В Мариинском — балет с кокошниками Юлдус Бахтиозиной и опера с Лисой в гробу. Какой вышла «Байка. Мавра. Поцелуй феи» на музыку Стравинского

В конце сезона Мариинский театр представил программу сочинений Игоря Стравинского «Байка. Мавра. Поцелуй феи». Режиссером вечера выступил лауреат «Золотой маски» Максим Петров, над костюмами работала художница Юлдус Бахтиозина. 

«Бумага» рассказывает, как один вечер объединил оперу, балет и «представление с пением и музыкой», что делает постановку сочинений столетней давности современной и почему это одна из главных премьер сезона.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.

Место: Мариинский-2

Следующие показы: 29 и 30 сентября

Ссылка: mariinsky.ru

Что собой представляет спектакль?

Программа вечера состоит из четырех частей. В первую входят «Байка» — «веселое представление с пением и музыкой», пьеса «Пять пальцев» и опера «Мавра», во вторую — балет «Поцелуй феи». Все произведения написаны Игорем Стравинским, но в разные периоды его творчества — «русский» у «Байки», переходный у «Мавры» и «неоклассицистический» у «Поцелуя феи».

Режиссером спектакля выступил хореограф Максим Петров, чей балет «Русские тупики II» на музыку Настасьи Хрущевой в этом году был награжден «Золотой маской». Вместе с Петровым над программой работала Альона Пикалова — она создавала сценографию, художницей по костюмам выступила Юлдус Бахтиозина — ее фильм «Дочь рыбака» вошел в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля. Константин Бинкин стал художником по свету, а мультфильм для «Байки» создал Сергей Рылко.

Максим Петров
хореограф и режиссер спектакля

— В начале появилась «Мавра». Когда мы поняли, что она слишком короткая, чтобы идти одним актом, я вспомнил, что во время премьеры «Мавра» шла в один вечер с «Байкой». Мы решили попробовать сделать так же, но столкнулись с необходимостью паузы — у сочинений разный состав оркестра. Тогда мы придумали музыкальный антракт — пьесу «Пять пальцев». Соединить «Мавру» и «Байку» было немного необычной идеей и тогда [во время премьеры] — у них и разное время написания, и немного разные задачи у музыки. Мы, по сути, решили эти спектакли как один: между ними много связей, одно вытекает из другого, несмотря на то, что их разрывает музыкальный антракт. Но главный персонаж программы — Игорь Федорович Стравинский. Его музыка до сих пор является катализатором для хореографов. Она до сих пор современна и, мне кажется, будет современна еще долго. И, возможно, еще долго будет не понята.

Опера «Мавра». Фото: Наташа Разина / Мариинский театр

Что особенного в постановке?

Несмотря на различия в жанрах и времени написания сочинений, программа представляет собой цельный проект, а не набор отдельных номеров. «Я очень хотела бы, чтобы зритель воспринимал эту постановку как единый продукт», — комментирует программу Юлдус Бахтиозина.

Все сочинения объединены общей палитрой. У «Байки» и «Мавры» есть и сквозные герои: Стравинский и Дягилев, а также Лиса — главная героиня «Байки» и комическое дополнение в «Мавре», где она то бегает со скалкой, то проезжает на самокате, то вылезает из гроба. Сценография, созданная Альоной Пиколовой, предполагает сразу несколько мест действия. В «Байке» их вообще четыре, и сюжетные линии порой развиваются во всех одновременно — выделить центральную помогает световое решение.

Константин Бинкин
художник по свету

— Программа вечера прекрасна тем, что каждое произведение обладает своим стилистическим решением. В «Байке» несколько мест действия, «Мавра» более статична, «Поцелуй феи» — динамична феерия событий, которые сменяют друг друга, но укладываются в обозначенные стилистические границы.

Балет «Поцелуй феи». Фото: Александр Нефф / Мариинский театр

Программа «Байка. Мавра. Поцелуй феи» стала первым опытом сотрудничества Юлдус Бахтиозиной с Мариинским театром и в принципе с неоклассическим балетом. Ранее художница, которую называют «амбассадором славянской эстетики в Европе», работала только с современным танцем, в частности в Royal Opera House в Лондоне. «Байка. Мавра. Поцелуй феи» стала также первым режиссерским опытом для хореографа Максима Петрова.

Максим Петров
хореограф и режиссер спектакля

— Я первый раз участвовал в постановке спектакля как режиссер, но моя задача не была привычной режиссерской. Я, как хореограф, старался понять, как работать — или не работать — с телами оперных артистов. Задача была убрать лишние движения, оставить только прекрасные голоса и музыку Стравинского, остальное перевести в танец. Скупость и минимум движений — это всегда самое сложное.

Почему нужно увидеть этот спектакль?

Спектакль, объединяющий разные жанры и музыку разных периодов, был, по словам художника по свету Константина Бинкина, «интересным челленджем» еще на этапе обсуждения. А стилистические решения, визуальная насыщенность и современность языка делают постановку еще и художественно актуальной. «В рамках постановки не нашего времени мы говорим о нашем времени», — говорит Юлдус Бахтиозина. По реакции критики и публики театра уже сейчас понятно, что «Байка. Мавра. Поцелуй феи» — одна из самых ярких премьер музыкального театра Петербурга, возможно, не только этого сезона.

Три факта о спектакле

  1. Программа «Байка. Мавра. Поцелуй феи» приурочена к году Стравинского, объявленного Валерием Гергиевым в Мариинском театре. К этому году в буфете театра также появился коктейль «Стравинский». Название отсылает к одноименному бару при римском отеле Hotel de Russie, откуда была заимствована идея смешать просекко с гранатовым соком.
  2. У всех трех произведений в программе есть литературная основа. «Поцелуй феи» создан по мотивам сказки Андерсена «Ледяная дева», опера «Мавра» — по «Домику в Коломне» Пушкина, а в основу «Байки» легли русские сказки из сборника Афанасьева.
  3. Балет Стравинского посвящен Петру Чайковскому. Композитор писал его к 35-летию со дня смерти Петра Ильича и использовал в ней как интонации, свойственные Чайковскому, так и прямые цитаты из его фортепианных миниатюр и романсов. В постановке Петрова в чертах главного героя также можно узнать Петра Чайковского.

Что еще почитать и посмотреть по теме?

В «Коммерсанте» вышла рецензия Татьяны Кузнецовой, которая рассказывает о премьере, отмечая некоторую скованность хореографии. А вот текст Анны Галайды для «Российской газеты» и материал Гюляры Садых-заде — для издания Сolta.

О том, каким было сотрудничество Стравинского и Дягилева, персонажи которых появляются в первой части программы, можно прочитать в объемной и легко написанной книге «Дягилев. „Русские сезоны“ навсегда» Шенга Схейена.  


🎭 Подписывайтесь на культурную рассылку «Бумаги» и получайте наше еженедельное письмо с тремя событиями в Петербурге, которые стоят ваших времени и денег.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.

Вся лента

все новости
Что смотреть в театрах Петербурга
«Невидимый театр» Семена Серзина открывает собственную площадку на Кожевенной линии
В новом сезоне МДТ представит зрителям четыре премьеры. Их ставят Лев Додин, Борис Павлович и Яна Тумина 🎭
Что смотреть в БДТ в новом сезоне — спектакли по текстам Шукшина и Хармса и «Преступление и наказание» японского режиссера
Когда БДТ откроется после ремонта? В театре рассказали, как идут работы
В Петербурге раз в год можно пройти маршрут из повести «Старуха» Хармса. Автор спектакля-променада рассказывает, как появился проект и кто его делает
Четвертая волна коронавируса
В Петербурге за неделю в два раза выросло число школьных классов, которые перевели на удаленный режим. Теперь их больше 100
В Петербурге продлили ограничения из-за коронавируса до 31 октября. Органы власти должны поддерживать количество вакцинированных в коллективе на уровне 80 %
Вероятно, в Петербурге началась четвертая волна COVID-19. Показатели растут, власти разворачивают койки, а медики жалуются еще и на пневмонии и ОРВИ
Роспотребнадзор: в 36 регионах России интенсивно растет заболеваемость коронавирусом. Согласно аналитике, в Петербурге — на 17 % за неделю
The Bell: режиссера Андрея Звягинцева ввели в искусственную кому после перенесенного коронавируса; его состояние улучшается
Как меняется Петербург
Что известно о продаже зданий на территории Речного яхт-клуба. Там могут провести редевелопмент — но клуб обещают сохранить
«Дом книги» может съехать из дома Зингера на Невском проспекте. Книжный магазин выселяет собственник, пишет «РБК»
Что собираются реализовать в Петербурге по проекту «Твой бюджет»? Вот 12 инициатив, за которые можно проголосовать
Жители Коломны второй день приносят на избирательные участки кофе и домашнюю еду. Как проходит акция «Сытый наблюдатель»
Как в Петербурге открывались креативные пространства и почему сейчас они появляются всё реже. Главное из доклада о новой культурной географии
Выборы-2021
Беглов освободил от должности двух вице-губернаторов, двух глав районов и председателя комитета по социальной политике. Они станут депутатами Закса
Как Элла Памфилова уже пять лет воюет с петербургским избиркомом из-за выборов. Хроника
В России к следующим выборам появится единая система онлайн-голосования
ЦИК потребовала отменить итоги голосования на выборах в ряде избирательных участков Петербурга и обратилась в СК и Генпрокуратуру
Московские оппозиционные кандидаты в депутаты анонсировали общероссийскую акцию протеста против итогов выборов
Вакцинация от коронавируса
Вероятно, в Петербурге началась четвертая волна COVID-19. Показатели растут, власти разворачивают койки, а медики жалуются еще и на пневмонии и ОРВИ
Производство «КовиВака» приостановили из-за модернизации оборудования, сообщил «Коммерсантъ». Разработчик говорит, что работы уже завершены
Роспотребнадзор: в 36 регионах России интенсивно растет заболеваемость коронавирусом. Согласно аналитике, в Петербурге — на 17 % за неделю
Женщина приставала к пассажирам петербургского метро с вопросом о вакцинации. Всех привитых она назвала «дураками»
Блогера из Петербурга будут судить за видео с фейками о коронавирусе. Он утверждал, что применение вакцины приводит к смерти
Коллеги «Бумаги»
Кто реально победил на выборах в Госдуму? В чем не правы противники «Умного голосования»? Как были устроены фальсификации?
Как протест против ввоза мусора из Москвы пробудил в ярославцах интерес к экологическим проблемам
Как «Независимая ассоциация врачей» отговаривает россиян прививаться
Гид по пригородам Петербурга
Прогулки с видом на реку, 100-летняя ГЭС и краеведческий музей в доме инженера — приезжайте в Волхов
В Петяярви — маршрут для долгой бодрой прогулки и идеальные места для пикников. Осмотрите заброшенную финскую ГЭС с водопадом и лесные озера
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
Подкасты «Бумаги»
Вместе со школы❤️ Выпуск про первые отношения и неловкие романы
«Твой умный кореш»: слушайте подкаст «Бумаги» — с историями про безумный автостоп, жизнь с пятью детьми и отказ от алкоголя
Как создать идеального робота и не породить корпорацию зла? Придумываем правила для искусственного интеллекта в первом видеовыпуске подкаста Science Bar Hopping!
Безумный автостоп по Балканам и Дагестану — обсуждаем вдохновляющие и опасные истории о путешествиях в одиночку 😎
Зачем общаться с хейтерами и что делать, если вам пишут тысячи оскорблений в соцсетях? В подкасте «Все мы медиа» говорим про хейтерские атаки 😡
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.