и других премий. При этом десятки миллионов рублей выдали патриотическим фестивалям и малоизвестным проектам.
Комитет по культуре обещает провести второй этап конкурса по распределению субсидий в конце августа — но деньги театры получат не раньше октября. Некоторые учреждения могут закрыться из-за долгов. «Бумага» рассказывает, что известно о распределении субсидий в области культуры и будущем независимых театров.
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку. Среди них многократные лауреаты «Золотой маски» и других премий
В Петербурге около 30 негосударственных театров ежегодно получали субсидии от комитета по культуре на частичное покрытие расходов на производство и прокат спектаклей. В 2020 году деньги получили лишь семь из них, а количество выделенных средств уменьшилось с 40 миллионов до 16,5 миллиона рублей. Всего было подано 282 заявки, из которых комитет по культуре поддержал 136.
Среди тех, кому не выделили субсидию, — театр «АХЕ», лаборатория Яны Туминой, «Лицедеи», Karlsson Haus, post, «Открытое пространство», Teatro di Capua, «Особняк», «Такой театр», «Этюд-театр», «Невидимый театр», «Кукольный формат». Многие из них получали театральные премии «Золотая Маска», «Золотой Софит», «Прорыв», участвовали в российских и международных фестивалях.
Как говорят опрошенные «Бумагой» представители негосударственных театров, вплоть до 2019 года им в среднем выдавали от 0,5 до 2 миллионов рублей. Всего в 2019-м среди театров и фестивалей распределили почти 840 миллионов рублей. Этого хватало на поддержание работы.
Субсидии получали почти все крупные негосударственные театры, подававшие заявки. В прошлые годы деньги выдавали весной, а в 2020 году дату распределения сдвинули на середину лета из-за пандемии.
Негосударственные театры рассчитывали в этом году на субсидии, говорит «Бумаге» директор театра «Особняк» Алина Мустафаева. Комитет по культуре запрашивал у них информацию о ежемесячных затратах: площади арендуемых помещений, количестве сотрудников, а также имеющемся репертуаре и запланированных премьерах.
Представители театров предупредили Беглова о возможном закрытии, если им не предоставят субсидии. Их поддержали критики
Представители 27 независимых театров написали открытое письмо губернатору Александру Беглову, в котором предупредили о возможном закрытии. Их поддержала Ассоциация театральных критиков.
— Это похоже на огромный пожар. В дни коронавирусной пандемии заверения о поддержке российской культуры и, в частности, театров не раз звучали со стороны чиновников самых разных уровней, включая президента, председателя правительства и министра культуры. Но на деле выходит другое: в условиях пандемии, лишающих театры возможности самостоятельного заработка, отказ от поддержки негосударственных театров равносилен их хладнокровному убийству.
Под угрозу в первую очередь попадают негосударственные театры со штатной труппой актеров, отмечает Алина Мустафаева из «Особняка». Из-за нехватки средств им, возможно, придется распустить артистов и приостановить создание новых спектаклей.
— Для нас это не совсем критичная, но уже сложная ситуация. Если мы не получим эти деньги, будет тяжело. Конечно, нам на эти деньги хотелось бы выпустить постановку и как-то активировать жизнь театра. Сейчас наши ресурсы подходят к концу: если в сентябре мы не откроемся хотя бы на 80 %, над нами повиснут долги по коммунальным платежам, аренде и зарплате, которые нам нечем отдавать.
В Karlsson Haus, в штате которого 37 человек, задолженность по коммунальным платежам и аренде составляет около 2 миллионов рублей, рассказала «Бумаге» директор театра Анна Павинская. Еще весной Karlsson Haus решил не оплачивать счета, чтобы как можно дольше платить минимальную зарплату сотрудникам. По словам директора учреждения, ситуация ухудшается также тем, что негосударственным театрам почти не предоставляли льгот, поскольку они не относятся к малому и среднему предпринимательству, а являются некоммерческими организациями. «Мы сейчас остаемся в неизвестности и думаем, закрываться нам, увольнять ли людей или всё же рассчитывать на помощь города», — рассказывает Павинская.
Комитет по культуре объявил второй этап конкурса на предоставление субсидий в конце августа. Кто и сколько получит — неизвестно
После жалоб от театрального сообщества в комитете по культуре сообщили, что проведут второй этап конкурсного отбора на предоставление субсидий для проектов в области искусства. Это значит, что независимые театры всё же смогут получить деньги. Однако как будет проходить отбор заявок в этот раз и сколько денег готовы выделить театрам, комитет по культуре не уточнил.
Депутаты говорят, что предоставление субсидий независимым театрам во втором конкурсе было запланировано. Член комиссии и депутат Законодательного собрания от «Единой России» Анастасия Мельникова рассказала «Бумаге», что в комиссии был «очень жаркий, напряженный спор» о том, кому предоставлять средства. По ее словам, заявки рассмотрят в конце августа.
— Договоренность такая: сейчас [в первой волне конкурсного отбора] деньги распределили между теми, кто уже провел мероприятия и кому нужно погасить долги перед банками. А к вопросу о негосударственных театрах мы вернемся в конце августа. Ситуация не закрыта, поэтому мы не уезжаем в отпуск, чтобы решить этот вопрос. Нам дали слово: во втором полугодии комиссия рассмотрит оставшиеся вопросы.
При этом когда именно театрам выдадут деньги, не сообщается. По словам директора Karlsson haus Анны Павинской, в среднем работа с документами для получения уже распределенных субсидий занимает около полутора месяцев. Таким образом, негосударственные театры смогут получить средства не раньше октября.
На первом этапе самые крупные суммы получили международные фестивали. Из театров больше всех выделили «Русской антрепризе»
В 2020 году комитет по культуре распределил субсидии между негосударственными театрами и фестивалями в сфере культуры и искусства. Самые большие суммы получили международные фестивали.
DANCE OPEN, который в этом году прошел онлайн и перенес офлайновую часть на осень, дали 40 миллионов рублей. Еще не анонсированные «Белые Ночи», которые транслируют в соцсетях записи предыдущих выступлений, получили 20 миллионов. Фестивалю «Петербург live» дали 17 миллионов.
Директор Karlsson Haus Анна Павинская говорит «Бумаге», что до 2016 года категории субсидий для театров и фестивалей были отделены друг от друга. По ее мнению, именно это стало причиной невыплаты субсидий части независимых учреждений.
— Во многом эта ситуация спровоцирована тем, что раньше было две отдельные субсидии: на фестивали и конкурсы и отдельно на негостеатры. И последняя на конкурсной основе распределялась именно между театрами и не могла быть использована на другие цели. Театры конкурировали между собой, а не с проектами, которые имеют совершенно другие задачи, способы организации и формы взаимодействия с аудиторией.
Из театров больше всех (10 миллионов рублей) на возмещение убытков выдали негосударственному проекту «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Источники «Бумаги» в Законодательном собрании связали это с тем, что его директор Рудольф Фурманов представляется другом президента Владимира Путина. При этом «Русская антреприза» поставила в 2020 году десятки спектаклей, в том числе «Одиссею 1936» Константина Богомолова.
Патриотическим фестивалям и малоизвестным проектам выделили десятки миллионов рублей
Многие представители театрального сообщества возмутились, что десятки миллионов рублей выдали патриотическим фестивалям и почти никому не известным проектам. Комитет по культуре делал так и раньше, но в 2020 году ситуация привлекла большее внимание.
Наиболее обсуждаемыми проектами, получившими субсидии, стали фестивали «Петербургская МОРОСЬ», «Александр Невский — защитник земли Русской», «Action Петроградский» от военно-патриотического клуба «Александр Невский и Ижорская земля» Алексея Виноградова. Вместе с организацией «Академия Странствий», которую, по данным «Новой газеты», возглавляет жена Виноградова, его проекты получили в общей сложности 55 миллионов рублей.
В разговоре с «Новой газетой» Виноградов не смог объяснить, какая программа будет у его фестиваля «Петербургская МОРОСЬ». «Нам еще комитет ничего не согласовал, пока всё очень приблизительно. <…> Ну там будет такой микс с элементами перформанса, театрализации… Это лучше спросить у режиссера, только попозже — он приболел. А я больше по административно-хозяйственной части», — сказал изданию Виноградов.
Источники в среде реконструкторов рассказали «Бумаге», что фестивали Алексея Виноградова не пользуются популярностью. На соцсети фестиваля «Александр Невский — защитник земли Русской» подписано около 2 тысяч человек.
«Александра Невского в название берут только те, кто хочет получать деньги от власти или подружиться с РПЦ, у нас это не принято. 10 миллионов на фестиваль в Усть-Ижоре — это нереально много», — считает собеседник «Бумаги», занимающийся проведением реконструкторских мероприятий. Сам Виноградов на звонки «Бумаги» не ответил.
Субсидии также получили мероприятия, описания которых невозможно найти в поисковых системах. Например, джазовый онлайн-фестиваль WorldJazzSPb (ему выделили 10 миллионов рублей). Почти 4 миллиона рублей дали фестивалю искусств Востока DAIRAFEST, на который во «ВКонтакте» подписано 466 человек.
Два источника «Бумаги» в Законодательном собрании связали такое распределение субсидий с тем, что интересы получателей могут лоббировать петербургские депутаты. При этом источники отмечают, что окончательное решение остается за распределяющей средства комиссией, которая якобы полностью подконтрольна комитету по культуре.