В Петербурге уже год работает благотворительный проект «Психологи в баре». Его создательницы — профессиональные психологи — проводят неформальные лекции про неврозы, психологию юмора и расстройства пищевого поведения.
«Бумага» поговорила с Ириной Флотской, одной из создательниц «Психологов в баре» о том, как проект вырос из инициативы по сбору средств на лечение коллеги, за счет чего лекторий развивается, кто его делает и кто приходит слушать психологов.
Ирина Флотская
Психолог, одна из создательниц проекта «Психологи в баре»
— Мы организуем неформальные лекции по психологии в Петербурге с ноября 2018 года. Началось всё с того, что наша коллега-психолог заболела раком и мы думали, как привлечь внимание, чтобы собрать деньги на поиск донора и трансплантацию костного мозга. При этом мы не хотели просто читать лекции, а стремились сделать что-то уютное и неформальное.
Тогда мы придумали рассказывать про психологию в баре, тем более что вопрос с местом решился быстро — у нас был дружественный бар «О, спорт!» на улице Куйбышева. Его создатель Игорь Лядов доброжелательно отнесся к нашей идее, предоставил площадку, всячески помогал в организации и помогает до сих пор. В декабре бар закрылся и теперь постоянного места проведения лекций у нас нет, мы путешествуем из заведения в заведение.
За полгода на лечение коллеги мы собрали около 130–135 тысяч рублей, но этого было мало, чтобы помочь, — требовались миллионы. Но для нее проект стал не только денежной, но и моральной поддержкой. Она тоже занималась организацией — смотрела темы, видеозаписи лекций. Тогда она проходила тяжелый курс химиотерапии, лежала в больнице, я надеюсь, ей это помогало.
Проект сразу стал пользоваться популярностью. На первую лекцию пришло около 70–75 человек, но дальше количество посетителей снизилось до 40–50 из-за смены места — наши новые помещения меньше размером. При этом скорость продажи билетов увеличилась: если первое время мы продавали билеты за две недели, то теперь с момента анонса до солд-аута проходит всего неделя.
За одно мероприятие мы собираем около 13–27 тысяч рублей, зависит от помещения и необходимости тратить деньги на что-то еще, например проектор. На первых лекциях люди жертвовали дополнительно, потому что были знакомы с человеком, который нуждался в помощи.
Я по профессии психолог, вместе со мной проект организуют еще три коллеги: Марина Козина и Аня Белоглазова, которые ведут частную практику, и Маруся Кузьмина — она работает в организации «Детские деревни SOS» и делает тренинги для подростков и учителей. Раньше мы вместе работали в подростковом молодежном клубе.
Лекции мы либо читаем сами, либо приглашаем знакомых психологов, стараемся, чтобы выступающие менялись. Темы выступлений мы либо придумываем, либо спрашиваем людей. Например, лекции «Все болезни от нервов? Мифы и реальность о психосоматике и неврозах» и «Как управлять самооценкой?» мы провели по просьбам слушателей. Иногда психологи приходят к нам уже с идеями: мероприятия про расстройства пищевого поведения и нейробиологию юмора предложили сами лекторы.
Послушать лекции приходят абсолютно разные люди. Чаще всего это петербуржцы в возрасте от 25 до 45 лет, которым интересна тема психологии, те, кто когда-то обращался к психологу. Вообще, состав зависит от темы выступлений, люди ходят именно на то, что им интересно. Постоянных слушателей не очень много, человек семь-десять. К нам приходят и наши коллеги. Первое время около 50 % зрителей составляли психологи, потому что мы распространяли информацию через знакомых.
«Психологи в баре» — благотворительный проект. Большую часть лекций мы собирали деньги на лечение коллеги. Сейчас мы жертвуем лаборатории, которая работает при НИИ им. Горбачевой и занимается типированием и включением людей в регистр доноров костного мозга. Это необходимо, потому что на этот инфраструктурный проект мало жертвуют.
Наш проект важен по многим причинам. Прежде всего, это адекватная психология, а ее очень мало. Сейчас есть много некачественной и вредной информации или коммерческой информации, которая нужна только для заработка денег, а не для помощи людям. На всё даются простые рецепты, хотя их вообще не существует, в психологии всё очень сложно. Мы пытаемся представить взгляд, альтернативный псевдопсихологии, и переживаем за качество.
Кроме того, мне кажется важным дать нашим слушателям возможность поучаствовать в благотворительной деятельности несложным и интересным способом. Мы собираем деньги, чтобы помочь людям, и эта помощь основана не на давлении на жалость, а на полезной деятельности. Перед лекциями мы делаем небольшие информационные вставки, рассказываем про какие-то социальные вопросы. Например, мы много говорили про донорство костного мозга — возможно, кто-то после этого станет донором.
Лично для меня проект «Психологи в баре» — возможность что-то делать, а не сидеть на месте и переживать. Это касается и благотворительной части, и того, что связано с распространением адекватной психологии. Также для меня это шанс делать что-то в команде. Люди, с которыми мы вместе организуем проект, очень близки мне и нам здорово делать что-то полезное вместе.
Прочитайте ответы «Бумаги» о донорстве костного мозга, а также посмотрите, как бывшие онкобольные и спасшие им жизнь доноры рассказывают о своей первой встрече.