25 октября 2021

«В нашем городе всегда больше идей, чем возможностей». Борис Пиотровский — о паблик-арте и реакции горожан на современное искусство

Как петербургские власти работают с искусством, возможно ли у нас появление паблик-арта мирового уровня и что хорошего даже в негативной реакции на современные произведения? Об этом вице-губернатор Петербурга по культуре и спорту Борис Пиотровский рассказал на дискуссии фестиваля Art Weekend, организованной Паблик-арт центром. «Бумага» публикует главные тезисы выступления Пиотровского.

Борис Пиотровский

О том, как власти оценивают современное искусство в городе

— Роль органов исполнительной власти [вообще] и комитета [по культуре Петербурга] в том числе — не диктовать, какой должна быть культурная политика города, а воспринимать мнение общественности, экспертов из профессиональных сред, художников и кураторов. Такая работа по обсуждению является определяющей в культурной политике регулирования того, что происходит в городе.

Экспертное сообщество входит в комитет [по культуре] и строит диалог с представителями власти для того, чтобы они — представители власти — могли выработать механизмы и понимали, где какой паблик-арт должен находиться и что это о нем говорит. У нас много деятельности, основанной на экспертных советах. Это практически вся деятельность в оценке культурной составляющей. К ней не имеют отношения чиновники.

Есть несколько базовых вещей, которые я стараюсь продвигать в управлении. Первое — чтобы чиновники не имели никакого отношения к оценке художественной составляющей. И второе — быть прозрачным. Вы должны видеть, как это [произведение] оценивают, что мы с этим делаем, почему принимаем те или иные решения, как формируются экспертные комиссии, как они принимают решения, кто за ними стоит.

Моя цель — сформировать пространство плотного диалога, совместной работы кураторов и власти. Понятно, что всегда художники и кураторы будут представлять свое недовольство, говорить «вы всё делаете неправильно». Мы будем стараться делать лучше. Это совершенно нормальная жизнь, к которой мы вполне готовы и успешно в этом направлении взаимодействуем.

Об общественных дискуссиях на тему искусства

— Просветительская деятельность нужна, даже если не будет никакой культурной интервенции. Это в любом случае нужно делать, эти вещи не так сильно взаимосвязаны между собой. Если мы будем долго проводить семинары, паблик-токи, разговоры о важности современного искусства, то в какой-то момент современное искусство появится на географии города.

И да, всё равно будут недовольные. Это нормальная история всегда, когда появляется что-то новое, тем более искусство. Ведь то, что мы называем искусством, для других людей искусством не является.

Реакция общественности на [установленную на Болотной набережной в Москве скульптуру «Большая глина № 4» Урса] Фишера ожидаемая. Что мы должны делать с этой реакцией? Мы должны больше про это рассказывать.

«Большая глина № 4» Урса Фишера

Мне нравится в случае с Фишером, что это привлекло такое внимание. Это здорово, потому что сразу появился контекст, который можно обсуждать. Разные люди, в той или иной степени, больше или меньше погружающиеся в контекст современного искусства, стали высказывать свое мнение достаточно активно, рассказывать про то, что им нравится в современном искусстве, что для них современное искусство. Тем самым они сформировали диалог, потому что стало возможным отвечать, а не просто говорить «мы ничего не понимаем». Дискуссия приобрела осмысленный характер.

Важно, когда демонстрируешь такое искусство, его балансировать с другим, показывать разницу, предлагать кроме Фишера другие направления, чтобы люди могли сравнивать. Может, они посравнивают месяцок другой и скажут: «Нет, давайте нам еще парочку скульптур Фишера поставьте на набережной, нам так больше нравится».

Об идеях для Петербурга

— Безусловно, искусство должно появляться. Я считаю, что в городе нужна большая программа по развитию паблик-арта. У нас есть правила, мы не можем устанавливать скульптуры в исторической части. Экспертные советы, дискуссии здесь были бы правильные. В результате взаимодействия с кураторами, художниками у нас должен появиться единый подход и хороший паблик-арт в городе.

На сегодняшний день я испытываю нехватку этого общения [с аудиторией современного искусства]. Но, возможно, это не связано с обществом и арт-экспертами. Это связано с построением нашей системы власти, и здесь, возможно, нужно принимать решения для того, чтобы это изменить, чтобы интеграция художников во власть была больше. Хотя она не может быть слишком большой.

В нашем городе всегда больше идей, чем возможностей. Только так может жить культурная столица, потому что если бы у нас было возможностей больше, чем идей — это была бы катастрофа.

Идей много, отбирать их нужно, взаимодействовать с ними нужно. Мне хотелось бы, чтобы этого было больше. <…> Это как раз является задачей власти — нахождение баланса. Слышать и слушать нужно обязательно всех.

Что еще почитать:

  • Современное искусство — это дорого? А как купить? Кураторы, галеристы и художники отвечают на вопросы про российский арт-рынок и коллекционирование.
  • «Раньше элитарная культура давала статус. Сейчас его дают рваные джинсы». Интервью с Джоном Сибруком, автором книги «Культура маркетинга. Маркетинг культуры».

Фото на обложке: bpiotrovsky

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Современное искусство
«Весна, 2022». Показываем работу художницы Аси Маракулиной — об ужасе войны и надежде
Это открытая парадная у «Петроградской». Здесь панно современных художников соседствуют со столетней лепниной
Видели «средневековые» логотипы Lacoste, PlayBoy и других брендов? Поговорили с художником, который их сделал
Художник, создавший арт-объект в форме какашки на Марсовом, продает картины, чтобы оплатить адвоката
Петербургский художник создал логотипы Puma, Lacoste и Windows в стиле Средневековья 🤴
Свободу Саше Скочиленко
Сашу Скочиленко оставили в СИЗО, несмотря на заболевания и петицию с 135 тысячами подписей. Главное про апелляцию
«Наши солдаты не допустили бы бомбардировки мирных гражданских объектов». Допрос пенсионерки, которая написала донос на Сашу Скочиленко
Сашу Скочиленко, арестованную по делу о «фейках» про ВС РФ, перевели в новую камеру и обеспечили безглютеновым питанием
Что известно о травле Саши Скочиленко в СИЗО. Ее девушка узнала о запрете открывать холодильник и требованиях ежедневно стирать одежду
«У меня уже отняли семью. Что мне теперь терять?». Девушка Саши Скочиленко — о жизни после ее задержания и проблемах с передачами
Военные действия России в Украине
Власти Ленобласти заявили об еще одном погибшем в Украине военнослужащем — Илье Филатове
Россия ответит «сюрпризом» на заявку Финляндии на вступление в НАТО, Минобороны РФ заявляет о тысяче военных, сдавшихся в плен на «Азовстали». Главное к 18 мая
Вывоз военных из «Азовстали», пауза в переговорах и отказ Финляндии платить за газ в рублях. Главное к 17 мая
«Мне слишком дорого далась эта работа». Сотрудники российских независимых СМИ о военной цензуре и блокировках
В соцсетях пишут о переброске военной техники к границе с Финляндией. Что об этом говорят в ЗВО?
Экономический кризис — 2022
Bloomberg: ВВП России снизится на 12% в 2022 году. Это будет самый большой спад с 1994 года
Минпромторг утвердил список товаров для параллельного импорта в Россию. Что это значит?
«А остальным что?». В комздраве заявили о завозе в аптеки дефицитного лекарства «Эутирокс» — но не для всех. Обновлено
Власти подготовили список товаров для ввоза в Россию без согласия правообладателей. Что об этом известно?
Российским авиакомпаниям рекомендовали подготовиться к полетам без GPS. Рогозин предложил заменить эту систему на ГЛОНАСС
Давление на свободу слова
«Мне слишком дорого далась эта работа». Сотрудники российских независимых СМИ о военной цензуре и блокировках
«При молчании происходит всё самое страшное». Петербургская художница Елена Осипова — о нападениях во время антивоенных акций и реакции окружающих
Как писать письма в СИЗО? Рассказывает адвокат задержанной по делу о фейках об армии России Ольги Смирновой
Как силовики изобрели и опробовали новый метод давления на активистов — подозрение в лжеминировании. Истории 7 петербуржцев
Ходят слухи, что «Алые паруса» проведут без Ивана Урганта впервые за десятилетие. Это правда?
Хорошие новости
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
В Петербурге в 2022 году обустроят более девяти километров велодорожек
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.