27 февраля 2022

«Ни одной дискуссии не помогло сравнение с Гитлером». Как говорить с близкими о войне, если у вас разные взгляды

Война — как и многие политические решения — вызывает споры и даже ссоры. Как обсудить с близкими эту важную тему, чтобы разговор не закончился скандалом, какие слова подобрать и в каких случаях дискуссию начинать не стоит?

«Бумага» спросила у тренера по коммуникациям студии BEsmart Давида Бокучавы, как поговорить о войне и не поругаться.

Давид Бокучава

тренер по коммуникациям студии BEsmart

— Прежде всего, нужно сформулировать, зачем вам вообще нужен разговор на эту тему. Если ваша цель переубедить собеседника, то надо сразу признаться себе, что она малодостижима, особенно если у него уже есть позиция. Такие дискуссии приводят только к тому, что каждый еще больше убеждается в своей позиции.

Цель может быть и другая. Например, поделиться чувствами или информацией или заставить оппонента усомниться в некоторых аспектах своей позиции. В зависимости от контекста и ситуации вам виднее, как быть, но более достижимая цель предложит вам более качественное решение.

Важно, что даже при самых добрых намерениях такие разговоры часто очень эмоциональны, потому что касаются чувств. Если собеседник изначально настроен агрессивно, разговор лучше вообще не начинать — вы поссоритесь.

Сильными чувствами нужно поделиться. Во-первых, проговорить обиду, злость, чувство уязвимости или вины. Это, как правило, помогает вздохнуть глубже и легче продолжать диалог. Во-вторых, это станет предложением собеседнику сделать то же самое. Часто оказывается, что люди чувствуют нечто похожее, но с первого раза не признают, например, страх. Это сближает — и дальше разговор идет лучше, не говоря уже о том, что в целом уровень эмоционального накала падает после того, как мы проговариваем свои эмоции.

Когда речь идет не об эмоциях, а о рациональном разговоре (особенно если наши идеалы и цели совпадают — а в большинстве случаев это именно так: люди только прикрываются тезисами о защите жизни и интересов), нужно проговорить термины и критерии. Стоит пояснить, что вы понимаете под войной, что и откуда вы знаете, предложить поделиться тем же и начать разговор с общего поля обсуждения.

Важно постараться понять, как думает ваш собеседник, в чем его ценностная позиция, чем он руководствуется. Здесь хорошими помощниками могут быть такие вопросы:

— Откуда появилась позиция?— Откуда собеседник черпает информацию?— Возможно ли, что источник этой информации может врать или он аффилирован с определенными сторонами? — Если это возможно, то как поменялось бы мнение собеседника и какие доказательства могли бы убедить его в доводах, которые вы обсуждаете?

Следует переводить разговор в плоскость критериев и не сбиваться с них. Часто в ходе дискуссии нас тянет уйти в исторические примеры, сравнения, метафоры. Это не очень помогает вести конструктивную дискуссию, хотя часто является ярким образом, который отражает социальные настроения. Я не знаю ни одной дискуссии, которой помогло сравнение с Гитлером.

На следующем этапе, когда вы понимаете критерии и ценности людей, с которыми что-то обсуждаете, попробуйте предложить собеседнику идею в рамках его ценностей. Например, это может быть количество жертв. Так можно объяснить, почему война — это худший вариант решения вопроса, при котором жертв будет больше всего. Здесь уже можно начинать дискуссию.

Предлагайте идеи к рассмотрению, обсуждайте их уязвимые места вместе с оппонентом. Так вам будет проще достигнуть осязаемых целей, предложить другие источники [информации]. Старайтесь не реагировать на провокации, потому что даже если вы держите свои эмоции под контролем, другие люди могут этого не делать. Помните: это никому не идет не пользу.

Сейчас нам всем особенно нужна ваша поддержка

Вы можете вступить в Клуб друзей — там уже есть люди, которые могут поддержать вас

Вступить в клуб

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Война в Украине
Дюжина поджогов за неделю. Военкоматы, патрульные машины, банкоматы жгли в Петербурге и Ленобласти жертвы мошенников — или, как их называет МВД, «заграничных кураторов»
Что Путин говорил о Петербурге на своей прямой линии
«Формирование российской идентичности». Как устроены «петербургские каникулы» для детей из Мариуполя
Восемь лет «Листвы». В Петербурге закрывается книжный — он запомнился визитами силовиков, гуманитаркой для Донбасса и последней публичной встречей Стрелкова 
Помощь военным и жителям оккупированных регионов. Александр Малькевич рассказал «Бумаге», чем планирует заниматься в СПЧ
Эксперты
Правда ли тополиный пух — частая причина аллергии и как снизить риски ее развития? Отвечает аллерголог
Почему во время войны одни хотят заниматься сексом реже, а другие чаще? И как вернуть либидо в тревожных обстоятельствах? Объясняет сексолог
Кто связывает свое будущее с Россией? Большое исследование «Бумаги» об уезжающих и остающихся
«Музыка пропаганды говорит: „Ты часть команды. Ты хороший“». Что общего у немецких опер 1930-х и песен Shaman? Объясняет музыковед
Эмигранты 2022-го не планируют возвращаться в Россию. Как изменилась их жизнь за полгода? Результаты большого исследования
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.