15 октября 2021

Современное искусство — это дорого? А как купить? Кураторы, галеристы и художники отвечают на вопросы про российский арт-рынок и коллекционирование 🎨

Интерес к арт-рынку проявляют не только специалисты, но и горожане, далекие от индустрии. Мы попросили участников Art Weekend — петербургского события, объединяющего галеристов, кураторов и художников — рассказать, что нужно знать новичку в коллекционировании.

Правда ли современное искусство очень дорого стоит? По каким принципам выбирать произведения молодых художников? Где можно их купить? Как следить за новостями рынка?

На вопросы «Бумаги» ответили артист-менеджер 3120 gallery Ярослава Миненкова, куратор Лизавета Матвеева, социолог культуры Маргарита Кулева, художник Павел Игнатьев, куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург Анна Заведий и журналистка Марина Анциперова.


«Бумага» — информационный партнер Art Weekend.


📱 Информацию об интересных событиях публичной программы Art Weekend можно найти в нашем приложении PaperApp.

✉ А еще этому событию был посвящен последний выпуск культурной рассылки «Бумаги». Подписывайтесь — и читайте письма из архива!

Современное искусство правда такое дорогое?

Ценообразование в современном искусстве складывается из многих факторов: статуса галереи, идеи, техники, материалов, размеров конкретной работы и других аспектов. Например, произведения тиражной графики, существующие в нескольких экземплярах, всегда будут дешевле сложной тотальной инсталляции, отмечает куратор Лизавета Матвеева.
Важна и репутация художника, которая складывается из полученных им наград и количества выставочных проектов. Выставки за границей и экспозиции в крупнейших российских музеях повышают стоимость работ — и для начинающих коллекционеров произведения статусных авторов могут оказаться слишком дорогими. Так, рисунки Павла Пепперштейна обычно оцениваются в тысячи долларов, а одну из работ китайца Чжаня Хуаня на последней ярмарке Cosmoscow продали за 210 тысяч долларов.
Впрочем, произведения даже очень известных авторов стоят дешевле, чем недвижимость или предметы роскоши. К примеру, стоимость работы Марка Шагала вполне сравнима с ценой на вещи бренда Chanel, говорит доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Маргарита Кулева.
Ярослава Миненкова
менеджер по работе с художниками в 3120 gallery

— Как показывает практика последних лет, искусство становится более доступным для начинающих и любителей. Работы молодых, но уже зарекомендовавших себя художников (от графики до небольших объектов) можно приобрести [по цене] до 50 тысяч рублей. Это может стать началом коллекции — ярмарки и онлайн-маркеты предлагают хорошую площадку для подобных приобретений.

Лучше покупать напрямую у художников или в галереях?

Галереями называют арт-площадки, которые не только выставляют произведения искусства, но и продают их. Начинающим коллекционерам может показаться, что дешевле покупать работы напрямую у художников, но на деле это не совсем так. Зачастую галереи договариваются с авторами об общей ценовой политике: в этом случае стоимость работ в мастерской или на арт-ярмарке не будет сильно отличаться от цен на произведения того же художника в галерее.
Авторы стараются не нарушать подобные договоренности, поскольку именно галеристы показывают их работы музейным кураторам и коллекционерам, а также помогают в производстве новых работ. «Не каждый художник согласится продавать работу дешевле [чем в галерее] из мастерской. Это не очень разумно: галерея вкладывается в повышение твоей стоимости, а ты сам себя топишь», — пояснил художник Павел Игнатьев.
Галереи выгодны и покупателям: эти площадки решают юридические и логистические вопросы, а также гарантируют чистоту сделки. Кроме того, коммерческие арт-институции служат своеобразным фильтром, который фокусирует внимание коллекционеров на самых важных и интересных работах.
Марина Анциперова
журналист, автор телеграм-канала о покупке молодого искусства @shitart и курса для молодых коллекционеров «Собери их всех»

— Чтобы совершать прямые покупки, нужна насмотренность: даже из художников с долгой историей выставок в вечность возьмут не всех. Распознать в независимом или начинающем художнике потенциал для действительно большой карьеры сможет только искушенный глаз. А галеристы и дилеры служат если не гарантией, то хотя бы обещанием, что художника, которого вы у него покупаете, ждет большое будущее. Как минимум они для этого предпримут все возможное.

А если у меня нет сотен тысяч рублей на искусство?

Художник Павел Игнатьев рекомендует начинающим собирателям присмотреться к графике: как печатной, так и уникальной. Цены на нее ниже, чем на живопись, а рисунки делают практически все художники — даже скульпторы и те авторы, которые работают прежде всего в жанре перформанса.
Павел Игнатьев
художник

— Цены на современное русское искусство несопоставимы с топовыми европейскими, американскими или китайскими художниками. В Европе хорошая живопись стоит 5 или 15 тысяч долларов (350 тысяч и миллион рублей по действующему курсу — прим. «Бумаги»). В России есть задорная графика за 5 тысяч рублей или молодая живопись за 200 тысяч.
Цены на современное искусство очень подвижны и изменчивы: например, работы Алексея Дубинского после выставки в Московском музее современного искусства ММОМА подорожали в два раза, говорит журналистка Марина Анциперова.
Интересной молодой художницей она считает Алису Глазун, участвовавшую в Уральской и Молодежной биеннале. Небольшие работы Глазун сейчас можно купить за 40–50 тысяч рублей. Произведения менее известных художников с небольшой выставочной историей обойдутся еще дешевле — например, в 10 тысяч рублей. Впрочем, их перспективы будут зависеть от очень многих вводных: амбиций и энергичности самого художника, участия в его судьбе известных кураторов. Предсказать такие факторы на ранних этапах бывает сложно.

Как выбирать работы для коллекции?

Опрошенные «Бумагой» эксперты рекомендуют коллекционерам развивать собственный вкус и верить в него. Знать арт-рынок полезно, статус и репутацию авторов нужно иметь в виду, но для личной коллекции нужны работы, которые нравятся именно вам.
«Я считаю, что отношения с работой — как отношения с человеком. Вам с ней нужно жить рядом, смотреть на нее каждый день, с ней считаться и о ней думать. Если вы не будете ее любить, это будет сложно», — рассказала журналистка Марина Анциперова. «Если это коллекция по любви и для себя, то я считаю, что можно не ориентироваться вообще ни на что, кроме своего ощущения. Знаю кучу примеров, когда человек без специализированного образования и насмотренности интуитивно выбирал классное», — согласна с ней Анна Заведий, куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург.

За чем следить, чтобы разобраться в арт-рынке?

Собеседники «Бумаги» рекомендуют коллекционерам изучать новости российского и мирового арт-рынка, а также следить за крупными событиями и образовательными проектами. Публикации о современном искусстве на русском языке можно найти в изданиях The Art Newspaper, «АртГид» и Colta.
Не лишним будет и изучение аукциона Vladey, фейсбук-группы «Шар и Крест» и других подобных платформ — там можно увидеть, какое искусство продается, и ознакомиться с порядком цен.
Анна Заведий
куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург

— Если хочется начать разбираться глубоко, то стоит посматривать за работой выпускников школ современного искусства: ИПСИ, Школы Родченко, «Про Арте». Если же нет цели углубленного ресерча, то я бы посоветовала следить за ярмарками молодого искусства вроде Blazar, платформами вроде obdn и YABA world, за Уральской биеннале и Московской биеннале молодого искусства.
Следить за индустрией можно и офлайн. Для этого эксперты рекомендуют ходить по галереям и студиям художников — во время экскурсий с авторами можно познакомиться, а также понаблюдать за их работой. Обратить внимание стоит и на сообщества и клубы коллекционеров.

А что с зарубежными авторами и NFT-искусством?

Приобрести работы иностранных художников можно не только на крупнейших российских арт-ярмарках и в галереях, но и в интернете. Наиболее известной онлайн-платформой является Artsy, хотя есть и другие аналоги: все такие площадки предлагают покупателям услугу доставки, хотя это и может стоить довольно дорого.
Кроме того, онлайн можно приобрести модный NFT-арт — цифровое искусство на основе уникальных токенов, которым заинтересовался даже Государственный Эрмитаж. Площадок для продажи NFT довольно много, наиболее известными считаются Foundation, OpenSea и Rarible. Но некоторым пользователям они могут показаться сложными из-за специфики их работы, предупреждает социолог культуры Маргарита Кулева.
Маргарита Кулева
социолог культуры, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, руководитель Отделения дизайна и современного искусства

— Покупать и продавать [там] можно только за эфиры, то есть нужно сначала завести кошелек и разобраться в технологиях. Рынок, конечно, очень нестабильный, и именно заработать на нем вряд ли получится. Все-таки покупка NFT-искусства это больше про статусный символ.

Покупка современного искусства — хорошая инвестиция?

Возможен в коллекционировании и инвестиционный подход, когда та или иная работа приобретается с расчетом на дальнейший рост ее стоимости. Но такая тактика вряд ли подойдет начинающим: без консультаций со стороны участников рынка вы вряд ли справитесь. «Для поиска искусства с потенциально растущей ценностью лучше обращаться к профессионалам», — уверена куратор специальных программ ГЦСИ Санкт-Петербург Анна Заведий.
Кроме того, инвестиции в искусство остаются рискованным вложением даже на самых стабильных рынках, например на лондонском или нью-йоркском. «Понятно, что работы Модильяни не могут драматически упасть в цене, но мы все-таки говорим о других суммах», — отметила социолог культуры Маргарита Кулева.
Лизавета Матвеева
куратор

— Если есть желание заработать на искусстве, то, нужно вливаться в рынок, смотреть, общаться, ездить на ярмарки. Если же есть желание за счёт искусства привнести что-то новое в свою жизнь, то я бы советовала нарабатывать насмотренность. Наверняка то, что нравится вам в начале вашего пути, через несколько лет будет касаться наивным.
Также не стоит забывать о специфике российского арт-рынка. Он не такой сформированный и сложившийся, как в западных странах, а само российское искусство не слишком сильно вписано в международный контекст. По словам художника Павла Игнатьева, существуют еще и проблемы перепродажи: на вторичном рынке работы могут стоить меньше, чем при первоначальной покупке.
«На русском искусстве вы вряд ли заработаете миллионы в ближайшие годы. Но нужно понимать, что покупая искусство, вы поддерживаете художников и среду. Художники — это одна из самых уязвимых групп», — резюмирует куратор Лизавета Матвеева.

Фото на обложке: 3120 Gallery

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Это онлайн-выставки петербургского стрит-арта — в формате бродилки по бывшему заводскому зданию
На какие выставки обратить внимание в декабре. Гравюры Дюрера, откровенные снимки фотографа Ньютона и стрит-арт онлайн
В Русском музее пройдет выставка художников с ментальными особенностями. Какие работы там можно увидеть
Афиши, архивные документы и восстановленная версия фильма «Молох». «Ленфильм» готовит выставку, посвященную творчеству Александра Сокурова
ГМЗ «Царское Село» 29 декабря бесплатно пустит всех Елизавет в честь дня рождения основательницы
Четвертая волна коронавируса
В России зарегистрировали первые случаи заражения омикрон-штаммом
Вижу новости, что Петербург в лидерах по коллективному иммунитету к COVID-19. Это правда?
Росстат: в октябре скончалось 2565 петербуржцев с коронавирусом. В отличие от всей России это не максимум
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Новый год — 2022
Глава комздрава заявил, что для «спокойного» Нового года нужно привить еще 400 тысяч петербуржцев
Посмотрите на главную городскую ель — могучую и пушистую. Скоро она появится на Дворцовой 🎄
«Яндекс.Музыка» подвела итоги года. Самым популярным треком стала «Птичка», а исполнителем — Моргенштерн
В «РЖД» объявили новогоднюю распродажу. Билет на «Сапсан» в Петербург будет стоить 2022 рубля
На Новой Голландии каждую зиму работают фигуристы в костюмах. В этом сезоне они нарядились в виде диско-шаров 🥳
Как меняется Петербург
«Исторически Петербург — город пастельных тонов». Как планируют изменить цвет фасадов Зимнего дворца
«Перекресток» начал тестировать формат небольших магазинов. Когда они откроются в Петербурге?
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Вакцинация от коронавируса
Глава комздрава заявил, что для «спокойного» Нового года нужно привить еще 400 тысяч петербуржцев
Вижу новости, что Петербург в лидерах по коллективному иммунитету к COVID-19. Это правда?
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Ян Дворкин — открытый трансгендерный человек. Обсуждаем переход, каминг-аут и реакцию на хейтеров
Зачем развивать бизнес-мышление, если вы не предприниматель? Слушаем лекцию о прогнозах, рисках и кризисах
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.