5 июня 2020

В Петербурге 6 лет проходят бесплатные лекции с завтраками CreativeMornings. Как в городе появился проект из Нью-Йорка и что с ним происходит во время пандемии

CreativeMornings в 2008 году придумала дизайнер из Нью-Йорка, теперь лекции с завтраками проходят в более чем 200 городах по всему миру. В Петербурге проект существует уже шесть лет, за это время прошло 80 встреч. На CreativeMornings выступали музыканты, режиссеры, журналисты и предприниматели — от писателя Александра Цыпкина до совладельца булочных Филиппа Вольчека.

«Бумага» поговорила с соосновательницей CreativeMornings в Петербурге Викторией Котловой о том, как удается делать мероприятия и завтраки бесплатными, почему для проекта важна локальность и что с ним происходит во время пандемии.

Команда CreativeMornings. Вика — посередине

Как появился CreativeMornings — в мире и в Петербурге

— Проект CreativeMornings появился в 2008 году в Нью-Йорке. Его придумала дизайнер Тина Рот Айзенберг. Изначально это были профессиональные встречи: дизайнеры собирались утром перед работой, обсуждали свои идеи, делились опытом. Постепенно CreativeMornings разросся до завтрака и лекции, но всё равно оставался по большей части историей про дизайн.

В 2013 году проект запустился в Москве. Я в тот момент работала в рекламном агентстве. Узнав про CreativeMornings от Димы Абрамова (один из организаторов CreativeMornings Moscow — прим. «Бумаги»), я пошла к своим коллегам и предложила им делать мероприятие в Петербурге.

CreativeMornings можно открыть в городе, где его еще нет. Мы отправили заявку в головной офис в Нью-Йорке, прошли скайп-собеседование и подписали договор. Лицензия, которая дает право проводит СМ, бесплатная.

Кто и зачем приходит на утренние лекции

— Мы запустились в мае 2014 года. Для первой встречи решили взять селебрити: пригласили Андрея Запорожца из группы SunSay. Лекция прошла в пространстве Freedom на Казанской. Был полный зал, человек 80–100, мы рассказали о проекте по всем СМИ. Но больше это напоминало фанатскую встречу, потому что пришла куча поклонников SunSay.

На следующие встречи приходило по 30–40 человек, осенью — больше. Сейчас у нас в целом нет проблем с наполняемостью. В среднем приходит около 200–250 человек, но бывает и больше.

В основном к нам приходят три типа людей. Во-первых, постоянные гости, которые любят именно наш проект. Во-вторых, те, кто хочет послушать определенного спикера. А третьи — это те, кто долго попадали в лист ожидания и наконец-то пришли.

За шесть лет работы мы провели 80 мероприятий.

В чем идея и ценность CreativeMornings

— Общая идея CreativeMornings — локальность. Суть в том, чтобы через местных спикеров показать то, что происходит у тебя в городе. Мы стараемся не возить людей из Москвы, хотя там очень много крутых спикеров, а Москва и Петербург тесно связаны.

Каждый месяц из головного офиса поступает тема, которой будут посвящены встречи: любовь, изменения и так далее. Темы придумывают организаторы из каждого города. Мы присоединились к проекту в 2014 году, и наша тема была только в феврале 2019 года — это была симметрия.

Мы всегда тщательно отбираем спикеров. Человек может не быть известным, но обязан рассказать что-то интересное. Некоторых мы готовим к лекциям, всегда проговариваем контентную часть и канву выступления.

Больше всего гостей пришло на лекцию [совладельца «Булочных Ф. Вольчека»] Филиппа Вольчека — порядка 600, был полный зал. Лекция прошла в феврале 2019 года в «Ленполиграфмаше». Вообще, Вольчек обычно не дает интервью, а нам почему-то ответил, причем через несколько часов. Я не ждала, что он согласится, просто написала письмо.

Иногда у нас возникают технические проблемы. Например, на лекции Вольчека был плохой звук, кому-то не было слышно. А когда в Манеже выступал директор российского Uber Дмитрий Измайлов, на экране почти ничего не было видно. В тот день в Петербурге было солнечно, а у него была красивая черная презентация, и даже самый мощный проектор Манежа ее не показывал.

Почему в CreativeMornings всё бесплатно

— CreativeMornings — бесплатный проект, причем на всех уровнях. Спикеры выступают бесплатно, люди не платят за завтрак. Мы не продаем места ресторанам и кафе, которые нам дают какую-то продукцию. На всех площадках присутствуем бесплатно.

Иногда бывает, что нет стульев или техники. Раньше мы делали какие-то безумные вещи: могли арендовать грузовик, договориться с разными людьми, у каждого из которых можно взять по 60 стульев. Сейчас мы уже к такому не готовы — это очень тяжело физически. Со звуком, микрофонами и колонками нас очень часто выручают ребята из Музея советских игровых автоматов.

При этом мы не хотим быть проектом, куда приходят за бесплатной едой. Есть, правда, люди, которые заходят первыми и берут сразу по несколько булочек, фруктов или йогуртов, это моя боль. Мы даже как-то сделали таблички, чтобы люди так не поступали, ведь тогда кому-то не достанется еды.

Как-то говорила с одной женщиной, которая вообще берет еду с собой. Она говорит: ну меня дочь регистрирует на каждое мероприятие, я ей беру еду. А потом говорит: а хотите, я вам принесу пирожки? Я подумала, что действительно можно будет сделать мероприятие, где все принесут свою еду.

Как зарабатывают организаторы

— У нас с головным офисом есть соглашение, в рамках которого мы обязуемся делать мероприятия и не продавать на него билеты. То, что никогда не изменится, — бесплатный вход. А дальше — мы можем делать что угодно. У встреч может быть партнер. В Москве ребята сотрудничают, например, с «Нутеллой».

Мы с 2019 года делаем CreativeMornings в «Меге», это наш коммерческий проект. Когда они открывали станцию раздельного сбора, у нас выступала [авторка блога «Сельская надежда»] Надя Артес. Люди задавали вопросы об экологии, переработке. У нас с компанией максимально сходятся ценности.

Лайв-запись подкаста «Норм» в «Меге». Фото: CreativeMornings

К тому же у нас есть коммерческие интеграции с брендами. Мы, например, работали с «Призмой». Сейчас хочется развивать направление консалтинга. Мы что-то зарабатываем, но многое тратим на лекции. У нас есть стабилизационный фонд, который хранится у меня на карточке.

Кто делает CreativeMornings в Петербурге

— Изначально нас было пятеро: я, Ксюша Степанова, Сеня Титоренко, Стас Булацкий и Марат Раевский. В свое время очень активное участие принимала Кира Лазарева (она работала в агентстве Shishki, сейчас работает в Signal by ONY), в течение двух лет мы развивали проект вместе с Женей Захарковой («Бумага», «Учитель для России»).

Сейчас у нас есть чат Dream Team CM, в котором находятся 19 человек. По сути это волонтеры, но не могу их так назвать — они слишком клевые. Кто-то может писать посты в соцсетях, разложить еду перед лекциями, сдать пластиковые бутылочки на переработку. Это абсолютно разные люди, например ребята, которые ходили на лекции и в какой-то момент захотели помогать проекту. Как-то нам нужен был дизайнер, и я написала об этом в сториз: нам написала куча людей, готовых помочь бесплатно.

У всех есть основная работа. Я последние три года занималась пиаром и маркетингом на фрилансе, запускала школу «Сила ветра» в Петербурге, сейчас работаю в «Яндекс.Практикуме».

Почему проект не теряет популярность

— Формат CreativeMornings довольно необычный — это, в общем-то, челлендж. Встать пораньше, прийти на лекцию, потом можно похвастаться перед друзьями. Пускай это лекция не по ядерной физике, но ты послушал других людей, как они делают свою работу или справляются с проблемами, чем-то вдохновился.

Несмотря на то, что есть хайп на образовательные события, качественных не так много. Мы стараемся рассказывать о важных вещах, которые происходят в городе, реагировать на новости. Знаю, к нам на лекции ходят целыми компаниями, формируется сообщество, у кого-то здесь прошли первые свидания.

Думаю, мы остаемся востребованными, потому что всегда стараемся подбирать интересных спикеров. Даже если сотрудничество коммерческое, мы делаем интересный контент. Мы всегда будем делать так — это самое важное.

На наш пятый день рождения мы решили расшифровать лучшие лекции за пять лет и опубликовать их на отдельном сайте. Так появился сайт , который мы наполняем конспектами до сих пор. У него небольшая посещаемость, но это суперудобное хранилище всех текстов. Я помню, как сама перечитывала расшифрованные лекции, так интересно: ты вроде уже это всё слышал, но читаешь будто первый раз, вспоминаешь каким был тогда.

Как на CreativeMornings повлияла пандемия

— Последние наши офлайн-мероприятия прошли в феврале. Мы готовили лекцию на март, но всё отменили. Онлайн-лекций мы не планировали. В апреле стало понятно, что уже перенасыщение контентом и не хочется его множить. СМ во многом — атмосфера и люди. Классно, когда ты встаешь пораньше, идешь по пустому городу, встречаешь сонных ребят. А так ты просто встаешь пораньше и открываешь комп: можешь включить что угодно, не обязательно лекцию.

Онлайн-встреча с Вячеславом Полуниным. Фото: CreativeMornings

В мае было наше шестилетие, и мы решили, что не стоит проходить мимо праздника. Провели [совместную с московским CreativeMornings] лекцию со Славой Полуниным, и это было волшебно. Спустя несколько дней мы болтали с Димой Абрамовым, и он предложил продолжить делать онлайн двух столиц вместе, потому что от головного офиса из Нью-Йорка поступила рекомендация не устраивать офлайн-ивенты раньше осени. Это, конечно, не то же самое, что офлайн, но за лекцию со Славой Полуниным мы получили так много приятных комментов про магическое и волшебное утро, что решили, что можно и продолжать множить контент, если это кому-то так нравится.

Недавно мы запустили подкаст «Завтрак», который записывали еще до карантина и долго готовили к выпуску. Идея в том, что мы приходим к спикерам проекта и делаем с ними всё то, что они делают по утрам: готовим, бегаем, гуляем с собакой. Но это не наша кризисная мера, это просто затянувшийся продакшн.

Планов [офлайн] нет, я думаю, в ближайшее время мероприятия не запустятся. И, вероятно, будет ограничение по количеству людей, усиленные требования к санитарным нормам — вряд ли законодательно мы ограничимся антисептиками. Но я очень жду момент, когда можно будет собраться толпой хотя бы в 100 человек и послушать музыку ранним утром на красивой площадке. Пусть и с какими-то поправками.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Чем заняться в самоизоляции
«Вечерний Ургант», «Что было дальше?» и Юрий Дудь: YouTube составил список самых популярных видео 2020 года в России
Музыка для прогулок и отдыха в Петербурге теперь есть и в Spotify! Слушайте Lonely Island, Cream Soda и Джеймса Брауна в свежем плейлисте «Бумаги» 🎧
«Бумага» показывает спектакль фестиваля «Точка доступа» — это Zoom-конференция с незнакомцами, которые гуляют по Таллину, Нарве и Петербургу
На ютьюбе вышла первая серия нового сезона «Внутри Лапенко»
Как пережить первый год аспирантуры в США и можно ли стать физиком, если ты бухгалтер? Второй Science Сlub Online посвящен личным историям ученых
Как меняется Петербург
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
Почему Пулковский парк решили официально переименовать в Парк Городов-Героев?
Петербургский бизнес
Wildberries арендовала склад в Шушарах у «Всеинструменты.ру»
«Балтика» сохранила за собой право на бренд в семи странах
Учредитель петербургской NBCom Group Андрей Годунов погиб в Хибинах
Умер бывший вице-губернатор Петербурга Олег Виролайнен
С января в Петербурге начнут тестировать систему для взимания курортного сбора. Туристы начнут платить в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.