15 февраля 2017

«Всё нужно оценивать по десяти заповедям»: кто и как борется за «традиционные ценности» в России

За последние два года российские общественные организации закрывали выставку фотографа Джока Стерджеса, добивались запрета оперы «Тангейзер» и срывали десятки спектаклей и выступлений по всей стране. При этом, по данным ВЦИОМ, почти половина россиян выступает за введение цензуры, а запрет на произведения об однополых отношениях одобряет 70 %.

На этом фоне осенью 2016 года театральный режиссер Константин Райкин, чей спектакль о гомосексуальности неоднократно срывали в Петербурге, заявил, что в Россию вернулись сталинские порядки и в стране фактически установлена государственная цензура. С подобным предостережением выступил и глава Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Почему «гееборец» выступает за передачу Исаакиевского РПЦ, как согласовывают рок-концерты с православными активистами и чем фильм «Матильда» возмущает людей, которые «побывали в аду», — «Бумага» пообщалась с защитниками «традиционных ценностей».

«Порнография под державным соусом»: кто протестует против фильма «Матильда»

Николай Мишустин родился и вырос в Ленинграде. Молодой человек увлекался тхэквондо и поступил в Военно-космическую академию Можайского, чтобы защищать страну от «внешних врагов». По словам Мишустина, в академии профессора рассказывали студентам, что интернет — это разработка и проект Пентагона, а западные спецслужбы следят за людьми через телевизионный эфир.

Мишустину нравилось в академии. Но последовал путч 1993 года, который произвел на 20-летнего петербуржца очень сильное впечатление.

— Я понял, что перспектив у армии, которая расстреливает свой народ, нет. И ушел из академии, — вспоминает он в разговоре с «Бумагой».

Спустя год в жизни петербуржца произошло еще одно важное событие. В руки Мишустину попался школьный учебник по валеологии, в котором авторы пытались рассказать школьникам о сексе на примере собак. Мишустин ужаснулся, придя к выводу, что появление этого учебника напрямую связано с деятельностью «внешних врагов» России, о которых рассказывали в академии, и решил, что должен бороться с развращением детей в школах.


Николай Мишустин, 43 лет

Родился в 1973 году в Ленинграде. Учился в Военно-космической академии Можайского. Член КПРФ. У него шестеро детей, живет в Москве. Лидер общественного движения «Родительский отпор», член комиссии при Мосгордуме. Борется с ювенальной юстицией и выдачей ИНН и СНИЛС. Выступает против фильма Алексея Учителя «Матильда» и требует, чтобы перед прокатом фильм получил одобрение священников.


С тех пор прошло больше 20 лет. Из студента, увлекающегося боевыми единоборствами, Мишустин превратился в члена КПРФ с внешностью типичного чиновника. Он любит книги по римскому праву и не смотрит современное кино. В разговорах часто цитирует изречения святых и обвиняет во всех проблемах России «транснациональные корпорации», либералов и «вашингтонский обком». Гомосексуальность он считает «философией смерти», а протестующих против передачи Исаакиевского собора РПЦ — сатанистами.

Сейчас у Мишустина шестеро детей, и большую часть своего времени он пытается защитить их от «развращающего влияния западных ценностей». А заодно и всю остальную страну — с помощью митингов, круглых столов, членства в комиссии при Мосгордуме и своего общественного движения «Родительский отпор». Грантов организация не получает, но Мишустин отказался рассказать «Бумаге», как финансируется организация и на какие деньги живет он сам с семьей. «Давайте я не буду отвечать на этот вопрос. Может, вам еще ключи дать от квартиры, где деньги лежат?», — предложил он.

Активнее всего петербуржец, давно уже переехавший в Москву, борется с ювенальной юстицией и выдачей ИНН и СНИЛС. Он объясняет, что в этих документах людям вместо их имени присваивают числовой номер, что, по мнению Мишустина, является грехом и еще одним шагом к тотальной слежке за всеми жителями Земли и «глобальному номерному концлагерю».

— В СНИЛС, вообще, на обратной стороне упоминается право человека на смену пола. И этот документ детям дают, а они потом спрашивают родителей: а как мне поменять пол? — возмущается Мишустин.

Борьбу против этих документов активист начал еще в юности.

Николай Мишустин, лидер движения «Родительский отпор»:

— Всё началось с того, что первый паспорт, еще советский, мне выдали с «666» в номере. И мне постоянно коллеги тыкали: чего это у тебя такой странный паспорт. Ну и мне пришлось думать, а что же за этим стоит. Я начал изучать экономику, юриспруденцию, другую информацию и понял, что повсюду заложены подобные символы, которые мы просто не можем расшифровать.

Однако наибольшую известность Мишустину принесла не борьба со СНИЛС и ювенальной юстицией. Активно упоминаться в публикациях СМИ последнего времени он стал как один из главных противников фильма Алексея Учителя «Матильда». В фильме рассказывается история любви императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

Фильм, который должен выйти осенью 2017 года, вызвал протесты православных активистов еще задолго до премьеры. Депутат Госдумы, бывший прокурор Крыма, Наталья Поклонская дважды обращалась в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм на оскорбление чувств верующих, но ведомство пока нарушений не нашло. Алексей Учитель в свою очередь также обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой защитить его от нападок Поклонской и православных активистов.

Алексей Учитель, режиссер:

— Это фильм не биографический, не о Матильде Кшесинской. Скорее о фигуре наследника и затем императора Николая II, который меня очень интересует. К которому я отношусь не просто уважительно, а очень уважительно. Уверен, что у нас его не совсем правильно понимают, считая слабым, развалившим страну. Всё наоборот. Наш фильм призывает еще раз извиниться за то, что произошло. И фильм не о любовной интрижке, а о том, что перед этим человеком стоял выбор, по какому пути идти. По какому пути будет идти наша страна. А любовная история молодого человека — только повод. Собственно, ради чего я сделал [этот фильм]? Мне казалось, что от этой маленькой женщины, я имею в виду Кшесинскую, на самом деле зависела в какой-то степени судьба России.

Однако православные активисты увидели в трейлере другое. «Это просто порнография под державным соусом, снятая выжившим из ума режиссером. Даже о простых людях нельзя ничего плохого говорить после смерти, а это император. Он канонизирован. Он святой, он идеал, по примеру которого мы должны воспитывать подрастающее поколение. А тут просто льют понос», — поясняет Мишустин.

Он подчеркивает, что перед показом в кинотеатрах «Матильда» обязана получить одобрение священников.

— Обязательно нужна духовно-нравственная экспертиза контента, публичных пространств, законов, учебников, фильмов, интернета. Нужно всё окружающее оценивать по десяти заповедям. Хватит нам издеваться над религиозными чувствами и разлагать нашу молодежь, готовить ее к Майдану. Ведь если чувства верующих не защищать законом, то их начнут защищать религиозные фундаменталисты, которые презирают эти законы. А к чему это может привести, мы видим на примере «Талибана» и ИГ (организация запрещена в России — прим. «Бумаги»), — поясняет свою позицию член КПРФ.

При этом Мишустин может оказаться прав относительно вмешательства радикалов. После появления трейлера хоругвеносцы начали жечь постеры фильма, а малоизвестная православная организация «Христианское государство — Святая Русь» выступила с еще более жестким ультиматумом. Ее представители заявили, что «будут идти до смерти, но не предадут веру, царя и отечество», и разослали письма руководству кинотеатров, которые планировали показать фильм. В письме они подчеркнули, что фильм позорит Николая II, и заявили, что если «Матильда» выйдет на экраны,  «кинотеатры начнут гореть». Более того, активисты утверждают, что показ фильма может привести к революции и «русскому Майдану» в условиях, когда «весь мир ополчился против России».

Из заявления «Христианского государства — Святой Руси»:

«Всего лишь один день безумия и безрассудства — и невозможно будет ничего остановить. Все мировые СМИ будут твердить о том, что Путин убивает людей, вставших на защиту своей веры, в то время как наш президент — это, наверное, единственный человек во власти, который поистине неподдельно любит Россию и свой народ».

В заключение православные потребовали отказаться от проката фильма и еще раз подчеркнули, что готовы умереть «за Христа и царя». В ответ на это письмо режиссер фильма Алексей Учитель попросил защитить его от активистов, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал их экстремистами. Точно так же эти действия оценила даже Поклонская, которая сама протестовала против «Матильды». Она попросила правоохранителей проверить активистов на экстремизм.

Возглавляет незарегистрированную организацию «Христианское государство — Святая Русь» 32-летний Александр Калинин из Норильска, мужчина с окладистой бородой и вкрадчивым усталым голосом. В разговоре с корреспондентом «Бумаги» Калинин пояснил, что не планировал защищать православие, а протестовать против «Матильды» его вынудила сложившаяся ситуация.

— В организации нас около 300 человек, и все мы проповедники. Несем слово божие и читаем проповеди. Проповедникам, конечно, место в храме, но иногда и священник берет оружие и идет защищать свою страну, — пояснил Калинин.

При этом православием мужчина увлекся не так давно. «В 2010 году я пережил клиническую смерть. Я был по-настоящему мертв. Я на самом деле побывал там. Я был в аду», — поясняет он. Ад Калинин описывает как «ужасный мир одиночества и бесконечных слез», где людей ждут «лишь бесконечный ужас и быль» и «слышен только собственный плач и скрежет зубов».

— Господь простил меня, и я вернулся. Побывав там, я изменил свою жизнь, — подчеркивает Калинин.

Из успешного бизнесмена он превратился в проповедника. Его главная цель теперь — «донести бога до людей», чтобы спасти тех от ада. «Иисус Христос даже более реален, чем мы с вами. Он любит нас, и ему очень одиноко без нас», — говорит он, добавляя, что в ближайшее время россияне обязательно услышат о новых акциях организации.

«Чем больше у нас будет церквей, тем меньше будет гей-клубов»: кто выступает за передачу Исаакиевского

«США, руки прочь от Киевской Руси!» — такой плакат появился на Марсовом поле 28 января, в день очередной акции против передачи Исаакия РПЦ. Держал его пожилой мужчина в камуфляжной форме, сторонник Национального освободительного движения (НОД), выступавший за передачу собора. На митинг в тот день собралось порядка 1500 противников решения губернатора Георгия Полтавченко и около 100 НОДовцев.

До открытого столкновения дело не дошло, представители НОД лишь пытались заглушить выступления противников, распевая советские песни и рассуждая о важности церкви через громкоговорители. Приходили члены движения и на другие акции «защитников Исаакия», и в итоге НОД оказался фактически единственной организацией, официально не связанной с государством и РПЦ, которая открыто выступила за передачу собора.

Сейчас ячейки НОД открыты в каждом крупном городе России. Только в Петербурге число сторонников насчитывает больше 1500 человек, несколько десятков из которых регулярно собираются на Малой Конюшенной улице и стоят с плакатами вроде «Родина! Свобода! Путин!».

Одним из основателей организации считается Евгений Федоров — депутат «Единой России», который прославился предложением создать в России единый учебник истории и высказываниями о том, что «Центробанк — враг российской экономики». Однако сам Федоров признает идейным лидером движения только президента Владимира Путина.

Своей главной целью НОД называет «возвращение суверенитета России, защиту от внешних врагов и сохранение территориальной целостности». При этом независимость России они планируют возвращать путем изменения Конституции и введения единой государственной идеологии.

Известность НОД получила благодаря участию в проправительственных акциях и пикетах против оппозиционных митингов. Активистам также приписывали нападения на оппозиционеров Михаила Касьянова и Алексея Навального, группу Pussy Riot, разрушение мемориала Бориса Немцова, срыв нескольких протестных акций.

— Нас «либерасты» боятся — это правильно. Остальное уже второстепенно, ведь мы настоящие патриоты, — объяснил «Бумаге» один из участников движения на условиях анонимности.

Фото с официального сайта НОД

Один из самых известных участников НОД и сторонников передачи Исаакиевского РПЦ — петербургский «гееборец» Тимур Булатов, который среди прочего подал заявление в прокуратуру с жалобой на завышенные зарплаты в музее. Прославился Булатов травлей ЛГБТ-учителей и роликом о телегонии, а в движение вступил после прошедшего на Украине Майдана. Сейчас он курирует отдельный проект «НОД. Нравственность», который занимается «сохранением традиционных ценностей и защитой детей». Как с гордостью отметил сам активист в разговоре с «Бумагой», именно после его прихода НОД начал принимать участие в акциях против ЛГБТ.

Имя Булатова (тогда представлявшегося Тимуром Исаевым) стало известно в 2014 году, когда активист написал жалобу в одну из петербургских школ на гомосексуальную учительницу, сославшись на ее «аморальное поведение», и потребовал ее увольнения. Вскоре женщине предложили уволиться по собственному желанию, а чиновники заявили, что она больше никогда не сможет работать с детьми, так как «принадлежит к ЛГБТ». По утверждению самого Булатова, всего он добился увольнения около 60 ЛГБТ-учителей, которых активист находил по фото в социальных сетях.


Тимур Булатов, 41 год

Родился в 1975 году в Екатеринбурге. Переехал в Петербург в 2003 году, у него есть сын 11 лет. Бывший участник организации «Охотники за головами», занимавшейся преследованием педофилов. Последние годы ведет активную «гееборческую» деятельность, выступает против ЛГБТ-учителей. В 2014 году оказался в СИЗО по делу о растрате 149 тысяч рублей строительной фирмы, в которой работал. Активист НОД.


Однако сейчас Булатов всё чаще не «охотится» на учителей, а участвует в пикетах в составе НОД. На акции он неизменно приходит в камуфляжной форме, из-за пояса у него всегда торчит нож, а в рюкзаке лежит травматический пистолет.

— У меня не самая легкая жизнь. Мне поступает множество угроз от озверевших «либерастов». Из-за этого я всё время и хожу вооруженный, — объясняет активист, подчеркивая, что он настоящий патриот, а значит, милитарист.

К милитаризму и борьбе с ЛГБТ-активистами Булатов шел долгим путем. Родился он в Екатеринбурге, но вскоре переехал в городок закрытого типа Лесной, производящий ядерные боеприпасы. В окруженном колючей проволокой и охраной городе активист, по его словам, «прошел школу жизни» и перенял от родителей ислам. Однако вскоре у Булатова проявилось отравление ураном, и родители перевезли его Ленобласть, где он закончил школу.

Потом Булатов, по его словам, отслужил в ВДВ (место и время службы он называть отказался), немного пожил в Таллине и неудачно пытался открыть собственную ювелирную мастерскую. В Петербург он переехал только в 2003 году и за непродолжительное время сменил сразу несколько мест работы, включая салон связи и строительную фирму, деятельность в которой в итоге привела его в СИЗО.

В 2004 году начальник фирмы подал на Булатова в суд за растрату 149 тысяч рублей. Сам Булатов утверждает, что погасил долг еще в 2006 году, однако в 2014 его задержали из-за того, что он скрывался от суда, и отправили в СИЗО.

— Там мне было плевать на всё. Я знал, что прав и что скоро выйду, — утверждает активист. — За это время методом подачи жалоб я отменил полностью сфабрикованный приговор, который должен был бы помешать моей деятельности.

Кроме того, по сообщениям СМИ, при задержании в 2014 году активисту вменялось обвинение в мошенничестве. Согласно поданным заявлениям, несколько женщин лишились своего имущества после отношений с Булатовым. Как рассказывала «Бумаге» одна из потерпевших, Булатов попросил ее занять крупную сумму денег, после чего пропал. Однако до суда это дело не дошло. Ранее активист рассказывал СМИ, что всё решилось «по любви». Сейчас же он отрицает и это, подчеркивая, что в его жизни есть только одна женщина — его жена.

К борьбе с ЛГБТ Булатова также привела семья и рождение сына Дамира в 2005 году. Когда тому было три года, Булатов купил компьютер и «начал познавать интернет и социальные сети».

— Одним вечером я наткнулся на ролик, в котором 10-летние девочки танцевали и раздевались под музыку. Я решил, что это дико и нужно что-то делать, — рассказывает Булатов. На этих девочек Булатов и отправил свою первую жалобу, обвинив их в «распространении педофилии».

Затем активист вступил в организацию «Охотники за головами», которая на живца «ловила» педофилов и распространяла информацию о них в интернете. Однако в 2012 году Булатов вышел из организации из-за конфликта с ее руководством и продолжил «свой нравственный джихад» самостоятельно.

Сейчас «гееборец» продолжает утверждать, что в первую очередь борется с педофилией, а борьба с ЛГБТ является ее необходимой частью, так как, по собственным подсчетам Булатова, большинство геев — педофилы. То, что наука не придерживается такого мнения, Булатова не смущает.

Тимур Булатов, куратор проекта «НОД. Нравственность»:

— Таких людей нужно лечить, у них болезнь из разряда психиатрии. Но давить нужно всех геев, ибо их образ жизни ненормален. Сейчас мир разделился на два полюса: на тех, кто отстаивает интересы государства, веры и традиций, и на тех, кто стоит под ЛГБТ-флагом. Чем больше у нас будет церквей, тем меньше будет гей-клубов. То, что я не уважаю представителей ЛГБТ, — это мое право. Я же не призываю их убивать, а призываю бороться с ними законными методами. Благо, в России для этого есть законы. У меня вообще нет к ним ненависти — я ими брезгую. Это как больные люди, которые ходят и кашляют. Я бы геев вообще не пускал в кафе общего пользования, они должны находиться в психиатрических клиниках. Вот в СССР же лечили.

Фото предоставлено Булатовым

В ближайших планах активиста — добиться всероссийского запрета ЛГБТ-символики и работы гомосексуальных учителей. Также Булатов уже несколько месяцев преследует фанатов мультсериала My Little Pony, некоторые из которых устраивают вечеринки со стриптизом в костюмах мультяшных пони.

Кроме борьбы с геями и педофилами Булатов занимается изготовлением ювелирных украшений на дому. Также, по его словам, он получает зарплату как сотрудник комиссии по законности, правопорядку и безопасности при одном из районов Петербурга, но называть район отказывается. 25–40 тысяч рублей из заработанных денег он тратит на оплату информации о гомосексуалах и печать листовок.

В свободное время активист катается на мотоцикле Yamaha в «Ночных волках», печет хлеб, учит сына стрелять и изучает новые области знания. Например, он подвергает сомнению многие постулаты физики.

— То, что Земля круглая, — это спорный вопрос. Фотографии из космоса каждый раз новые: материки сдвигаются, увеличиваются и уменьшаются. Я как человек, исключительно знающий физику, всегда сомневался в правильности физических и астрономических теорий. Например, если взять астрономическое движение Земли относительно всех звезд, то мы не должны видеть того, что видим. И это доказывает, что бог сотворил нас. А нам говорят, что это просто физика, — поясняет Булатов.

«Плевок в душу российскому народу»: кто протестует против выставки Фабра

В конце июня 2016 года по Эрмитажу прогулялся седой мужчина в рыцарских доспехах. Спустя несколько месяцев тот же мужчина, бельгийский художник Ян Фабр, откроет в музее самую скандальную выставку Петербурга за последний год.

В Эрмитаже на выставке появились чучела животных, черепа и нарисованные ручкой Bic картины. Через несколько дней после открытия выставки возмущенные посетители раскритиковали музей в соцсетях за работы с чучелами собак и кошек, а также запустили в соцсетях хэштег #позорэрмитажу.

В самом Эрмитаже оперативно отреагировали на критику и выступили с заявлением, в котором указали, что чучела —это бездомные животные, погибшие на дорогах, которым художник «пытается дать новую жизнь в искусстве». «Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания», — указали в музее.

При этом куратор выставки Дмитрий Озерков заявил, что даже рад скандалу вокруг Фабра.

Дмитрий Озерков, куратор выставки:

— Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных. Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят — мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

Однако эти заявления не уберегли Эрмитаж от продолжения критики. Против выступила певица Елена Ваенга, депутат Виталий Милонов назвал работы Фабра «плевком в душу российскому народу», а в РПЦ заявили, что выставка выглядит «достаточно позорно».

Не оставила ситуацию без внимания и организация «Офицеры России». Она стала известна благодаря протестам против выставки фотографий Джока Стерджеса в Москве. «Офицеры» посчитали выставку порнографической, оцепили здание центра Люмьер, где она проходила, и добились ее закрытия. Однако «Бумаге» в организации заявили, что на постоянной основе цензурированием искусства заниматься не собираются, а концентрируются на других целях.

Согласно составленным правозащитниками рейтингам, «Офицеры России» считаются одной из самых непрозрачных российских организаций. Своими принципами организация называет «патриотизм и честь, законопослушность и справедливость» и отмечает, что членов организации объединяет «желание жить в правовом духовном сильном и стабильном государстве».

Всего работа организации включает в себя четыре направления: патриотическое воспитание россиян, профилактика правонарушений, защита интересов офицеров и их семей и содействие внедрению современных технологий в сфере правопорядка. Отдельно оговаривается, что «Офицеры» поддерживают президента России Владимира Путина как верховного главнокомандующего и главу государства.

Со слов организаторов известно, что в организации состоит около 100 тысяч человек, в основном офицеры и их семьи. Некоторые ее подразделения устраивают рейды против борделей и пытаются бороться с употреблением табака и алкоголя в России: ловят тех, кто выпивает на детских площадках, и мешают нелегальной торговле.

При этом, по данным BBC, таким активистам организация платит «серую» зарплату, причем по разным схемам. Например, некоторые активисты трудоустроены как тестировщики приложения «Помощник Москвы», разработанного по заказу департамента транспорта города. Конкурсы на создание, техническое обслуживание и настройку программы, призванной снизить число нарушений ПДД, выигрывала одна и та же компания — ООО «Инфокомпас». Всего на приложение она получала около 50 млн рублей.

Кроме того, «Офицеры России» получают государственные гранты и субсидии, но открыто не отчитываются о своих тратах.

Возглавляет организацию 38-летний Антон Цветков. При этом, по данным «Новой газеты», он не является офицером и даже не служил в армии, но вырос в семье силовиков. Отец работал в КГБ, брат — в прокуратуре. По неподтвержденным данным, он и сам после окончания МГЮА имени Кутафина пошел работать в КГБ. Второе образование Цветков получил в Государственной академии государственной службы при президенте РФ, на кафедре национальной безопасности.

Сейчас Цветков называет себя общественником и занимает сразу несколько должностей. Например, председателя Общественного совета при Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве и главного редактора журнала «Офицеры». Кроме того, Цветков состоит или состоял в разнообразных общественных советах при структурах МВД: московском управлении МВД, УВД по ЦАО Москвы, управлении МВД по Центральному федеральному округу, а также в Общественном совете при главном командовании внутренних войск МВД России.

Цветков также работает в Общественной палате, а в 2013 году стал еще и председателем Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) за тюрьмами Москвы. Последнюю должность он получил со скандалом. Сразу 17 членов ОНК Москвы вместе с предыдущим председателем, правозащитником Валерием Борщевым, вышли из зала, не желая участвовать в голосовании. «Люди Цветкова — это те, кто лоббирует интересы силовых структур», — прокомментировал позже Борщев.

Так Цветков получил право посещать московские СИЗО, контролировать соблюдение прав заключенных. Члены ОНК также часто приходят на помощь неправомерно задержанным на митингах. Цветков запомнился на этом поприще прежде всего делом Гарри Каспарова. Шахматиста задержали у Хамовнического суда в день приговора Pussy Riot. Цветков тогда заявил, что видел, как шахматист укусил полицейского при задержании, но других доказательств так и не нашлось.


Антон Цветков, 38 лет

Лидер организации «Офицеры России». Окончил МГЮА имени Кутафина и Академию госслужбы при президенте РФ. Председатель Общественного совета при Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве и главный редактор журнала «Офицеры», также работает в Общественной палате и с 2013 года является председателем Общественной наблюдательной комиссии за тюрьмами Москвы. Добился закрытия выставки фотографа Джока Стерджеса из-за откровенных фото детей.


Цветков же первым из членов ОНК посетил в СИЗО фигуранта «болотного дела» Леонида Развозжаева. Цветков заявлял, что Развозжаев на здоровье и обращение не жалуется, другие общественники же говорили, что задержанный жаловался на пытки со стороны правоохранителей.

Фигурировал Цветков и в деле об убийстве юриста Сергея Магнитского в СИЗО. В июле 2011 года было возбуждено уголовное дело против замначальника московского СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова по статье «Преступная халатность». Кратов оказался членом «Офицеров России». Когда обвинения с него сняли, Цветков заявлял в СМИ: «Генпрокуратура извинилась перед членом нашей организации Дмитрием Кратовым, полного оправдания которого мы добились в Мосгорсуде за незаконное уголовное его преследование по делу Магнитского».

Кроме своей общественной деятельности Цветков известен громкими заявлениями и предложениями. Например, в 2012 году он обращался к президенту с просьбой ввести уголовное наказание за неповиновение полиции. Также он предлагал оформить все отделения полиции в сине-белой гамме, чтобы москвичи в них «могли чувствовать себя комфортно», а во время флешмоба #Янебоюсьсказать, когда пользовательницы Facebook открыто писали о сексуальном насилии, Цветков посоветовал женщинам осторожнее обороняться от насильников. «То есть если, например, женщину мужчина насилует, а она вставила ему отвертку в бок, то ее привлекут к уголовной ответственности, потому что ее жизни не угрожала опасность — такие случаи есть», — пояснил он.

За подобную активность Цветков получил у правозащитников прозвище «подментованного ***** (ублюдка)».

«Общество катится в пропасть»: кто запрещает рок-концерты в Петербурге

В апреле 2016 года в Петербурге должна была выступить австрийская блэк-металл-группа Belphegor, названная в честь средневекового архидемона. Музыканты прилетели в город, но уже в аэропорту столкнулись с православными активистами «Народного собора» — коалицией почти 100 разных движений, выступающих за близкие идеи («традиционные ценности», защита чувств верующих, борьба с ЛГБТ, абортами и так далее), работающей во многих регионах России и получающей субсидии от государства.

Возглавлял их 53-летний Анатолий Артюх — высокий крупный мужчина со спокойным голосом и пластикой борца. В прошлом — музыкант и бизнесмен, ставший «борцом за нравственность», помощником депутата Виталия Милонова и главой петербургского отделения «Народного собора». Известный многочисленными нападениями на ЛГБТ-активистов и книгой «Их kampf» с виселицей и радужным флагом на обложке, Артюх решил объяснить австрийцам, что их концерт в Петербурге нежелателен. Разговор активиста с фронтментом группы Хельмутом Лайнером перерос в стычку, и православный активист получил ногой в бедро.

Однако в итоге победа осталась за Артюхом. Концерт группы, названной в честь демона Бельфегора, отменили. К «Залу ожидания», где должен был пройти концерт, приехали православные активисты и ФМС, которую вызвал Артюх. Активист знал, что австрийцы въехали в Россию по туристическим визам, а их платный концерт мог стать нарушением закона. В итоге Belphegor на сцену так и не вышел, но фронтмен группы успел обменяться плевками с Артюхом.


Анатолий Артюх, 53 года

Бывший глава «Народного собора», помощник депутата Виталия Милонова, вместе с которым работает над движением «Стратегия». В прошлом музыкант и бизнесмен. Автор книги против ЛГБТ «Их kampf». Также известен многочисленными стычками с ЛГБТ-активистами. Инициировал отмену петербургского концерта австрийской блэк-металл-группы Belphegor, выступает против выставки Яна Фабра в Эрмитаже и творчества Сергея Шнурова.


Сейчас Артюх уже не возглавляет «Народный собор». Вместе с Милоновым он занялся новым проектом — движением «Стратегия», но принимает посетителей по-прежнему в офисе «Народного собора» в бизнес-центре на Невском проспекте — в небольшой комнате с иконами, кожаной мебелью и флагом имперских цветов на стене.

Новая организация также будет заниматься «охраной традиций» и следить, чтобы органы власти выполняли стратегию национальной безопасности, подготовленную Владимиром Путиным, объяснил Артюх «Бумаге». На нравственность активисты планируют проверять буквально всё — от медицины до мероприятий. Не соответствующие ей вещи активисты планируют пикетировать и добиваться запрета. В пример подобных явлений Артюх приводит мат, аборты и джинсы. По данным Артюха, последние не только аморальны, но и вредят здоровью девушек.

Среди мероприятий, которые также не соответствуют русским традициям, активист называет выставку Яна Фабра в Эрмитаже и выступления Сергея Шнурова, на которых музыкант матерится со сцены. Артюх уверен: рано или поздно он добьется запрета Шнурова в России. «Это вопрос времени», — подчеркивает он.

Не нравятся православным активистам и многие рок-группы, приезжающие в Петербург. Однако в этом направлении они уже добились определенных успехов. По словам Артюха, с ним уже согласовывали репертуар некоторые организаторы подобных концертов. Например, представители Opera Concert Club.

— Они дают мне список из 50 команд, я анализирую тексты, поведение на сцене и даю рекомендации. Например: вообще не привозить. Если группа на сцене вешает перевернутые кресты и призывает убивать христиан, то зачем это? Религию нельзя оскорблять. Любую, — поясняет Артюх. В Opera Concert Club дать комментарий о взаимодействии с православными активистами отказались.

Однако слова Артюха о согласовании с ним выступлений «Бумаге» подтвердили другие организаторы рок-концертов в Петербурге. Так, Олег Бесовский, владевший клубом «Зал Ожидания» до осени 2016 года, где до столкновения с Артюхом должен был пройти концерт Belphegor, заявил, что организаторы сами заинтересованы в предварительном согласовании концертов с православными активистами.

Олег Бесовский, бывший владелец клуба «Зал Ожидания»:

— Это нужно организаторам, чтобы не было предъяв с их стороны за день-два до концерта. Чтобы не попадать на отмену концерта и бабки. Такая шляпа началась года с 2014-го. Это уже на практике выработалось у организаторов, потому что никто ведь не дает никаких списков, какие группы нельзя привозить. Грани никакой нет, где эмо, а где сатанист. <…> Активисты — друзья Милонова, им просто нужен пиар, чтобы потом в газетах написали, что они молодцы и разогнали мракобесов. Деньги им не нужны.

При этом сам Артюх признался «Бумаге», что хотел бы зарабатывать на подобной деятельности.

Анатолий Артюх, активист:

— Я трачу на это собственное время, на анализ текстов и так далее. Почему я должен делать это бесплатно? В ближайшем будущем мы планируем заключать с организаторами договоры, по которым мы будем анализировать выступления, и после нашего одобрения им никто ничего не сможет предъявить, а они нам за это платят. У нас в планах выйти на самоокупаемость, но пока финансовые дела обстоят отвратительно. Деньги —это самый больной вопрос. [Денег] не хватает, но перестать заниматься общественной деятельностью я не могу.

Артюх также добавил, что «Стратегия» планирует зарабатывать не только на сборах с организаторов мероприятий, но и на другой «нравственной» помощи. Например, защите россиян от коллекторов.

Никаких недостатков в появлении подобного цензурирующего органа активист не видит.

— Доказано, что традиционные ценности развивают общество. Растет демография, увеличивается территория государства. В этой связи можно оценить правление Ельцина и Путина. При этом те, кто кричит о диктатуре Путина, видимо, просто не жили в 70–80-х годах, когда из-за песен в милицию таскали. Нет никакой диктатуры, но я бы хотел, чтобы она была в плане духовно-нравственной цензуры. И на самом деле цензура уже существует. Как бы ни боялись этого слова чиновники. Ведь, например, матом нельзя ругаться со сцены по закону. Это цензура. Я не призываю никого расстреливать — просто вводить штрафы. Один раз послушал песню Шнура — штраф 3 тысячи рублей, второй раз — 6 тысяч рублей и так далее, — поясняет Артюх, добавляя, что в плане работы над восстановлением традиций всей России нужно ориентироваться на главу Чечни Рамзана Кадырова.

Фото с личной страницы Артюха во «ВКонтакте»
Фото с личной страницы Артюха во «ВКонтакте»

При этом активист с легкостью признается, что сам далеко не всегда разделял «традиционные ценности». До начала своей общественной деятельности он руководил строительной фирмой, а до этого серьезно занимался музыкой.

— Это был рок-н-ролл со всеми вытекающими, кроме наркотиков. Но потом у меня появилась семья и я перестал вписываться в это общество. Я приезжаю, мне предлагают выпить — я отказываюсь; подходят девки, говорят, пошли, а я говорю, что, вообще-то, жене не изменяю. На меня стали смотреть как на ненормального, и я завязал на время с музыкой, — поясняет Артюх. При этом он и сейчас с уважением отзывается о музыкантах Deep Purple и Iron Maiden и вставляет в разговор названия малоизвестных рок-групп.

Примерно тогда же, в середине 90-х, закончив с рок-н-роллом, Артюх стал верующим. Последние годы он каждое воскресенье ходит в церковь, а своей любимой книгой называет Библию. Однако, даже став православным, петербуржец не сразу начал бороться за традиции. К этому его подтолкнула листовка «Как пользоваться презервативами», которую выдали учителя его несовершеннолетнему сыну. «По моему мнению, это порнография. Я начал выяснять, как обстоят с этим дела, и понял, что не могу не бороться с этим», — поясняет он.

При этом даже через 20 лет борьбы с подобными явлениями Артюх подчеркивает, что его устраивает статус общественника и помощника Милонова и идти во власть, чтобы эффективнее следить за нравственным состоянием общества, он не планирует.

— Моя мечта — не занять какой-то пост, а чтобы людей меньше гибло. Если я знаю, что джинсы вредят здоровью, если я знаю, что мат изменяет состав крови, то я должен донести это до людей. Ведь общество катится в пропасть. Это факт, — подчеркивает он.

Текст написан при участии Евгения Антонова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.